Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение «ГНОМИКИ-ПРАЧКИ».





Жили-были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого.)

Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга.)

Токи — рубашки, (Опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого.)

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

НОЯБРЬ. 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение1(закрепление).

2. РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО, ПЛАВНОГО ВЫДОХА.

Упражнение с дыхательным тренажером.Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы плечи ребенка не поднимались. Ребенок берет конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щек, так чтобы шарик поднимался, но не падал.

НОЯБРЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 2. Диафрагмальное дыхание стоя.Для правильной постановки тела вначале ребенок дышит, прислонясь затылком, спиной и пятками к стене.



Методика дыхания такая же, как в упражнении № 1.

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ.

Упражнение «ПОМОЩНИКИ».

Раз, два, три, четыре. (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Мы посуду перемыли. (Трут одной ладошкой другую.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили. (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Сжимают и разжимают кулачки.)

НОЯБРЬ. 4-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение№3. Исходное положение — см. упражнение 1. Дети считают от 1 до 5.

2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «ВЬЮГА»(«Игры...», с. 51).

Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

Логопед. Вьюга начинается.

Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у...



Логопед. Сильная вьюга.

Дети увеличивают силу голоса.

Логопед. Вьюга затихает.

Дети уменьшают силу голоса.

Логопед. Вьюга кончилась.

Дети затихают.

ДЕКАБРЬ. 1-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение3(повторение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ. ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ С ПОВЫШЕНИЕМ И ПОНИЖЕНИЕМ ТОНА.

Упражнение «ЛЕСЕНКА».Логопед объясняет детям, что голос как бы поднимается и опускается по лесенке, показывает это детям. Дети выполняют упражнение вместе с логопедом, потом самостоятельно.

ДЕКАБРЬ. 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №4.Исходное положение — см. упражнение № 1. Дети делают глубокий вдох на три счета, задерживают дыхание, медленно выдыхают на счет от 1 до 5.

2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «КТО КОГО?»(«Игры…», с. 52).

Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

ДЕКАБРЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №4(повторение).

2.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ» («Игры. », с 43).

Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

ДЕКАБРЬ. 4-я неделя

1. ВОСПИТАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

Игра «УЗНАЙ ПО ИНТОНАЦИИ» («Игры...», с. 53).

Сначалалогопед, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивленного, веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.



Дети отгадывают, кого изобразил говорящий.

2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки Г. Лагздыня «Петушок».

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок.

Ну пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

ЯНВАРЬ. 2-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №5. Исходное положение — см. упражнение № 1.

Счет на выдохе от одного до пяти и обратно. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в легких все время был запас воздуха.

2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

ЯНВАРЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Упражнение №5 (повторение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Игорь играл.

Алла ушла.

Оля идет. И т. п.

ЯНВАРЬ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

ПРОДАВЕЦ

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные.

В. Степанов

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №5 (закрепление).

ФЕВРАЛЬ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворенияс куклой бибабо. Логопед задает ритм и темп декламации с помощью куклы бибабо, затем это же пробуют сделать по очереди идети.

ПОЧТАЛЬОН

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

В. Степанов

ФЕВРАЛЬ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Воспитание ясной шепотной речи в потешках,отработанных на индивидуальных занятиях по звукопроизношению.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение № 6.Счет на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух — счет до пяти; добрать воздух — счет от пяти до одного.

ФЕВРАЛЬ. 3-я неделя

1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение №6(повторение).

2. РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОЙ ОКРАСКИ И ВЫСОТЫ ТОНА.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

ФЕВРАЛЬ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание потешки«Солнышко» с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.).

СОЛНЫШКО

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Упражнение6(закрепление).

МАРТ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.

Отраженное проговаривание предложений.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение №7.Исходное положение прежнее. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание поговорки: При солнышке тепло, при матушке добро.

МАРТ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение№7 (повторение).

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение в сопровождении металлофона стихотворения«Март».

МАРТ

Март. Еще стоят морозы.

Но весна не за горами.

Я пушистую мимозу

Подарил сегодня маме.

В. Нищев

МАРТ. 3-я неделя

1. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение7(закрепление). Проговаривание на выдохе:

Гуляю на балконе я —

Там, где цветет бегония.

2. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ.

Проговаривание отработанных потешек.

МАРТ. 4-я неделя

1. ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Игра «ЛЕСНОЙ ПЕРЕПОЛОХ»(см. приложение 2).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений:

Аня утром умывалась.

Ира убрала игрушки.

У Ивана апельсин. И т.п.

АПРЕЛЬ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Сопряженное проговаривание отработанных потешек наясном шепоте.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение№7 (закрепление). Проговаривание двустишия:

Ты пасись, коровка, дольше,

Молока неси побольше.

АПРЕЛЬ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Проговаривание потешки:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

2. РАБОТА НАД ПЛАВНОСТЬЮ И НАПЕВНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание стихотворения«Ласточка» на мягкой атаке с распеванием гласных (см. приложение).

АПРЕЛЬ. 3-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ.

Проговаривание потешки«Пчелы гудят» (см. приложение).

2. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ.

Проговаривание загадкио пчеле (см. приложение) с заданной интонацией.

АПРЕЛЬ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Проговаривание загадкио золотой рыбке (см. приложение) с одновременным прохлопыванием.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение №7(закрепление).

Проговаривание загадкио соме (см. приложение).

МАЙ. 1-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ. ВОСПИТАНИЕ ЯСНОЙ ШЕПОТНОЙ РЕЧИ.

Чтение стихотворенияА. Кушнера о Неве (см. приложение).

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТВЕРДОЙ АТАКИ ГЛАСНЫХ.

Проговаривание предложений:

У Иры и Инны игрушки.

У Ани и Алы апельсины.

Ира и Игорь играли. И т.п.

МАЙ. 2-я неделя

1. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение стихотворенияВ. Кожевникова «Посадочная площадка» (см. приложение) с одновременным отстукиванием.

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Упражнение №7(закрепление). Проговаривание загадки о дороге (см. приложение).

МАЙ. 3-я неделя

1. РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ОКРАШЕННОСТЬЮ РЕЧИ.

Чтение стихотворенияС. Маршака «Радуга» с заданной интонацией (см. приложение).

2. РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ.

Чтение стихотворения«На лужайке» (см. приложение) с куклой бибабо.

МАЙ. 4-я неделя

1. РАБОТА НАД ЧЕТКОСТЬЮ ДИКЦИИ.

Чтение стихотворенияС. Маршака «Июнь» (см. приложение).

2. РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.

Проговаривание загадкипро лето (см. приложение).


ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ

I КВАРТАЛ

СЕНТЯБРЬ. 4-я неделя ОСЕНЬ

1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Игра с мячом «ЛЕТО ИЛИ ОСЕНЬ?».Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов.

Воспитатель и дети стоят кружком.

Воспитатель говорит:

— Если листики желтеют — это...

И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю:

— Осень. Воспитатель продолжает:

— Если птицы улетают — это... и т. п.

Упражнение «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ».Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет.

Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3—5 раз.)

2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»(см. приложение).

Упражнение «ДОЖДИК».Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи (см. приложение).

3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Картины по теме из альбома «Времена года».

М. Пришвин «Листопад».

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

ОКТЯБРЬ. 1-я неделя ОВОЩИ

1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ДАВАЙТЕ ОТГАДАЕМ».Обучение отгадыванию загадок об овощах.

Воспитатель подводит детей к картине «Наш огород», просит показать и назвать знакомые овощи, заостряет внимание детей на том, где и как растут овощи. Дети с воспитателем садятся вокруг стола, в центре которого на подносе свежий и соленый огурцы, сырая и вареная картошка, целая и разрезанная пополам луковица, репка и морковь (желательно с ботвой). Воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет загадывать им загадки об овощах, которые лежат на подносе. Загадывает первую загадку о репке ипросит детей подумать, о каком она овоще, почему они так считают. Дети отгадывают загадку, воспитатель помогает им дать объяснение. Для подтверждения того, что загадка отгадана правильно, рассматривается репка, ее ботва, еще раз обращается внимание детей на картину «Наш огород» и т. п. (см. приложение).

Игра «В ОГОРОДЕ У КОЗЫ ЛИЗЫ».Расширение словарного запаса. (Тема «Овощи».) Дифференциация овощей и фруктов.

На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину, в которой наклеены квадратики-липучки. Рядом на наборном полотне — вырезанные по контуру изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши с подклеенными с обратной стороны липучками. Воспитатель объясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:

Это помидор.

— Это огурец. И т. п.

В заключение воспитатель выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу.

2. ИГРЫ ИУПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «У ЛАРИСКИ — ДВЕ РЕДИСКИ»(см. приложение).

Игра «УРОЖАЙ».Координация речи с движением, расширение глагольного словаря по теме «Овощи» (см. приложение).

3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

М. Кончаловский «Поднос и овощи».

Русская народная сказка «Репка».

ОКТЯБРЬ. 2-я неделя

ФРУКТЫ

1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «НАШ САД».Развитие слухового внимания. Закрепление навыков счета в пределах четырех.

Воспитатель объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия фруктов, которые они услышали. Воспитатель выставляет картинки с изображениями этих фруктов на наборное полотно и просит детей пересчитать их (см. приложение).

Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».Развитие зрительного внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету.

Воспитатель помещает на наборное полотно три картинки сизображениями фруктов иодну с изображением овоща и просит детей подумать, какая картинка лишняя и почему. Дети объясняют, что лишняя картинка та, на которой изображен овощ. Затем воспитатель помещает на наборное полотно три картинки с изображениями овощей и фруктов круглой формы иодну картинку с изображением овоща или фрукта овальной формы. Дети объясняют, что лишняя картинка та, на который овощ или фрукт овальной формы. В заключение воспитатель помещает три картинки с изображениями овощей и фруктов желтого цвета иодну картинку с изображением овоща или фрукта красного цвета. Дети объясняют, что лишняя картинка та, на которой овощ или фрукт красного цвета.

2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ»(см. приложение).

Упражнение «ЕЖИК И БАРАБАН».Координация речи с движением, работа над темпом иритмом речи (см. приложение).

3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

В. Сутеев «Яблоко» (из книги «Сказки и картинки»).

ОКТЯБРЬ. 3-я неделя

ГРИБЫ. ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ

1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «БАБОЧКА И ГРИБОК».Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.

На магнитной доске закреплено изображение мухомора иостровка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

— Где сидит бабочка? Дети отвечают:

— На грибке.

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:

— Откуда слетела бабочка?

— С грибка.

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:

— Где сидит бабочка?

— В траве. И т. п.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

Игра «БРАТЬ — НЕ БРАТЬ».Увеличение словарного запаса (тема «Ягоды»), дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.

Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх. (Земляника, черника, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)

2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая игра «ЗА ЯГОДАМИ»(см. приложение).

Игра «ЯГОДКА-МАЛИНКА».Координация речи с движением, развитие творческого воображения (см. приложение).

3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

Картины из альбома «Времена года».

«Белка осенью» (ил. № 15 из книги «Времена года»).

«Заботливая сестра» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

Ю.Дмитриев «Что такое лес?»

Сказка «Война грибов с ягодами» (в обработке В.Даля).

ОКТЯБРЬ. 4-я неделя

ИГРУШКИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.