Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика налоговых и неналоговых источников формирования бюджета.





Налоговыми поступлениями, по определению, являются на­логи и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в РК» (Налоговым кодексом Республики Казахстан). Экономическое со­держание налоговых поступлений обуславливается составляющи­ми их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, явля­ются специфической формой производственных отношений. В этой связи налоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличи­тельными формами проявления. Они обусловлены реально сущес­твующими денежными отношениями и как часть финансовых отношений постоянно находятся в движении.

В Бюджетном кодексе РК определенные виды налоговых пос­туплений закреплены за соответствующим уровнем бюджетной системы.

Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным ко­дексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной ос­нове (кроме трансфертов). В отличие от налоговых поступлений неналоговые поступления не имеют твердо установ­ленной ставки, т.е. фискально-постоянного характера и, как прави­ло, они планируются на уровне поступлений предыдущего года.



12.2 планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджет

 

Вопросы планирования налоговых поступлений в доходные части бюд­жетов в Казахстане всегда оставались актуальными в связи с постоян­ными изменениями факторов и показателей, влияющих на их величину.

Планирования налоговых доходов бюджетов - это деятельность орга­нов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении.

Прогнозирование налоговых доходов - это деятельность органов влас­ти по построению вероятностной модели изменения социально-экономи­ческих показателей на основании анализа сложившихся тенденций.



Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно-следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков. В широком смысле содержание планирования прояв­ляется в научном обосновании будущего поведения системы, ее частей, элементов, процессов и явлений.

Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей. Прогнозирование в большей сте­пени носит исследовательский характер, результатом которого являются определенные вероятностные значения и показатели, использование кото­рых способствует повышению обоснованности постановки задач, в том числе и планов.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимос­ти неправомерности, основные принципы налогового планирования опре­делены следующим образом:

• соблюдение требований действующего законодательства при осу­ществлении налогового планирования;

• снижение совокупных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов в результате применения инструментов налоговой политики;

• рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового пла­нирования с выделением наиболее оптимального из них;

• своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

• понятность и экономическая обоснованность схемы, как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налого­вой системой, методическое обеспечение процесса планирования налого­вых поступлений основывается на экономических прогнозах с применени­ем совершенного математического аппарата.



Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объяс­няется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следо­вательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыноч­ным отношениям.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов на­логового планирования относятся:

• предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

• дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

• специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

• льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного на­логообложения и иными международными договорами и соглашениями;

методы определения налогооблагаемой базы по конкретным нало-

гам.

В настоящее время при составлении краткосрочных финансовых про­гнозов используется два подхода к прогнозированию доходов, это экстра-поляционный подход и моделирование (рисунок 12.3).

Согласно экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых значений. Данный метод широко применяется в региональной практике среднесрочного и краткосрочного финансового пла­нирования.

При втором подходе - моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и исполь­зование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента до­хода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значе­ниям факторов. Моделирование активно используется на республиканс­ком уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования дохо­дов местных бюджетов.

Однако, с помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, измене­ния в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально-экономической политики. Несмотря на свое широкое распространение, экстраполяционные методы не позволяют получать достаточно точные прогнозы элементов доходов.

Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достовер­ного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.

В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов, различия между плановыми и фактическими объемами мобилизации неиз­бежны. Однако, выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов, состояния экономики и показателей деятель­ности предприятий-налогоплательщиков, но и от того, насколько реальны и выполнимы позиции плана, насколько точны были расчеты и прогнозы, положенные в основу при его разработке.

Методика расчета контингентов налоговых поступлений характеризу­ется следующими этапами:

- центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета обоб­щает сведения о текущих налоговых поступлениях и представляет их в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию;

- центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе макроэкономических показателей среднесрочного плана соци­ально-экономического развития страны прогнозирует контингенты нало­говых поступлений и доводит их до местных уполномоченных органов по бюджетному планированию;

- местные уполномоченные органы по бюджетному планированию и по исполнению бюджета параллельно осуществляют прогнозирование кон-тингентов доходов на соответствующей территории.

В процессе прогнозирования контингентов доходов бюджета необходи­мо учесть изменения и дополнения, внесенные в действующие законода­тельные и нормативные акты, и разграничение поступлений по уровням бюджетной системы осуществлять по нормам Налогового и Бюджетного кодексов и в соответствии со статьями Закона о республиканском бюдже­те на очередной год

Таким образом, основой для точного и обоснованного планирования налоговых доходов бюджетов всех уровней является всесторонний анализ социально-экономических показателей в совокупности с оценкой поступ­лений налогов в предыдущие периоды, создание благоприятных условий для предприятий-налогоплательщиков позволяющих снизить амплитуду колебаний показателей их экономической деятельности, а так же совер­шенствование и стабилизация законодательной базы. Совершенствова­ние методики прогнозирования налоговых доходов является актуальным направлением совершенствования бюджетного процесса в Казахстане.

 

Ключевые слова: бюджет, детерминированные модели, методы прог­нозирования, макроэкономические показатели, налоги, налоговое планиро­вание, прогнозирование доходов, экстраполяция.

 

 

12.3 Планирование неналоговых поступлений в бюджет

 

В качестве характерных особенностей неналоговых форм мобилизации финансовых ресурсов отличающих их от налоговых поступлений можно выделить то, что:

• порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;

• не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

• большая целевая направленность использования поступлений, закреп­ленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конк­ретного платежа;

• нет жесткого планирования;

• на практике оно осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.

Все налоговые доходы носят систематический характер и, следова­тельно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые ненало­говые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых дохо­дов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.

В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых пра­воотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюд­жет неналоговых доходов».

Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функцио­нальной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или час­тично за соответствующими бюджетами.

В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связа­ны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.

Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополни­тельных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предостав­ления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующе­го спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансо­вых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.

Планирование неналоговых доходов представляет собой заранее опре­деленную возможность маневрирования потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами.

Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организа­ция, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планиру­ются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жест­ко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду пла­нируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся дан­ные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное пла­нирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. Пообъект­ное планирование - более сложная процедура.

Комитет по государственному имуществу каждого региона составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость арен­ды помещения зависит от месторасположения). Затем вводятся поправоч­ные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды.

При планировании доходов от сдачи имущества в аренду госслужащие и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость аренд­ной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения госслужащие так же проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов несколь­ким риелторским фирмам, тем более что платить за услуги придется арен­датору.

Для эффективного управления неналоговыми доходами бюджета пред­лагается выделить две группы:

1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании при­родными ресурсами);

2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования государствен­ного имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер граж­данско-правовой, административной и уголовной ответственности, а так­же доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением тамо­женных пошлин).

Основными принципами планирования неналоговыми доходами явля­ются:

• принцип оценки результатов планирования на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;

• принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулирован­ной цели планирования неналоговыми доходами государства, а также применительно к конкретным объектам;

• принцип результативности означает разработку научно обоснован­ной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от планирования неналоговыми активами;

• принцип ответственности субъектов планирования.

Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Республики Казах­стан, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добро­вольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер.

Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от нало­гов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельно­стью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, свя­занных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неупла­ченных неналоговых платежей.

По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые эле­менты. Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным це­левым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.

Как уже было отмечено, неналоговые доходы отличаются от налого­вых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный харак­тер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назна­чение, в большой степени регулируются подзаконными актами.

В законах о бюджете на соответствующий год дается неполный пере­чень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются толь­ко доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году.

Величина поступлений неналоговых доходов в государственный бюд­жет и их конкретные виды устанавливаются Законом РК о республиканс­ком бюджете на соответствующий год.

При прогнозировании неналоговых поступлений используются данные динамики поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на прогнозируемый год и изменений курса тенге. При этом также использу­ются прогнозные данные, представленные центральными государственны­ми органами по следующим неналоговым поступлениям республиканского бюджета:

- поступления части чистого дохода Национального банка РК;

- поступления части чистого дохода республиканских государствен­ных предприятий;

- дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в рес­публиканской собственности;

- доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в респуб­ликанской собственности;

- доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собст­венности:

- вознаграждения за размещение средств государственных внешних займов:

- вознаграждения по кредитам, выданным из республиканского бюд­жета:

- доходы от продажи вооружения и военной техники:

- поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственны­ми учреждениями:

- поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями:

- штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями:

- другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.

Местными исполнительными органами определяются прогнозные дан­ные по аналогичным неналоговым поступлениям бюджетов соответствую­щих нижестоящих уровней.

Государственная пошлина представляет собой платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами за действия, совершаемые специаль­но уполномоченными органами. Оплата государственной пошлины произ­водится до совершения действий, а также уплачивается непосредственно при выдаче оплаченного пошлиной документа. Уплаченные суммы пошлины зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.

Прогнозирование суммы поступлений в бюджеты государственной по­шлины определяется исходя из анализа динамики поступлений за предыду­щие годы с оценкой ожидаемого поступления в текущем году, с корректи­ровкой на предполагаемые изменения в предстоящем периоде.

На прогнозируемый год суммы доходов за ведение предпринимательс­кой и профессиональной деятельности рассчитываются, исходя из анализа динамики поступлений за предыдущие годы, с оценкой ожидаемого поступ­ления текущего года, скорректированного на предполагаемые изменения в налогооблагаемой базе в предстоящем периоде. К таким доходам относят­ся имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального пред­принимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, прочие доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования государственного имущества. Состав неналоговых доходов носит нестабильный характер, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым дохо­дам по своей правовой природе.

В условиях рыночной экономики государство является предпринимате­лем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имею­щегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов государ­ственной собственности сокращается в результате приватизации.

При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования государственного имущества Рес­публика Казахстан может проявлять себя как специфический участник гражданского общества, обладающий собственностью.

Увеличение неналоговых доходов государственного бюджета направ­лено на достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значе­ние неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (региональной) недвижимости.

Методология расчета показателей эффективности управления неналого­выми доходами государства включает в себя следующие составляющие:

1) Коэффициент неналоговых доходов бюджета определяется как отно­шение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к ВВП:

2) Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к нена­логовым поступлениям в бюджет предыдущего периода:

3) Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических неналоговых поступлений в бюд­жет к плановым неналоговым поступлениям в бюджет:

4) Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических поступлений чистых неналоговых доходов в бюджет к плановым поступлениям чистых ненало­говых доходов в бюджет.

Модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:

1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и казенного имущества, от приватизации):

2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивиден­дов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).

При планировании неналоговых доходов необходимо учитывать, что существует возможность удвоения величины чистых неналоговых дохо­дов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета за счет задей­ствования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:

• инвентаризация объектов государственной собственности с формиро­ванием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собст­венности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей эконо­мики:

• совершенствование процедур приватизации, включая повышение под­контрольности, прозрачности, реалистичности планов:

• законодательное установление процедур национализации и муници­пализации с введением специального налога:

• соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества:

• развитие механизма концессий:

• повышение качества планирования и контроля за уплатой части при­были казенных предприятий в бюджет:

• внедрение методики прогноза дивидендных поступлений:

• развитие института доверительного управления.

Для наиболее эффективного планирования неналоговых доходов бюд­жета можно предложить применение более прогрессивных методов плани­рования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расче­тов на основе экономико-математических методов и моделирования, вы­бор оптимального варианта: переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.