Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономическая сущность госбюджета.





Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребно­стей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и дохо­дов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расхо­дов, которая получает название бюджет (от англ. budget - сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособ­ленные сферы, отличающие отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хо­зяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназна­ченного для удовлетворения общественных потребностей. Данная сово­купность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия«государственный бюджет».



Государственный бюджет как экономическое явление присуще различ­ным общественно-экономическим формациям, имеющим товарный способ производства. Его возникновение и развитие органически связано с по­требностями государства в определенных объемах финансовых ресурсов. Производственные отношения того или иного общественного строя опре­деляют содержание деятельности государства и использование бюджета как распределительного механизма. Бюджет используется в качестве важ­нейшего распределительного инструмента, посредством которого госу­дарство аккумулирует определенную долю национального дохода и на­правляет ее на развитие экономики, науки, социальной сферы и другие цели. Это характеризует сущностную сторону финансового управления социально-экономическими процессами, то есть бюджетное регулирова­ние, осуществляемое посредством планирования, формирования, исполь­зования бюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.



Термин «бюджет», понимаемый в буквальном смысле слова как «де­нежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, име­ет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность средств, объем финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, корпорация, семья, гражданин.

С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и рас­ходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характе­ризующий соответствие их поступления и расходования в течение опреде­ленного периода. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое сумки, наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполне­ния и расходования, каналы прихода и расхода денег.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государ­ственному плану социально-экономического развития, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой под­ход следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

В странах с развитой рыночной экономикой составлению, утвержде­нию, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется большое внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финан­сового планирования. В большинстве развитых стран установилась и со­блюдается демократичная процедура принятия бюджета на общегосудар­ственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям и даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возмож­ности тратить народные деньги в своих интересах.



Для поддержания стабильности хозяйства, обеспечения пропорциональ­ности функционирования и развития разных секторов и сфер экономики важное значение имеют контроль за финансовыми потоками, своевремен­ная корректировка доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые соотношения отличаются от намеченных в про­ектах и планах. Обычно денежные расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых. Отсюда возникает не­обходимость корректировки бюджетов, использования резервов с тем, что­бы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с финансовыми возможностями. Бюджетно-регулятивная функция государ­ства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенден­цию к возрастанию, что подчеркивает значимость бюджетной системы как ведущего звена государственного управления экономикой.

Содержание государственного бюджета многогранно, и в нем нахо­дят воплощение процессы, имеющие различное экономическое толкова­ние. В этой связи с научной точки зрения государственный бюджет как экономическое явление характеризуется: как экономическая категория, как центральное звено финансовой системы и как основной финансовый план страны.

Характеристика государственного бюджета как экономической кате­гории заключается в следующем. Между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, складываются денежные отношения, опосредствующие процесс поступления денежных средств в централизованный денежный фонд государства и их расходования. Эти денежные отношения имеют весьма разнообразные формы, но всем им присущи две общие черты: во-первых, они возникают в распределитель­ном процессе, непременным участником которого выступает государ­ство; во-вторых, они связаны с формированием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосудар­ственных потребностей.

Указанные денежные распределительные отношения между государ­ством и другими участниками воспроизводственного процесса составля­ют содержание специфической финансовой категории, которая называет­ся государственным бюджетом.

Термин «бюджет» (budget) означает роспись денежных доходов и расхо­дов на определенный период. Определение «государственный» обозначает принадлежность данной росписи государству, т.е. существование госу­дарственного бюджета объективно предопределено наличием государ­ства.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассмат­риваться в качестве самостоятельной экономической, а точнее финансо­вой, категории. Государственный бюджет как выразитель части распреде­лительных отношений, является элементом базиса.

Государственный бюджет как финансовая категория является теорети­ческим выражением (абстракцией) реально существующих производствен­ных отношений и имеет объективный характер. Специфическое назначе­ние этих отношений состоит в том, что с их помощью осуществляется распределение и перераспределение стоимости валового национального продукта и, главным образом, национального дохода, в результате чего в распоряжении государства формируются финансовые ресурсы.

Государственный бюджет - особая экономическая категория, которая характеризуется, прежде всего, своей многогранностью, огромным диапа­зоном, проникновением во все сферы общественных отношений. Эти чер­ты бюджета позволяют использовать его в качестве главного финансово­го инструмента.

Возникновение особой сферы распределения, именуемой бюджетными отношениями, связано с тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода. Как отме­чалось выше, государству необходимы централизованные ресурсы, преж­де всего, для обеспечения выполнения своих функций, разнообразных в том числе и по финансированию потребностей расширенного воспроизводства.

Таким образом, государственный бюджет как экономическая катего­рия, выражает особую сферу финансовых отношений по планомерному рас­пределению стоимости валового национального продукта и национального дохода, путем формирования и использования централизованного фонда де­нежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей.

В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан «бюджет» трак­туется как «централизованный денежный фонд государства, предназна­ченный для финансового обеспечения реализации его задач и функций». Данное определение характеризует материальную сторону бюджетных отношений.

Таким образом, материально-вещественным воплощением бюджетных отношений является централизованный фонд денежных средств государства, именуемый также государственным бюджетом. Данный фонд формируе­мый на основе финансовых отношений обладает чертами не только общи­ми для денежных фондов, но и специфическими особенностями, которые носят конкретный характер:

1) предназначен для удовлетворения общегосударственных потребно­стей;

2) строго регламентируется законами и нормативными правовыми ак­тами государства;

3) источниками фонда являются денежные средства (в форме налого­вых и неналоговых платежей юридических и физических лиц, проживающих и/или осуществляющих деятельность на территории данного государства);

4) используется, как правило, на безвозмездной основе;

5) обладает большой динамичностью, для него характерен постоянный процесс дробления на более мелкие целевые фонды и, наоборот, процесс их укрупнения;

6) используется только в форме фонда.

Формирование централизованного фонда денежных средств государ­ства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного рас­пределения государство получает в свое распоряжение часть прироста стоимости в форме налога на добавленную стоимость. В результате даль­нейшего перераспределения в централизованный фонд государства посту­пает часть прибыли предприятий, организаций в форме различных видов налогов и иных обязательных платежей и сборов.

Использование централизованного фонда денежных средств государ­ства отражает многостадийный процесс дальнейшего распределения стои­мости валового национального продукта. Данное распределение сопро­вождается движением финансовых потоков в экономической системе. Го­сударство выделяет из общего централизованного денежного фонда значительную часть ресурсов на развитие экономики и финансирование социально-культурных мероприятий. Каждый из названных фондов под­вергается многоступенчатому распределению: по отраслям экономики, по сферам и видам общественной деятельности, по территории государства, по предметно-целевому назначению и т.д.

Величина централизованного фонда денежных средств государства зависит от целого ряда факторов, к числу которых можно отнести:

1) состояние развития экономики;

2) методы управления экономикой;

3) принципы взаимоотношений с субъектами рынка;

4) характер решаемых экономических и социальных задач;

5) масштабы намечаемых структурных сдвигов в национальной эко­номике;

6) роль и участие государства в развитии мирового хозяйства и др.

Как составная часть всей системы финансов, государственный бюд­жет имеет общие черты с финансами, выполняет те же функции. В тоже время, как было указано, обладает некоторыми особенностями, которые выделяют его из других звеньев финансовой системы и позволяют занять в ней ведущее место.

К таким особенностям относятся:

1. Непосредственная подвластность государству, поскольку госу­дарственный бюджет формируется государством для выполнения своих функ­ций и задач. Способы формирования данного фонда зависят от методов управления экономикой, используемых государством. Направления ис­пользования средств этого фонда определяются, исходя из приоритетных задач государственной политики социально-экономического и индустри­ально-инновационного развития страны.

2. Возможность воздействия с помощью бюджетных отношений на различные виды экономических интересов субъектов воспроизводствен­ного процесса. В результате такого воздействия создаются предпосылки развития экономических интересов в гармоничном сочетании, либо в про­тиворечии. Все зависит от объемов поступлений средств в государствен­ный бюджет и направлений бюджетной политики государства.

3. Единство и высокая степень централизации. Несмотря на много­численность бюджетов различных административно-территориальных еди­ниц, все они объединяются в едином государственном бюджете. Все орга­ны государственной власти имеют свои бюджетные средства и пользуют­ся бюджетными полномочиями.

Эти особенности предопределяют широкие возможности для осуществ­ления маневрирования средствами государственного бюджета и проведе­ния гибкой бюджетной политики.

Как основной финансовый инструмент распределения стоимости соз­данного продукта, государственный бюджет имеет некоторые особенно­сти. В частности, распределение с помощью финансов осуществляется в условиях частой смены форм стоимости, многочисленных актов купли-продажи. А распределение посредством государственного бюджета всег­да происходит несколько изолированно от обмена. Движение стоимости через государственный бюджет полностью отрывается от движения мате­риального продукта и носит чисто стоимостной (денежный) характер.

Только за пределами государственного бюджета, когда бюджетные ресур­сы попадают в производственную или непроизводственную сферу, вновь возникает переплетение распределительных и обменных операций.

Национальный фонд.

Национальный фонд Республики Казахстан (Нацфонд) — Государственный фонд Республики Казахстан, являющийся совокупностью финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан[1], а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

Целями его создания является:

· обеспечение стабильного социального экономического развития страны,

· накопление финансовых средств для будущих поколений,

· снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов,

· снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен.

Функции:

· Сберегательная. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества и доходность активов Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.

· Стабилизационная. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан.

Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве[2] Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан»[3]. Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году[2].

Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.

Понятие Национальный фонд Республики Казахстан используется в таких документах как Бюджетный кодекс Республики Казахстан

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.