Проверка защиты и сигнализации ГПА
Зашита газотурбинного агрегата и нагнетателя от недопустимых режимов работы является одной из основных функций системы автоматического регулирования ГПА. Система зашиты, обеспечивая защиту ГПА во время пуска и остановки, также автоматически выполняет операции, необходимые для восстановления нормального режима в процес-
Эксплуатау,ия ГПА с газотурбинным приводом
се работы. При аварийном режиме, она останавливает агрегат и подает аварийный сигнал обслуживающему персоналу. Защитные устройства предотвращают повреждение агрегата и обеспечивают безопасность обслуживающего персонала при возникновении аварийных состояний. Все системы защиты действуют независимо от системы управ- ^ ления с тем, чтобы при возникновении неисправности в системах управления, системы защиты не вышли бы из строя. Во всех случаях быстрое отключение турбины и остановка агрегата при возникновении опасного состояния осуществляется прекращением подачи топливного газа к камере сгорания стопорным клапаном и открытием клапанов для выпуска воздуха из компрессора. Противопомпажная защита воздушного компрессора осуществляется сбросными клапанами, частично сбрасывающими воздух из компрессора.
Система защиты ГТУ предохраняет агрегат в случае отклонения показателей за допустимые пределы: давления масла смазки, осевого сдвига роторов, температуры подшипников, перепада «масло-газ», температуры продуктов сгорания, давления топливного газа, частоты вращения роторов, вибрации подшипников, а также в случаях погасания факела в камере сгорания, нарушения заданной последовательности пусковых операций, задержке агрегата в зоне запрещенной частоты вращения, помпаже нагнетателей.
Кроме агрегатных систем автоматического управления и защиты ГТУ, существует комплекс средств контроля и автоматики компрессорного цеха, осуществляющий оперативное управление, защиту и контроль за работой оборудования цеха и объектов КС. В этот комплекс входят такие общестанционные системы защиты:
• защита цеха или укрытия ГПА от загазованности (высокой концентрации газа);
• защита цеха или укрытия ГПА от пожара;
• защита компрессорной станции при аварийных ситуациях (аварийная остановка компрессорной станции ключом КАО);
• защита по давлению на выходе компрессорной станции;
• защита по высокой температуре газа на выходе компрессорной станции;
• защита по высокому уровню жидкости в пылеуловителях, сепараторах и др.
При срабатывании защитного устройства, которое может быть электрическим, гидравлическим или пневматическим, и появлении защитно-
го сигнала, осуществляется экстренная остановка агрегата. Так, применительно к агрегатам типа ГТК-10, экстренную остановку осуществляют органы предельной защиты, которые включают стопорный клапан, два электромагнитных клапана, подключенные к электрической системе защиты, два бойковых автомата безопасности, срабатывающих при достижении предельно допустимых частот вращения валов тур-бодетандера и турбин низкого давления или от ручного воздействия на кнопку управления. При аварийной ситуации одним из перечисленных устройств из линии предельной защиты выпускается воздух, давление снижается и стопорный клапан перекрывает подачу топливного газа к камере сгорания. Одновременно закрывается и регулирующий клапан. Открываются полностью выпускные воздушные клапаны (ВВК) осевого компрессора и в результате турбина быстро останавливается.
Наладка защит ГТУ и нагнетателя проводится в три этапа: перед пуском на остановленной турбине, при пуске, работе без нагрузки и с нагрузкой.
Приведем краткое описание основных систем защиты применительно к агрегату ГТК-10-4.
Защита по давлению масла смазки
Эта защита останавливает агрегат при падении давления масла в смазочных системах турбины и нагнетателя ниже установленных величин (< 0,2 кг/см2). Низкое давление масла смазки может нарушить условия смазки и вызвать разрушение подшипников ГПА. Поэтому необходимо проверить включение защиты по маслу. Измерение давления производится электроконтактными манометрами (ЭКМ). При падении давления смазки подшипников стрелка манометра замыкает контакты, выдавая через реле на главный щит управления (ГЩУ) сигнал «Аварийное давление масла». Одновременно с аварийным сигналом должен включаться резервный масляный насос (РМН), обеспечивая давление в смазочной системе не менее 0,4 кг/см2.
Защита по погасанию факела
Система обнаружения пламени выполняет две функции.
Во время нормального запуска агрегата светочувствительные элементы фотореле обнаруживают установление пламени в камере сгорания и разрешают продолжать последовательность запуска агрегата. В противном случае прекращается подача топливного газа и, таким образом, исключается возможность его скопления в турбине, а следовательно, и возможность взрыва.
В случае срыва пламени во время работы немедленно прекращается подача топливного газа в камеру сгорания, в результате чего исключа-
Эксплуатаи,ия ГПЛ с газотурбинным приводом
|
ется возможность поступления несгоревшего топлива в патрубок турбины, где могло бы произойти вторичное зажигание в результате соприкосновения топливного газа с горячими поверхностями, что опасно как для обслуживающего персонала, так и для самого оборудования.
Эта цепь защиты включается после открытия стопорного и регулирующего клапанов. При проверке защит, после включения электропитания фотореле, должна сработать аварийная защита по импульсу от фотореле. При этом должны сработать электромагнитные клапаны в линии предельной защиты, закрыться стопорный и регулирующий клапаны (СК и РК), включиться аварийный сигнал «Факел погас».
Защита по осевому сдвигу роторов
Эта защита срабатывает, останавливая агрегат, при увеличении давления масла в системе защиты по осевому сдвигу выше установленных величин. При осевом сдвиге возможно задевание вращающихся деталей агрегата за неподвижные и разрушение отдельных узлов агрегата.
Масло (воздух) к реле осевого сдвига (РОС) турбокомпрессора, силовой турбины и нагнетателя поступает через шайбы диаметром 3 мм, а сливается через зазоры между соплами реле и упорными дисками на валах агрегата. Давление масла на ЭКМ должно составлять 1,2-1,8 кг/см2 (давление воздуха при гидропневматической системе регулирования должно составлять 0,3-0,6 кг/см2). Изменение давления масла, которое происходит при осевом сдвиге ротора, фиксируется электроконтактными манометрами системы защиты. Контакты на манометрах (ЭКМ) должны срабатывать при повышении давления масла до 3-3,5 кг/см2 (или превышении давления по воздуху свыше 1 кг/см2), при этом на ГЩУ подается аварийный сигнал «Авария по осевому сдвигу».
Защита по перепаду между маслом уплотнения и газом в полости нагнетателя (защита «масло-газ»)
Для предотвращения протечек газа по валу из нагнетателя в машинный зал применяется система уплотнения нагнетателя. С этой целью к торцевому уплотнению, совмещенному с опорным вкладышем подшипника нагнетателя, подается масло с давлением на 1,0-1,5 кг/см2 больше давления газа в нагнетателе. Для поддержания постоянной разности давления между маслом и газом применен регулятор перепада давления (РПД). Защита по перепаду давления «масло-газ» осуществляется с помощью дифференциального реле давления типа РДД-1М, осуществляющего электрическую блокировку и автоматическое переключение с рабочего винтового масляного насоса уплотнения (ВМНУ) на резервный при снижении перепада давления, а также остановку агрегата с отклю-
чением нагнетателя от газопровода при полном исчезновении перепада.
Таким образом, при проверке защиты по перепаду «масло-газ» проверяют резервирование насосов (т.е. включение резервного насоса при отключении работающего ВМНУ). При отключении электродвигателей обоих ВМНУ, после установленной выдержки времени, должна срабатывать защита по уменьшению перепада давления в уплотнении. При этом должен закрыться кран № 4 и включиться сигнал на ГЩУ «Аварийный перепад «масло-газ». При проверке работы РПД следят, чтобы давление масла все время было выше давления газа на!,0-1,5 кг/см2. Необходимо проверить также, что при выключенном ВМНУ кран № 4 нельзя открыть ключом управления. Сигнал об открытии крана №4 включает защиту по перепаду.
При проверке защиты и сигнализации ГПА необходимо произвести опрессовку масляной системы уплотнения нагнетателя. Предохранительный клапан в клапанной коробке ВМНУ ограничивает максимально допустимое давление на уровне 8,0 МПа при максимальном рабочем давлении насоса 6,4 МПа. При максимальном рабочем давлении ВМНУ 7,5 МПа, предохранительный клапан настраивают на максимальное давление 8,8 МПа.
Кроме этого, необходимо проверить защиту по низкому давлению уровня масла в аккумуляторе, системы уплотнения «масло - газ», а также работу кранов обвязки нагнетателя. Убедиться,что при перепаде давления на кране № 1 больше 0,2-0,3 МПа, краны №1 и 2 нельзя открыть ключом управления.
Защита от превышения температуры газа
Эта защита является одной из основных систем защит газовойтурбины.
При нормальных условиях эксплуатации температура газа обычно поддерживается регулированием расхода топлива. Однако при неисправностях в системе регулирования, помпажах осевого компрессора или нагнетателя количество подаваемого топлива, а значит, и температура газа могут превысить установленные нормы. Это может привести к выгоранию лопаток проточной части, разрушению лопаточного аппарата и другим тяжелым последствиям. В начале система защиты от превышения температуры газа включает предупредительный звуковой и световой сигналы,что указывает на необходимость разгрузки турбины, предотвращая тем самым ее отключение. Если же температура газа будет продолжать повышаться, то система зашиты останавливает агрегат. Система защиты спроектирована таким образом, что является независимой от системы регулирования температуры газа. Температуру газов измеряют термопарами, устанавливаемыми за ТНД или перед ТВД.
Эксплуатация ГПА с газотурбинным приводом
В качестве вторичных приборов в цепи защиты по температуре газа используют потенциометр КСП и автомат температурной защиты АТЗ.
Защита по превышению частоты вращения роторов ТВД, ТНД и турбодетандера
Система защиты от превышения частоты вращения предназначена для защиты газовой турбины от возможных повреждений, вызываемых превышением максимальной частоты вращения валов ТНД, ТВД и турбодетандера. При повышении частоты вращения может произойти отрыв лопаток, разрушение замков и дисков, могут появиться осевые сдвиги и разрушения подшипников, корпусных деталей ГТУ и т.д..
Чтобы предотвратить превышение частоты вращения роторов ГТУ свыше допустимых значений, применяют разного рода автоматы безопасности. Легко разгоняемый ротор ТНД имеет два автомата безопасности: центробежный, (механический, бойкового типа) и гидродинамический. Бойковый автомат имеет и ротор турбодетандера. Защита от превышения частоты вращения ротора ТВД осуществляется по давлению масла за главным масляным насосом.
Настройку автоматов безопасности для ГПА типа ГТК-10-4 производят при следующих частотах вращения:
Наименование защитного устройства
| Частота вращения вала при срабатывании . защиты, об/мин
| Бойковый автомат на валу ТНД
| 5350+80
| Гидродинамический автомат вала ТНД
| 5250+80
| Бойковый автомат на валу турбодетандера
| 9800+700
| Защита по температуре подшипников
Система защиты по температуре подшипников выдает предупреждающий и аварийный сигналы при возрастании температуры выше допустимой, что может привести к разрушению подшипников, вып-лавлению баббита вкладышей, осевым сдвигам, повышенной вибрации и т.п.
Защита по температуре подшипников осуществляется с помощью малогабаритных платиновых термометров сопротивления (ГСП), установленных во вкладышах опорных подшипников и колодках упорных подшипников. Термометры сопротивления подключены к электронному мосту, который осуществляет измерение и регистрацию температуры подшипников, а также выдает предупреждающий (при75°С) и аварийный (при 80°С) сигналы на ГЩУ.
Система защиты от вибрации
Защита агрегата от вибрации осуществляется с помощью датчиков, размещаемых на корпусах подшипников ГПА. При этом вибрация измеряется в трех направлениях: вертикальном, поперечном и осевом. Сигнал поступает от пьезодатчика. Повышенная вибрация может привести к нарушению условий смазки и разрушению подшипников, задеваниям вращающихся деталей в прочной части и другим аварийным ситуациям.
Имеется два уровня вибрации. При достижении первого уровня включается предупредительная сигнализация (сигнализация срабатывает при значении виброскорости V = 1,1 мм/с). При достижении второго уровня, когда вибрация становится более 11,2 мм/с, срабатывает аварийная сигнализация и происходит остановка агрегата.
Кроме перечисленных выше основных систем защиты применяются и другие:
• по минимальному и максимальному уровню масла в маслобаке агрегата;
• защита по аварийной остановке от кнопки АО;
• защита по давлению топливного газа;
• защита по предотвращению работы вала турбокомпрессора в диапазоне резонансных частот вращения 2500 - 4300 об/мин (более 5 мин);
• защита нагнетателя от помпажа;
• защита по разряжению на всасе осевого компрессора.
Проверку защиты в обязательной порядке и в соответствии с Правилами технической эксплуатации проводят при подготовке ГПА к пуску. Проверку проводит комиссия в составе сменного инженера, инженера службы КИПиА, машиниста ТКЦ, работники КИПиА с оформлением специального протокола приемки-сдачи защиты.
3.5. Пуск ГПА и его загрузка
Пуск ГПА является самым ответственным этапом в организации эксплуатации компрессорной станции. Это связано с тем, что при пуске ГПА одновременно включается в работу очень большое количество систем как самого агрегата, так и вспомогательных систем КС, от подготовки и правильной настройки которых зависит, насколько надежно
10. А. Н. Козаченко
Эксплуатация ГПА с газотурбинным приводом
И и
u a
* 3
о я
а «э
О Ck
к b
о н
>> I
^1
й!|
(^ Ж 1>
« о, g
а 8 Ь
| ^1
SH
t-i О U
о 8 g
I- Рч
О с |
Я S т1
| pjs s
cqb
s S 8
§ ? I
S H1,
III
я
§.§.
| этот пуск осуществляется. В процессе трогания роторов ГТУ начинают расти динамические нагрузки, возникают термические напряжения в узлах и деталях от прогрева ГТУ. Рост теплового состояния ведет к изменению линейных размеров лопаток, дисков, изменению зазоров в проточной части, тепловому расширению трубопроводов. При трога-нии ротора в первый момент не обеспечивается устойчивый гидравлический клин в смазочной системе. Идет процесс перехода роторов с рабочих колодок на установочные. Компрессор ГПА близок к работе в зоне помпажа. Через нагнетатель осуществляется большой расход газа при низкой степени сжатия, что ведет к большим скоростям, особенно трубопроводов рециркуляции, что вызывает их вибрацию. В процессе запуска до выхода на режим «малого газа» валопроводы некоторых типов ГПА проходят через обороты, совпадающие с частотой собственных колебаний, т. е. через резонансные обороты.
На начальном этапе пуска вследствие неустановившегося режима или нарушений в работе системы регулирования может происходить и заброс температуры.
Из сказанного можно сделать вывод, что процесс запуска характеризуется очень большим количеством и сочетанием неустановившихся режимов работы, а также периодического их изменения.
Правильные действия персонала при пуске агрегата - один из главных показателей уровня эксплуатации компрессорной станции. Нарушение технологии ремонта, нарушение регулировок узлов и деталей, любое неправильное действие в процессе пуска, сбои в работе защиты скажутся на пуске и обязательно приведут к нарушению алгоритма пуска и его сбою, а порою, при грубых нарушениях, и к аварийному ремонту ГТУ. Любые сбои на этапе запуска могут оказать существенное влияние и на эксплуатационные показатели в процессе работы машины.
Время пуска зависит от типа ГПА. Для стационарных ГПА оно составляет 20-30 мин, для ГПА с авиационным приводом 5-10 мин.
Для стационарных оно больше по причине необходимости обеспечения равномерного прогрева корпусных узлов и деталей ГТУ. Эти узлы и детали имеют большую массу, поэтому для обеспечения их равномерного прогрева и одинакового расширения необходимо больше времени.
Пуск ГПА осуществляется с помощью пусковых устройств. В качестве основных устройств применяются турбодетандеры, работающие в основном на перепаде давления природного газа, который предварительно очищается и редуцируется до необходимого давления. Турбодетандеры установлены на всех стационарных и некоторых авиационных ГПА. Иногда в качестве рабочего тела применяется сжатый воздух. Схема обвязки пускового устройства и топливного газа показана на рис.3.7.
я ^
| я ь->
| •д
| я
| а
| я
| "В
| и
| я о
| о
| о о
н я
| 1s
| ft -и.
| S о
|
|
| g
| о
| н
| н^
| ч ^
| я
| Р О
|
| и открытие агрегатно контура нагнетателя, i
| ;. После закрытия кран; д 0, 1 МПа на кране №1
| i
о 4J
| \ насос масло-уплотне
| ;ле нажатия кнопки «П
| кового устройства, а сг
| i турбины высокого да:
| ь три этапа. На первом
| Рассмотрим типовой ал о ГПА с полнонапорны
| ых или стационарных.
| гемой гидравлического щяет 0,3 - 3 % мощност
| Кроме турбодетандера, которые применяются
| го крана №6. При этом произошло заполне-i такой пуск называется пуском ГПА с запол-
| а №5 и роста давления в нагнетателе до пере-, производятся открытие крана №1, закрытие
| продувка контура нагнетателя, в течение 15-
| ния. Открывается кран №4 и при открытом
| уск» включается пусковой насос масло - смаз-
| lm алгоритм протекает следующим образом.
| вления происходит только благодаря работе
| этапе раскрутка ротора осевого компрессо-
| [горитм автоматического запуска стационар-м нагнетателем. При пуске ГПА можно выде-
|
| > запуска. Мощность пусковых устройств со-•и ГПА в зависимости от типа ГПА- авиаци-
| широкое применение нашли электростарте-на судовых ГПА. Ряд агрегатов оборудован
| Режимпуска агрегата
1234 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|