Сделай Сам Свою Работу на 5

Физическая культура в обеспечении здоровья

Одним из важнейших факторов укрепления и сохранения здоровья являются физическая культура и спорт. Это особенно важно в наше нелегкое время перехода к рыночным отношениям, когда состояние социальной сферы и экономики страны обуславливают серьезные трудности в жизнеустройстве молодежи. Наблюдения показывают, что наиболее безболезненно к новым условиям адаптируются люди, обладающие крепким здоровьем, высоким уровнем физического развития, не курящие, не злоупотребляющие алкоголем. Они более жизнеспособны, социально активны, настойчивы в достижении цели, легче переносят нервно - психические нагрузки, умеют управлять своим самочувствием и настроением, поддерживают на должном уровне работоспособность, эффективно учатся, разумно отдыхают.

Однако не все студенты это хорошо понимают, большинство из них пренебрегает занятиями физическими упражнениями, например, студенты специальной медицинской группы на физическую культуру и спорт тратят в неделю не более 3 часов при норме 10-12 часов, студенты подготовительной и основной групп - около 6 часов. В молодом возрасте компенсаторные силы организма более действенны, поэтому студенты до поры до времени не ощущают отрицательных последствий малоподвижного образа жизни, но со временем "болячки" начинают проявляться, и только тогда молодой человек начинает задумываться о своем здоровье. А задуматься есть над чем.

К 60 годам возможности основных функциональных систем составляют около 70% от периода расцвета. Так, начиная с 30-35 летнего возраста способность сердечной мышцы "перекачивать" кровь ежегодно ухудшается на 1%, жизненная емкость легких снижается на 7,5 мл на 1кв. м поверхности тела, максимальное потребление кислорода (МПК) уменьшается на 0,5 мл/мин/кг/ у мужчин и на 0,3 мл/мин/кг - у женщин. К 60 годам ударный объем сердца в покое уменьшается на 30%, минутный объем крови при предельных нагрузках - на 25-30%, снижается эластичность крупных артерий, систолическое давление повышается на 10-40мм рт.ст., аэробная производительность снижается почти в два раза.



Занятия оздоровительной физической культурой в значительной степени способны приостановить возрастные изменения различных функций. Дневная норма двигательной активности у студентов должна быть не менее 1,5 часов, при этом не имеет принципиального значения однократно или по часам выполнялась физическая нагрузка, важно другое - величина нагрузки. В исследованиях установлено, что после чрезмерно высоких физических нагрузок умственная работоспособность у студентов не восстанавливается даже после суточного отдыха. Это пример неправильного планирования двигательной функции организма. Малая физическая нагрузка почти никак не отражается на умственной работоспособности, а вот умеренная физическая нагрузка оказывает самое благоприятное влияние на умственную работоспособность.

Мышечная деятельность является также лучшим способ разрядки эмоционального напряжения, связанного с такими психологическими переживаниями, как тоска, страх, зависть, тревога, стресс. На последнем остановимся несколько подробнее. Стресс в переводе с английского означает "напряжение". Впервые это слово употребил канадский ученый-биолог Ганс Селье в 1936г. Стресс - это адекватная реакция организма на внешнее воздействие, заключающееся в мобилизации защитных сил. Прежде всего, эта ответная реакция проявляется в мышечной деятельности. Например, в животном мире источниками стрессовой ситуации являются холод, голод, нападение хищников, природные стихии и т.п. Ответом на такие стрессы неизменно является мышечное действие: убежать от опасности, догнать добычу, побороть противника и т.д. Человек в первобытном обществе и на ранних стадиях цивилизации гасил стрессовые состояния тяжелым физическим трудом. В современных условиях стрессов достаточно, а мышечной разрядки не хватает, поэтому стресс остается некомпенсированным - он бьет по сердцу, нервам. Усугубляет возникновение стресса также плохой психологический климат в коллективе, нервные нагрузки, конфликты, чрезмерный поток информации, учебная перегрузка. Последствия несвязанных психологических нагрузок ведут к нарушению сна, гипертонии, сердечнососудистым заболеваниям, язве желудка, нарушению мозгового кровообращения.

Но можно ли любой стресс считать вредным, нежелательным? Нет, нельзя. "Полная свобода от стресса, - писал Селье, - означает смерть. Если в первой фазе стресса - фазе ожидания, например, у спортсмена перед стартом, у студента перед экзаменом, у артиста перед выходом на сцену, не будет оптимального возбуждения, то результат основного действия будет плохим. Нежелательно также и напряженное протекание первой фазы стресса, так как оно опустошает человека, делает его безвольным. Вторая фаза стресса - собственно стресс (приспособление к трудовой ситуации) способствует достижению высоких результатов, но только при условии, если благоприятно прошла первая фаза стресса. В этом случае организм, подготовленный первой фазой, хорошо переносит и вторую фазу, реализует при этом максимум своих возможностей. Спортсмен достигает более высоких результатов, чем на тренировках, актер играет с большим подъемом, студент на экзамене обнаруживает незаурядные знания и способности, солдат в бою проявляет завидную смелость, находчивость и решительность, юноша при встрече с любимой девушкой смело признается ей в любви. Однако высокая нота во второй фазе долго длиться не должна, затянувшийся стресс грозит срывом. Третья фаза стресса - фаза истощения - самая опасная и коварная. Напряжение миновало, казалось бы, можно расслабиться, отдохнуть, но сон не идет, диссертант после успешной защиты диссертации заболевает, у студента после сдачи экзамена нервное напряжение нарастает, в голову лезут всякие навязчивые мысли. Это и есть разрушительное действие третьей фазы.

Можно ли противостоять стрессу? Современная наука считает, что можно. Самым существенным средством уменьшения вредного воздействия стресса является физический труд, занятия физической культурой и спортом в сочетании с другими факторами здорового образа жизни.

Для организации ЗОЖ немаловажное значение имеет правильное планирование оздоровительной и спортивно-массовой работы, а именно: выбор времени для этих мероприятий в течение учебного дня, недели, семестра, учебного года.

В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в период, когда у студентов наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня, учебной недели, в конце семестра и в конце учебного года. Исследованиями выявлено, что показатели работоспособности у студентов, занимавшихся физическими упражнениями, значительно выше, чем у тех, кто их не выполнял. К концу недели качественный показатель работоспособности у студентов, не принимавших участия в массовых оздоровительных мероприятиях, снижался в среднем на 46%, а у тех, кто занимался этим активно, снижение, по сравнению с исходным уровнем, составило 13,2%. К концу семестра этот показатель снижался соответственно на 42% и 15%, а в конце год на 52% и 12%.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатыванием, стабилизацией и снижением в результате наступившего утомления. Как реагировал организм на физическую нагрузку в каждом из этих периодов?

В период врабатывания физические упражнения с небольшими нагрузками обеспечивают кратковременное (на 1,5-2час.) повышение работоспособности, затем наблюдается ее снижение, к концу дня работоспособность возвращается к исходному уровню. В течение недели положительный эффект от таких нагрузок незначительный. Занятия с нагрузкой средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебного трудового дня, включая время самоподготовки. Положительные последствия таких нагрузок сохраняются на протяжении 2-3 дней, после чего постепенно затухают. Физические нагрузки большой интенсивности на 70-90% притормаживают умственную работоспособность. Лишь спустя 10 часов ее уровень возвращается к исходному состоянию.

В период стабилизации работоспособности самыми эффективными являются двигательные нагрузки средней интенсивности. Они обеспечивают умеренно-повышенный уровень работоспособности. Занятия со средней интенсивностью способствуют поддержанию оптимальной работоспособности в течение 2-3 дней.

В период снижения работоспособности, например, во время экзаменационной сессии, проведение занятий с небольшими нагрузками является самым предпочтительным. Это ведет к некоторому повышению работоспособности и в конце дня, и в конце недели.

Экзаменационная сессия- напряженная пора. Она сопряжена с рядом негативных явлений в жизнедеятельности и функциональном состоянии организма студентов.

Влияние правильно организованного режима дня на умственную работоспособность студентов во время сессии было проверено экспериментально на трех группах студентов, ведущих разный образ жизни. Первая группа во время сессии вела упорядоченный образ жизни, включающий физическую активность, нормальный сон, питание, самоподготовку, прогулки и т.д. Вторая группа занималась физическими упражнениями без соблюдения элементов ЗОЖ. Третья группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности. Исследования показали, что самое меньшее снижение умственной работоспособности под влиянием экзаменов оказалось у студентов первой группы, ведущих упорядоченный образ жизни.

Интенсивность спортивных учебно-тренировочных занятий во время экзаменационной сессии должна быть не более 60-70 обычного уровня. В этот период нецелесообразно изучать и совершенствовать технику новых упражнений.

Важное положительное воздействие на работоспособность, психоэмоциональное состояние студентов в период экзаменационной сессии оказывают занятия рекреационного характера. Такие занятия можно проводить самостоятельно в разных вариантах.

Первый: занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - общеразвивающие упражнения, спортивные игры, плавание, бег или ходьба в умеренном темпе.

Второй: два занятия в неделю по 45мин. комплексного характера - упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, дыхательные упражнения.

Третий: два занятия в неделю по 45мин. по возможности после экзаменов. Содержание занятий то же, что и во втором варианте, но они дополняются ежедневной физзарядкой и физкультпаузами по 5-10мин. после 60мин. учебного труда.

Четвертый: ежедневные занятия по 60-70мин умеренной интенсивности, в содержание которых включаются доступные упражнения.

Пятый носит комплексный характер. Кроме физических упражнений, он учитывает сон, питание, пребывание на свежем воздухе, самоподготовку.

Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Из опрошенных 5 тысяч студентов московских вузов только 33,8% подтвердили, что занимаются физкультурой и спортом два раза в неделю. У более, чем 50% студентов полностью отсутствует проявление физкультурно-спортивной активности, т.е. нет потребности в занятиях этим видом деятельности. Осознание личностью потребности превращает ее в интерес, который вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Мотивы могут быть ситуационными (частными), определяющими отдельные поступки человека, и широкими, жизненно важными на протяжении длительного времени. Мотивы следует отличать от сознательных целей и намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают их к действию.

Одним из компонентов мотивации является стимул, который зачастую выступает в роли непосредственной причины поступка. К стимулам в области физической культуры и спорта могут быть отнесены: совершенная материальная база, удобное расписание занятий, возможность выбора вида спорта, увеличение свободного времени, укрепление здоровья, педагогическое мастерство и увлеченность преподавателя и т.д.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.