Характеристика налоговых и неналоговых источников формирования бюджета.
Налоговыми поступлениями, по определению, являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в РК» (Налоговым кодексом Республики Казахстан). Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, являются специфической формой производственных отношений. В этой связи налоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и как часть финансовых отношений постоянно находятся в движении.
В Бюджетном кодексе РК определенные виды налоговых поступлений закреплены за соответствующим уровнем бюджетной системы.
Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме трансфертов). В отличие от налоговых поступлений неналоговые поступления не имеют твердо установленной ставки, т.е. фискально-постоянного характера и, как правило, они планируются на уровне поступлений предыдущего года.
12.2 планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджет
Вопросы планирования налоговых поступлений в доходные части бюджетов в Казахстане всегда оставались актуальными в связи с постоянными изменениями факторов и показателей, влияющих на их величину.
Планирования налоговых доходов бюджетов - это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении.
Прогнозирование налоговых доходов - это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций.
Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно-следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков. В широком смысле содержание планирования проявляется в научном обосновании будущего поведения системы, ее частей, элементов, процессов и явлений.
Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей. Прогнозирование в большей степени носит исследовательский характер, результатом которого являются определенные вероятностные значения и показатели, использование которых способствует повышению обоснованности постановки задач, в том числе и планов.
Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования определены следующим образом:
• соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
• снижение совокупных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов в результате применения инструментов налоговой политики;
• рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них;
• своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
• понятность и экономическая обоснованность схемы, как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.
Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.
Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.
К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:
• предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;
• дифференциация налоговых ставок по видам налогов;
• специальные налоговые режимы и системы налогообложения;
• льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
методы определения налогооблагаемой базы по конкретным нало-
гам.
В настоящее время при составлении краткосрочных финансовых прогнозов используется два подхода к прогнозированию доходов, это экстра-поляционный подход и моделирование (рисунок 12.3).
Согласно экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых значений. Данный метод широко применяется в региональной практике среднесрочного и краткосрочного финансового планирования.
При втором подходе - моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента дохода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на республиканском уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов местных бюджетов.
Однако, с помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально-экономической политики. Несмотря на свое широкое распространение, экстраполяционные методы не позволяют получать достаточно точные прогнозы элементов доходов.
Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достоверного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.
В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов, различия между плановыми и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Однако, выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов, состояния экономики и показателей деятельности предприятий-налогоплательщиков, но и от того, насколько реальны и выполнимы позиции плана, насколько точны были расчеты и прогнозы, положенные в основу при его разработке.
Методика расчета контингентов налоговых поступлений характеризуется следующими этапами:
- центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета обобщает сведения о текущих налоговых поступлениях и представляет их в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию;
- центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе макроэкономических показателей среднесрочного плана социально-экономического развития страны прогнозирует контингенты налоговых поступлений и доводит их до местных уполномоченных органов по бюджетному планированию;
- местные уполномоченные органы по бюджетному планированию и по исполнению бюджета параллельно осуществляют прогнозирование кон-тингентов доходов на соответствующей территории.
В процессе прогнозирования контингентов доходов бюджета необходимо учесть изменения и дополнения, внесенные в действующие законодательные и нормативные акты, и разграничение поступлений по уровням бюджетной системы осуществлять по нормам Налогового и Бюджетного кодексов и в соответствии со статьями Закона о республиканском бюджете на очередной год
Таким образом, основой для точного и обоснованного планирования налоговых доходов бюджетов всех уровней является всесторонний анализ социально-экономических показателей в совокупности с оценкой поступлений налогов в предыдущие периоды, создание благоприятных условий для предприятий-налогоплательщиков позволяющих снизить амплитуду колебаний показателей их экономической деятельности, а так же совершенствование и стабилизация законодательной базы. Совершенствование методики прогнозирования налоговых доходов является актуальным направлением совершенствования бюджетного процесса в Казахстане.
Ключевые слова: бюджет, детерминированные модели, методы прогнозирования, макроэкономические показатели, налоги, налоговое планирование, прогнозирование доходов, экстраполяция.
12.3 Планирование неналоговых поступлений в бюджет
В качестве характерных особенностей неналоговых форм мобилизации финансовых ресурсов отличающих их от налоговых поступлений можно выделить то, что:
• порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;
• не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
• большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
• нет жесткого планирования;
• на практике оно осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.
Все налоговые доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.
В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов».
Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функциональной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.
Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополнительных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предоставления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующего спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансовых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.
Планирование неналоговых доходов представляет собой заранее определенную возможность маневрирования потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами.
Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организация, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное планирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. Пообъектное планирование - более сложная процедура.
Комитет по государственному имуществу каждого региона составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от месторасположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды.
При планировании доходов от сдачи имущества в аренду госслужащие и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения госслужащие так же проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риелторским фирмам, тем более что платить за услуги придется арендатору.
Для эффективного управления неналоговыми доходами бюджета предлагается выделить две группы:
1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании природными ресурсами);
2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования государственного имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением таможенных пошлин).
Основными принципами планирования неналоговыми доходами являются:
• принцип оценки результатов планирования на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;
• принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулированной цели планирования неналоговыми доходами государства, а также применительно к конкретным объектам;
• принцип результативности означает разработку научно обоснованной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от планирования неналоговыми активами;
• принцип ответственности субъектов планирования.
Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Республики Казахстан, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер.
Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.
Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.
По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.
Как уже было отмечено, неналоговые доходы отличаются от налоговых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный характер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назначение, в большой степени регулируются подзаконными актами.
В законах о бюджете на соответствующий год дается неполный перечень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются только доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году.
Величина поступлений неналоговых доходов в государственный бюджет и их конкретные виды устанавливаются Законом РК о республиканском бюджете на соответствующий год.
При прогнозировании неналоговых поступлений используются данные динамики поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на прогнозируемый год и изменений курса тенге. При этом также используются прогнозные данные, представленные центральными государственными органами по следующим неналоговым поступлениям республиканского бюджета:
- поступления части чистого дохода Национального банка РК;
- поступления части чистого дохода республиканских государственных предприятий;
- дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности;
- доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в республиканской собственности;
- доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собственности:
- вознаграждения за размещение средств государственных внешних займов:
- вознаграждения по кредитам, выданным из республиканского бюджета:
- доходы от продажи вооружения и военной техники:
- поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями:
- поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями:
- штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями:
- другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.
Местными исполнительными органами определяются прогнозные данные по аналогичным неналоговым поступлениям бюджетов соответствующих нижестоящих уровней.
Государственная пошлина представляет собой платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами за действия, совершаемые специально уполномоченными органами. Оплата государственной пошлины производится до совершения действий, а также уплачивается непосредственно при выдаче оплаченного пошлиной документа. Уплаченные суммы пошлины зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.
Прогнозирование суммы поступлений в бюджеты государственной пошлины определяется исходя из анализа динамики поступлений за предыдущие годы с оценкой ожидаемого поступления в текущем году, с корректировкой на предполагаемые изменения в предстоящем периоде.
На прогнозируемый год суммы доходов за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности рассчитываются, исходя из анализа динамики поступлений за предыдущие годы, с оценкой ожидаемого поступления текущего года, скорректированного на предполагаемые изменения в налогооблагаемой базе в предстоящем периоде. К таким доходам относятся имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, прочие доходы, не облагаемые у источника выплаты.
Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования государственного имущества. Состав неналоговых доходов носит нестабильный характер, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым доходам по своей правовой природе.
В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов государственной собственности сокращается в результате приватизации.
При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования государственного имущества Республика Казахстан может проявлять себя как специфический участник гражданского общества, обладающий собственностью.
Увеличение неналоговых доходов государственного бюджета направлено на достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (региональной) недвижимости.
Методология расчета показателей эффективности управления неналоговыми доходами государства включает в себя следующие составляющие:
1) Коэффициент неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к ВВП:
2) Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к неналоговым поступлениям в бюджет предыдущего периода:
3) Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических неналоговых поступлений в бюджет к плановым неналоговым поступлениям в бюджет:
4) Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических поступлений чистых неналоговых доходов в бюджет к плановым поступлениям чистых неналоговых доходов в бюджет.
Модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:
1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и казенного имущества, от приватизации):
2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивидендов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).
При планировании неналоговых доходов необходимо учитывать, что существует возможность удвоения величины чистых неналоговых доходов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета за счет задействования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:
• инвентаризация объектов государственной собственности с формированием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собственности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей экономики:
• совершенствование процедур приватизации, включая повышение подконтрольности, прозрачности, реалистичности планов:
• законодательное установление процедур национализации и муниципализации с введением специального налога:
• соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества:
• развитие механизма концессий:
• повышение качества планирования и контроля за уплатой части прибыли казенных предприятий в бюджет:
• внедрение методики прогноза дивидендных поступлений:
• развитие института доверительного управления.
Для наиболее эффективного планирования неналоговых доходов бюджета можно предложить применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта: переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|