Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика государства в области пенсионного обеспечения. Социальная защита граждан РК.

пенсионное обеспечение
Несмотря на всю революционность в реформировании пенсионного обеспечения (увеличение возрастного порога, после достижения которого устанавливается пенсия по возрасту, уменьшение числа лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введение трехуровневой системы пенсионного обеспечения, установление минимальных уровней оплаты труда и пенсий по возрасту, размеры пособий, компенсаций семьям, имеющих детей, и малообеспеченным пенсионерам), она продолжает основываться на старых принципах. Существовавшая в этот период в Казахстане система пенсионного обеспечения, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности. А кризис финансового положения существовавшего в то время Пенсионного фонда потребовал принятия радикальных изменений и безотлагательного проведения реформы пенсионного обеспечения. Эта система была основана на выплатах пенсий состоявшимся пенсионерам за счет обязательных пенсионных взносов работающих. Она была эффективна в условиях плановой директивной экономики, практически полной занятости трудоспособного населения, тотального контроля со стороны государственного аппарата и сложившегося соотношения пенсионеров и работающих граждан. Поэтому пенсионная система обеспечивала относительно высокий уровень пенсий – их размер зависел от заработной платы, полученной в последние годы работы, трудового стажа и возраста, а большое количество льгот делало выход на пенсию привлекательным. Изменение же экономической ситуации привело к нарушению функционирования сложившейся пенсионной системы. В этих условиях потребовались радикальные изменения и безотлагательное проведение реформы. Основные стратегические реформы определила Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения, утвержденная Постановлением Правительства РК от 12 мая 1997 года № 319, в котором основным принципом проведения реформы определялся переход от принципа солидарности поколений к принципу персональных сбережений.
Другими принципами были определены:
- государственное регулирование пенсионной системы;
- обеспечение гражданам права выбора осуществления пенсионных накоплений в накопительных государственном или негосударственных пенсионных фондах;
- прямые государственные гарантии по обеспечению установленной минимальной пенсии для граждан, продолжительность участия которых в формировании пенсионных фондов составляет не менее трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту;
- разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;
- обязательность участие каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений, за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета, на которых в то время распространялось действие Закона РК «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей» имеющих выслугу лет на момент реформы более 10 лет;
- личная ответственность трудоспособных граждан за свое пенсионное обеспечение в старости;
- эффективность инвестирования в сочетании с безопасностью пенсионных сбережений;
- право каждого гражданина на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение.
Эта пенсия основана на принципах персонификации, что исключает какие-либо привилегии отдельным категориям граждан. Снижение реальной заработной платы граждан на сумму их обязательных пенсионных взносов будет исключено в результате повышения начисленной заработной платы за счет уменьшения отчислений работодателей в фонды социального страхования и соответствующих изменений в учете.
Началу реформирования пенсионной системы предусматривалось принятие мер, стабилизирующих ситуацию с пенсионным обеспечением из Государственного центра по выплатам пенсий и создающих предпосылки для возникновения новой системы пенсионного обеспечения в части:
- пересмотра политики предоставления пенсионных льгот, имея в виду их частичное сохранение только для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственного следственного комитета;
- упрощения порядка исчисления трудового стажа и расчета пенсионных выплат из Государственного центра по выплатам пенсий;
- обязательств по выплатам социальных пенсий, пенсий по инвалидности и пенсий в случае потери кормильца, которые переносились на государственный бюджет, а в дальнейшем и на систему обязательного страхования работников работодателями;
- введение персонифицированного учета пенсионных взносов и накоплений граждан на основе автоматизированных систем накопительных пенсионных фондов;
- изменение предельного возраста выхода на пенсию мужчин и женщин с учетом их постепенного, в период до 2016 года, повышения и выравнивания;
- обеспечения регулирования и контроля со стороны государства за деятельностью накопительных пенсионных фондов и компаний по управлению пенсионными активами, созданию условий для функционированию страховых компаний для обеспечения страхования риска превышения пенсионных выплат над суммой пенсионных накоплений.



32. Экономическое содержание дефицита бюджета.

Бюджемт (от стар. нормандского budget -- кошель) -- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Категория бюджет также является главным звеном государственных финансов, который выражает форму перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и граждан и концентрацию их в централизованном (бюджетном) фонде государства. Этот фонд предназначен для обеспечения непрерывности общественного кругооборота фондов, социальной поддержки населения, содержания органов государственной власти и выполнения задач и функций государства.

Существует насколько подходов к понятию «государственный бюджет»

1) с точки зрения Бюджетного Кодекса РФ

- это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6)

2) с экономической точки зрения

- это денежные отношения, возникающие между государством, субъектами хозяйствования и гражданами по поводу перераспределения стоимости общественного продукта

3) с материально-вещественной точки зрения

- централизованный фонд денежных средств, предназначенный для удовлетворения различных коллективных потребностей

4) по форме выражения

- это финансовый документ, разрабатываемый в виде баланса доходов и расходов (росписи доходов и расходов государства)

5) с точки зрения финансовой системы

- это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ

6) с точки зрения социально-экономического содержания

- это механизм перераспределения национального дохода и части национального богатства, на выполнения задач и функций государства.

7) с точки зрения макроэкономики

- это инструмента государственного регулирования социально-экономическими процессами, в том числе путем использования

· налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них.

· бюджетного финансирования общегосударственных программ.

· финансовой поддержки некоторых отраслей.

· образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики.

· социальных гарантий.

Сущность государственного бюджета, как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций (формирование распределение и использования для задач и функций государства). Но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Объективные - это уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений и др. Субъективные - тип государства, политика правительства, уровень науки.

Бюджет как экономическая категория характеризуется следующими признаками:

Общие, характерные бюджету как финансовой категории

- выражает систему денежных отношений (существует в денежной форме)

- носит перераспределительный характер

- сопровождается формированием и использованием целевых фондов денежных средств

Специфические признаки

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части стоимости общественного продукта в руках государства и ее использованием на удовлетворение общегосударственных потребностей;

- бюджет предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями государства и сферами общественной деятельности;

- государственный бюджет выражает такую стадию стоимостного распределения, которая не связана непосредственно с движением общественного продукта в его товарной форме, а осуществляется в отрыве от него;

- пропорции и формы бюджетного распределения стоимости общественного продукта определяется потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом этапе его исторического развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы, что обусловлено их тесной взаимосвязью; ключевым положением государственного бюджета в финансовой системе - с его помощью обеспечиваются денежными средствами важнейшие сферы экономического, социального и оборонного созидания; высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства; активным воздействием бюджета на экономику в целом.

- имеет специальное общественное назначение

- движение финансовых потоков из бюджетного фонда организует орган власти (Минфин РФ)

- принимает форму основного финансового плана государства (субъекта РФ)

- правовые отношения, связанные с бюджетом имеют государственно-властный (императивный) характер

Как экономическая категория бюджетные отношения являются частью финансовых отношений, поэтому им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Но все же государственный бюджет - это не финансы, а более конкретная экономическая категория, поэтому, по нашему мнению, на современном этапе он выполняет следующие основные функции:

- перераспределение национального дохода

1. распределительная (перераспределительная) функция - заключается в том, что в отношения с бюджетом вступаются все участвующие и неучаствующие в процессе общественного производства. Основным объектом распределения является национальный доход получаемый обществом.

В результате распределения формируются различные фонды денежных средств: государственный и местные бюджеты, фонды социального развития (ПФ, ФСС, ФОМС). Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и дальнейшее их использование на нужды общества.

Перераспределение осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов).

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

2. Функция регулирования и стимулирования экономики. Связана с предыдущей функцией и ею же определяется. Государство использует бюджет как инструмент вмешательства в общественное производство. Бюджетный механизм имеет все инструменты влияния на экономику и социальную сферу, регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров бюджетного фонда, регламентаций форм и методов его образования и использования, перераспределения средств в бюджетном процессе.

Посредством выделения средств государственного бюджета оказывается государственная поддержка отдельных приоритетным отраслям промышленности. Следовательно, при помощи системы доходов и расходов, прежде всего налоговых, государственный бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

- финансовое обеспечение социальной политики;

3. Функция финансового обеспечения социальной политики. Важное значение имеет социальная направленность бюджетов. Государственный бюджет является элементом воспроизводства рабочей силы, так как от него во многом зависит развитие и состояние сферы здравоохранения, и образования. С помощью средств государственного бюджета осуществляется финансирование наиболее приоритетных направлений социальной политики, в том числе поддержка наименее защищенных слоев населения -- пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных и многодетных семей, -- а также функционирования учреждений сферы здравоохранения, образования и культуры.

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

4. Контрольная функция.Показатели бюджета отражают социально-экономические процессы. При формировании доходов контроль осуществляется за правильностью взимания различных платежей и мобилизацией других источников доходов, за фактами поступлений доходов, за их пропорциями. При расходовании бюджетных средств контролю подвергается целевой характер, эффективность и сроки использования средств.

Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительных органов власти со стороны: специализированных органов (Счетная палата), вышестоящей организацией, общественности. Таким образом, бюджет как закон накладывает ограничения на действия Правительства.

В условиях рыночной экономики бюджетная политика является главным рычагом экономического воздействия государства на общественное производство.

Бюджетная полтика - это совокупность принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработки конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Сущность бюджетной политики проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их распределении.

Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных (бюджетных) посланиях Федеральному Собранию.

Основными инструментами бюджетной политики являются бюджетное право и бюджетный механизм.

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Существуют несколько подходов к структуре бюджетного механизма

1. В зависимости от экономического содержания бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена (каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений):

- механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты (элементами звена мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и др.);

-механизм расходования бюджета средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам (конкретные виды бюджетных расходов [на содержание аппарата управления, на федеральном (региональном, муниципальном) целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.);

-механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.).

2. Функционально-управленческий подход к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки (каждому из блоков свойственны специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса).:

- бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

- исполнения бюджета;

- бюджетного контроля и т.д.

С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюджетными отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муниципальных образованиях. Адресность бюджетных показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за экономическими и социальными процессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.