Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль госбюджета как инструмента управления экономикой.

Государственный бюджет, как и другие экономические категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребности членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

Наличие в экономике товарно-денежных отношений приводит к тому, что экономические пропорции проявляются в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной.

Государственный бюджет как инструмент регулирования используется в совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций экономики, в регулировании темпов развития непроизводственной сферы, в перераспределении финансовых ресурсов в общих интересах. Он позволяет стимулировать лучшее использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, осуществлять систематический контроль соблюдения режима экономии во всех звеньях экономики и решать другие социально-экономические задачи. Многообразные направления использования бюджетных отношений в интересах развития общественного производства и повышения его эффективности позволяет говорить о государственном бюджете как об активном инструменте управления экономикой.

Характеризуя государственный бюджет как инструмент управления экономикой, необходимо подчеркнуть, что роль этого инструмента объективно предопределена, во-первых, всеобщим регулированием экономических связей, обуславливающим форму использования бюджетных отношений через основной финансовый документ; во-вторых, распределительной природой государственного бюджета, позволяющей использовать его в качестве важного экономического рычага воздействия на общественное производство. Значение и роль бюджета обусловлены его особенностью как экономического рычага, поскольку он является стоимостным рычагом сферы распределения общественного продукта, причем рычагом, имеющим исключительно широкую сферу действия.



По мере развития экономики возрастает также значение бюджетного контроля как инструмента управления экономикой. Чем крупнее масштабы общественного производства, чем выше темпы экономического роста, многообразнее и сложнее хозяйственные связи, тем «весомее» каждый показатель, а поэтому очень важно следить за ходом распределительного процесса, полнее контролировать своевременность формирования и целесообразность использования денежных средств.

Государственный бюджет играет ведущую и организующую роль перераспределения стоимости общественного продукта между подразделениями экономики, территориями, секторами. Через бюджетные взаимосвязи регулируется финансовое состояние экономики, перераспределяются финансовые ресурсы по территории страны, обеспечивается изменение воспроизводственной структуры общественного продукта. С помощью бюджета формируются конечные пропорции между фондами потребления и накопления в составе национального дохода страны.

Роль государственного бюджета как экономического стимула реализуется через соответствующий бюджетный механизм, благодаря чему становится возможным практическое использование объективно существующих отношений в интересах развития экономики.

Бюджетный механизм представляет собой комплекс специально разработанных и применяемых государством форм организации бюджетных отношений, а также способов, приемов, методов, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов между сферами общественной деятельности, отраслями экономики и территориями страны.

Объективной основой бюджетного механизма являются распределительные отношения, составляющие экономическое содержание государственного бюджета. Внутренняя структура самого бюджета как экономической категории предопределяет и наличие разных звеньев в бюджетном механизме. Структура бюджетного механизма отражает такие группы бюджетных отношений, как доходы, расходы, межбюджетные взаимосвязи, и соответственно им включает в себя разные формы и методы перераспределения денежных средств между подразделениями экономики. Поэтому в бюджетном механизме в зависимости от форм проявления бюджетных отношений можно выделить следующие структурные звенья: методы мобилизации в распоряжение государства денежных средств; формы и порядок составления бюджета и предоставления бюджетных средств различным сферам деятельности; способы внутрибюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов и маневрирования ими.

Таким образом, государственный бюджет активно используется государством для управления экономикой. Он играет существенную роль в усилении концентрации денежных средств на важнейших направлениях социально-экономического развития, в совершенствовании отраслевой и территориальной структуры экономики в соответствии с социально-экономическим развитием, в ускорении интерсертификации производства, в проведении режима экономии в использовании всех видов ресурсов. При этом государственный бюджет во всех формах своего проявления и использования выступает в качестве инструмента управления экономикой и оказывает интегрированное воздействие на общественное производство и как финансовый документ, и как экономический рычаг, и как стимул.

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах отраслей экономики и сфер деятельности, а с другой – во многом определяет их. Трактовка государственного бюджета как основного финансового плана страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одной из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около трети национального дохода и пятая часть валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными секторами экономики, сферами деятельности и территориями страны. Государственный бюджет воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений следующие особенности:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и его использованием в целях удовлетворения потребности всего общества и отдельных государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяется потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями..

Распределительный характер бюджетных отношений позволяет государству превратить бюджет в действенный рычаг воздействия на экономику, стимул общественного прогресса; в этом аспекте действия бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами – ценой, кредитом и т.д. Однако государственный бюджет занимает ключевой положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта, и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономкой – в основной финансовый план республики. Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование предусмотренных государством мер по социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшения качественных показателей.

Общегосударственный контроль, осуществляемый посредством государственного бюджета, реализуется в форме финансового контроля. Это действенный инструмент, предназначенный для реализации экономической и финансовой политики государства. Он осуществляется как в процессе формирования бюджетов всех уровней, так и в ходе их исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению бюджета, использование грантов, активов государства, гарантированных государственных займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров, остающихся в их распоряжении.

Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция бюджета как экономической категории. Финансовый контроль позволяет судить о состоянии дел во всех сферах экономики. В процессе его осуществления проверяется исполнение бюджета, своевременность и полнота поступления денежных средств, рациональное и эффективное их использование. Финансовому контролю принадлежит огромная роль в выявлении резервов, в соблюдении режима экономии во всех звеньях и сферах экономики.

Роль и значение финансового контроля в системе управления финансовыми отношениями проявляется в выполнении им определенных функций, целью которых является непосредственное отслеживание процессов формирования доходов и использования денежных средств, а контроль использования бюджетных средств государственными учреждениями позволяет судить обо всех сторонах их деятельности. Таким образом, проведение финансового контроля означает осуществление контроля использования всех ресурсов отдельных субъектов и государства в целом.

Распределение финансовыми ресурсами через бюджет с точки зрения их воздействия на общественное производство характеризуетсяколичественными и качественными сторонами. Количественная сторона выражается уровнем и пропорциями перераспределяемых через бюджет финансовых ресурсов. Количественное выражение финансовых ресурсов страны может быть отражено в сводном финансовом балансе. Такой баланс включает в себя все ресурсы бюджетной системы, в том числе ресурсы Национального фонда, ресурсы хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Качественная характеристика воздействия распределяемых через бюджет финансовых ресурсов на экономику заключается в том, что государство использует с одной стороны, направления вложения бюджетных средств, а с другой – методы их мобилизации и расходования для ускорения экономического роста страны, повышения эффективности произвоства, превращая их в дополнительные стимулы развития экономики.

Государственный бюджет как экономический стимул обладает определенной спецификой, отличающей его от других экономических стимулов. Если с помощью бюджетного перераспределения финансовых ресурсов ускоряется научно-технический прогресс, совершенствуется отраслевая и территориальная структура общественного производства, активизируются факторы экономического роста, то речь идет не столько о количественном воздействии бюджета на экономику, сколько о бюджете как экономическом стимуле развития всего общественного производства

5. Экономическое содержание бюджетной системы и ее функционирования.

Бюджетная система является важной составляющей частью всей фи­нансовой системы государства. Бюджетная система как экономическая категория представляет собой совокупность финансовых отношений госу­дарства с юридическими, физическими лицами и регионами по формирова­нию и использованию централизованного денежного фонда - бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями. Другими словами, под бюджет­ной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней и Нацио­нального фонда Республики Казахстан, а также бюджетного процесса и бюджетных отношений, основанных на экономических отношениях и пра­вовых нормах.

Одним из первых шагов по реформированию сферы государственных финансов стало принятие в 1991 году собственного казахстанского закона о бюджетной системе. В соответствии с этим законом, были изменены принципы формирования бюджетов Республики Казахстан, определены взаимоотношения между республиканским и местными бюджетами. Осно­вополагающим его принципом являлась самостоятельность республиканс­кого и местных бюджетов. В том же 1991 году был принят республиканс­кий пакет нормативных правовых актов по налогам, включивший в себя четырнадцать законов. В числе которых Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» предусматривал 16 общегосударственных, 10 об­щеобязательных и 17 местных налогов. Закон стал одним из первых шагов в реформировании экономики государства. Вместе с тем, события разво­рачивались так быстро, что вскоре принятый закон уже не отвечал требо­ваниям времени. Достаточно сказать, что не был установлен принцип «единства бюджетов разных уровней», который является основополагаю­щим в создании эффективной бюджетной системы, и все еще допускалось составление дополнительного бюджета, который рассматривался и утвер­ждался аналогично бюджету на очередной год.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов. В связи с проведением централизации бюджетной системы были ликвидированы 2500 местных бюджетов - поселковых, аульных. При этом до 1994 года исполнением государственного бюджета занимались и Национальный банк, и Министерство финансов. Такая смешанная система не обеспечивала действенного контроля. В целях ее совершенствования было принято реше­ние о создании Главного управления Казначейства в составе Министер­ства финансов.

В 1996 году был принят новый Закон РК «О бюджетной системе». Принятие этого закона стало еще одним шагом развития бюджетной систе­мы. В нем были четко обозначены принципы бюджетной системы, регла­ментирован порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроль над исполнением бюджета. В бюджетную практику вводились новые понятия и термины: субвенции, государственные гарантии, займы, заимствование, долг. Введено деление доходов государственного бюджета на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сбо­ры. Создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканс­кого бюджета как орган, осуществляющий контроль за эффективностью использования бюджетных средств.

Один из значительных шагов был сделан в этой сфере в 1997 году. Им стало внедрение новой бюджетной классификации доходов и расходов, соответствующей требованиям международных стандартов. Ее внедрение позволило обеспечить взаимную увязку расходов бюджетов всех уровней с выполнением программных задач государства, а также улучшить испол­нительскую дисциплину и повысить прозрачность формирования бюджета.

В 1999 году был принят третий Закон Республики Казахстан «О бюд­жетной системе». Этот Закон позволил обеспечить принцип единства бюд­жетной системы, предоставить одинаковый уровень государственных ус­луг населению по всей территории республики и выровнять диспропорции между регионами. Также этим законом были установлены межбюджетные отношения, механизмы бюджетных изъятий и субвенций, разграничено финансирование определенных государственных функций из средств

рес­публиканского и местных бюджетов соответственно. В этот период основ­ной упор в реформировании был сделан на обеспечение целевого и эффек­тивного расходования бюджетных денег и предотвращение роста креди­торской задолженности бюджета.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.