Сделай Сам Свою Работу на 5

Работоспособность и время дня





В настоящее время все многообразие видов труда по его физической тяжести условно принято объединять в четыре группы.

В первую группу входят представители профессий, труд которых требует незначительных физических усилий (легкий физический труд - энергозатраты до 150 ккал/час).

Во вторую группу - представители профессий, труд которых отличается умеренными физическими усилиями (труд средней тяжести - энергозатраты до 250 ккал/час).

В третью группу входят рабочие, в труде которых преобладают большие физические усилия (тяжелый физический труд - энергозатраты более 250 ккал/час).

К четвертой группе относятся работники умственного труда, к ним же в какой-то степени примыкают и студенты. Оценить энергозатраты в этой группе оказывается весьма сложно, так как труд этой группы не является ритмичным, зачастую сопровождается большими психофизиологическими перегрузками, может продолжаться более 8 часов в день и распространяться на ночное время.

В физиологическом отношении в трудовых процессах участвует и мышечный аппарат, и центральная нервная система, и внутренние органы и системы. Потому можно лишь условно говорить о преимущественном (большем или меньшем) участии мышечной и центральной нервной систем в выполнении данной производственной деятельности.



Распределение видов труда по группам дает возможность рационально применять комплекс средств и методов повышения работоспособности и производительности труда на конкретном участке производства или учебы. С помощью нескольких стандартных психофизиологических методик, наблюдений и анализа производительности труда можно довольно точно определить, к какой группе труда относится та или иная деятельность. Гораздо труднее разработать оптимальный вариант комплекса средств и методов повышения и длительного проявления высокой работоспособности.

Наиболее эффективные результаты в исследовании этой проблемы достигаются, если рассматривать труд в системе «человек инструмент - внешняя среда». Например, технологический процесс и связанное с ним оборудование является инструментом; освещение, шум, социальные условия жизни и пр. - внешней средой. Человек также может рассматриваться как подсистема в процессе труда, где он характеризуется личностными свойствами - интересом, мировоззрением, способностями, эффективной работой органов жизнеобеспечения и свойствами опорно-двигательного аппарата. Человека следует рассматривать как очень сложную биологическую саморегулирующуюся систему, основные черты которой проявляются в интенсивном обмене информацией, в наличии множества прямых и обратных связей, в точной настройке и большой чувствительности биологических датчиков - органов чувств.



Каждому человеку присущ так называемый рабочий динамический стереотип (РДС) - самостоятельная физиологическая основа рабочего поведения. Это сложная система рефлексов, формирующаяся в процессе производственного обучения и упражнений. У студентов РДС формируется лишь к концу обучения, так как большое разнообразие предметов, методик преподавания, стилей и требований преподавателей не позволяют быстро сформировать устойчивые производственные алгоритмы. РДС не является неизменным, он возникает, совершенствуется, разрушается в зависимости от времени и условий деятельности. Работоспособность также не остается постоянной на протяжении рабочего дня, а претерпевает ряд изменений. В начале работы существует период врабатывания, вчитывания, затем наступает период высокой устойчивой работоспособности, которая к середине дня (обеду) снижается, наступает утомление, а после обеда цикл повторяется, но на более низком уровне.

Для студента особенно важно оценить критические уровни снижения работоспособности, а, следовательно, внимания и степени усвоения изучаемого материала. Во время аудиторных занятий перерывы регламентированы, а внимание контролируется педагогом, однако во время самостоятельных занятий, особенно в вечернее и ночное время, этот процесс не регулируется.



На работоспособность влияют также внешние и внутренние факторы.

Внешние: сложность рабочих движений, физические усилия, требуемая точность, сенсорная нагрузка, психологический климат в коллективе, квалификация и стаж, физическая подготовленность и пр.

Внутренние: ответные реакции и рабочие действия, обусловленные технологией, состояние органов чувств, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем, нервно-эмоционального состояния и т. п.

Для значительного количества видов труда изучена зависимость уровня работоспособности от времени рабочего дня; функции во многом индивидуальны, но приводимые усредненные характеристики все же позволяют оценить критические уровни снижения внимания или физического утомления в процессе труда. Типичные изменения позволяют правильно выбрать средства по оптимизации работоспособности на конкретном участке производства и классифицировать труд по тяжести и его напряженности. Для более рационального планирования средств восстановления необходимо также учитывать суточную и недельную динамику работоспособности.

Днем физиологические процессы протекают на более высоком уровне, чем ночью. В ночное время ослабляется деятельность системы кровообращения, замедляются обменные процессы, понижаются рефлекторные реакции. В обобщенном виде изменения работоспособности на протяжении суток можно представить в следующем виде: в начале суток, примерно с 6 утра (исходный уровень), в течение последующих четырех часов работоспособность постепенно повышается и достигает максимума; с 10 до 12 часов физиологическая и трудовая активность сохраняется на наивысшем уровне; с 12 до 15 часов происходит постепенное снижение работоспособности до уровня исходного; с 16 до 18 часов физиологическая и трудовая активность вновь повышаются до уровня, который значительно выше исходного, но не превышает наивысшей работоспособности, достигаемой между 8 и 12 часами; примерно с 18 до 22 часов трудовая и физиологическая активность жизнедеятельности человека снижается до исходного уровня; при работе в ночную смену работоспособность с 22 до 3 часов ночи продолжает резко снижаться, с 3 часов работоспособность постепенно возрастает, достигая к 6 утра исходного уровня. И хотя эта последовательность довольно устойчива, она под воздействием внешних факторов может изменяться.

Таким образом, учитывая перепады работоспособности, следует так спланировать работу или учебу, аудиторную или самостоятельную, чтобы максимально эффективно использовать рабочее время или, что более понятно для студента, минимизировать время для эффективного овладения информацией. Естественно, если научиться управлять уровнем работоспособности, то эффективность использования дневного и ночного рабочего времени может быть значительно усилена. Такое управление без фармацевтического вмешательства во внутренние сферы человека возможно в течение дня с помощью использования средств физической культуры.

Рациональный, научно обоснованный режим труда, учебы и отдыха - это такое чередование периодов активности и перерывов на отдых, при котором сохраняется высокая производительность труда и высокий уровень работоспособности в течение всего рабочего дня без чрезмерного утомления. Оптимальный режим должен соответствовать следующим основным требованиям:

- обеспечивать высокую производительность труда;

- сохранять высокий уровень работоспособности в течение всего дня;

- функциональные показатели должны восстанавливаться за время перерывов;

- сохранять устойчивый уровень психофизиологических показателей во время работы, а также после окончания отдельных ее периодов;

- предупреждать развитие глубоких стадий производственного утомления.

Для оптимизации режима труда и отдыха используются средства физической культуры - производственная гимнастика, физкультурные паузы, отдельные упражнения и комплексы, профилактическая гимнастика, прогулки, спортивные игры и другие средства восстановления работоспособности (массаж, водные процедуры, психорегулирующие занятия и т.д.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.