Основные виды неналоговых поступлений
Доходы бюджета наравне с налоговыми поступлениями формируются за счет неналоговых поступлений, большинство которых не имеют твердо установленной ставки и не носят фискально-постоянного характера. Вследствие этого, в отличие от других доходов, неналоговые поступления в бюджет не могут жестко планироваться, но на практике они прогнозируются на уровне предыдущего года.
Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.
Прогнозирование неналоговых поступлений основывается на нормативных правовых актах, в соответствии с которыми уплачиваются платежи. Прогноз поступлений части чистого дохода республиканских государственных предприятий, дивидендов на государственный пакет акций, находящихся в республиканской собственности, доли участия в юридических лицах, находящихся в республиканской собственности, аренды имущества республиканской собственности определяется уполномоченным государственным органом, осуществляющим права распоряжения, владения и пользования государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности и представляется в уполномоченный орган по бюджетному планированию.
В качестве характерных особенностей неналоговых форм мобилизации финансовых ресурсов отличающих их от налоговых поступлений можно выделить то, что:
• порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;
• не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
• большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
• нет жесткого планирования;
• на практике оно осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.
Все налоговые доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.
В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов».
Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функциональной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.
Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополнительных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предоставления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующего спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансовых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.
Планирование неналоговых доходов представляет собой заранее определенную возможность маневрирования потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами.
Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организация, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное планирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. Пообъектное планирование - более сложная процедура.
Комитет по государственному имуществу каждого региона составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от месторасположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды.
При планировании доходов от сдачи имущества в аренду госслужащие и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения госслужащие так же проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риелторским фирмам, тем более что платить за услуги придется арендатору.
Для эффективного управления неналоговыми доходами бюджета предлагается выделить две группы:
1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании природными ресурсами);
2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования государственного имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением таможенных пошлин).
Основными принципами планирования неналоговыми доходами являются:
• принцип оценки результатов планирования на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;
• принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулированной цели планирования неналоговыми доходами государства, а также применительно к конкретным объектам;
• принцип результативности означает разработку научно обоснованной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от планирования неналоговыми активами;
• принцип ответственности субъектов планирования.
Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Республики Казахстан, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер.
Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.
Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.
По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.
Как уже было отмечено, неналоговые доходы отличаются от налоговых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный характер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назначение, в большой степени регулируются подзаконными актами.
В законах о бюджете на соответствующий год дается неполный перечень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются только доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году.
Величина поступлений неналоговых доходов в государственный бюджет и их конкретные виды устанавливаются Законом РК о республиканском бюджете на соответствующий год.
При прогнозировании неналоговых поступлений используются данные динамики поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на прогнозируемый год и изменений курса тенге. При этом также используются прогнозные данные, представленные центральными государственными органами по следующим неналоговым поступлениям республиканского бюджета:
- поступления части чистого дохода Национального банка РК;
- поступления части чистого дохода республиканских государственных предприятий;
- дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности;
- доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в республиканской собственности;
- доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собственности:
- вознаграждения за размещение средств государственных внешних займов:
- вознаграждения по кредитам, выданным из республиканского бюджета:
- доходы от продажи вооружения и военной техники:
- поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями:
- поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями:
- штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями:
- другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.
Местными исполнительными органами определяются прогнозные данные по аналогичным неналоговым поступлениям бюджетов соответствующих нижестоящих уровней.
Государственная пошлина представляет собой платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами за действия, совершаемые специально уполномоченными органами. Оплата государственной пошлины производится до совершения действий, а также уплачивается непосредственно при выдаче оплаченного пошлиной документа. Уплаченные суммы пошлины зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.
Прогнозирование суммы поступлений в бюджеты государственной пошлины определяется исходя из анализа динамики поступлений за предыдущие годы с оценкой ожидаемого поступления в текущем году, с корректировкой на предполагаемые изменения в предстоящем периоде.
На прогнозируемый год суммы доходов за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности рассчитываются, исходя из анализа динамики поступлений за предыдущие годы, с оценкой ожидаемого поступления текущего года, скорректированного на предполагаемые изменения в налогооблагаемой базе в предстоящем периоде. К таким доходам относятся имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, прочие доходы, не облагаемые у источника выплаты.
Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования государственного имущества. Состав неналоговых доходов носит нестабильный характер, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым доходам по своей правовой природе.
В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов государственной собственности сокращается в результате приватизации.
При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования государственного имущества Республика Казахстан может проявлять себя как специфический участник гражданского общества, обладающий собственностью.
Увеличение неналоговых доходов государственного бюджета направлено на достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (региональной) недвижимости.
Методология расчета показателей эффективности управления неналоговыми доходами государства включает в себя следующие составляющие:
1) Коэффициент неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к ВВП:
2) Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к неналоговым поступлениям в бюджет предыдущего периода:
3) Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических неналоговых поступлений в бюджет к плановым неналоговым поступлениям в бюджет:
4) Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических поступлений чистых неналоговых доходов в бюджет к плановым поступлениям чистых неналоговых доходов в бюджет.
Модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:
1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и казенного имущества, от приватизации):
2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивидендов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).
При планировании неналоговых доходов необходимо учитывать, что существует возможность удвоения величины чистых неналоговых доходов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета за счет задействования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:
• инвентаризация объектов государственной собственности с формированием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собственности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей экономики:
• совершенствование процедур приватизации, включая повышение подконтрольности, прозрачности, реалистичности планов:
• законодательное установление процедур национализации и муниципализации с введением специального налога:
• соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества:
• развитие механизма концессий:
• повышение качества планирования и контроля за уплатой части прибыли казенных предприятий в бюджет:
• внедрение методики прогноза дивидендных поступлений:
• развитие института доверительного управления.
Для наиболее эффективного планирования неналоговых доходов бюджета можно предложить применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта: переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
12.4 Планирование и прогнозирование поступлений от продажи основного капитала и ранее выданных кредитов
Доходы бюджета наравне с налоговыми и неналоговыми поступлениями формируются за счет продажи основного капитала. Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег от:
• продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями:
• поступлений от продажи имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета:
• поступлений от продажи гражданам квартир:
• продажи товаров из государственного материального резерва:
• поступлений от погашения задолженности за полученные товары из государственных резервов:
• поступлений от реализации сверхнормативных запасов:
• поступлений от реализации зерна из государственных ресурсов:
• поступлений от реализации материальных ценностей мобилизационного резерва:
• поступлений от реализации материальных ценностей государственного материального резерва:
• продажи земли и нематериальных активов:
• поступлений от продажи земельных участков:
• поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения:
• продажи нематериальных активов:
• платы за продажу права аренды земельных участков.
Планирование и прогнозирование доходов от продажи основного капитала основывается на законодательных актах, которые регулируют уплату этих платежей. При прогнозировании поступлений от реализации государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, товаров из государственного материального резерва, нематериальных активов, принадлежащих государству, и от продажи земельных участков используются прогнозные показатели, представленные центральными, местными исполнительными органами, иными государственными органами и разработанные на основе среднесрочных планов социально-экономического развития страны и регионов.
Основной целью государственной политики в области управления государственной собственностью и процессом ее приватизации является увеличение доходов бюджета за счет неналоговых поступлений от использования государственного имущества и установление оптимального состава и структуры государственной собственности с учетом интересов и задач государства. Для этого постоянно проводится инвентаризация объектов государственной собственности, позволяющая выявить неиспользуемое или используемое не по назначению, а также бесхозное имущество, которое затем подлежит приватизации или предоставлению в аренду (в доверительное управление): приватизация осуществляется в соответствии с интересами государства по отношению к определенным отраслям экономики и конкретным предприятиям.
В отличие от других неналоговых поступлений, деньги от приватизации имущества горнодобывающей и обрабатывающей отраслей, находящегося в республиканской собственности, используются на пополнение Национального фонда РК, а не доходной части бюджета.
Особенностью прогнозирования поступлений от продажи имущества, осуществляемого на основе анализа поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на предстоящий год, является разделение основного капитала, закрепленного за государственными учреждениями, в зависимости от источника финансирования.
В республиканский бюджет прогнозируются поступления от продажи государственного имущества учреждений, финансируемых из этого же бюджета, от продажи товаров из государственного материального резерва и нематериальных активов, принадлежащих государству, а в областной бюджет - только поступления от продажи имущества учреждений, финансируемых из областного бюджета.
Прогноз поступлений от продажи основного капитала в бюджет города республиканского значения, столицы и района (города областного значения) складывается из денег от продажи имущества государственных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов, а также от продажи земельных участков.
Наряду с прогнозированием поступлений в бюджет от продажи основного капитала, в поступлениях всех уровней бюджетной системы отражаются прогнозируемые суммы официальных трансфертов.
Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, и бюджетные изъятия, передаваемые, наоборот, из нижестоящих в вышестоящие бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом их объемы между республиканским бюджетом и бюджетами областными, городов республиканского значения, столицы устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам Законом о республиканском бюджете. Объемы же официальных трансфертов между областным и районным бюджетами устанавливаются решениями областных мас-лихатов.
В поступлениях бюджета района (города областного значения) учитываются официальные трансферты из областного бюджета, а города республиканского значения, столицы - официальные трансферты из республиканского бюджета. В областной бюджет поступают официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (района, города областного значения) и из республиканского бюджета. В поступлениях республиканского бюджета учитываются официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (областных, городов республиканского значения, столицы) и из Национального фонда РК.
В доходную часть республиканского бюджета зачисляются поступления правительственных займов, от погашения выданных кредитов и от продажи финансовых активов, находящихся в республиканской собственности. Аналогичные поступления зачисляются в доходную часть местных бюджетов, но с той лишь разницей, что кредиты выдаются из местных бюджетов, активы находятся в соответствующей коммунальной собственности и займы предоставляются соответствующими местными исполнительными органами.
Категория «погашение кредитов», выданных из бюджета, представляет собой совокупность поступлений денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам. Бюджетные кредиты могут предоставляться из республиканского бюджета и из областных бюджетов нижестоящим бюджетам на реализацию бюджетных инвестиционных проектов и на покрытие кассового разрыва в течение финансового года (см.далее глава 18).
Погашение ранее выданных кредитов рассматривается как один из источников поступлений в бюджет денежных средств. Под погашением понимается сумма возврата основного долга по кредитам, ранее выданным из бюджета или сумма возврата правительственного долга и долга местных исполнительных органов. Эти суммы зачисляются в доходную часть тех уровней бюджетов, из которых ранее были предоставлены кредиты.
Погашение бюджетных кредитов, т.е. денег выделенных из бюджета на возвратной, срочной и платной основе, означает возврат заемщиком основного долга в соответствии с кредитным договором. В кредитном договоре, который представляет собой соглашение между кредитором, администратором бюджетной программы и заемщиком, устанавливаются права и обязанности сторон по предоставлению, использованию, обслуживанию и погашению бюджетного кредита. Возврат бюджетного кредита осуществляется в соответствии с графиком погашения и обслуживания кредита, в котором устанавливаются сроки, периодичность платежей по погашению и обслуживанию бюджетного кредита.
По согласованию с кредитором, заемщик бюджетного кредита имеет право на досрочное погашение кредита, равно как кредитор имеет право требовать досрочного погашения кредита при нарушении заемщиком условий кредитного договора, а при образовании у заемщика задолженности кредитор принимает установленные действующим законодательством меры, обеспечивающие погашение кредита.
В случаях, если задолженность по бюджетному кредиту образовалась у местного исполнительного органа, либо он используется не по целевому назначению, то кредитор имеет право снять со счета местного бюджета сумму задолженности либо сумму, использованную не по целевому назначению.
Государственные гарантии по займам предоставляются после оформления и регистрации соглашения, заключаемого в письменной форме договора гарантии между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и заимодателем или в форме гарантийного обязательства. Этот документ содержит сведения, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по возврату средств, направленных из республиканского бюджета и необходимых для исполнения обязательств Правительства РК по государственной гарантии.
Государственная гарантия исполняется после наступления даты платежа по требованию заимодателя, если обеспеченный государственной гарантией заем не погашен заемщиком и в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Возврат в республиканский бюджет средств, выделенных на исполнение обязательств по государственной гарантии, осуществляется в течение срока, определенного в соглашении, и по установленной в Бюджетном кодексе ставке вознаграждения. Соответствующими статьями Бюджетного кодекса регулируются также реструктуризация займа, замена должника, исковая давность, прекращение требований по возврату средств, направленных на исполнение обязательств по государственной гарантии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|