Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткие сведения об исторической личности: Петр Аркадьевич Столыпин





Выходец из дворянской семьи, крупный помещик. Окончил Петербургский университет. Занимал ответственные государственные посты: был гродненским, затем саратовским губернатором, министром внутренних дел, председателем Совета Министров. Любитель русской литературы, отец многочисленного семейства, любящий муж и отец и вместе с тем автор закона о военно-полевых судах, по приговорам которых только за 8 месяцев их действия было казнено (с августа 1906 г.) 1100 человек, один из творцов реакционного избирательного закона от 3 июня 1907 г. (третьеиюньская монархия), увеличивавшего в составе Государственной Думы представительство от помещиков за счет представителей от трудящихся и национальных районов. И в тоже время автор и исполнитель земельной реформы 1906-1910 гг., предусматривавшей разрушение общины и создание крепких фермерских хозяйств, несостоявшихся разработанных им реформ об уравнивании крестьян в правах с другими сословиями, веротерпимости, гарантии свободы совести, введения всеобщего начального образования. Но при всем своем противоречии по убеждениям Столыпин – верный слуга самодержавного режима. В борьбе с революцией он был сторонником политики репрессий под лозунгом «сначала успокоение, а потом реформы». Но глубокие социально-экономические противоречия в России, обостренные самой Столыпинской аграрной реформой, исключили «успокоение». Явно обнаружился крах проводимой им политики. 1 сентября 1911 г. в Киеве Столыпин был смертельно ранен агентом царской охранки.



 

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник «твердой власти», Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на модернизацию России, развитие ее экономики и культуры, на то, чтобы Россия заняла достойное место среди наиболее развитых держав мира. Твердость и решительность Столыпина были оценены в «верхах» и обеспечили ему путь к министерскому посту. В апреле 1906 г. он назначается министром внутренних дел, а после роспуска I Государственной думы в начале июня того же года – председателем Совета министров.

«Нам нужна великая Россия», - говорил П.А.Столыпин, обращаясь к левым депутатам Государственной думы. Главным звеном в продвижении к этой цели он считал такое решение аграрного вопроса, которое исключило бы принудительную передачу земли помещиков крестьянам – даже частично и за выкуп, как это предлагали члены кадетской партии (за это мнение Столыпин называл их «шайкой, объединенной грабительскими целями»). Он хотел, чтобы принцип частной собственности остался нерушим и, больше того, стал основой процветания страны.



В критический для власти и помещиков момент новый премьер-министр получил возможность приступить к осуществлению того, что давно и безуспешно предлагали многие государственные деятели, в том числе С.Ю.Витте, - к уничтожению сельской общины (основной принцип – замена общинного землепользования индивидуальным – был сформулирован и предложен в 1902 г. «Особым совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности» под председательством С.Ю.Витте, но тогда был отвергнут правительством, стоявшем на страже сохранения общины как гаранта покорности и платежеспособности крестьянства).

Революция 1905-1907 гг. послужила серьезной политической школой для крестьян. Была разбита иллюзия правящих кругов о возможности опереться на «патриархальность», темноту и наивный монархизм крестьян. Усиливавшееся в ходе революции крестьянское движение, заставило правительство искать пути скорейшего решения аграрного вопроса, но так, чтобы это не нанесло ущерба дворянам-землевладельцам, т.е. в пределах надельного крестьянского землевладения. Это был путь ломки общины и создания на ее развалинах «крепкого» крестьянина-фермера – «опоры порядка» в деревне.



Уже в мае 1906 г. Съезд дворянских обществ предложил Столыпину следующий комплекс мер для проведения реформы:

1) разрешить крестьянам свободно выходить из общины;

2) разрешить продавать им свои наделы;

3) разрешить свободное переселение на окраины страны.

Проведению реформы предшествовал ряд мер. В августе 1905 г. указами разрешалась продажа удельных и казенных земель через крестьянский банк малоземельным крестьянам. Для крестьян вводились паспорта, уравнивавшие их в правах с остальными сословиями.

Наиболее значительной из этих мер стал изданный под давлением крестьянского движения Манифест 3 ноября 1906 г., отменявший с 1 января 1907 г. выкупные платежи бывших помещичьих, удельных и государственных крестьян. С этого момента крестьянская община (но не двор) становилась полным собственником надельной земли.

Что же было до реформы? Сельское (крестьянское) население было объединено в сельские общины. В отличие от европейских стран, где на протяжении многих лет существовала частная собственность на землю, в России крестьянские земельные наделы нельзя было продавать и покупать. Община поддерживала своих малоимущих членов, что отвечало народным представлениям о социальной справедливости. Общинные угодья – леса, луга, водопои – были доступны всем, а пахотная земля время от времени (один раз в десять лет) перераспределялась между дворами в соответствии с изменением количества трудоспособных членов семей, причем так, чтобы каждой семье доставались участки лучшего и худшего качества. В результате земельный надел одной крестьянской семьи состоял из нескольких полосок, находившихся в разных местах; при очередном переделе часть земли могла перейти к другой семьи.

Общинное землепользование сковывало инициативу тех, кто имел уже больше скота и орудий труда. С другой стороны, крестьянам, превратившимся в рабочих, и безлошадным беднякам нечего было делать со своими наделами, они сдавали их полностью или частично в аренду.

Правительство долго стояло на страже явно устаревшего утверждения, что община связывала всех ее членов коллективной ответственностью за уплату налогов. По этой причине и общинный сход препятствовал выходу из общины крестьян, желавших стать самостоятельными: от них требовали выплатить всю сумму выкупных платежей. Если же такие деньги у них находились, необходимо было еще и согласие двух третей членов общины.

Помещики видели выгоду от общины в том, чтобы она удерживала крестьян на одном месте, обеспечивая потенциал дешевой рабочей силы. Отношение их к общине изменилось во время революции 1905-1907 гг., когда крестьяне на сельских сходах «всем миром» принимали решения уничтожать помещичьи усадьбы.

В силу этих обстоятельств проект аграрной реформы в III Государственной думе поддержало большинство депутатов. Против реформы выступили крайне правые партии, в том числе «Союз русского народа». Они боялись массовой пролетаризации крестьянства. 14 июня 1910 г. указ о реформе от 9 января 1906 г. стал законом.

Отныне любой крестьянин мог закрепить свой надел в собственность и получить, если захочет, вместо прежних разрозненных полосок участок той же площади в одном месте – так называемый отруб. В том случае, если крестьянин переносил на эту землю свой дом и хозяйственные постройки, возникало новое, отдельное от деревни, поселение – хутор. Теперь и крестьянскую землю можно было, подобно помещичьей, свободно продать и купить. Облегчалась покупка крестьянами помещичьих и государственных земель: через крестьянский банк, в кредит, с погашением долга в рассрочку.

Определенного срока завершения аграрной реформы не предусматривалось, но Столыпин полагал, что для этого понадобится примерно 20 лет. За это время он намеревался провести и ряд других преобразований в области местного самоуправления, суда, народного просвещения, в национальном вопросе. Он питал надежду избежать внутренних социальных потрясений и внешних военных конфликтов. «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию», - говорил Столыпин. При этом он не ставил задачи стопроцентного «укрепления» в личную собственность крестьянских надельных земель, допускал возможность сохранения и какой-то части общинного землепользования. В перспективе Столыпин рассчитывал не на помещиков, а на крестьян-собственников. Община, по его мнению, подавляет естественное чувство хозяина, в этом, а не в малоземелье, причина бедности крестьян. Следует дать выход энергии и предприимчивости, и тогда появится средний класс землевладельцев, которые на своей земле будут трудиться продуктивнее и к чужой собственности отнесутся с уважением. Революционное движение, таким образом, лишится массовой базы.

Столыпинская реформа должна была во второй раз после реформы 1861 г. круто изменить положение крестьян и состояние сельскохозяйственного производства. Но Столыпин недооценил силу привязанности крестьян к старому общинному укладу жизни. Основная масса крестьян не захотела рисковать. Несмотря на сильный нажим властей, выйти из общины с 1907 по 1915 гг. согласилась только четвертая часть крестьян-общинников – 2,5 млн. домохозяев, на долю которых приходилось 14% общинных земель. Это немало, но значительно меньше того, на что надеялся Столыпин. Еще меньше сельских общин покончило с чересполосицей и еще меньше перебралось на хутора. Количество желающих закрепить землю в собственность сокращалось год от года.

Происходило и расслоение крестьянства. Но зажиточная прослойка была малочисленной и составляла всего 4-5% от всего сельского населения. Бедняков было намного больше. Они с завистью смотрели на самостоятельных хуторян, хозяйства которых подвергали поджогам. Это означало, что ожидаемого успокоения не наступило. Только там, где сельское хозяйство до реформы усиленно развивалось по капиталистическому пути, она проходила успешнее (например, на Украине, где из общины вышло до половины всех крестьян-общинников).

Быстрее ощутила результаты реформ и Сибирь, где никогда не было помещичьего землевладение, но имелось много неосвоенных, малонаселенных и вместе с тем плодородных земель, считавшихся собственностью государства. Теперь правительство поощряло переселение в восточные и южные районы страны. В общей сложности переселенцы освоили свыше 16 млн. десятин земли, в том числе половину – под пашню. Выросла доля русских в населении восточных районов страны – в Сибири – до 85%, в Казахстане – до 40%. Необходимо отметить, что активно переселялись беднейшие крестьяне, распродававшие свое имущество и наделы. Те, которым не удалось обустроиться на новом месте (не хватило денег, сказались трудные условия ведения хозяйства: суровый климат, затратность возделывания новых земель в зоне рискованного земледелия, отсутствие инвентаря) возвращались обратно. Вконец разорившиеся, они пополняли ряды недовольных своим положением и проведением реформы.

В результате реформы не удалось главное – разрушить общину и создать массовый слой крестьян-собственников. Переселенческая политика, при всех ее недостатках, вне сомнения была явлением положительным. Но она не ликвидировала ни перенаселенности в западных черноземных районах страны, на земельного голода в деревне. Община обнаружила свою жизнеспособность. Она обеспечивала не только защиту от произвола помещика и властей, но и минимальный прожиточный уровень.

Главное же состояло в том, что одна эта реформа, ставшая «стержнем» всей внутренней политики правительства, не способна была решить проблемы, которые стояли перед страной. Требовался комплекс мер и реформ. Все другие предложения П.А.Столыпина (о реорганизации земского управления, снятие ограничений в вопросах вероисповедания – о старообрядцах, переход из православия в другие веры) встретили ожесточенное сопротивление со стороны господствующего класса. Только в национальном вопросе – воинственный национализм под лозунгом «Россия для русских» - между Столыпиным и ними разногласия отсутствовали.

Но при этом необходимо отметить, что были и позитивные результаты реформы. В течение семи лет (с 1907 по 1914 гг.) фактического действия столыпинских аграрных преобразований были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: возросли посевные площади, увеличился хлебный экспорт, начали применяться минеральные удобрения, повысился процент использования сельскохозяйственной техники. В целом проведение реформы ускорило развитие капитализма в России, реформа стимулировала развитие промышленности и торговли, резко повысился спрос на продукцию сельскохозяйственных артелей.

Опала, а затем и скорая гибель П.А.Столыпина свидетельствовали, что власть, сделав шаг на пути преобразования неограниченной монархии в буржуазную, отказалась от последующих реформ. А это было чревато новыми потрясениями.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Являлись ли предложения П.А.Столыпина по преобразованию России альтернативой новой революции?

2. В чем суть высказывания П.А.Столыпина: «Нам нужна великая Россия»? Какими методами он намеривался добиться этого «величия»?

3. Сказалось ли на проведении реформы то обстоятельство, что П.А.Столыпин был убежденным монархистом? В чем это нашло свое проявление?

4. Назовите основные мероприятия аграрной реформы? Могла ли их реализация улучшит состояние сельского хозяйства?

5. В каких условиях происходило проведение реформы?

6. Назовите основные итоги аграрных преобразований? Почему не удалось в деревне разрушить общину и создать многочисленный слой крестьян-собственников?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.