|
МАЙ, 1-я неделя. «ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ»
Разделы работы
| Дни недели
|
понедельник
| вторник
| четверг
| пятница
| Лексика. Связная речь. Грамматика
| Беседа по картине «Поздняя весна». Новая лексика. Домино «Весенние цветы»
| Комплексное занятие из
цикла «Развивающие
сказки».
Путешествие в сказку
«Как кузнечик помогал
слабым»
(№8)
| Развитие связной речи. Пересказ рассказа «Звери весной»
| Развитие связной речи. Рассказ о поздней весне по опорным словам
| Общая и мелкая моторика
| Координация речи с движением. «Солнышко»
|
Мелкая моторика. Штриховка изображения ландыша. Тетрадь № 1, с. 29
| Мелкая моторика. «Весна». (№ 10, с. 333. № 10, с. 191)
| Развитие навыков языкового анализа и синтеза
| Фонематический анализ «Вспомни названия цветов со звуком [р]»
|
Придумывание предложений о весне по данным схемам
| Слоговой анализ слов — названий весенних цветов
| Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание
| Работа над четкостью дикции, речевым дыханием. Проговаривание пословиц о весне
|
Слуховое внимание. «Когда это бывает?» (№ 10, с. 333)
| Слуховое внимание. «Подскажи словечко». (№ 10, с. 334)
| Грамота
| Ребус «Фиалка». Тетрадь № 1, с. 29
|
«Печатание» предложения: Весной много цветов
| Кроссворд «Весенние цветы»
| Работа над слоговой структурой слова
| Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой
| Звукопроизношение
| Автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков. Игра «Солнышко»
|
МАЙ, 2-я неделя. «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»
Разделы работы
| Дни недели
|
понедельник
| вторник
| четверг
| пятница
| Лексика. Связная речь.
Грамматика
| Развитие связной речи. Пересказ рассказа «Прилетели грачи»
| Развитие связной речи. Рассказ по картине «Грачи строят гнезда»
| Грамматический строй речи. Сущ. с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят. «У кого кто?» (с мячом)
| Развитие связной речи. Отгадывание и толкование загадок
| Обшая и мелкая моторика
| Координация речи с движением. «Веснянка»
| Мелкая моторика. Штриховка. Тетрадь № 1, с. 30
| Координация речи с движением. «Ласточки»
| Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
| Развитие навыков языкового анализа и синтеза
| Слоговой анализ слов — названий перелетных птиц. Работа с раздаточным материалом
| Фонематический анализ. Вспомнить названия перелетных птиц со звуком [л']: лебедь, журавль, кулик
| Звуковой анализ названий птиц. «Волшебные
слова»
| Составление предложений о перелетных птицах (по предложенным схемам)
| Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание
| Работа нал четкостью дикции, речевым дыханием. Скороговорка
| Работа над звукопроизно-шением. Поговорки
| Зрительное внимание. «Кто лишний?» (перелетные и зимующие птииы)
| Слуховое внимание. «Подскажи словечко»
| Грамота
| Кроссворд «Перелетные птицы»
| «Печатание» предложения: Птицы вьют гнезда
| Ребусы по теме
| Чтение предложений о перелетных птицах
| Работа над слоговой структурой слова
| Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой
| Звукопроизношение
| Автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков. Игра «Веснянка»
|
МАЙ, 3-я неделя. «МЫ ЧИТАЕМ. А.С.ПУШКИН»
Разделы работы
| Дни недели
|
понедельник
| вторник
| четверг
| пятница
| Лексика. Связная речь. Грамматика
| Беседа о творчестве поэта. Рассматривание портрета и книги сказок. Рассказывание детьми отрывков, заученных дома
| Развитие связной речи. Творческий рассказ «Мертвая Царевна»
| Развитие связной речи. Творческий рассказ «Царевна-лебедь»
| Развитие диалогической речи. Ответы на вопросы логопеда по «Сказке о золотом петушке»
| Общая и мелкая моторика
| Мелкая моторика. Обводка и штриховка изображения золотой рыбки
| Мелкая моторика. Разрезные картинки по теме
| Мелкая моторика. Аппликация «Царевна-лебедь» (коллективная работа)
| Мелкая моторика. Штриховка изображения золотого петушка
| Развитие навыков языкового анализа и синтеза
| Звуковой анализ слов из «Сказки о рыбаке и рыбке». Работа с раздаточным материалом
| Слоговой анализ слов из «Сказки о мертвой царевне»
| Слоговой анализ слов из «Сказки о царе Салтане». Подбор слов к схемам
| Звуковой анализ слов из «Сказки о золотом петушке». Работа на магнитной доске
| Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание
| Зрительное внимание. «Кто лишний?» (по сказкам Пушкина и Чуковского)
| Слуховое внимание. «Подскажи словечко»
| Зрительное внимание. Подбор иллюстраций к четверостишиям
| Слуховое внимание. «Будь внимательным»
| Грамота
| Кроссворд «Сказки Пушкина»
| Ребусы по теме
| «Печатание» предложения: У лукоморья дуб зеленый.
| Чтение детьми отрывков из сказок Пушкина
| Работа над слоговой структурой слова
| Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой
| Звукопроизношение
| Автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков. Отрывок «У лукоморья дуб зеленый...»
|
МАЙ, 4-я неделя. «ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»
Разделы работы
| Дни недели
|
понедельник
| вторник четверг
| пятница
| Лексика. Связная речь. Грамматика
| Беседа о школе. Рассматривание картины «В классе». Новая лексика. Чтение детьми стихов, заученных дома
| Развитие связной речи. Пересказ рассказа «После школы»
| Комплексное занятие из цикла «Развивающие сказки».
Путешествие в сказку «Как девочка еще раз встретила кузнечика» (№8)
| Развитие связной речи. Составление рассказа по серии картинок. «Хитрый Тузик». (№ 8, цв. вкладка)
| Общая и мелкая моторика
| Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика «В школу осенью пойду»
| Мелкая моторика. Штриховка изображения ранца. Тетрадь № 1, с. 32
|
Мелкая моторика. Коллективная работа над картиной «Первое сентября»
| Развитие навыков языкового анализа и синтеза
| Слоговой анализ слов — названий школьных принадлежностей (на магнитной доске)
| Звуковой анализ слов — названий школьных принадлежностей (на наборном полотне)
|
Придумывание предложений о школе по данным схемам
| Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание
| Работа над четкостью дикции. Пословицы и поговорки
| Работа над интонационной выразительностью «Скоро в школу»
|
Зрительное внимание. «Что лишнее?» (школьные принадлежности и игрушки)
| Грамота
| Кроссворд «Школа». Тетрадь № 1, с. 31
| Ребусы по теме
|
Чтение рассказа «В школу»
| Работа над слоговой структурой слова
| Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой
| Звукопроизношение
| Автоматизация звуков, произношение которых нарушено у некоторых детей. Автоматизация произношения поставленных ранее звуков. Упражнение «В школу»
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический материал к логопедическим занятиям
ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ
Стихи для чтения и заучивания
*** КАЛИНУШКА
Старый тополь у крылечка, Лес осенний засыпает,
Дыма светлое колечко. Гол и пуст.
Светит золотом простор. А калина не снимает
Что ни двор — монетный двор. Красных бус.
И, расправив крылья-весла, Степь под снегом холодеет,
Над просторами земли Вся бела,
Черной лодкой остроносой А калина ярко рдеет
Проплывают журавли. Вкруг села.
А. Екимцев Ф. Петров
БЕРЕЗКА ОСЕНЬ
Эта модница лесная (Отрывок)
Часто свой наряд меняет: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
В шубке белой — зимой, Последние листы с нагих своих ветвей;
Вся в сережках — весной, Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Сарафан зеленый — летом, Журча еще бежит за мельницу ручей,
В день осенний — в плащ одета. Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
Если ветер налетит, В отъезжие поля с охотою своей,
Золотистый плащ шуршит. И страждут озими от бешеной забавы,
И. Семенова И будит лай собак уснувшие дубравы.
А. С. Пушкин
ОСЕНЬ
У избы помоет крышу, А потом листвой шуршит.
Отведет в берлогу мишу, Мы ее тихонько спросим:
Труд крестьянский завершит, — Кто ты? — И услышим:
— Осень!
Загадки
Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
(Осень)
Тетка Федосья
Красила колосья,
На клене — листья,
На рябине — кисти.
(Осень)
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
(Дождь)
Его весной и летом –
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лес)
Тексты для пересказа
ОСЕННИЕ ДОЖДИ
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
По Г. Скребицкому
ОСИНА
...Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову-Микитову
Пословицы. Поговорки
Осенью серенькое утро, красненький денек.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Игры и упражнения
Пальчиковая гимнастика
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
| (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
| Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
| (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
| Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
| (Спокойно укладывают ладони на стол.)
| Н. Нищева
Упражнение
«ДОЖДИК»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке.
| (Прыжки на одной ноге по кругу.)
| В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри.
| (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
| Стали мокрыми кусты,
| (Руки вверх, потряхивания кистями.)
| Стали мокрыми цветы.
| (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
| Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей.
| (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
|
ОВОЩИ. ОГОРОД
Стихи
КУПИТЕ ЛУК
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Шотландская песенка
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в. огород —
Очень интересно.
Е. Благинина
ДЕДУШКА РОХ
Дедушка Рох
Посеял горох.
Землю пахал —
Тяжко вздыхал.
Когда убирал,
Пот утирал.
Когда молотил —
По пальцу хватил.
Зато когда ел,
Язык проглотил —
До того было вкусно.
Польская песенка
Загадки
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
В огороде вырастаю,
А когда созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка.
(Лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи.
(Капуста)
Текст для пересказа
Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие осенние облака.
Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны.
По И. Соколову-Микитову
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
У бабушки на грядке выросли загадки:
Там и тут, там и тут
Сорвала я стручок,
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб.
Это, милая...
(укроп).
Верите — не верите,
Мы родом из Америки.
В сказке мы синьоры,
На грядке...(помидоры).
Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко: —
Вылезай на свет...
(морковка).
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок
Под названьем...
(кабачок).
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее...
(капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые...
(огурцы).
Надавила на бочок.
Он раскрылся.
Ах! Ох!
Покатился...(горох).
Игры и упражнения
«КАПУСТА»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте, заготовим капусту на зиму.
|
| Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
| (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
| Перетерли,
| (Хватательные движения обеими руками.)
| Посолили
| (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
| И набили плотно в кадку.
| (Удары обеими руками по столу.)
| Все теперь у нас в порядке.
| (Отряхивают руки.)
|
ФРУКТЫ. САД
Стихи
В САДУ
Называют лето красным...
Я проснулся утром ясным.
Вся в росе, блестит трава.
Пышет золотом листва.
Обняла меня прохлада.
Я открыл калитку сада.
Как румян осенний сад!
Всюду яблоки висят.
Краснобоки, краснощеки,
На ветвях своих высоких
Точно солнышки горят,
«С добрым утром!» — говорят.
Вижу: яблоко упало,
На тропинке запылало...
Вижу: красную рябинку
Дрозд роняет на тропинку...
Я скажу наоборот:
Осень красная идет!
ПЕРСИК
Мы с дедушкой
Персик сажали в саду.
Три года он рос
У нас на виду.
Когда же плоды?
Не дождусь я никак...
И вот наконец —
Каждый персик с кулак.
Глажу мохнатую кожуру,
Белую,
Чистую
Миску беру.
Первые, спелые,
Красные, сладкие
Персики
Дедушке отнесу.
САД
Я нарисовала
Яблоневый сад.
Там такие спелые
Яблоки висят.
Там трава желтеет,
Ива у ручья.
У забора будка.
Знаешь, это чья?
В ней живет огромный
Пес сторожевой.
Он хоть нарисованный,
Но совсем живой.
Если злой мальчишка
В мой полезет сад,
Сразу пса увидит,
Струсит и назад.
С. Капутикян
Загадки
Было зеленое платье атласное.
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело платье и это,
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Я и черный, я и белый,
Я и ловкий, я и смелый,
Я без лестниц, без ступеньки
На любую влезу стенку.
Ус зелененький завью,
В грозди солнышко налью
И ребятам-малышам
Все до капельки отдам.
(Виноград)
К. Тангрыкулиев
Тексты для пересказа
КАК ЯБЛОКИ СОБИРАЮТ
...Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка — это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
Б. Житков
Скороговорка
Груша, девочка мала,
Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом,
Груша грушам рада.
С. Погореловский
Пальчиковая гимнастика
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин.
| (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)
| Много нас,
| (Показывают 10 пальцев.)
| А он один.
| (Показывают 1 палец.)
| Эта долька — для ежа.
| (Загибают большой палец левой руки.)
| Эта долька — для стрижа.
| (Загибают указательный палец.)
| Эта долька — для утят.
| (Загибают средний палец.)
| Эта долька — для котят.
| (Загибают безымянный палец.)
| Эта долька — для бобра.
| (Загибают мизинец.)
| А для волка — кожура.
| (Бросательное движение правой рукой.)
| Он сердит на нас — Беда!!!
| (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
| Разбегайтесь — Кто куда!
| («Бегут» пальцами по столу.)
| Народная считалка
Игры и упражнения
«САДОВНИК»
Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения,
развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить»
Мы вчера в саду гуляли,
| (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
| | Мы смородину сажали.
| (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)
| Яблони белили мы Известью, белилами.
| (Движение правой рукой вверх-вниз.)
| Починили мы забор,
| (Имитируют удары молотком.)
| Завели мы разговор: —
Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
| (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)
| -Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
| (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)
| Г. Сатир
НАСЕКОМЫЕ
Стихи
МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЖУКА
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму: —
Там жук живой,
Раскроем раму.
А. Барто
РАЗГОВОР С ЖУКОМ
— Эй, жук! Мой друг!
Расскажи, где ты живешь?
Что нас в гости не зовешь?
Ты себе построил дом?
— А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом,
Он и крыша, и навес.
Если жарко — в тень залез,
Если дождик — я исчез.
Хорошо под лопухом.
Мой лопух — аэродром!
Широка его ладошка,
Будто взлетная дорожка.
М. Вехов
***
Божья коровушка,
Полети на облышко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород — бобы,
В лес — ягоды, грибы,
В родник — водицу,
В поле — пшеницу.
Народная песенка
Загадки
На ромашку у ворот
Опустился вертолет,
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)
В лесу у пня
Весь день беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
(Муравьи)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки на лугу)
Осенью в щель забирается,
А весной просыпается.
(Муха)
Тексты для пересказа
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.
По В. Строкову
Пословицы, поговорки
Осенняя муха сильнее кусает.
Где муха ни летала, а к пауку попала.
Пчелка мала, а и та работает.
Скороговорки
У осы — не усы, не усищи, а усики.
Жутко жуку жить на суку.
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы.
И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!
Очень с розами дружу!»
У овса — усы,
Полосы — у осы.
На усах — роса,
У осы — краса.
М. Ясное
Игры и упражнения
«ЖУКИ»
Автоматизация звука [ж] в игре, воспитание слухового внимания
Дети присели на корточки на ковер и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж.
По сигналу логопеда «жуки» летят на поляну и жужжат. По сигналу «Дождь» жуки летят в домики.
«МУХИ В ПАУТИНЕ»
Автоматизация звука [ж], развитие ловкости
Дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3 ребенка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|