Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткие сведения об исторической личности: Сергей Юльевич Витте





Электронная консультация

По курсу «Отечественная история»

для студентов I курса

Составитель учебного проекта:

К.и.н., доцент

Кафедры истории и политологии ЧИ БГУЭП

И.В.Мезенцева

Аннотация

Анализ ответов студентов I курса очного и заочного отделений на сессионных экзаменах последних лет выявил слабость базовой подготовки по основным вопросам отечественной истории и, как следствие, неравномерность возможного углубленного уровня восприятия социально-экономических и политических процессов в России на протяжении ХХ века. В ответах отсутствует продуманность и логика изложения материала, наблюдается незнание дат и пренебрежение к хронологии событий, что зачастую вызывает путаницу в трактовке тех или иных исторических периодов. Очень часто студенты при анализе конкретного события не могут выявить причинно-сдедственные связи, что делает ответ сумбурным, поверхностным и не позволяет им сделать выводы, определить его историческое значение.

Учитывая разную степень школьной подготовки городских и периферийных студентов нами предлагается специализированная электронная форма консультирования по курсу «Отечественная история». Она особенно удобна для студентов-заочников и может быть использована ими как в межсессионный, так и в сессионный период, в том числе и при подготовке к семинарским занятиям.



Электронная консультация дает возможность самостоятельно, не прибегая к помощи преподавателя, продуктивно и в полном объеме подготовиться к экзамену по курсу «Отечественная история ХХ века».

Электронная консультация, предназначенная для системного и конкретного восприятия основных и наиболее трудных вопросов курса, наряду с работой над вопросами, выделенными для самостоятельного изучения (см. методические материалы для студентов-заочников), может дать положительные результаты. Электронный учебный проект предполагает не столько автоматическое запоминание материала, сколько углубленную систематизацию полученных в средней школе знаний с точки зрения конкретно-исторического анализа прошлого России, в том числе через определение ее роли и значения в мировом историческом процессе. При этом данная форма консультирования не исключает обязательного изучения учебной и дополнительной литературы по курсу, рекомендованной в методических указаниях для студентов-заочников.



Электронная консультация содержит материал по основным разделам курса в соответствии с примерными вопросами к экзамену в виде развернутого плана и комментариев к его пунктам с обязательным указанием дат и событий, сведениями о некоторых исторических личностях, а также вопросы для самоконтроля.

 

 

Основные опорные разделы курса «Отечественная история ХХ века»:

 

  1. Российская империя на рубеже XIX –XX вв. (государственный строй; экономическое развитие страны).
  2. Возникновение политических партий в России в начале ХХ в.: программы и тактика борьбы.
  3. Массовое рабочее движение в России в начале ХХ в.
  4. Русско-японская война 1904-1905 гг.
  5. Буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг. (причины, характер, участники, итоги и особенности революции).
  6. Третьеиюньская монархия.
  7. П.А.Столыпин и попытки реформирования самодержавной России.
  8. Первая мировая война (1914-1918 гг.) (причины вступления России в войну; основные этапы боевых действий; политическое и экономическое положение России во время войны; тактика политических партий в ходе войны; итоги войны для России).
  9. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.: причины, ход, результаты.
  10. Двоевластие: Временное правительство и Петроградский Совет. Суть двоевластия.
  11. От февраля к октябрю. Политические партии о путях развития страны.
  12. Политическая ситуация весной-летом 1917 г. Нарастание кризиса в стране.
  13. Вооруженное восстание в Петрограде. II съезд Советов.
  14. Становление Советской власти (политические и экономические мероприятия Советской власти 1917-1918 гг.).
  15. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России: периодизация, причины, основные этапы боевых действий, состав противоборстующих сил, причины победы большевиков.
  16. Советская Россия в период перехода от войны к миру. Новая экономическая политика: основные элементы и сущность; кризисы НЭП, итоги НЭП.
  17. Образование Союза СССР: причины, проекты. Конституция 1924 г.
  18. Внутрипартийная борьба в РКП(б) после смерти В.И.Ленина.
  19. Политическая система сталинизма. Конституция 1936 г.
  20. Внешняя политика советского государства в 1920-е гг.
  21. Индустриализация в СССР.
  22. Коллективизация в СССР.
  23. Итоги «форсированного скачка» в социализм.
  24. Внешняя политика СССР в 1930-е гг.
  25. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: накануне войны; основные этапы войны; причины поражения Красной армии летом-осенью 1941 г.
  26. Советский тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
  27. Внешняя политика в годы Великой Отечественной войны. Союзники.
  28. Социально-экономическое развитие страны после войны.
  29. Внешняя политика СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.
  30. Попытки либерализации системы. Н.С.Хрущев.
  31. Внешняя политика СССР в 1950-х – 1960-х гг.
  32. «Развитой социализм» и его кризис (1964-1985 гг.). Л.И.Брежнев. Конституция 1977 г.
  33. Внешняя политика СССР в 1970-е гг.
  34. Перестройка (1985-1991 гг.): причины, цели, итоги. М.С.Горбачев.
  35. Внешняя политика СССР в 1980-е гг.
  36. Распад СССР и его последствия.
  37. Россия в 1990-е гг.: социально-экономическая ситуация. Становление политической системы РФ. Конституция 1993 г.

 



 

Учебная литература, рекомендуемая для подготовки к экзамену:

 

1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. /Учебник для вузов. М., 1997.

2. Отечественная история ХХ века. /Под ред. проф. А.В.Ушакова. М., 1996.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 1997 (2002).

4. Курс отечественной истории IX – XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. /Под ред. проф. Л.И.Ольштынского. Учебное пособие. М., 2002.

5. История России. ХХ век. / Отв. ред. В.П.Дмитренко. М., 2001.

 

1. Российская империя на рубеже XIX – XX вв. (государственный строй; экономическое развитие страны).

Примерный план ответа:

1. Территория и население России на рубеже веков.

2. Перерастание сословной структуры общества в классовую. Основные классы российского общества.

3. Вступление на престол Николая II. Политический строй и его особенности на рубеже веков.

4. Экономическое развитие страны в начале ХХ в. С.Ю.Витте, его проекты и результаты модернизации России. Особенности российского монополистического капитализма.

Даты:

1891-1900 гг. – «виттевская индустриализация».

1891 – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

1894 г. – вступление на престол Николая II.

1895 г. – введение «винной монополии».

1897 г. – первая всеобщая перепись населения; денежная реформа С.Ю.Витте.

1900-1903 гг. – мировой экономический кризис

1902 г. – Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С.Ю.Витте.

1906-1910 гг. – проведение Столыпинской аграрной реформы.

 

Краткие сведения об исторической личности: Сергей Юльевич Витте

Один из наиболее выдающихся государственных деятелей России конца XIX – начала ХХ вв. Родился в семье крупного чиновника в Тифлисе, удостоен титула графа. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги. В 1883 г. написал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принесшую ему широкую известность, где были сформулированы важнейшие условия рационального хозяйствования на транспорте. Тем самым Витте заявил о себе как о серьезном знатоке бурно развивавшегося железнодорожного строительства и железнодорожного дела. Основная идея книги была для того времени необычайно новаторской: автор ратовал за установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения.

Бюрократическая карьера С.Ю.Витте началась в 1888 г. В начале 1889 г. ему был предложен пост директора Департамента железнодорожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов. Это было огромное ведомство, включавшее одиннадцать подразделений. На этом влиятельном посту С.Ю.Витте оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г.

Политические взгляды Витте менялись в зависимости от конъюнктуры. В молодости он был членом «Священной дружины», созданной для террористической борьбы с революционерами. Будучи государственным деятелем, он то блокировался с явными консерваторами в преследовании земства, то выступал за либеральные меры. Злые языки недаром утверждали, что он был «принципиально беспринципен». Единственный принцип, которому Витте никогда не изменял, было убеждение в необходимости сильной централизованной власти. «Не будь неограниченного самодержавия, - писал Витте, - не было бы Российской великой империи». Вместе с тем Витте был последовательным в выполнении экономических задач.

Проявил себя талантливым и дальновидным политиком, умевшим прогнозировать ситуацию. Выступая убежденным сторонником буржуазного развития, при его ближайшем участии в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение винной монополии (1894), строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же пунктом его экономической программы стало проведение в середине 90-х гг. XIX в. денежной реформы. Он содействовал индустриальному развитию страны, активному вовлечению буржуазного предпринимательства в политическую жизнь страны, ограничению политической власти дворянства. Являлся одним из авторов знаменитого «Манифеста 17 октября 1905 г.». Модернизируя российские государственные и экономические структуры, он стремился придать развивающемуся в стране капитализму европейский облик. Иными словами, его экономическая платформа предполагала догнать в течение десятилетия более развитые страны Европы. Разработал основные положения аграрной реформы, осуществление которой начал П.А.Столыпин. В 1907-1912 гг. написал свои «Воспоминания», представляющие до настоящего времени ценный документ для изучения эволюции николаевской эпохи.

 

К началу ХХ в. территория России выросла до 22,2 млн. кв. км. В административном отношении страна была разделена на 97 губерний (по 10-15 уездов каждая). По размеру она занимала второе место в мире после Британской империи.

С 1893 до 1913 гг. численность населения выросла со 125 млн. до 165 млн. человек. В 1897 г. была проведена первая всеобщая перепись населения, по которой в России насчитывалось около 126 млн. человек, представителей 100 наций. По количеству населения Россия занимала третье место в мире после Китая и Британской империи.

Официально сохранялось сословное деление общества (дворянство – 1,5%, купцы и духовенство – 0,5%, казаки – 2,5%, мещане – 11%, крестьяне – 77%). Сохранялось привилегированное положение отдельных социальных групп, отсутствовали демократические свободы, до 1905 г. была запрещена деятельность политических партий и профессиональных союзов. Постепенно происходил размыв сословной структуры общества в классовую. Новые черты в социальной структуре возникали вследствие изменений в экономике страны. Модернизация ускорила образование новых классов капиталистического общества. Основные классы: рабочие (пролетариат, к 1913 г. – 19% населения) и буржуазия; дворяне (помещики) и крестьяне (80% населения).

Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правящего и опиравшегося на дворянство. В 1894 г. на российский престол вступил Николай II – последний русский император. При вступлении на престол новый царь заявил, что будет следовать политическому курсу своего отца – императора Александра III, а представителям либеральных кругов, надеявшихся на смягчение курса контрреформ 70-80-х г. XIX в., посоветовал «оставить бессмысленные мечтания». Эта позиция, занятая Николаем II явилась следствием реакционного влияния на него обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева и министра внутренних дел Дурново. Правда, провести последовательно этот курс царское правительство не смогло.

В начале ХХ в. в стране начался социально-политический кризис, который обнажил неспособность правительства решать важнейшие проблемы, в том числе рабочий и аграрный вопросы. Началась борьба трудящихся против самодержавно-полицейского строя, стали появляться нелегальные политические партии и союзы. Значительно больший, чем прежде, размах приобрело рабочее движение. В 1900-1904 гг. было зарегистрировано около 1000 стачек, в которых приняли участие более 430 тыс. человек. Значительного размаха достигли и крестьянские выступления: в 1900-1904 гг. – около 600 волнений в 42 губерниях.

Это все стало результатом экономического развития России в пореформенный период (особенно промышленного подъема 1890-х гг., связанного с именем министра финансов С.Ю.Витте), когда окончательно сложилась система российского капитализма. Причины проведения «модернизации» российской промышленности: необходимо было ликвидировать экономическое отставание России от ведущих мировых держав. Экономические мероприятия С.Ю.Витте: начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, введение винной монополии – увеличение доходной части бюджета (валовой доход от продажи государством водки за семь лет с 1895 г. возрос в 7,5 раз), денежная реформа – введение в обращение конвертируемого рубля, что способствовало притоку в Россию иностранных капиталовложений (инвестиций). В результате из отсталой аграрной страны к началу ХХ в. Россия стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших экономически развитых стран (Англия, Франция, США, Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

Таким образом, на рубеже XIX- XX вв. Россия наряду с другими странами вступила в новую стадию капиталистического развития – стадию монополистического капитализма, когда шло образование мощных производственных и финансовых объединений (промышленные монополии, финансовые союзы). Проявились и особенности российского монополистического капитализма:

1) исторически Россия перешла к капитализму значительно позднее многих стран Европы;

2) экономико-географические особенности с различными природными условиями и неравномерным освоением влияли на процесс формирования монополистического капитализма;

3) политическое сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, национального угнетения переплетались с чертами капиталистического развития;

4) оказывал влияние и различный уровень экономического, социального и культурного уровня многочисленных народов империи. Таким образом, для России было характерно то, что развитие капитализма происходило в условиях сохранения в значительной степени социально-экономического уклада феодальной эпохи. Главной особенность. Этого процесса было то, что капиталистическая промышленность и финансово-банковская система сочетались в экономике России с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Поздний переход к капитализму, малоземелье крестьян, патриархальные традиции обусловили укрепление многоукладности экономики России и в период формирования монополистического капитализма, что выразилось в значительном вмешательстве государства в этот процесс и складывание системы государственно-монополистического капитализма (ГМК). Частнокапиталистический уклад (заводы, фабрики, помещичьи и кулацкие хозяйства) сочетался с полунатуральным (крестьянским) и мелкотоварным (кустарно-ремесленным) производством.

Но необходимо заметить, что в период с 1900 по 1913 гг. Россия переживала и кризис и подъем в экономике. Кризис 1900-1903 г. выразился в падении цен на основные виды продукции, резком сокращении производства, массовой безработице. В этих условиях усилился процесс монополизации (картели, договаривавшиеся об условиях сбыта своей продукции и найма рабочей силы; и синдикаты, регулировавшие получение заказов, закупку сырья, ведущие централизованный сбыт продукции по согласованным ценам) промышленных предприятий (картель - «Продпаровоз», синдикаты - «Продамет», «Трубопродажа», «Продуголь»). В отличие от стран Европы, где с 1904 г. начался промышленный подъем, в России продолжался спад до 1908 г. Это было связано с резким ухудшением финансово-экономического состояния страны (сказались расходы на ведение русско-японской войны, революция 1905 г. также вызвала дезорганизацию производства и сокращение капиталовложений в промышленность). В 1909-1913 гг. Россия пережила новый промышленный подъем. Он стал следствием увеличения покупательной способн6ости населения после отмены выкупных платежей (1906 г.) и проведения Столыпинской аграрной реформы (1906-1910 гг.), которая активизировала капиталистическую эволюцию сельского хозяйства. В стране появились более крупные монополизированные объединения - тресты и концерны, которые регулировали добычу сырья, производство и сбыт готовой продукции.

В целом для экономики России на рубеже веков было характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. В начале ХХ в. было ликвидировано отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена относительная экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Но поступательное движение по пути прогресса было прервано началом Первой мировой войны.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким был политический строй в России на рубеже XIX-XX вв.?

2. Чем было вызвано быстрое развитие промышленности?

3. Какой характер носила российская экономика до преобразований по плану С.Ю.Витте и почему?

4. Что обозначает понятие «догоняющий тип развития экономики»?

5. Назовите результаты экономических преобразований эпохи «виттевской модернизации»?

6. Подумайте, почему экономика России в 1890-е гг. развивалась быстрее, чем в других странах?

7. Сделайте общий вывод о социально-экономическом развитии России в 1890-х-начале 1900 гг.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.