|
Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
Деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы, унаследованные от рождения, заложены в нервной системе. Объединяясь в длинные цепи, безусловные рефлексы являются основой инстинктивного поведения.
В основе поведения человека лежат условные рефлексы, выработанные на основе безусловных в процессе жизнедеятельности. Для выработки условного рефлекса нужно, чтобы был безусловный раздражитель (сигнал, стук, пища, голос и т.д.).
Двигательный навык (форма двигательных действий) выработан по механизму условного рефлекса в результате соответствующих упражнений. Формирование двигательного навыка проходит три фазы:
- генерализации, которая характеризуется расширением возбудительного процесса, приводящего к вовлечению большого количества мышечных групп и неоправданному их напряжению. Движения скованы, угловаты, плохо координированы, неточны неэкономичны;
- концентрации - в этой фазе излишнее возбуждение благодаря дифференцированному торможению концентрируется в зонах головного мозга. Движения становятся более точными, стабильными, экономичными;
- автоматизации - закрепление двигательного навыка. Движение выполняется как бы автоматически и не требует усиленного контроля со стороны сознания. В этой фазе обычно все движения точны по траектории и усилию.
Сформированный двигательный навык, пройдя три фазы своего развития, позволяет организму координировано исполнять движения. Координация движения - это согласованная деятельность мышечных групп, относящихся к разным сегментам тела. Координация движения осуществляется при участии физиологических механизмов, расположенных на различных уровнях жизнедеятельности целостного организма. Так, саморегуляция скелетных мышц осуществляется при участии физиологических механизмов, находящихся непосредственно в мышечных волокнах. Эти механизмы обеспечивают кровообращение в различных участках капиллярного русла и регулируют участие двигательных единиц в сокращениях мышц.
Каждая мышца включает в себя от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч двигательных единиц. Чем больше развивается усилие в мышце, тем больше включается двигательных единиц. Двигательная единица состоит из мононейрона (двигательной нервной клетки), нервного волокна и группы мышечных волокон. Различные двигательные единицы включают в себя разное количество мышечных волокон: от 3-6 (мышцы глазного яблока) до 120-160 (мышцы туловища, конечности).
Каждая мышца имеет огромное количество двигательных единиц. Природа сформировала такой физиологический аппарат управления двигательными нейронами, что они включаются последовательно, в разном сочетании, в разных группах мышц, обеспечивая их включение и выключение в нужный момент. Например, вертикальная поза человека поддерживается автоматически множеством мышц.
В образовании двигательного навыка участвуют такие анализаторы, как вестибулярный, слуховой, тактильный. Любое отклонение действительного движения от задуманного плана тотчас же корректируется нервной системой. Коррекция движения осуществляется по каналам обратной связи от работающего органа к регулирующим нервным центрам. В процессе тренировок (упражнений) различные органы системы подвергаются совершенствованию. Сущность упражнений составляют физиологические, биохимические и морфологические сдвиги, возникающие под влиянием многократных повторений движения.
В ходе тренировки совершенствуется ЦНС, в ней улучшается взаимодействие процессов возбуждения и торможения, увеличивается скорость проведения импульсов, совершенствуется сократительная способность и расслабление мышечных волокон. В процессе тренировок совершенствуется взаимодействие первой и второй сигнальной систем. Регулярные занятия спортом совершенствуют физические качества человека, развиваемые на основе двигательных навыков.
Контрольные вопросы
1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
2. Функциональные системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, выделительная, нервная, опорно-двигательный аппарат.
3. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое. Восстановление.
4. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.
5Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
6. Общее представление об энергообеспечении мышечного сокращения.
7. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
8. Представление о биологических ритмах человека. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения.
Тема 3 ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА
Основные понятия
Что такое здоровье человека? По определению Всемирной организации здравоохранения понятие «здоровье» означает отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических функций, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Такой подход к пониманию здоровья предполагает тесную взаимосвязь состояния здоровья с резервными возможностями организма. Так как функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, о состоянии здоровья можно говорить как о динамическом процессе, который может ухудшаться или улучшаться, т. е. об ослаблении или укреплении здоровья.
Основой физического и психического здоровья, кроме отсутствия болезней, является определенный уровень физической тренированности и функциональной сбалансированности систем организма. Исходя из концепции физического здоровья, основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и использования для обеспечения физиологических функций. Так как доля аэробной энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергопотенциала, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма, выражающаяся в максимальном потреблении кислорода (МПК), является основным критерием его физического здоровья и жизнеспособности. Величина МПК зависит от кислородной емкости крови (количества кислорода, которое может связать 100 мл артериальной крови за счет соединения его с гемоглобином), «насосной» функции сердца и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород, В норме кислородная емкость крови колеблется в пределах 18 - 25мл. У бегунов и лыжников МПК достигает 5-6л/мин.
Как видим, в понятие «здоровье» входит норма того или иного показателя. Например, говорят: «нормальная температура», «нормальное содержание сахара в крови», «нормальная кислотность желудка» и т.д. Но достаточно ли этих нормальных показателей для полной характеристики здоровья? Думается, что нет. Они справедливы только для нормальных условий жизнеобитания. А как изменятся эти «нормальные» показатели, когда человек попадает в экстремальные условия, и от него потребуется мобилизация дополнительных резервных возможностей? В изменивших условиях «нормальными» показателями будут другие, а прежних станет явно недостаточно для поддержания высокой работоспособности и необходимого уровня здоровья. Настоящий научный подход к понятию здоровья должен быть количественным. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма, в первую очередь, кислородотранспортной системы - МПК.
О количестве здоровья можно судить также и по уровню физического состояния организма: весоростовому индексу, жизненной емкости легких, частоте сердечных сокращений, артериальномv давлению, времени восстановления после стандартной нагрузки, динамометрии и др. Например, нельзя считать человека вполне здоровым, если он имеет избыточный вес (более 10% от нормы) и повышенное кровяное давление (более 140/85мм рт.ст.). Нормальным соотношением роста и веса считается: для мужчин, в среднем, - 400г, для женщин - 350г на 1см роста. За норму принимается давление от 120/70 до 140/85мм рт.ст. Здоровье зависит от ряда внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся образ жизни и условия окружающей среды. К внутренним - изменения в организме, развивающиеся под воздействием внешних факторов. В какой же степени от каждого из этих факторов зависит наше здоровье? Исследованиями установлено, что от занятий физической культурой и спортом здоровье зависит на 20%, от сна - на 20%, от режима питания - на 10%, от генетической наследственности - на 20%, еще на 20% здоровье человека и продолжительность его жизни зависят от окружающей среды. Люди, живущие в здоровой местности, имеют шанс прожить дольше, чем те, кто дышит загрязненным воздухом и пьет загрязненную воду. И лишь на 10% продолжительность жизни зависит от уровня медицинского обслуживания. Конечно, от врача зависит многое, но если человек всю жизнь злоупотреблял спиртными напитками, курил, наплевательски относился к своему здоровью, медицина вряд ли поможет.
Что же такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни(ЗОЖ) - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности, продление творческого долголетия. Здоровый образ жизни предполагает соблюдение личной гигиены, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание и оптимальный двигательный режим Здоровый образ жизни тесно связан с общей культурой человека.
Личная гигиенавключает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Соблюдение правил личной гигиены необходимо каждому человеку. Особенно это важно для студентов, так как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких спортивных достижений.
Рациональный суточный режимсоздает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе лежит ритмическое и правильное чередование труда, отдыха и других видов деятельности.
Суточный режим должен основываться на закономерность биологических ритмов. При правильном суточном режиме у человека вырабатывается определенный режим функционирования организма, в результате чего в определенное время можно более эффективно выполнять конкретные виды работ. Строгое соблюдение режима дня помогает также воспитывать организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине. В суточный режим студентов должно входить, прежде всего, выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование учебы, спортивных занятий и отдыха, регулярное питание, достаточный и полноценный сон.
Социальным показателем здорового образа жизни являются формы и методы удовлетворения физических и духовных потребностей студентов в учебе, труде, быту, активном отдыхе, способствующих формированию здоровых норм общежития. В этих условиях состояние здоровья студентов является показателем их общекультурного развития, важнейшей ценностной ориентацией, обладает большой социальной значимостью.
Специальными исследованиями установлено, что распорядок жизни студентов и, в частности, такие его элементы, как упорядоченность, организованность, систематичность, дисциплина являются важными условиями успешной учебной деятельности. Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать в студенческие годы. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, режим питания, сна и др. Так, до 30% студентов, проживающих в общежитиях, уходят на занятия без завтрака. В этом случае учебные занятия проходят при сниженной на 9-12% работоспособности. Отход ко сну у 87% студентов, проживающих в общежитиях, затягивается до 1-2 часов ночи. Вследствие этого они не высыпаются, что приводит к снижению умственной работоспособности в течение учебного дня на 7-18%. До 60% студентов начинают самоподготовку в период от 20 до 24 часов. Таким образом, получается, что значительная часть студентов выполняет ее далеко за полночь. Учебный труд в столь позднее время требует повышенной затраты нервной энергии, отражается на качестве сна. Около 40 % студентов занимаются самоподготовкой в выходные дни, предназначенные для отдыха и восстановления сил. До 60% студентов бывают на свежем воздухе меньше 30 минут в день, 30% - до одного часа при гигиенической норме два часа в день. К разнообразным закаливающим процедурам прибегают менее 2%студентов. Как следствие этого - вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, которые охватывают 80% студентов. Основные правила суточного режима:
- подъем в одно и то же время;
- выполнение утренней физзарядки и закаливающих процедур;
- прием пищи в одно и то же время не менее 4 раз в день (лучше 4-5 раз в день);
- самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же время;
- занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной нагрузкой не реже 3-5 раз в неделю по 1,5-2 часа;
- выполнение физических упражнений в процессе учебной деятельности (физкультпаузы );
- ежедневное пребывание на свежем воздухе (выполнение ходьбы и других физических упражнений) - 1,5-2 часа;
- полноценный сон (не менее 8 часов) с засыпанием и пробуждением в одно и то же время.
Сон- основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и высокой умственной и физической работоспособности. Систематическое недосыпание и бессонница вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), во время тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличить. Сон должен быть непрерывным. Наилучшее время для сна с 22-23 часов вечера до 6-7 часов утра. Тишина и покой - непременные условия здорового сна. Свет, музыка, разговоры и другие раздражители мешают нормальному сну.
При стойких и длительных нарушениях сна следует обратиться к врачу. Без его рекомендаций нельзя пользоваться различными снотворными средствами. Недопустимо бороться с бессонницей с помощью алкогольных напитков: после их употребления наступает наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.
Уход за телом. Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из него продуктов обмена веществ, теплорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, поэтому она обеспечивает полную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1см поверхности тела приходится 100 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление. Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей.
Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже 1 раза в неделю в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Кожу рук необходимо мыть с мылом после посещения туалета, после выполнения различных работ и перед едой, поскольку на коже рук, особенно под ногтями, скапливается много микробов, которые могут быть перенесены в пищу.
Систематического ухода требуют и ноги, особенно при повышенной потливости. Желательно перед сном ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря или мозольной жидкости.
Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо пользоваться для мытья волос хозяйственным мылом либо синтетическими моющими средствами, предназначенными для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем.
Систематического ухода требует полость рта и зубы. Пер сном и после каждого приема пищи необходимо чистить зубы пастой, как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам и только вертикально.
Гигиена одежды и обуви.Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. Она должна быть легкой и удобной, приносить эстетическое удовольствие. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.
Спортивная одежда должна быть легкой и не стеснять движения, кроме того, она должна хорошо впитывать пот и быстро его испарять. Летом одежда спортсмена состоит из майки, трусов, хлопчатобумажного или шерстяного костюма; зимой - из хлопчатобумажного белья, шерстяного костюма, шапочки, рукавиц. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни и, наоборот, повседневной одеждой - на занятиях по физической культуре.
Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Лучше всего этим требованиям удовлетворяет обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания. Резиновая обувь вызывает потливость. Носки должны хорошо пропускать воздух и впитывать пот, они должны быть всегда эластичными, чистыми, мягкими. На тренировках и соревнованиях следует пользоваться только хорошо разношенной и прочной обувью. Зимой рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что дает возможность использовать теплую стельку и надевать шерстяные носки.
Рациональное питаниеобеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческой деятельности. Пища представляет собой комбинацию продуктов, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.
Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище, следующие: оптимальное ее количество; полноценное качество, т.е. наличие в ней сбалансированного количества белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей; оптимальное соотношение продуктов животного и растительного происхождения; хорошая усвояемость; приятный вкус, запах, внешний вид; доброкачественность и безвредность.
Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах измеряется энергетическая ценность пищи. В среднем в сутки человек тратит около 3000 ккал. Сколько же килокалорий он должен получать с пищей? Суточная норма белков для занимающихся спортом составляет 2-2,5г на 1кг массы тела. Значит, человек весом 70кг в сутки должен потреблять 140-180г белков. Продукты, содержащие белки, желательно распределять следующим образом: мясо, мясные продукты, сыр на завтрак и обед; рыбу, творог, кашу с молоком на ужин. Белки способствуют развитию мышечной системы, они являются основным источником образования энергии в мышечной работе.
Суточная норма потребления жиров 1,5-2,4г на 1кг массы тела. Рацион должен включать 80-85% жиров животного происхождения ( сливочное масло, сметана, сыр, мясо, рыба) и 15-25% жиров растительного происхождения (растительные масла, овощные, рыбные консервы).
Суточная норма углеводов - 8,3-13,3г на 1кг массы тела. При этом 64% потребляемых углеводов должно приходиться на сложные углеводы (крахмал) и 36% - на простые (сахар). Особенно полезен спортсменам мед, легко усвояемый организмом. Содержащаяся в нем фруктоза очень полезна для мышцы сердца. Мед следует есть на ночь.
Витамины- необходимый элемент пищевого рациона. Удовлетворять потребности организма в витаминах нужно, прежде всего, за счет употребления натуральных продуктов. При их нехватке рекомендуется принимать витаминные концентраты из естественных продуктов (настой шиповника, дрожжи и т.п.). Можно принимать синтетические препараты, но только по назначению врача («Аевит», «Ундевит», «Декамевит» и др.).
Минеральные вещества также необходимы организму. Их суточные нормы составляют: кальция - 1200мг, фосфора - 1800мг, железа - до 20мг. Кальций содержится в сыре, твороге, молоке, икре, рыбных консервах, фасоли и др., фосфор - в печени, мясе, фасоли, горохе, овсяной и гречневой крупе.
Каков же должен быть пищевой рацион в режиме питания? Рацион должен быть оптимальным в количественном отношении, т.е. соответствовать рекомендуемым нормам калорийности. Необходимо систематически контролировать массу тела. Если она меняется в больших пределах, значит, рацион не соответствует энергозатратам организма. Рацион должен быть максимально разнообразным и включать наиболее ценные в биологическом отношении продукты. При сохранении необходимой калорийности объем рациона должен быть небольшим, пища должна быть хорошо усвояемой, чтобы не перегружать органы пищеварения. На ужин не рекомендуются продукты, долго задерживающиеся в желудке, резко возбуждающие нервную систему и секреторную деятельность пищеварительных органов (ветчина, жирная баранина, острые приправы, какао, кофе, крепкий чай и т.д.). Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна. Обильный и поздний ужин приводит к снижению усвояемости пищи, влечет за собой плохой сон и понижение умственной работоспособности на следующий день.
Принимать пищу в суточном режиме необходимо в строго определенное время - это способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Спортсменам принимать пищу следует за 2-2,5 часа до тренировки и спустя 30-40 минут после ее окончания.
Питаться лучше четыре раза в день: завтрак - 7.00-7.30, обед- 13.00-14.00, полдник - 16.00-17.00, ужин - 20.00-20.30. Можно ограничиться и трехразовым питанием. Примерное распределение калорийности суточного рациона: завтрак - 40%, обед -35%, ужин - 25%. Максимальное время между приемами пищи не должно превышать 6 часов. При приеме пищи все внимание следует уделять еде. Всякое отвлечение от пищи (разговоры, чтение и др.) приводит к нарушению пищеварения и усвоения пищи. Во время еды нельзя торопиться. Пища должна хорошо пережевываться.
Во время спортивных соревнований нельзя резко менять привычный режим питания. Следует с осторожностью принимать новые пищевые продукты и блюда, так как ко всякой новой пище организм должен приспособиться.
Вредные привычки - курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков - оказывают пагубное влияние на здоровье, значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Они несовместимы с занятиями физическими упражнениями и спортом.
Курение- вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. При курении в организм вместе с табачным дымом поступают многие вредные продукты. Особенной токсичностью отличаются никотин и смолистые вещества. Никотин является сильнейшим ядом. Смертельная доза никотина для человека - 50мг. При выкуривании одной сигареты в организм поступает 2мг никотина.
Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и через нее - на весь организм. У курильщиков часто отмечаются головные боли, головокружение, нарушение сна, угнетение половой функции. Курение вызывает также различные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Любители табака в 8-15 раз чаще страдают эмфиземой легких, в 3-5 раз - язвенной болезнью желудка, в 3-4 раза - расширением аорты и коронарным склерозом, у каждого седьмого курильщика - облитерирующий эндартериит. Инфаркт миокарда среди курящих наблюдается в два раза чаще, чем среди некурящих, а смерти, вызванные сердечно-сосудистыми заболеваниями - в 3 раза чаще.
Смертность среди курильщиков в возрасте 40-49 лет в 3 раза выше, чем среди некурящих; 50-летний человек, выкуривающий пачку сигарет в день, имеет вдвое больше шансов умереть в ближайшие 1,5-2 года, чем его некурящие сверстники. Среди курящих рак дыхательных путей возникает в 2 раза чаще, чем среди некурящих.
Алкогольоказывает отрицательное воздействие, прежде всего на центральную нервную систему; даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в ней. У человека резко снижаются интеллектуальные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок. Вместе с тем нарушается и физическая работоспособность, снижается скорость двигательных реакций, уменьшается сила, ухудшается точность движений. Алкоголь вызывает также серьезные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, печени, желудочно-кишечного тракта, половых и других органов. Среди мужчин, злоупотребляющих спиртными напитками, заболевания сердечно-сосудистой системы возникают в 22 раза чаще, чем у непьющих. Заболевания органов пищеварения - в 18 раз, органов дыхания - в 4 раза. У алкоголиков нередко наблюдается тяжелое заболевание печени - цирроз, которое часто заканчивается смертью.
Систематическое употребление алкоголя отрицательно действует на половую сферу, вызывает различные нарушения в сексуальной жизни. Следует особо подчеркнуть, что злоупотребление алкоголем часто является причиной преступлений, травматизма и несчастных случаев на производстве и в быту. Пьянство нередко приводит к разрушению семьи, пагубно отражается на воспитании детей. Употребление алкогольных напитков спортсменами в значительной мере снижает эффективность тренировок и ведет к ухудшению спортивных результатов.
Бытует мнение, что малые дозы алкоголя не вредны, что они действуют стимулирующе, не снижают работоспособность и в холодную погоду согревают организм. Это неверно, любые дозы алкоголя снижают умственную и физическую работоспособность, притормаживают скорость двигательной реакции, ухудшают внимание, точность и координацию движений. Что касается согревания, то это обманчивое ощущение. Алкоголь не согревает организм, а лишь расширяет кровеносные сосуды кожи, кровь приливает к коже, и человек чувствует теплоту. Циркулируя по расширенным сосудам, кровь отдает много тепла во внешнюю среду. Вследствие этого температура тела обычно понижается на 1-2 градус, организм быстрее охлаждается, хотя выпивший этого не замечает. Употребление наркотиков вызывает особое состояние эйфории (возбуждения), которое сопровождается оглушением, искажением восприятия действительности, снижением внимания, расстройством мышления и нарушением координации движений.
Закаливание играет важную роль в профилактике простудных заболеваний, снижая их в 2-5 раз. Закаливание воздухом(прием воздушных ванн) следует осуществлять при температуре воздуха +15 - +20 градусов, продолжительность их 20-30мин., ежедневно увеличивая время пребывания на воздухе на 10мин., и таким образом, доводя его до 2 часов. Следующий этап - воздушные ванны при температуре +10 - +15 градусов продолжительностью 15-20мин. Ванны при температуре воздуха ниже 15 градусов могут принимать только закаленные люди и непродолжительное время - не более 15мин.
Водные процедурыоказывают более сильное воздействие на организм, чем воздушные, так как теплопроводность воды в 28 раз выше теплопроводности воздуха. Самое благоприятное время для закаливания водой - лето, осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу после сна или после зарядки. Начинают водные процедуры с температуры воды +30 - +34 градуса. Затем через каждые два дня температуру воды постепенно снижают и доводят ее до +20 градусов и ниже. Во время принятия водных процедур не должно возникать никаких неприятных ощущений и озноба. Основным закаливающим фактором является не продолжительность процедур, а температура воды, поэтому, чем она ниже, тем короче процедура.
Водные процедуры подразделяются на обтирание, обливание, душ, купание. Начинать купание в открытом водоеме можно, когда температура воздуха достигает +20, а воды +18 градусов. Желательно купаться в утренние и вечерние часы, сначала один раз, потом два-три раза в день. Помогают противостоять простудным заболеваниям и местные водные процедуры - полоскание горла холодной водой и холодные ножные ванны, которые следует проводить ежедневно перед сном.
Закаливание солнцемцелесообразно начинать с первых теплых дней и продолжать его все лето. Солнечные ванны лучше всего принимать утром с 8.00 до 11.00 через 30-40 мин после приема пищи. Начинают закаливание с 5-10 минутного пребывания на солнце, увеличивая процедуру примерно на 5-10 мин, и доводят ее до 1-2 часов с 15 минутным перерывом в тени после каждых 15-20мин. загорания.
При долгом пребывании на солнце чаще всего происходит перегревание организма и на коже могут появиться ожоги. Перегревание может вызвать тепловой или солнечный удар. Систематическое ультрафиолетовое облучение в оптимальных пределах оказывает общеукрепляющее действие, повышает работоспособность, является хорошим закаливающим средством в борьбе с инфекциями и простудными заболеваниями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|