Чтение истории, записанной пиктограммами.
– Посмотрите на рисунки и схемы вверху страницы. Что это, как назвать одним словом? (Это пиктограммы.)
- кто главные герои этой истории? В каких сказках есть лиса?
– Прочитайте историю.
– Сколько предложений вы прочитали? Докажите.
– Что в каждой схеме означает ?
– Чем заканчиваются предложения?
– Можно ли сказать, что у вас получился рассказ? Почему?
2. Знакомство с короткими словами от, а, у.
- Что, кроме рисунков, вам помогло прочитать предложения? (Буквы а, у и от – слово.)
У и от – это не просто буквы, это слова, которые в русском языке называются предлогами.
– Всего предлогов в русском языке около 200. Но вам необходимо будет запомнить только те, которые чаще всего встречаются в речи.
– А для чего нужны предлоги?
– Закройте у и от. Прочитайте ещё раз предложения.
Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении.
– Что можно сказать о слове а?
– А вот а – это союз.
– Что заметили перед союзом а? (Запятую.)
– Запомните, что в предложениях перед союзом а всегда ставится запятая.
– А для чего нужны союзы?
Мнения детей.
– Союзов и союзных слов в русском языке около 250.
– Но чаще всего вы будете встречаться с союзами: а, и, но, да, или. Перед союзом но тоже всегда ставится запятая.
Вывод: союзы связывают части предложения.
Наблюдение за словами, противоположными по значению (антонимами).
– Что произошло с лисой, когда она не поймала зайца? (Лиса плакала.)
– А что делал заяц? (Заяц смеялся.)
– Что можно сказать о словах плакал – смеялся?
– Какие они по значению (смыслу) –близкие или противоположные?
Такие слова в русском языке называются антонимами.
– В каком ещё предложении есть слова, противоположные по смыслу? (У лисы горе, у зайца радость.)
Физкультминутка: Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
В) Работа с пособием «Я читаю?» (с. 6).
Самостоятельное чтение рассказа (работа в парах).
1. Прочитайте предложения (нижн. часть).
– Сколько предложений прочитали? Докажите.
– Назовите в предложениях предлоги.
– Какие ещё слова, кроме предлогов, заметили? (Союз.)
Г) Разгадывание ребусов. (Внизу стр. 7.)
Ребусы.
– Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал такое слово – ребус. Что оно означает?
Ребус – это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусе изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображённые предметы и понять, какой знак что изображает.
Ребусы – это те же пиктограммы. Они возникли очень давно, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов.
– Давайте попробуем прочитать ребусы.
– Кто догадался, какие слова здесь спрятали? (удача, улица, лак).
– Какое слово лишнее? Почему? (Лак – в нём три звука, а в двух других – пять; удача и улица начинаются со звука [у], а лак – с другого.)
2. Придумайте предложения со словами удача, улица, лак.
Звукобуквенный анализ слов.
Ветер
Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Дети имитируют дуновения ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова тише, тише дети приседают, на выше, выше – выпрямляются.
Д/З -Дома попробуйте разгадать ребусы в Азбуке на стр. 18.
Работа с учебником (Азбука, с. 18).
- Выполнение рисуночно – буквенных узоров.
Работа карандашом.
– Продолжите ряд в том же порядке.
– Что можете сказать о буквах? (заглавные, печатные, одинаковые элементы)
– Почему нарисовали арбуз?
V. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке? (предлоги и союзы, противоположные по смыслу слова, ребусы)
– Назовите предлоги и союзы, с которыми познакомились сегодня на уроке.
– Для чего нужны предлоги? Союзы?
– Приведите примеры слов с противоположным значением.
Урок 10. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ТАКОЙ – ДРУГОЙ. СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Многозначные слова и слова – омонимы. (Азбука, с. 19, «Я читаю?», с. 6 - 7)
Цели: познакомить с именами собственными; дать понятие «многозначные слова», Формировать умение находить слова, противоположные по смыслу. Продолжить работу по знакомству с предлогами и союзами.
Ход урока
I. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения? Как на схеме обозначают первое слово? Почему?
- А какие слова ещё нужно писать с большой буквы?
Объявление темы урока:
- Сегодня мы будем читать пиктограммы с такими словами и ещё много узнаем нового, в конце урока подведём итог новым знаниям.
II. Имена собственные, Единственное и множественное число.
1. Работа с учебником (с. 18).
– Давайте вспомним историю о лисе и зайце, с которой мы знакомились на прошедшем уроке.
Дети ещё раз читают предложения по схемам.
– В каких предложениях есть слова, которые противоположны по смыслу? (Плачет – смеётся, горе – радость.)
- А какие слова записаны буквами, а не нарисованы? Что это за слова? Для чего нужны? (предлоги и союзы)
Работа с учебником (с. 19).
– Рассмотрите рисунки (вверху страницы).
– Что вы о них можете сказать? (Здесь нарисованы сказочные герои.)
– Эти картинки к одной сказке? Почему? («Маша и медведь», «Три медведя».)
– Составьте схемы названия этих сказок.
– С какой буквы нужно писать название сказки? Почему?
– Названия сказок, рассказов, мультфильмов и т. д. пишутся с большой буквы.
Дети чертят схемы на доске и в учебнике.
– А знаете ли вы другие сказки, в которых герои – медведи? Назовите.
– Что общего в картинках? Чем отличаются?
Дети называют общее и различия.
- Сколько медведей в сказке «Маша и медведь»? а в сказке «Три медведя»? что можно сказать о словах: МЕДВЕДЬ и МЕДВЕДИ? (единственное и множественное число)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|