Экономическая сущность госбюджета.
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget - сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.
В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающие отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия«государственный бюджет».
Государственный бюджет как экономическое явление присуще различным общественно-экономическим формациям, имеющим товарный способ производства. Его возникновение и развитие органически связано с потребностями государства в определенных объемах финансовых ресурсов. Производственные отношения того или иного общественного строя определяют содержание деятельности государства и использование бюджета как распределительного механизма. Бюджет используется в качестве важнейшего распределительного инструмента, посредством которого государство аккумулирует определенную долю национального дохода и направляет ее на развитие экономики, науки, социальной сферы и другие цели. Это характеризует сущностную сторону финансового управления социально-экономическими процессами, то есть бюджетное регулирование, осуществляемое посредством планирования, формирования, использования бюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.
Термин «бюджет», понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность средств, объем финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, корпорация, семья, гражданин.
С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое сумки, наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег.
В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному плану социально-экономического развития, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.
В странах с развитой рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется большое внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. В большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократичная процедура принятия бюджета на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям и даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги в своих интересах.
Для поддержания стабильности хозяйства, обеспечения пропорциональности функционирования и развития разных секторов и сфер экономики важное значение имеют контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями. Бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию, что подчеркивает значимость бюджетной системы как ведущего звена государственного управления экономикой.
Содержание государственного бюджета многогранно, и в нем находят воплощение процессы, имеющие различное экономическое толкование. В этой связи с научной точки зрения государственный бюджет как экономическое явление характеризуется: как экономическая категория, как центральное звено финансовой системы и как основной финансовый план страны.
Характеристика государственного бюджета как экономической категории заключается в следующем. Между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, складываются денежные отношения, опосредствующие процесс поступления денежных средств в централизованный денежный фонд государства и их расходования. Эти денежные отношения имеют весьма разнообразные формы, но всем им присущи две общие черты: во-первых, они возникают в распределительном процессе, непременным участником которого выступает государство; во-вторых, они связаны с формированием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Указанные денежные распределительные отношения между государством и другими участниками воспроизводственного процесса составляют содержание специфической финансовой категории, которая называется государственным бюджетом.
Термин «бюджет» (budget) означает роспись денежных доходов и расходов на определенный период. Определение «государственный» обозначает принадлежность данной росписи государству, т.е. существование государственного бюджета объективно предопределено наличием государства.
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической, а точнее финансовой, категории. Государственный бюджет как выразитель части распределительных отношений, является элементом базиса.
Государственный бюджет как финансовая категория является теоретическим выражением (абстракцией) реально существующих производственных отношений и имеет объективный характер. Специфическое назначение этих отношений состоит в том, что с их помощью осуществляется распределение и перераспределение стоимости валового национального продукта и, главным образом, национального дохода, в результате чего в распоряжении государства формируются финансовые ресурсы.
Государственный бюджет - особая экономическая категория, которая характеризуется, прежде всего, своей многогранностью, огромным диапазоном, проникновением во все сферы общественных отношений. Эти черты бюджета позволяют использовать его в качестве главного финансового инструмента.
Возникновение особой сферы распределения, именуемой бюджетными отношениями, связано с тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода. Как отмечалось выше, государству необходимы централизованные ресурсы, прежде всего, для обеспечения выполнения своих функций, разнообразных в том числе и по финансированию потребностей расширенного воспроизводства.
Таким образом, государственный бюджет как экономическая категория, выражает особую сферу финансовых отношений по планомерному распределению стоимости валового национального продукта и национального дохода, путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей.
В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан «бюджет» трактуется как «централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций». Данное определение характеризует материальную сторону бюджетных отношений.
Таким образом, материально-вещественным воплощением бюджетных отношений является централизованный фонд денежных средств государства, именуемый также государственным бюджетом. Данный фонд формируемый на основе финансовых отношений обладает чертами не только общими для денежных фондов, но и специфическими особенностями, которые носят конкретный характер:
1) предназначен для удовлетворения общегосударственных потребностей;
2) строго регламентируется законами и нормативными правовыми актами государства;
3) источниками фонда являются денежные средства (в форме налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц, проживающих и/или осуществляющих деятельность на территории данного государства);
4) используется, как правило, на безвозмездной основе;
5) обладает большой динамичностью, для него характерен постоянный процесс дробления на более мелкие целевые фонды и, наоборот, процесс их укрупнения;
6) используется только в форме фонда.
Формирование централизованного фонда денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения государство получает в свое распоряжение часть прироста стоимости в форме налога на добавленную стоимость. В результате дальнейшего перераспределения в централизованный фонд государства поступает часть прибыли предприятий, организаций в форме различных видов налогов и иных обязательных платежей и сборов.
Использование централизованного фонда денежных средств государства отражает многостадийный процесс дальнейшего распределения стоимости валового национального продукта. Данное распределение сопровождается движением финансовых потоков в экономической системе. Государство выделяет из общего централизованного денежного фонда значительную часть ресурсов на развитие экономики и финансирование социально-культурных мероприятий. Каждый из названных фондов подвергается многоступенчатому распределению: по отраслям экономики, по сферам и видам общественной деятельности, по территории государства, по предметно-целевому назначению и т.д.
Величина централизованного фонда денежных средств государства зависит от целого ряда факторов, к числу которых можно отнести:
1) состояние развития экономики;
2) методы управления экономикой;
3) принципы взаимоотношений с субъектами рынка;
4) характер решаемых экономических и социальных задач;
5) масштабы намечаемых структурных сдвигов в национальной экономике;
6) роль и участие государства в развитии мирового хозяйства и др.
Как составная часть всей системы финансов, государственный бюджет имеет общие черты с финансами, выполняет те же функции. В тоже время, как было указано, обладает некоторыми особенностями, которые выделяют его из других звеньев финансовой системы и позволяют занять в ней ведущее место.
К таким особенностям относятся:
1. Непосредственная подвластность государству, поскольку государственный бюджет формируется государством для выполнения своих функций и задач. Способы формирования данного фонда зависят от методов управления экономикой, используемых государством. Направления использования средств этого фонда определяются, исходя из приоритетных задач государственной политики социально-экономического и индустриально-инновационного развития страны.
2. Возможность воздействия с помощью бюджетных отношений на различные виды экономических интересов субъектов воспроизводственного процесса. В результате такого воздействия создаются предпосылки развития экономических интересов в гармоничном сочетании, либо в противоречии. Все зависит от объемов поступлений средств в государственный бюджет и направлений бюджетной политики государства.
3. Единство и высокая степень централизации. Несмотря на многочисленность бюджетов различных административно-территориальных единиц, все они объединяются в едином государственном бюджете. Все органы государственной власти имеют свои бюджетные средства и пользуются бюджетными полномочиями.
Эти особенности предопределяют широкие возможности для осуществления маневрирования средствами государственного бюджета и проведения гибкой бюджетной политики.
Как основной финансовый инструмент распределения стоимости созданного продукта, государственный бюджет имеет некоторые особенности. В частности, распределение с помощью финансов осуществляется в условиях частой смены форм стоимости, многочисленных актов купли-продажи. А распределение посредством государственного бюджета всегда происходит несколько изолированно от обмена. Движение стоимости через государственный бюджет полностью отрывается от движения материального продукта и носит чисто стоимостной (денежный) характер.
Только за пределами государственного бюджета, когда бюджетные ресурсы попадают в производственную или непроизводственную сферу, вновь возникает переплетение распределительных и обменных операций.
Национальный фонд.
Национальный фонд Республики Казахстан (Нацфонд) — Государственный фонд Республики Казахстан, являющийся совокупностью финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан[1], а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.
Целями его создания является:
· обеспечение стабильного социального экономического развития страны,
· накопление финансовых средств для будущих поколений,
· снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов,
· снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен.
Функции:
· Сберегательная. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества и доходность активов Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.
· Стабилизационная. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан.
Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве[2] Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан»[3]. Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году[2].
Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.
Понятие Национальный фонд Республики Казахстан используется в таких документах как Бюджетный кодекс Республики Казахстан
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|