Игра «Единственное и множественное число».
- Сейчас мы будем учиться различать единственное и множественное число имён существительных.
Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши один раз, если это единственное число; два раза – если множественное число.
Рука, заяц, дети, ноги, ухо, рак, дома, дерево, медведи, лиса, стулья, ножницы, брюки.
III. Предлоги и союзы. Слова, противоположные по значению. Имена собственные.
Рассмотрите схемы предложений внизу стр. 19.
– Героев каких сказок вы здесь видите? Что о них можете сказать?
– Прочитайте предложения по схемам.
– Что заметили в предложениях? (Буква а, запятая.)
– Чем является буква а в предложениях? (Союзом.)
– Что стоит перед союзом а? (Запятая.)
Запомните: перед союзом а всегда ставится запятая.
– Какое значение имеет союз а в этих предложениях? (Противопоставление.)
– В русском языке этот союз называют противительным.
– Что можно сказать о словах, которые вставили в первое предложение? (Это слова большой – маленький, они противоположные по значению.)
– Какие слова пропущены во второй схеме? (Злой – добрая.)
– Можно ли сказать, что они противоположные по смыслу? Почему?
– Назовите слова, противоположные по смыслу, в третьем предложении. (Весёлый – грустный, смеётся – плачет.)
Вывод: в русском языке много слов, противоположных по значению. Они называются АНТОНИМЫ. Но запоминать это слово необязательно.
Имена собственные.
А) - Почему некоторые слова в схемах предложений пишутся с большой буквы? (начало предложений, имена: Буратино, Пьеро, Карабас - Барабас, Тортила)
Б) работа со схемами слов внизу стр. 19.
- Отгадайте, чьи это имена?
Дети рассматривают схемы слов.
– Почему в этих схемах первый прямоугольник большой?
– Какой из этих героев вам больше всех нравится? Почему?
– Кто из них может быть лишним? Почему?
– На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи являются?
– Определите число этих существительных. Объясните своё мнение.
– Придумайте предложения со словами Буратино, Алиса, Артемон, в которых будут слова с противоположным значением.
- Найдите гласные звуки в схемах слов, раскрасьте их в схеме.
Физкультминутка: музыкальная под музыку из К/ф «Приключения Буратино».
IV Понятие «многозначные слова»
Работа с учебником «Я читаю?» Стр. 6.(верхн. часть).
- Соедините картинки и соответствующие схемы слов.
– Что заметили? (Два предмета называются одним словом.)
– В русском языке есть слова, которые обозначают разные предметы, но называются одним словом. Это многозначные слова.
Звукобуквенный анализ слов:
– Назовите гласные звуки в этих словах.
– Какими буквами они обозначены?
– Составьте с каждым словом предложения и начертите схемы этих предложений. (в тетрадях для схем)
Коллективное выполнение.
V. Повторение изученного. Работа с учебником «Я читаю?» (с. 7).
Догадайтесь, где написано название этих животных. Подчеркните его.
– На какой вопрос отвечает это слово? Какой частью речи является?
– В каком числе стоит слово раки? Докажите.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите слова, противоположные по смыслу.
– Как определить число существительных?
– Приведите примеры слов в единственном и во множественном числе.
Урок 11. ЗВУКИ [Ы], [И], БУКВЫ , И, и, ы. ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ (Азбука, с. 20, «Я читаю?», с. 8)
Цели: познакомить с буквами Ии, ы, звуками, которые их обозначают; показать роль гласных и, ы после согласных.
Ход урока
I. Повторение.
- Из чего состоит речь? Как на письме показывают начало предложения?
- Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
На доске:
– Что можете сказать об этих схемах, чем они похожи и чем отличаются?
– Какое задание можно предложить?
– Составьте к схемам предложения.
– Чем являются в предложениях буквы к, а?
– Какую роль играют предлоги в словах? А союзы?
Работа в тетрадях: (для печатания схем)
- Начертите схемы предложений.
Катя и Алёна подруги.
Девочки ходят в одну школу.
Проверка и оценивание.
- А из чего состоят слова? Какие бывают звуки? (ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ)
II. Актуализация знаний, формулировка темы урока.
Упр-е на развитие фонематического слуха.
-Сейчас я прочитаю вам стих- я, а вы скажете какие звуки в них чаще повторяются?
Идёт, Идёт Индюк Играть,
И Индюшат Идёт Искать.
У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр.
СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр.
2. -Какие это звуки? Гласные или согласные? А какими буквами обозначаются эти звуки на письме? Мы их уже учили?
3. – попробуйте определить ТЕМУ урока. (Знакомство с буквами Ы и И)
III Знакомство с буквой Ы.
Игра «На что похожа буква?»
А) иллюстрации из «Весёлой Азбуки»
Учитель показывает букву Ы.
– На что похожа эта буква?
Мнения детей.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы,
Все вы знать её должны.
Б) иллюстрации в Азбуке (верх стр. 20)
Игра «Узнай звук».
– Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [ы], хлопайте в ладоши.
Кубик, бык, буквы, ворота, прыгалка, рысь и др.
– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы].
Дети не смогут назвать таких слов.
– Давайте попробуем найти слова на [ы] в словаре.
Можно взять словарь С. И. Ожегова или любой другой, но обязательно толстый словарь.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: в русском языке нет слов, которые начинаются с Ы.
3. - Найдите на иллюстрации (верх стр. 20 в Азбуке) слова, в которых есть звук ы.
Напечатайте в тетрадях по чтению букву Ы.
III. Знакомство со звуком [и] и буквами И, и.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|