Классификация бюджетного контроля. Формы и методы его проведения.
Эффективная организация бюджетного контроля предполагает его научную классификацию. В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля.
Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т.е. до реального движения (поступления и использования) финансовых средств. Его проводят при составлении проектов бюджетов, разработке программ, инвестиционных планов и т.д. Это позволяет заранее предупредить возможные нарушения бюджетной дисциплины, неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы. Осуществляют предварительный контроль специальные подразделения органов власти.
Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, бюджетных операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он ведется, как правило, в организациях и сводится к контролю процесса деятельности и результатов труда. Цель контроля - предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнителями являются большинство государственных структур. Основной принцип текущего контроля - поддержание системы обратной связи.
Заключительный (последующий) контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов. Механизм - открытая обратная связь. Контроль производится в основном специальными органами власти.
Все три формы контроля органически взаимосвязаны и взаимозависимы.
В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный контроль, различают:
1) государственный контроль - проводится органами государственной представительной и исполнительной власти, его главная цель -обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) и прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;
ведомственный контроль - осуществляется контрольно- ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
внутрихозяйственный контроль - проводится экономическими и финансовыми службами организаций, его объект - хозяйственная и финансовая деятельность;
общественный контроль - осуществляют неправительственные организации и граждане, его объект зависит от поставленной задачи;
независимый контроль - проводится специальными органами: аудиторскими фирмами.
В зависимости от сферы бюджетной деятельности различают инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный и другие виды контроля.
Методами проведения финансового контроля являются:
1. Проверки - производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов; в ходе них выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Документальная проверка. Проводится непосредственно
на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно - техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом. В тоже время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т.д.
Камеральная проверка. Проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов. Основными задачами такой проверки являются:
получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет
расходов бюджетных учреждений, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;
прием налогоплательщиков и распределителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, оставление индивидуальных и общих смет расходов бюджетных учреждений;
осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.
2. Обследование - охватывают отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений; при обследованиях осуществляются контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии, а также проводятся опросы, наблюдения, инспекции и т.д. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово - хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводится контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.
3. Надзор - производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. (он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии).
4. Экономический анализ как разновидность бюджетного контроля - предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
5. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль за состоянием бюджетов.
6. Ревизия - взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Это основная форма бюджетного контроля, предназначенная для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения бюджетной дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, т.е. для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии классифицируются следующим образом:
полная - предусматривает проверку всех сторон финансово- хозяйственной деятельности объекта контроля;
частичная - проводится для проверки отдельных сторон или участков деятельности хозяйствующих субъектов;
комплексная ~ является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельности субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества состояния бухгалтерского учета и отчетности;
тематическая - проводится на определенную тему по деятельности однотипных организаций, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.
В зависимости от степени охвата финансовых операций различают ревизии:
сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
выборочные - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени; как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
комбинированные - предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
Бюджетный контроль следует понимать и в широком и в узком смысле. В первом он охватывает контрольную деятельность всех субъектов общества за функционированием общественного денежного фонда и называется общественным (национальным) бюджетным контролем. В узком смысле он сводится исключительно к контрольной деятельности государственных органов власти и представляет собой государственный бюджетный контроль.
Государственный бюджетный контроль включает непосредственный контроль финансового состояния всех структур государственной бюджетной системы и косвенный контроль состояния других частей финансовой системы общества. Он осуществляется в процессе разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, а также через мониторинг финансовой деятельности граждан и негосударственных организаций. Косвенный бюджетный контроль негосударственной сферы экономики затрагивает весь спектр финансовой деятельности субъектов: выполнение денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д. В связи с этим огромное практическое значение имеет организация государственных контрольных структур и определение их полномочий.
Политика доходов
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Политика расходов
Изменение государственных расходов представляет собой изменение спроса государства на общественные блага, которое в свою очередь оказывает воздействие на спрос на других рынках благ.
Например, увеличение расходов на обмундирование для армии может вызвать подъем в хозяйстве, так как кривые спроса на рынках соответствующих благ сместятся вправо. Если государство неожиданно сократит расходы, например, на постройку новых железных дорог, это приведет к сокращению производства рельсов, шпал, вагонов и т. д. и в хозяйстве может начаться депрессия.
Используя это влияние своих расходов на состояние хозяйства, государство может осуществлять политику вывода хозяйства из депрессии.
Если в хозяйстве возникли депрессия и большая безработица, государство может прибегнуть к искусственному увеличению спроса на рынках благ путем увеличения своих расходов.
Например, можно использовать безработных для проведения общественных работ - уборки мусора, постройки и ремонта дорог и т. д. Заработная плата, выплаченная нанятым на эти работы людям, будет истрачена на рынках потребительских благ, и это поможет быстрее вытащить хозяйство из депрессии.
Изменение расходов может оказаться для государства более легко осуществимой мерой, чем изменение налогов, так как последняя мера непосредственно затрагивает все население, а первая - только незначительную часть его. Уменьшить расходы на исследование космоса, не вызвав недовольство всего населения, гораздо легче, чем увеличить подоходный налог.
Но фискальная политика связана с одной существенной проблемой построения бюджета: невозможно изменить величину расходной части бюджета, не изменив доходной. Если государство хочет иметь сбалансированный бюджет (без излишка или дефицита), ему придется изменять одновременно налоги и расходы. Например, если государство уменьшает налоги (чтобы стимулировать производство), ему придется уменьшить расходы - а это уменьшение спроса на рынках благ может свести на нет весь результат снижения налогов.
Отсюда следует, что при сбалансированном бюджете государству будет чрезвычайно тяжело осуществлять воздействие на хозяйство и результат такого воздействия, скорее всего, будет отрицательным.
Воздействовать в одном направлении государство может только за счет несбалансированного бюджета - то есть увеличить расходы без увеличения налогов. Добиться этого бюджетного дефицита можно двумя мерами: 1) напечатать новые деньги и 2) взять деньги в долг на рынке капитала. А эти меры относятся к другому виду политики, который мы сейчас и рассмотрим.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|