Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные виды неналоговых поступлений

Доходы бюджета наравне с налоговыми поступлениями формируются за счет неналоговых поступлений, большинство которых не имеют твердо установленной ставки и не носят фискально-постоянного характера. Вследствие этого, в отличие от других доходов, неналоговые поступления в бюджет не могут жестко планироваться, но на практике они прогнозируются на уровне предыдущего года.

Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.

Прогнозирование неналоговых поступлений основывается на нормативных правовых актах, в соответствии с которыми уплачиваются платежи. Прогноз поступлений части чистого дохода республиканских государственных предприятий, дивидендов на государственный пакет акций, находящихся в республиканской собственности, доли участия в юридических лицах, находящихся в республиканской собственности, аренды имущества республиканской собственности определяется уполномоченным государственным органом, осуществляющим права распоряжения, владения и пользования государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности и представляется в уполномоченный орган по бюджетному планированию.

В качестве характерных особенностей неналоговых форм мобилизации финансовых ресурсов отличающих их от налоговых поступлений можно выделить то, что:

• порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;

• не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;



• большая целевая направленность использования поступлений, закреп­ленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конк­ретного платежа;

• нет жесткого планирования;

• на практике оно осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.

Все налоговые доходы носят систематический характер и, следова­тельно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые ненало­говые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых дохо­дов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.

В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых пра­воотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюд­жет неналоговых доходов».

Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функцио­нальной классификации) относятся к собственным доходам бюджетов, т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или час­тично за соответствующими бюджетами.

В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связа­ны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.

Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополни­тельных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предостав­ления платных услуг, оказываемых государственными предприятиями, организациями и учреждениями, являются свидетельством существующе­го спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансо­вых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.

Планирование неналоговых доходов представляет собой заранее опре­деленную возможность маневрирования потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами.

Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организа­ция, регулирование и контроль является составной частью управления неналоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планиру­ются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жест­ко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду пла­нируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся дан­ные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное пла­нирование. Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагают пересмотра. Пообъект­ное планирование - более сложная процедура.

Комитет по государственному имуществу каждого региона составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость арен­ды помещения зависит от месторасположения). Затем вводятся поправоч­ные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды.

При планировании доходов от сдачи имущества в аренду госслужащие и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость аренд­ной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения госслужащие так же проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов несколь­ким риелторским фирмам, тем более что платить за услуги придется арен­датору.

Для эффективного управления неналоговыми доходами бюджета пред­лагается выделить две группы:

1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании при­родными ресурсами);

2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования государствен­ного имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер граж­данско-правовой, административной и уголовной ответственности, а так­же доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением тамо­женных пошлин).

Основными принципами планирования неналоговыми доходами явля­ются:

• принцип оценки результатов планирования на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;

• принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулирован­ной цели планирования неналоговыми доходами государства, а также применительно к конкретным объектам;

• принцип результативности означает разработку научно обоснован­ной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от планирования неналоговыми активами;

• принцип ответственности субъектов планирования.

Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Республики Казах­стан, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добро­вольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер.

Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от нало­гов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельно­стью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, свя­занных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неупла­ченных неналоговых платежей.

По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые эле­менты. Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным це­левым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.

Как уже было отмечено, неналоговые доходы отличаются от налого­вых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный харак­тер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назна­чение, в большой степени регулируются подзаконными актами.

В законах о бюджете на соответствующий год дается неполный пере­чень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются толь­ко доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году.

Величина поступлений неналоговых доходов в государственный бюд­жет и их конкретные виды устанавливаются Законом РК о республиканс­ком бюджете на соответствующий год.

 

 

При прогнозировании неналоговых поступлений используются данные динамики поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на прогнозируемый год и изменений курса тенге. При этом также использу­ются прогнозные данные, представленные центральными государственны­ми органами по следующим неналоговым поступлениям республиканского бюджета:

- поступления части чистого дохода Национального банка РК;

- поступления части чистого дохода республиканских государствен­ных предприятий;

- дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в рес­публиканской собственности;

- доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в респуб­ликанской собственности;

- доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собст­венности:

- вознаграждения за размещение средств государственных внешних займов:

- вознаграждения по кредитам, выданным из республиканского бюд­жета:

- доходы от продажи вооружения и военной техники:

- поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственны­ми учреждениями:

- поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями:

- штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями:

- другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.

Местными исполнительными органами определяются прогнозные дан­ные по аналогичным неналоговым поступлениям бюджетов соответствую­щих нижестоящих уровней.

Государственная пошлина представляет собой платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами за действия, совершаемые специаль­но уполномоченными органами. Оплата государственной пошлины произ­водится до совершения действий, а также уплачивается непосредственно при выдаче оплаченного пошлиной документа. Уплаченные суммы пошлины зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом.

Прогнозирование суммы поступлений в бюджеты государственной по­шлины определяется исходя из анализа динамики поступлений за предыду­щие годы с оценкой ожидаемого поступления в текущем году, с корректи­ровкой на предполагаемые изменения в предстоящем периоде.

На прогнозируемый год суммы доходов за ведение предпринимательс­кой и профессиональной деятельности рассчитываются, исходя из анализа динамики поступлений за предыдущие годы, с оценкой ожидаемого поступ­ления текущего года, скорректированного на предполагаемые изменения в налогооблагаемой базе в предстоящем периоде. К таким доходам относят­ся имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального пред­принимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, прочие доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования государственного имущества. Состав неналоговых доходов носит нестабильный характер, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым дохо­дам по своей правовой природе.

В условиях рыночной экономики государство является предпринимате­лем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имею­щегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов государ­ственной собственности сокращается в результате приватизации.

При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования государственного имущества Рес­публика Казахстан может проявлять себя как специфический участник гражданского общества, обладающий собственностью.

Увеличение неналоговых доходов государственного бюджета направ­лено на достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значе­ние неналоговых доходов. И, наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (региональной) недвижимости.

Методология расчета показателей эффективности управления неналого­выми доходами государства включает в себя следующие составляющие:

1) Коэффициент неналоговых доходов бюджета определяется как отно­шение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к ВВП:

2) Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к нена­логовым поступлениям в бюджет предыдущего периода:

3) Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических неналоговых поступлений в бюд­жет к плановым неналоговым поступлениям в бюджет:

4) Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических поступлений чистых неналоговых доходов в бюджет к плановым поступлениям чистых ненало­говых доходов в бюджет.

Модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:

1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и казенного имущества, от приватизации):

2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивиден­дов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).

При планировании неналоговых доходов необходимо учитывать, что существует возможность удвоения величины чистых неналоговых дохо­дов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета за счет задей­ствования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:

• инвентаризация объектов государственной собственности с формиро­ванием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собст­венности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей эконо­мики:

• совершенствование процедур приватизации, включая повышение под­контрольности, прозрачности, реалистичности планов:

• законодательное установление процедур национализации и муници­пализации с введением специального налога:

• соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества:

• развитие механизма концессий:

• повышение качества планирования и контроля за уплатой части при­были казенных предприятий в бюджет:

• внедрение методики прогноза дивидендных поступлений:

• развитие института доверительного управления.

Для наиболее эффективного планирования неналоговых доходов бюд­жета можно предложить применение более прогрессивных методов плани­рования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расче­тов на основе экономико-математических методов и моделирования, вы­бор оптимального варианта: переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

 

12.4 Планирование и прогнозирование поступлений от продажи основного капитала и ранее выданных кредитов

 

Доходы бюджета наравне с налоговыми и неналоговыми поступления­ми формируются за счет продажи основного капитала. Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег от:

• продажи государственного имущества, закрепленного за государ­ственными учреждениями:

• поступлений от продажи имущества, закрепленного за государствен­ными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета:

• поступлений от продажи гражданам квартир:

• продажи товаров из государственного материального резерва:

• поступлений от погашения задолженности за полученные товары из государственных резервов:

• поступлений от реализации сверхнормативных запасов:

• поступлений от реализации зерна из государственных ресурсов:

• поступлений от реализации материальных ценностей мобилизацион­ного резерва:

• поступлений от реализации материальных ценностей государствен­ного материального резерва:

• продажи земли и нематериальных активов:

• поступлений от продажи земельных участков:

• поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения:

• продажи нематериальных активов:

• платы за продажу права аренды земельных участков.

Планирование и прогнозирование доходов от продажи основного капи­тала основывается на законодательных актах, которые регулируют упла­ту этих платежей. При прогнозировании поступлений от реализации госу­дарственного имущества, закрепленного за государственными учреждения­ми, товаров из государственного материального резерва, нематериальных активов, принадлежащих государству, и от продажи земельных участков используются прогнозные показатели, представленные центральными, местными исполнительными органами, иными государственными органа­ми и разработанные на основе среднесрочных планов социально-экономи­ческого развития страны и регионов.

Основной целью государственной политики в области управления го­сударственной собственностью и процессом ее приватизации является уве­личение доходов бюджета за счет неналоговых поступлений от использо­вания государственного имущества и установление оптимального состава и структуры государственной собственности с учетом интересов и задач государства. Для этого постоянно проводится инвентаризация объектов государственной собственности, позволяющая выявить неиспользуемое или используемое не по назначению, а также бесхозное имущество, которое затем подлежит приватизации или предоставлению в аренду (в довери­тельное управление): приватизация осуществляется в соответствии с инте­ресами государства по отношению к определенным отраслям экономики и конкретным предприятиям.

В отличие от других неналоговых поступлений, деньги от приватиза­ции имущества горнодобывающей и обрабатывающей отраслей, находя­щегося в республиканской собственности, используются на пополнение Национального фонда РК, а не доходной части бюджета.

Особенностью прогнозирования поступлений от продажи имущества, осуществляемого на основе анализа поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на предстоящий год, является разделение основного капитала, закрепленного за государственными учреждениями, в зависимости от источника финансирования.

В республиканский бюджет прогнозируются поступления от продажи государственного имущества учреждений, финансируемых из этого же бюджета, от продажи товаров из государственного материального резерва и нематериальных активов, принадлежащих государству, а в областной бюджет - только поступления от продажи имущества учреждений, финан­сируемых из областного бюджета.

Прогноз поступлений от продажи основного капитала в бюджет города республиканского значения, столицы и района (города областного значе­ния) складывается из денег от продажи имущества государственных уч­реждений, финансируемых из соответствующих бюджетов, а также от продажи земельных участков.

Наряду с прогнозированием поступлений в бюджет от продажи основ­ного капитала, в поступлениях всех уровней бюджетной системы отража­ются прогнозируемые суммы официальных трансфертов.

Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюд­жеты, и бюджетные изъятия, передаваемые, наоборот, из нижестоящих в вышестоящие бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом их объе­мы между республиканским бюджетом и бюджетами областными, городов республиканского значения, столицы устанавливаются в абсолютном вы­ражении на трехлетний период с разбивкой по годам Законом о республи­канском бюджете. Объемы же официальных трансфертов между област­ным и районным бюджетами устанавливаются решениями областных мас-лихатов.

В поступлениях бюджета района (города областного значения) учиты­ваются официальные трансферты из областного бюджета, а города рес­публиканского значения, столицы - официальные трансферты из респуб­ликанского бюджета. В областной бюджет поступают официальные транс­ферты из нижестоящих бюджетов (района, города областного значения) и из республиканского бюджета. В поступлениях республиканского бюдже­та учитываются официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (об­ластных, городов республиканского значения, столицы) и из Национально­го фонда РК.

В доходную часть республиканского бюджета зачисляются поступле­ния правительственных займов, от погашения выданных кредитов и от продажи финансовых активов, находящихся в республиканской собствен­ности. Аналогичные поступления зачисляются в доходную часть местных бюджетов, но с той лишь разницей, что кредиты выдаются из местных бюджетов, активы находятся в соответствующей коммунальной собствен­ности и займы предоставляются соответствующими местными исполни­тельными органами.

Категория «погашение кредитов», выданных из бюджета, представляет собой совокупность поступлений денежных средств со стороны государст­венных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам. Бюджетные кредиты могут предоставляться из республиканского бюджета и из облас­тных бюджетов нижестоящим бюджетам на реализацию бюджетных инвес­тиционных проектов и на покрытие кассового разрыва в течение финансо­вого года (см.далее глава 18).

Погашение ранее выданных кредитов рассматривается как один из источников поступлений в бюджет денежных средств. Под погашением понимается сумма возврата основного долга по кредитам, ранее выдан­ным из бюджета или сумма возврата правительственного долга и долга местных исполнительных органов. Эти суммы зачисляются в доходную часть тех уровней бюджетов, из которых ранее были предоставлены кре­диты.

Погашение бюджетных кредитов, т.е. денег выделенных из бюджета на возвратной, срочной и платной основе, означает возврат заемщиком ос­новного долга в соответствии с кредитным договором. В кредитном дого­воре, который представляет собой соглашение между кредитором, админист­ратором бюджетной программы и заемщиком, устанавливаются права и обязанности сторон по предоставлению, использованию, обслуживанию и погашению бюджетного кредита. Возврат бюджетного кредита осуще­ствляется в соответствии с графиком погашения и обслуживания кредита, в котором устанавливаются сроки, периодичность платежей по погаше­нию и обслуживанию бюджетного кредита.

По согласованию с кредитором, заемщик бюджетного кредита имеет право на досрочное погашение кредита, равно как кредитор имеет право требовать досрочного погашения кредита при нарушении заемщиком ус­ловий кредитного договора, а при образовании у заемщика задолженности кредитор принимает установленные действующим законодательством меры, обеспечивающие погашение кредита.

В случаях, если задолженность по бюджетному кредиту образовалась у местного исполнительного органа, либо он используется не по целевому назначению, то кредитор имеет право снять со счета местного бюджета сумму задолженности либо сумму, использованную не по целевому назна­чению.

Государственные гарантии по займам предоставляются после оформ­ления и регистрации соглашения, заключаемого в письменной форме дого­вора гарантии между центральным уполномоченным органом по исполне­нию бюджета и заимодателем или в форме гарантийного обязательства. Этот документ содержит сведения, подтверждающие обеспечение исполне­ния обязательств по возврату средств, направленных из республиканского бюджета и необходимых для исполнения обязательств Правительства РК по государственной гарантии.

Государственная гарантия исполняется после наступления даты плате­жа по требованию заимодателя, если обеспеченный государственной га­рантией заем не погашен заемщиком и в пределах средств, предусмотрен­ных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансо­вый год.

Возврат в республиканский бюджет средств, выделенных на испол­нение обязательств по государственной гарантии, осуществляется в тече­ние срока, определенного в соглашении, и по установленной в Бюджет­ном кодексе ставке вознаграждения. Соответствующими статьями Бюджетного кодекса регулируются также реструктуризация займа, заме­на должника, исковая давность, прекращение требований по возврату средств, направленных на исполнение обязательств по государственной гарантии.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.