Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные социальные функции физической культуры





Тема 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА

Основные понятия

Культура - сложное многоплановое философское понятие. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни ( БСЭ. Т.13. М., 1973, с.1769 ). В общеупотребительном понимании культура - это определенные черты личности (аккуратность, образованность и т.п.), формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), а также формы общественной, профессиональной и производственной деятельности. В научном смысле понятие «культура» включает все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности, а с другой - результаты этой деятельности.



Физическая культура- часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики ( БСЭ. Т.27. М., 1977, с.1085 ). Другими словами, физическая культура - это процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) и духовной природы. С этой целью она использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим питания и отдыха и другие средства.

Физическая культура - это особая область культуры, которая возникла и развилась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Чтобы более четко определить связь физической культуры с общей культурой, следует ответить на вопрос, какие общественные потребности удовлетворяет физическая культура? Ответ один: и материальные, и социальные, поскольку и физические качества, и функции организма, интегрируемые в понятие «здоровье», определяются не только биологическими, но и социальными условиями. Потребности в физическом развитии носят не столько биологический, сколько социальный характер. Кроме того, физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, в игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. В процессе физкультурной деятельности человек преобразует свою собственную природу, выступая при этом не только как субъект, но и как объект деятельности.



Физическая культура так же, как и материальная культура, духовная и общественная, возникла и развивалась вместе с зарождением и развитием человеческого общества. Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его деятельностью и возникающие из потребностей труда. Первоначальной формой организации первобытного физического воспитания была игра, игровое действие - движения, в которых в условной форме отражалась трудовая деятельность человека. Как ни примитивны были эти игры и физические упражнения, они имели огромное воспитательное и организующее значение в формировании и развитии человека. Игры и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укреплению воли, воспитанию привычки к организованным действиям.

Физическая культура включает в себя четыре органически связанные между собой части: физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию.



Физическое воспитание- процесс управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений, естественных сил природы с целью развития необходимых для жизни и деятельности физических качеств, двигательных навыков, умений.

Спорт- игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.

Физическая рекреация- активный отдых с применением физических упражнений, помогающих разумному использованию свободного времени, получению наслаждения через двигательную активность и отвлекающих от пьянства, алкоголизма и наркомании.

Двигательная реабилитация- восстановление физических, психических и интеллектуальных способностей с использованием физических упражнений лечебной направленности.

Каждая составляющая физической культуры включает элементы других частей, так как они выросли из одной мегасистемы.

Физическое развитиерезультат физического воспитания. Физическое развитие определяется большим числом морфологических и функциональных признаков: внешним обликом человека, конституционными особенностями телосложения, антропометрическими данными и др. В педагогической практике уровень физического развития определяется чаще всего по следующим признакам: рост, вес, окружность грудной клетки, состояние жироотложения, мышечная сила и выносливость, частота дыхания и кровяное давление.

Основными ценностями физической культурыявляются: здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и умственная работоспособность.

Физическое совершенство- это всестороннее физическое развитие личности, которое предполагает крепкое здоровье, высокую нравственность, умственное и эстетическое воспитание, достигаемые с помощью спортивной деятельности.

Психофизическая подготовкахарактеризуется возможностями функциональных систем организма, уровнем развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), силой воли и состоянием психики (устойчивость к стрессовым ситуациям, степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий, способность к психической регуляции движений, умение принимать решения в условиях дефицита времени).

Физическая подготовкаэто физическое воспитание, имеющее прикладную направленность. Ее разделяют на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную (СФП).

Цель ОФП - сформировать минимум жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также достигнуть определенного уровня разностороннего успешного выполнения различной работы, подготовить базу для занятий любым видом спорта.

Цель СФП - способствовать углубленному совершенствованию в избранном виде спорта. Общая и специальная физическая подготовка находятся в тесной взаимосвязи, поскольку средства ОФП нередко являются и средствами СФП и наоборот. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность.

Функциональная подготовленность характеризуется степенью функциональных показателей всего организма или отдельных его систем.

Двигательная активностьопределяется уровнем двигательной деятельности человека. Она слагается из движений во время трудовой деятельности, в быту, на отдыхе и на занятиях физической культурой и спортом. С годами человек начинает меньше работать, перестает заниматься физической культурой и спортом, и тогда его организм испытывает дефицит двигательной деятельности. Это состояние получило название «гипокинезия». Двигательное бездействие снижает интенсивность процессов обмена, уменьшает силу мышц. Слабые мышцы отрицательно влияют на осанку - развивается сутулость, а затем постепенно. Слабость мышц прямым образом отражается на деятельности внутренних органов: желудочно-кишечного тракта, легких, сердца. Возникает «гиподинамия» - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений вследствие длительной гипокинезии.

Если к сниженной физической активности присоединяется неправильное питание, переедание, то это ведет к чрезмерному увеличению массы тела (тучности). Снижение физического тонуса отражается на состоянии и деятельности центральной нервной системы. Человек начинает быстро уставать на работе и дома, ухудшается самочувствие, появляется слабость, вялость, нежелание двигаться. Гиподинамия - бич современного человека, компенсировать это возможно только физическими занятиями и спортом.

Умения и навыки.Применительно к физической культуре и спорту это двигательные действия, которыми человек овладел в процессе жизни или в результате обучения. Навык - категория психофизическая, а умение - педагогическая (корень слова - «ум»). Все произвольные движения (около 99%) являются двигательными навыками различной сложности. Условно выделяются три уровня владения двигательным действием: первый уровень - элементарное умение («умею»), второй уровень - навык («хорошо умею»), третий - умение высшего порядка, доведенное до автоматизма («отлично умею»).

Двигательные навыки обладают свойством переноса - положительным или отрицательным. Положительный перенос двигательных навыков обнаруживается в тех случаях, когда разные физические упражнения или трудовые действия имеют легкоразличимое структурное сходство, например, приемы игры в ручной мяч и баскетбол, движения дровосека и нападающий удар в волейболе. Отрицательный перенос двигательных навыков проявляется в тех случаях, когда трудно дифференцировать отдельные элементы движения при выполнении различных физических упражнений. Например, барьерный бег и прыжки в высоту. Фазы отталкивания есть там и там, но характер их различается настолько, что начинающий не способен их дифференцировать. Наиболее важными для студентов являются навыки в ходьбе и беге по пересеченной местности, в преодолении водных преград, в ходьбе на лыжах и др.

Основные социальные функции физической культуры

Физическая культура, как и всякое общественное явление, имеет свои социальные функции. Они направлены на то, чтобы помочь человеку достичь совершенства в духовном и физическом развитии. Все функции физической культуры можно разделить на две группы: общекультурные и специфические.

К общекультурным функциям можно отнести коммуникативную, воспитательную и образовательную.

Специфические функции, в свою очередь, можно объединить в следующие группы:

- общее развитие и укрепление организма, т.е. физическое воспитание;

- подготовка к учебной и профессиональной (мирной и военной) деятельности, как-то: повышение умственной и физической работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, гиподинамии; профессионально-прикладная подготовка и т.д.;

- удовлетворение потребности в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры и т.п.);

- раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Главная из перечисленных функций физической культуры это физическое воспитание. Оно входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле и в то же время ассоциируется с понятием «физическая культура» как ее деятельностная часть в виде трех направлений: общефизическое воспитание, физическое воспитание профессиональной направленности и физическое воспитание спортивной направленности.

Процесс формирования двигательных навыков или обучение движениям (двигательным действиям) основным своим содержанием имеет физическое образование, т.е. системное усвоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

В вузах физическая культура представлена как важный компонент целостного развития культуры личности. Она входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, является важным элементом ведения здорового образа жизни, способствует гармонизации духовных и физических сил, формирует такие общечеловеческие ценности, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Поэтому сейчас не случайно стало «модным» находиться в хорошей спортивной форме, иметь красивое и крепкое телосложение, не болеть, не курить, не употреблять алкоголь. Хорошо развитые интеллектуальные и нравственные качества в сочетании с высоким уровнем физической подготовленности позволяют молодежи легче адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, более успешно преодолевать трудности, связанные с ухудшением социальной среды и экономической сферы. Это особенно актуально для нашего времени, когда нынешнее и прогнозируемое на ближайшее будущее состояние социальной сферы и экономики страны обусловливает серьезные трудности в жизнеустройстве молодежи.

Существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности и проявлением активной жизненной позиции. Например, среди отлично успевающих студентов преобладают те, кто имеет спортивный характер и достаточно высокую физическую подготовленность. Они более дисциплинированы, жизнеспособны, социально активны, настойчивы в достижении цели. Таким образом, физическое воспитание решает очень важные задачи: укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, совершенствует двигательные способности, способствует приобретению знаний и формированию личности в целом.

Задачи физического воспитания решаются посредством двух основных форм организации педагогического процесса - занятий физической культурой и занятий спортом.

Занятия физической культурой - это деятельность, направленная на решение задач физического воспитания путем сочетания спортивных и гимнастических упражнений, игр, туристских мероприятий.

Занятия спортом - это деятельность, направленная на решение задач физического воспитания путем применения главным образом одного спортивного упражнения, например, бега на 100м, толкания ядра, стрельбы из матчевого пистолета и др. Понятия «физическая культура» и «спорт», рассматриваемые как педагогические явления, едины по своей сущности. Однако между этими понятиями существуют и различия - в их направленности и в особенностях используемых средств. Различия в направленности состоят в том, что основной целью занятий физической культурой является общая физическая подготовленность, а занятий спортом совершенствование в выполнении одного или нескольких спортивных упражнений для достижения высокого уровня в развитии двигательных способностей. Различия в используемых средствах заключаются в том, что на занятиях физической культурой используются многочисленные спортивные и гимнастические упражнения, игры и туристические мероприятия, сочетаемые в одном или в серии занятий, а на занятиях спортом - конкретное спортивное упражнение.

Как видим, занятия физической культурой и спортом - это педагогический процесс, в котором человек стремится к физическому и нравственному совершенству, развитию своей личности. Однако этот процесс будет успешным, если при его осуществлении будут решаться не только спортивно-технические, но и воспитательные задачи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.