Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду





Современное производство характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений и двигательных действий человека, высокой концентрацией его внимания. Все это требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил. Поэтому использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному труду требует специальной направленности физического воспитания с учетом избранной профессии. Необходимость специальной направленности физических воздействий на организм человека вызывается также тем, что естественная физическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Все это ведет к тому, что человек находится в постоянном нервном возбуждении, испытывает усталость и, как следствие, теряет работоспособность. Другого более действенного средства, чем физическая культура для ослабления этих негативных явлений нет. Она повышает функциональные возможности человека и способствует росту его работоспособности в различных условиях. В основе повышения этих возможностей, как известно, лежит адаптация (приспособление) организма к различным условиям. Примером подобной адаптации может служить специализированная подготовка космонавтов к работе в космосе или тренировка спортсменов в среднегорье. При подготовке студентов к современным видам труда необходимо использовать накопившийся опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для формирования у них необходимых для данной профессии знаний и навыков, а также для повышения функциональных способностей. Необходимость специальной физической подготовки к определенному виду труда диктуется еще и тем, что в современных условиях изменились место и роль человека в производственном процессе. Если раньше темп и ритм трудового процесса задавал сам человек, то теперь они определяются усложненным характером производства, новыми технологиями, сложными механизмами, автоматизированными системами, необходимостью руководить высококвалифицированными работниками и т.д.



Не в меньшей степени необходимость прикладной физической подготовки обусловлена и тем, что человеку в течение жизни приходится не раз менять свою профессию (сокращение рабочих мест, вынужденная переквалификация, связанная с миграцией и т.д.), а новая профессия требует новых умений и навыков. Быстрому освоению новых профессий в наибольшей степени способствует разносторонняя и специальная физическая подготовка.




Цель и задачи ППФП студентов

ППФП - специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП - подготовить студентов в психологическом, физическом отношении к успешной педагогической деятельности.

Задачи ППФПопределяются особенностями будущей профессиональной деятельности. К ним относятся:

- формирование необходимых для будущей профессии умений, навыков и связанных с ними знаний;

- воспитание прикладных психофизических качеств;

- воспитание прикладных личностных и специальных качеств;

- вооружение студентов необходимыми общепедагогическими и специальными физкультурными знаниями для организации физкультурной работы, направленной на разумное использование свободного времени, активный отдых и восстановление общей и профессиональной работоспособности.

Процесс формирования прикладных знаний заключается в овладении методами рационального использования средств физической культуры и спорта в целях борьбы с производственным утомлением, вредными воздействиями производства, а также в целях повышения производительности труда. Например, геодезистам, работающим в горах, необходимы прикладные знания о влиянии горной гипоксии на работоспособность, об основных правилах передвижения, об организации быта в горах и др. Прикладные знания являются основой для формирования прикладных умений и навыков.



Использование средств физической культуры и спорта для выработки профессиональных навыков заключается в том, что нередко отдельные элементы некоторых видов спорта по структуре схожи с профессиональными действиями ( метание диска и движения косой при скашивании травы, приемы борьбы и переноска грузов, плавание под водой и работа водолазов, акробатика и действия космонавтов в невесомости и др.). В отдельных случаях процесс обучения прикладным умениям и навыкам должен приближаться к естественным условиям их применения. Так, будущих строителей можно легко обучить хождению по бревну (балке), укрепленному на высоте.

В основе формирования прикладных умений и навыков лежат основные физические (двигательные) качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Наибольший эффект в воспитании прикладных физических качеств дает комплексный метод тренировки.

Прикладные психические качества и свойства личностимогут формироваться как на учебных занятиях, так и самостоятельно. Для этого на занятиях надо создавать соответствующую атмосферу, которая требует от обучаемых проявления таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание и др. Выработке этих качеств способствуют такие меры, как создание на занятиях жесткой, напряженной обстановки, необходимость преодоления неожиданных и специально созданных трудностей, применение соревновательного метода, усложнение условий выполнения упражнений, например, бег по песку, в гору, с грузом, проведение занятий в непогоду и др.

Прикладные специальные качества,способствующие устойчивости организма к отрицательному влиянию внешней среды ( холод, жара, горная гипоксия, проникающая радиация, укачивание и др.) вырабатываются путем закаливания, тренировки на высоте в горах, в условиях жаркого и холодного климата, применения специальных тренажерных устройств, действующих на вестибулярный аппарат, выполнения упражнений с отягощениями на выносливость и др. Наряду со специальной физической подготовкой выработке специальных физических качеств способствуют и регулярные занятия тем или иным видом спорта.

Место ППФП в системе физического воспитания студентов

В физическом воспитании выделяется три основных направления: общее физическое воспитание, физическое воспитание с професcиональной направленностью, физическое воспитание со спортивной направленностью.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой. Между ними не должно быть резкого разграничения, так как это единый процесс воспитания у будущих специалистов психофизической готовности к труду в избранной специальности.

ППФП может проводиться последовательно и параллельно с ОФП, так как средства последней могут быть одновременно и средствами ППФП, и наоборот. Вместе с тем ОФП не может полностью решать задачи специальной подготовки к определенной профессии. Дело в том, что для разных специальностей соотношение ОФП и ППФП должно быть разным. Например, для представителей гуманитарных профессий учебный процесс в вузах может ограничиться только общефизической подготовкой, а, скажем, для моряков, летчиков, агрономов, геологов и др. этого будет мало, так как ОФП в полной мере не может обеспечить психофизическую готовность этих специалистов к профессиональному труду. Поэтому в каждом вузе разрабатывается своя рабочая учебная программа по разделу ППФП

Факторы, определяющие содержание ППФП

Направленность и содержание ППФП зависят от форм, условий и характера труда, от динамики работоспособности человека в процессе труда,дополнительных факторов.

Основные формы труда- умственный и физический. К умственным можно отнести многие виды труда, которые значительно различаются по организации рабочего процесса, распределению нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения. В большинстве профессий присутствуют та и другая формы труда. Доля умственного труда учителя - 85-90%, при работе на строгальном станке составляет 15% (концентрация внимания), на токарном станке - 52%, при мытье полов - 9%, при вождении машины в городе - 59%, при печатании на машинке - 75%, при чтении и размышлениях - 100%.

Условия педагогического трудаопределяются:

1.Продолжительностью рабочего времени. По времени деятельности педагогический труд делится на регламентированный и нерегламентированный. В отличие от других профессий, особенностью педагогической, является то, что рабочее время педагога больше, чем у представителей иных профессий, связано с внерабочим, особенно той его частью, которая называется "свободным временем". В структуре времени учителя рабочее время включает подготовкук занятиям и воспитательным мероприятиям, проведениеучебных занятий, воспитательных мероприятий, участие в заседаниях, совещаниях, связанных с работой. Рабочее время связано также с перерывами в расписании занятий и т.д. В среднем у учителей предметников оно составляет 9 - 11 часов в день.

2. Режимом труда и отдыха. Свободное время включает учебу, творческую деятельность, удовлетворение культурных потребностей, отдых, в том числе активный, связанный с использованием средств физической культуры и спорта. Следовательно, и свободное время способствует повышению профессиональной квалификации педагога.

3. Комфортностью.Особенности труда учителя:

- низкая двигательная активность;

- наиболее частая поза - положение сидя;

- затрудненные условия для дыхания;

- многие мышечные группы испытывают статическое напряжение;

- хронические перегрузки испытывает позвоночник;

- высокий уровень шума.

Исходя из вышесказанного, условия труда учителя средней комфортности.

4.Характером - степенью физической и психической напряженности.

Отличительные черты работы учителя:

- неравномерность нагрузки;

- необходимость принимать нестандартные решения;

- возможность возникновения конфликтных ситуаций;

- длительное нервно-эмоциональное напряжение;

- нерегламентированный график.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.