Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая физическая подготовка





Основные физические качества формируются в процессе общей физической подготовки (ОФП), которая способствует всестороннему физическому развитию человека. ОФП способствует также повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

В процессе общефизической подготовки решаются следующие задачи:

. гармоничное развитие мускулатуры тела и отдельных мышечных групп;

- приобретение общей выносливости;

- повышение быстроты движений и скоростных способностей;-

- увеличение подвижности в основных суставах, улучшение эластичности мышц, выработка ловкости в бытовых, трудовых и спортивных действиях, повышение координации движений.

Говоря о важности ОФП, не надо забывать, что она не может в полной мере обеспечить успеха в конкретной спортивной деятельности или в конкретной сфере профессионального труда, потому что в одних случаях требуется преимущественное проявление выносливости ( лыжи, бег, гребля, велосипед), в других - наличие силы (тяжелая атлетика, борьба), в третьих - быстроты (спринтерский бег, бокс, фехтование), в четвертых - необходимо то и другое (комплексные многоборья). Поэтому в каждой сфере деятельности нужна специальная подготовка.



Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида игровой деятельности. Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

- спортивная подготовка;

- профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих целенаправленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность: массовый спорт, спорт высших достижений.



Цель спортивной подготовки в массовом спорте - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и способствовать активному отдыху.

Цель спортивной подготовки в спорте высших достижений - добиться максимально высоких результатов в избранном виде спорта. Структура подготовки спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностьюследует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта.

Физическая подготовленность- это возможности функциональных систем организма. Она отражает определенный уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленностьспортсмена - это степень владения средствами спортивной тактики ( например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики); видами (наступательной, оборонительной, контратакующей); формами (индивидуальной, групповой, командной).

Методика развития физических качеств

Физические качества - это способности организма человека, проявляющиеся в его двигательной (мышечной) деятельности. Развитие физических качеств - это процесс перехода из одного состояния организма в другое, более совершенное. Иными словами, развивая физические качества, человек становится более сильным, быстрым, выносливым, ловким за счет функциональных, морфологических и биологических изменений в организме.



Физическая подготовка характеризуется суммой развития отдельных физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости. Развитие этих качеств - единый процесс. Однако это не значит, что при развитии одного физического качества автоматически развиваются и другие. Это возможно лишь на начальных этапах развития физических качеств. В дальнейшем подобный рост прекращается и происходит так называемая диссоциация физических качеств: упражнения, которые раньше вызывали развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее действие лишь на некоторые из них. В то же время следует учитывать, что наивысшие показатели в развитии одного из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных.

Физические качества развиваются не сразу, а постепенно, без резких скачков, неодинаково, не постоянно и не все сразу: то одно, то другое из них «выходит» вперед, «лидирует» какое-то время, «подтягивает» до своего уровня остальные; затем уже другое, наиболее важное для данного вида спорта ( вида профессии) качество «выходит» вперед и т.д.

Физические качества развиваются параллельно с формированием двигательных навыков. Эта возможность была исследована у спортсменов-многоборцев. На первой стадии необходимо достижение высокого уровня общей физической подготовленности и особенно быстроты. У начинающих быстрота как физическое качество наиболее разносторонне воздействует на организм, а, следовательно, и на прочность формирования навыков.

На второй стадии ведущее значение приобретает выносливость, на третьей - выносливость и сила. На этом процесс формирования навыка заканчивается, начинается процесс его стабилизации (примерно на уровне I спортивного разряда). И здесь физические качества развиваются постепенно, но не равномерно. На уровне результатов кандидата в мастера спорта место силы вслед за выносливостью занимает ловкость. Количественные же показатели уровня развития веса физических качеств постоянно повышаются от стадии к стадии, что и подтверждает постепенность их развития. А вот «лидерство» то одного, то другого качества подчеркивает неравномерность их развития. Каковы же пути развития физических качеств?

Методика развития силы

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Силу подразделяют на абсолютную и относительную. Абсолютная максимальная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, а относительная - это величина силы, приходящаяся на 1кг собственного веса. В зависимости от режима деятельности мышц силовые способности человека подразделяются на скоростно-силовые и собственно силовые. Скоростно-силовые способности проявляются в динамической (быстрой) взрывной силе, а собственно-силовые находят свое проявление в статической и плавной (медленной) силе.

Средства развития силы - это те упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию данного физического качества. К ним относятся упражнения с внешним сопротивлением, преодолением собственного веса и изометрические упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением:

а) упражнения с тяжестями (штанга, гантели, гири, гимнастическая скамейка;

б) упражнения вдвоем (наклоны, сгибание и разгибание рук, приседания, перетягивания, борьба);

в) упражнения с сопротивлением внешней среды (бег по глубокому снегу, по песку, по пашне, в гору и т.д.);

г) упражнения с сопротивлением других предметов (резиновых бинтов, жгутов, эспандеров, пружин, блочных и тренажерных устройств).

Упражнения с преодолением собственного веса:

а) легкоатлетические прыжковые упражнения (многоскоки, тройной прыжок, прыжки вверх с места);

б) гимнастические силовые упражнения (подтягивание, подъем силой, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, в упоре на полу, лазанье по канату, шесту);

в) упражнения в преодолении препятствий ( забора, завала, стены, лестницы, окопов, оврагов, рвов и т.п.)

Изометрические упражнения:

а) упражнения в активном напряжении мышц (выпрямление полусогнутых ног, упираясь плечами в низкую перекладину, попытка оторвать от земли штангу большего веса и др.);

б) упражнения в пассивном напряжении мышц (удержание тяжелого предмета на предплечьях, на плечах, на спине, на вытянутых прямых руках и т.п.)

Среди средств с внешним сопротивлением наибольший эффект развития силы достигается при уступающем и преодолевающем режиме работы мышц ( прыжки со штангой на плечах, метание тяжестей, прыжки с высоты, упражнения с резиновыми бинтами, жгутами, эспандерами, бег по песку, по снегу, пашне и т.п.): в сложных условиях развивает не только силу, но и силовую выносливость.

Гимнастические силовые упражнения ценны тем, что являются отличным средством для укрепления и развития мышц плечевого пояса и брюшного пресса. Преимущество изометрических упражнений состоит в том, что они не требуют много времени и сложного оборудования, позволяют избирательно воздействовать на любые мышечные группы.

Методы развития силы - это пути (способы) эффективного использования вышеперечисленных средств для достижения поставленной цели. Таких методов три: повторный метод, метод «до отказа» и метод максимальных усилий. Разница между ними в величине преодолеваемого сопротивления, в числе повторов упражнений в одном подходе, в количестве подходов, во времени и характере активного отдыха между подходами.

Из перечисленных средств развития силы наибольший интерес для студентов представляют гимнастические силовые упражнения, а из методов наиболее предпочтительным является метод «до отказа». Суть этого метода применительно к гимнастическим упражнениям заключается в том, что количество подходов и количество выполняемых упражнений в каждом подходе должно зависеть от достигнутого максимального результата обучаемого, а упражнения должны выполняться «до отказа». Отдых между подходами 3-4 мин.


Методы развития силы

(по И.Л.Дудареву, В.А. Плахтенко)

№ п/п Название метода Задачи Усилия (в % от макс) Число повторений в одном подходе Число подходов  
Повторный Совершенствование нервно-мышечной координации и увеличение мышечной массы 50-60 6- 10 5-8  
«До отказа» Увеличение мышечной массы 70-80 «ДО отказа» «ДО отказа»  
Максимальных усилий Развитие способности проявлять наибольшую динамическую силу 90-100 1 -2 2-3  

Физическая нагрузка для развития силы гимнастическими силовыми упражнениями методом «до отказа» (по Е.Гончарову и Е.Жиленко)

  Необходимое суммарное количество повторений  
Достигнутое максимальное количество раз Подтягивание Подъем силой Подъем переворотом Поднимание прямых ног Отжимание в упоре на брусьях
L 20

Из данных таблицы видно, что если студент, например, имеет максимальный результат в подтягивании на перекладине 10 раз для развития силы на данном занятии ему необходимо выполнить это упражнение 35 раз

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.