Исходные понятия и определения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие газовой и ряда смежных отраслей промышленности сегодня в значительной степени зависит от дальнейшего совершенствования эксплуатации и обслуживания систем трубопроводного транспорта природных газов из отдаленных и порой слабо освоенных регионов в промышленные и центральные районы страны.
Оптимальный режим эксплуатации магистральных газопроводов заключается прежде всего в максимальном использовании их пропускной способности при минимальных энергозатратах на компремирова-ние и транспортировку газа по газопроводу. В значительной степени этот режим определяется работой компрессорных станций (КС), устанавливаемых по трассе газопровода, как правило, через каждые 100— 150 км. Длина участков газопровода между КС рассчитывается, с одной стороны, исхода из величины падения давления газа на данном участке трассы, а с другой—исходя из привязки станции к населенным пунктам, источникам водоснабжения, электроэнергии и т.п.
Оптимальный режим работы компрессорных станций в значительной степени зависит от типа и числа газоперекачивающих агрегатов (ГПА), установленных на станции, их энергетических показателей и технологических режимов работы.
Основными типами ГПА на КС в настоящее время являются: агрегаты с приводом от газотурбинных установок (ГТУ), электроприводные агрегаты и поршневые газомотокомпрессоры. Особенности работы газотурбинного привода в наилучшей степени, среди отмеченных типов ГПА, отвечают требованиям эксплуатации газотранспортных систем: высокая единичная мощность (от 6 до 25 МВт), небольшая относительная масса, блочно-комплектная конструкция, высокий уровень автоматизации и надежности, автономность привода и работа его на перекачиваемом газе. Именно поэтому этот вид привода получил наибольшее распространение на газопроводах (свыше 85% общей установленной на КС мощности агрегатов). Остальное приходится на электрический и поршневой виды привода. Именно поэтому в настоящей работе автор, исходя из опыта своей практики, основное внимание уделил рассмотрению особенностей использования на КС газотурбинного вида привода.
В связи с непрерывным ростом стоимости энергоресурсов в стране, увеличением себестоимости транспорта газа, невозобновляемостыо его природных ресурсов, важнейшими направлениями работ в области трубопроводного транспорта газов следует считать разработки, направленные на снижение и экономию энергозатрат.
Решение этой важнейшей для отрасли задачи возможно как за счет внедрения газоперекачивающих агрегатов нового поколения с КПД 34—36% взамен устаревших и выработавших свой моторесурс, так и за счет повышения эффективности эксплуатации установленных на КС различных типов ГПА. Повышение эффективности эксплуатации газоперекачивающих агрегатов неразрывно связно с обеспечением необходимой энергосберегающей технологи транспорта газа, диагностированием установленного энергомеханического оборудования ГПА, выбором оптимальных режимов его работы, дальнейшим ростом общей технической культуры эксплуатации газопроводных систем в целом.
Мощная и разветвленная сеть магистральных газопроводов с тысячами установленных на них газоперекачивающих агрегатов, многие из которых уже выработали свой моторесурс, обязывают эксплуатационный персонал компрессорных цехов и производственных предприятий по обслуживанию газопроводов детально знать технику и технологию транспорта газов, изучать опыт эксплуатации и на основе этого обеспечить прежде всего работоспособность и эффективность эксплуатации установленного энергомеханического оборудования КС.
Поэтому при написании настоящей книги автор стремился на основе своего опыта работы, показать технологию транспорта газа с описанием оборудования современных компрессорных станций и режимов работы установленных на них ГПА, предложить инженерные решения, направленные на повышение эффективности эксплуатации газоперекачивающих агрегатов.
Приведенные схемы решения типовых задач эксплуатации ГПА на газопроводах, по мнению автора, в значительной степени помогут эксплуатационному персоналу использовать предлагаемый материал книги в своей повседневной работе и повысить эффективность использования установленного силового оборудования.
Для решения разного рода задач при проведении инженерных расчетов на практике часто приходится применять законы как идеальных, так и реальных газов, пользоваться понятиями и определениями термодинамики. Этим и объясняется введение в книгу раздела, посвященного рассмотрению термодинамических характеристик природных газов и описанию их основных свойств.
Автор выражает искреннюю признательность инженерам предприятия «Мострансгаз»: Н.В. Дашунину, А.Н. Клименко, А.С. Вербило, Б.М. Буховцеву и О.Н. Уперенко за ценные замечания и помощь при написании данной книги.
Глава 1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНЫХ ГАЗОВ
Исходные понятия и определения
Современный уровень решения целого ряда технологических задач, по эксплуатации и обслуживанию энергопривода компрессорных станций магистральных газопроводов связан с использованием законов как идеальных, так и реальных газов. В связи с этим специалистам газотранспортных предприятий, использующих те или иные методы тепловых расчетов, связанных с определением характеристик оборудования компрессорных станций (КС), прежде всего необходимо четко усвоить основные понятия и определения природных газов, знать границы применяемости законов идеальных газов, уметь определять теплофизичес-кие свойства природных газов.
В зависимости от способа получения и физико-химических свойств все газы условно можно разделить на природные и искусственные. Природный газ в настоящее время является основным видом топлива в системе городов и поселков, ценным сырьем для химической промышленности. Различают три основных группы природных газов:
газы, получаемые из чисто газовых месторождений (сухие газы); состоят в основном из метана СН4 до 98%;
газы, получаемые из газоконденсатных месторождений; состоят из сухого газа и примеси конденсата (бензина, лигроина, керосина);
попутные газы, получаемые из скважин нефтяных месторождений вместе с нефтью, состоят из смеси газов с газовым бензином и пропан -бутановой фракции.
Искусственный газ получают в результате термической обработки твердых и жидких топлив, а также подземной газификации углей. Основной состав этих газов — окись углерода, водород и азот.
Состояние любого газа принято характеризовать величинами, которые называются параметрами состояния. Наиболее распространенными параметрами состояния являются: плотность, давление, температура. Кроме того, широко используются такие понятия, как масса, теплоемкость, работа, теплота, энтальпия, энтропия и т.д.
Характеристика природных газов
|
Масса газа. (G) характеризует свойство его инертности, т.е. свойство сохранять приобретенное движение или состояние покоя. Масса газа измеряется в килограммах.
Плотность газа принято определять как отношение массы газа G к его объему Кили массу газа, содержащуюся в единице его объема:
р = G/V.
Плотность газа измеряется в кг/м3 или в г/см3. При решении целого ряда задач трубопроводного транспорта природных газов пользуются понятием относительной плотности газа, т.е. отношением плотности газа
к плотности сухого воздуха р при одних и тех же условиях:
В
А=рг/р,-
Плотность газа при 0°С и атмосферном давлении может быть определена по его мольной массе |i:
r = W/22,41,
где 22,41 -объем одного киломоля любого газа при 0°С и атмосферном давлении, м3.
Киломоль это количество вещества в килограммах, численно равное его мольной массе. Так, например, киломоль кислорода О2 равен 32 кг, киломоль углекислого газа СО2 — 44 кг и т.д. (1 киломоль = 1000 моль).
При решении задач трубопроводного транспорта газов часто приходится иметь дело с изменением плотности газа в результате его сжатия, нагревания, охлаждения и т.д. При этом масса газа G, естественно, остается постоянной, а плотность изменяется только в связи с изменением объема газа V. В этом случае удобнее бывает оперировать с понятием удельного объема газа v - величины, обратной плотности газа:
v= V/G-l/pr.
Давление принято определять как отношение силы, действующей перпендикулярно к поверхности тела, на единицу этой поверхности:
(1.5)
где F - сила, действующая по нормали к поверхности тела;/- площадь поверхности тела, перпендикулярная к действующей силе.
Если силу Fn, приложенную к поверхности тела, измерять в ньютонах (Н), а площадь поверхности/- в квадратных метрах (м ), то единицей давления будет ньютон на квадратный метр (Н/м ). Эта единица давления называется Паскалем ( Па). Наряду с паскалем, в практике проведения расчетов употребляются и более крупные единицы - кило-паскаль (кПа), равный 1000 Па, и мегапаскаль (МПа), равный 106 Па.
Давление жидкостей и газов измеряют приборами барометрического типа для определения абсолютного давления Р или приборами манометрического типа Рт для определения избыточного давления. Абсолютное давление, например, в резервуарах, трубопроводах и т.п. будет определяться как сумма манометрического давления Рт и абсолютного давления окружающей среды Ро, измеренного, например, барометром:
р-р
Если приборы манометрического типа используются для измерения разрежения в сосудах, то их называют вакууметрами. Абсолютное давление газа в этом случае определяется соотношением:
Р = Р9 + Р„ (1.7)
где Р - разность давления окружающей среды и давления в сосуде, называемая разрежением и измеряемая вакуумметром.
Следует хорошо помнить, что во все расчетные соотношения входят только значения абсолютных давлений газа и жидкости Р.
Температура является важнейшим термодинамическим параметром, определяющим состояние газа, степень его нагретости. В инженерной практике при измерении температуры газа используются две температурные шкалы: шкала Цельсия и шкала Кельвина. Показания температуры в градусах Кельвина больше температуры, измеренной в градусах Цельсия, на 273,16 градуса. Так, например, если газ имеет температуру t = 20 °С, то его абсолютная температура будет Т= 273,16 + 20 = 293,16 К и т.д.
Работа в обычном определении механики—это произведение силы F, действующей в направлении движения, на путь перемещения тела (газа). В условиях перемещения газа в газопроводах, работа газопере-качивающих агрегатов (ГПА) идет на изменение его кинетической энергии, изменение положения центра тяжести потока и преодоление сил трения газа о стенки трубопровода:
Характеристика природных газов
|
(1.8)
где С, и С2 - линейные скорости газа в соответствующих сечениях 1 и 2; g - ускорение свободного падения; z. - расположение рассматриваемой точки газопровода по высоте; со, ** - удельная работа трения.
В технических расчетах транспорта газа и определении показателей газоперекачивающих агрегатов важное значение имеет понятие термодинамического процесса. Под термодинамическим процессом принято понимать любое изменение состояния тела. При этом процесс может определяться условием о постоянном значении какого-либо параметра газа (например, Р= const, t = const и т.п.) или условием о равенстве нулю какого-либо эффекта в процессе (например, равенство нулю теплообмена в процессе работы и т.п.). Часто пользуются обобщенным понятием процесса, называя его в этом случае политропным процессом. Полит-ропный процесс - где одновременно могут изменяться все параметры тела (давление, объем, температура), осуществляться подвод или отвод теплоты и т.п.
Массовым расходом .газа называется масса газа, проходящая через поперечное сечение трубы в единицу времени (кг/с):
т = G/t,
где G - масса газа (за время t); t - время, в течение которого через данное сечение проходит газ. Отсюда возникает понятие массовой скорости потока, определяемой как количество газа, проходящего через единицу поперечного сечения газопровода в единицу времени (кг/м2с):
u = mIF,
где т - массовый расход газа; F- площадь поперечного сечения газопровода.
Объемным расходом_газа называется количество газа в единицах объема, проходящего через сечение газопровода в единицу времени (м3/с):
Q=v/t, (i.ii)
где V- объем газа, м ; t - время, в течение которого через рассматриваемое сечение проходит объем газа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|