СРЕДНЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА
СИСТЕМА
КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рекомендовано к печати
кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
2004 УДК 376.3 ББК 74.3 Н717
Рецензент кандидат педагогических наук,
доцент кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцам
Е. А. ЛОГИНОВА
Нищева Н. В.
Н717 Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.
ISBN № 5-89814-054-9
Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)
Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное i и развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, шишки, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.), а также методические материалы в помощь логопеду: планирование работы над общими речевыми навыками (для средней группы), образцы заполнения рабочей сетки логопеда и образцы заполнения тетради взаимосвязи с воспитателями (для старшей и подготовительной к школе группе).
Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений, студентам факультетов коррекционной педагогики, родителям.
УДК 376.
ББК 74.3
Нищева Н. В., 2002
ISBN 5-89814-054-9 Оформление. Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Второе издание предлагаемого пособия, исправленное и дополненное автором, как и первое издание, адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений. Дидактические материалы пособия (стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, упражнения) могут быть использованы педагогами, работающими в массовых детских садах, и родителями дошкольников.
Продолжая обобщать и систематизировать свой более чем двадцатилетний опыт, автор предлагает вниманию коллег не только примерное перспективное планирование работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, но и еженедельные задания логопеда воспитателям, а также календарное планирование подгрупповых занятий логопеда.
Более десяти лет сотрудничая с кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена и являясь методистом педагогической практики студентов логоотделения факультета коррекционной педагогики, оказывая помощь начинающим логопедам, автор оказался хорошо знакомым с их проблемами, поэтому перспективное планирование составлено достаточно подробно. Предлагаемое планирование одобрено кафедрой логопедии РГПУ им. А.И.Герцена и включено в сборник «Диагностика нарушений речи у детей и организация педагогической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Примерное перспективное планирование составлено с опорой на типовую программу детских учреждений, учитывает рекомендации, данные в программе, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной, включает элементы программы «Детство». В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых из года в год лексических тем. Составляя планирование, автор старался выстроить работу всех специалистов логопедической группы: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию в единую систему.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают логопед и воспитатели.
Обязательной в перечне документации логопеда дошкольного образовательного учреждения считается тетрадь занятий воспитателя по заданию логопеда (см. сборник «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»). Как правило, логопеды заполняют тетрадь по трем разделам:
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Индивидуальные занятия.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями на любых занятиях. Пятиминутки должны быть достаточно короткими (что и следует из их названия), разнообразными, интересными. Они должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед, в свою очередь, должен обязательно указать цели, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное описание задания.
Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться на занятиях в качестве динамических пауз.
Индивидуальные занятия проводятся воспитателями во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с двумя-тремя детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.
В предлагаемом пособии содержатся логопедические пятиминутки, а также игры и упражнения для четырех-, пяти- и шестилетних детей с общим недоразвитием речи. Хронология заданий логопеда воспитателям точно соответствует хронологии перспективных планов.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, автор включил в предлагаемое пособие примерный перечень иллюстраций и произведений детской литературы, рекомендуемых для каждой недели работы.
При работе над перспективным планированием автор также старался учитывать то, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования, как «Лексика», и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи также ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого. Зато такие разделы, как «Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений», а также «Конструктивный праксис и художественно-творческая деятельность» ведет воспитатель, а логопед при необходимости оказывает помощь.
Во второе издание предлагаемого пособия автор вновь включил подробное планирование работы логопеда над общими речевыми навыками в средней группе, так как именно этот раздел работы вызывает наибольшие затруднения у педагогов при работе с четырехлетними детьми. Следует напомнить, что все упражнения на постановку физиологического и речевого дыхания должны проводиться только логопедом или под его контролем.
Материал раздела «Физическое развитие» адресован инструкторам по физическому воспитанию и является лишь основой, на которой они могут построить свое планирование. Раздел «Музыкальное воспитание», адресованный музыкальным руководителям, тоже является лишь основой для составления планирования.
В перспективное планирование автор не включил отдельно работу по развитию высших психических функций: внимания, памяти, мышления и т.д., так как считает, что работа по каждому разделу планирования должна строиться так, чтобы способствовать развитию этих функций, что и отражено в календарном планировании подгрупповых занятий логопеда. Кроме того, в дошкольных учреждениях коррекционного типа сейчас работают педагоги-психологи, организующие работу всех специалистов по развитию высших психических функций у детей, занимающиеся развитием эмоционально-волевой сферы дошкольников и т. п.
Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда разработано для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Оно может стать той основой, на которой логопеды разработают собственные рабочие планы. Материалы календарного планирования соответствуют хронологии представленных в пособии перспективных планов, поэтому календарное планирование на сентябрь, когда проводится обследование, и первую неделю января, на которую приходятся рождественские каникулы, а также на июнь, когда логопеды занимаются преимущественно индивидуальной работой с детьми, не разрабатывалось.
Работая над календарным планированием, автор использовал материалы, представленные в книгах Гербовой В. В., Минаевой В. М., Мироновой С. А. и других, а также собственные методические разработки, опубликованные издательством «Детство-пресс» в последние три года. Следует отметить, что для планирования по каждой возрастной группе приведены отдельные списки литературы. В эти списки включены и рабочие тетради, подготовленные автором.
Для средней группы это три тетради, для старшей и подготовительной к школе групп — по две. Задания тетрадей №1,2 для средней группы и № 1 для старшей и подготовительной групп направлены на развитие мелкой моторики, творческого воображения, мышления детей и соответствуют хронологии перспективных планов. Задания тетради № 3 для средней группы и № 2 для старшей и подготовительной групп включают материалы, связанные с обучением грамоте. Это задания по «печатанию» букв, слогов, слов, развитию навыков звукового и слогового анализа.
Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов и предложений — одна из важнейших задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать. В тетрадях много занимательных заданий и упражнений, выполнение которых позволит ребенку овладеть трудными навыками.
В планирование для средней и старшей групп включены комплексные занятия из книги «Разноцветные сказки» по формированию цветовосприятия и цветоразличения, а также развитию речи, а планирование для подготовительной к школе группы — комплексные занятия по расширению лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи и развитию связной речи — из книги «Развивающие сказки».
В планировании для всех возрастных групп использованы игры из пособия «Играйка», в котором и даны их подробные описания. Автор не предлагает описаний широко известных логопедам игр и упражнений, таких как «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Разноцветные флажки» и т.п.
В разделе «Звукопроизношение» во всех возрастных группах намечены лишь примерные этапы работы. Более подробно сделать разработки этого раздела коллеги-логопеды смогут исходя из состояния звукопроизношения детей своей группы. Индивидуальную работу по звукопроизношению автор не рекомендует включать в планирование подгрупповых занятий, а советует вести отдельную тетрадь.
Отдельно следует сказать и о таком разделе, как работа над слоговой структурой слова. Эта работа должна проводиться строго индивидуально, с учетом принципа фонетической доступности, то есть на материале правильно произносимых каждым ребенком звуков. Поэтому в календарном планировании автор лишь намечает этапы работы по этому разделу.
СРЕДНЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА
(1-й год обучения)
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I КВАРТАЛ
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1—3-я недели сентября — обследование состояния речи и неречевых психических функций. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|