Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткая характеристика видов спорта, развивающих различные физические качества





Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт, лыжные гонки и биатлон, плавание, конькобежный спорт, спортивное ориентирование, триатлон.

С помощью этих видов высокая работоспособность обеспечивается благодаря разнообразным сдвигам приспособительного (адаптивного) характера в организме: морфологическому и функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичности стенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности и устойчивости работы нервной системы.

В этих видах спорта физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека. Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивных результатов находятся в возрастных пределах 22-27 лет.

Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые качества. В эту группу можно отнести тяжелую атлетику, гиревой спорт, атлетическую гимнастику, метания и прыжки.



Тяжелая атлетика - это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным напряжением. Для этого применяются динамические и изометрические упражнения, которые направлены в основном на развитие мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. При поднимании значительного веса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого колебания кровенаполнения сердца и сосудов.

Гиревой спорт развивает относительную силу мышц и силовую выносливость. Основная особенность гиревого спорта - продолжительность выполнения упражнения. В этом виде спорта используются гири весом 16, 24 и 32кг.

Атлетическая гимнастика - система упражнений с разными отягощениями. Это доступный вид спорта, которым последнее время активно занимаются и женщины. Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения.



Легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки составляют особую группу, развивающую скоростно-силовые качества, особенно быстроту мышечного сокращения. Как средство силовой подготовки их применяют в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба).

Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту. К ним относятся: бег на 100м и 200м, 100 и 110м с барьерами, на коньках на 500м, велосипед (трек), фехтование, бокс, единоборства и ряд спортивных игр. В практике учебного процесса основным средством развития быстроты является бег на 100м.

Виды спорта, преимущественно развивающие координацию движений (ловкость). К ним относятся: спортивная акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание и спортивные игры.

Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значимого воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым качествам спортсмена. Фундамент сложно-координационных движений закладывается в детском возрасте, поэтому студентам не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта.

Виды спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся: единоборства, спортивные игры, многоборья. Для единоборств характерно непосредственное контактное противодействие соперников, а для спортивных игр, кроме контактного единоборства, - развитие всех основных физических качеств.

К группе многоборий, для которых характерно полифункциональное воздействие на организм, можно отнести: легкоатлетические многоборья, современное пятиборье, триатлон, полиатлон, многоборья из национальных видов спорта.



Контрольные вопросы

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.

2. Массовый спорт, его цели и задачи.

3. Спорт высших достижений. Профессиональный спорт.

4. Единая спортивная классификация.

5. Студенческий спорт, его организационные особенности.

6. Специальные спортивно-технические зачетные требования. Нормативы.

7. Система студенческих спортивных соревнований: внутривузовские, межвузовские, международные.

8. Выбор видов спорта для укрепления здоровья и коррекции недостатков физического развития и телосложения.


Тема 8 САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Диагностика и самодиагностика состояния организма

Диагностикав переводе с греческого означает распознавание. Цель диагностики - установление и изучение признаков отклонений от нормы. В задачи диагностики входит разработка методов и средств обнаружения дефектов и их локализации.

Врачебный контроль- это обследование состояния здоровья врачами-специалистами (хирург, терапевт, окулист и т.п.). Он бывает первичный, повторный и дополнительный.

Первичный врачебный контрольпроводится перед началом занятий. Его задача - распределение студентов для занятий физической культурой в основную, подготовительную или специальную медицинскую группы.

Повторный или текущий врачебный контроль позволяет проследить за изменениями, происходящими в различных системах организма человека. Он проводится для занимающихся в специальной медицинской группе.

Дополнительный врачебный контроль- осуществляется после перенесенных заболеваний и травм, после длительных перерывов в занятиях.

Педагогический контрольсвязан с оценкой физических качеств студентов, проверкой эффективности занятий. Составляющими педагогического контроля являются:

- контроль уровня знаний по физической культуре;

- контроль за физическими нагрузками и техникой выполнения движений;

- тесты физической подготовленности.

Самоконтроль- это самостоятельные наблюдения за своим здоровьем.

Физическое развитие (ФР) - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, пропорции определяют телосложение и являются показателями ФР. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице размеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество ФР влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Тест ( проба, испытание) – система заданий, упражнений, позволяющих измерить уровень развития определенных качеств, свойств, знаний личности.

Физическая подготовленность (ФП)- это результат физической подготовки и целенаправленного педагогического процесса развития физических качеств. Обычно используют шесть простейших тестов, отражающих уровень развития физических качеств:

1. Скорости - (бег на 30 или 100м).

2. Координации - (бег 3x10 м, прыжки через скакалку).

3. Скоростно-силовых - (прыжок в длину с места, подъем туловища за 60с).

4. Силы - (подтягивание, отжимание, вис на перекладине).

5. Выносливости - (бег на 1000м, 2000м, 3000м).

6. Гибкости - (наклон туловища вперед).

Функциональная подготовленность (Функц. П.)характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма и их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся ЧСС, АД, ЧД и время задержки дыхания. С их помощью осуществляется контроль функционального состояния по нагрузочной и ортостатической пробе, пробе Штанге и др.

Этапы самоконтроля

I этап - фактические измерения. Результаты фактических измерений, осуществляемые с помощью инструментальных (объективных) методик, заносятся в таблицу. Эта таблица служит основой для ведения дневника самоконтроля. В нем кроме объективных измеряемых величин могут фиксироваться субъективные показатели, включающие контроль самочувствия, цвета кожи лица, частоты дыхания, потоотделения и т.п.

II этап - расчетный. На этом этапе, используя значительный арсенал формул, выполняются расчеты характеристик физического развития, физической и функциональной подготовленности. Например, рассчитываются антропометрические индексы, характеризующие физическое развитие (весоростовой, жизненный, силовой), количественные показатели физической подготовленности, уровня функционального состояния, адаптационного потенциала и другие.

III этап- оценочный. Расчетные значения индексов, проб и тестов позволяют дать оценку показателей здоровья в широком возрастном диапазоне для различных контингентов как занимающихся физической культурой и спортом, так и не занимающихся ими.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.