Обслуживание агрегата и систем КС в процессе работы
Обслуживание ГПА в процессе пуска, остановки и работы осуществляет оперативный дежурный персонал, которым руководит сменный инженер (диспетчер). Процесс эксплуатации ГПА не существует самостоятельно. Эксплуатация компрессорного цеха, осуществляется как единый технологический комплекс, взаимосвязанный с линейной частью газопровода и работой соседних КС. Поэтому количество работающих ГПА и режим их работы определяется центральной диспетчерской службой (ЦДС) предприятия. В соответствии с ее заданием, оперативный персонал обязан обеспечивать оптимальный режим перекачки газа через компрессорную станцию.
Контроль за состоянием основного и вспомогательного оборудова-
ния сводится к периодической регистрации эксплуатационных параметров, анализу причин их изменения и отклонения от нормальных величин и предупреждению аварийных режимов работы. Любые отклонения параметров работы от установленных инструкциями по эксплуатации ГПА должны немедленно выясняться и устраняться. При невозможности определить причину нарушения, агрегат должен быть остановлен, а вместо него пущен другой, находящийся в резерве.
Регистрация эксплуатационных параметров ГПА осуществляется регулярно с периодичностью 1-2 ч с записью этих параметров в суточных ведомостях компьютера. Эти показатели фиксируются при обходе и осмотре оборудования с главных и местных щитов управления, а также с отдельных приборов или мест, обозначенных инструкциями заводов-изготовителей.
Условно, контроль за состоянием ГПА в процессе работы можно разделить на 3 составляющих:
• обеспечение технологического режима КС;
• обслуживание ГПА;
• контроль за состоянием вспомогательного оборудования и систем.
Технологический режим КС в соответствии с плановым заданием ЦДС необходимо обеспечивать минимальным количеством работающих ГПА при их максимальной загрузке. Для поддержания требуемого давления и расхода компремируемого газа, центробежные нагнетатели на КС включают по различным схемам соединения: последовательная или параллельная в зависимости от типа нагнетателя ( полнонапорный или неполнонапорный).
Последовательная работа двух, трех центробежных нагнетателей используется для поддержания требуемого давления газа на участке газопровода КС. Параллельная работа ГПА обеспечивает повышение производительности КС при сохранении требуемого давления газа в газопроводе. При работе ГПА, а также при пуске дополнительных ГПА или изменении схемы их работы, необходимо следить за тем, чтобы давление газа после нагнетателя не превышало проектно-разрешенно-го, что достигается путем регулирования частоты вращения роторов. В процессе эксплуатации необходимо контролировать объемные расходы газа через центробежные нагнетатели и предупреждать возможность работы их в зонах с пониженным объемным расходом и повышенной степенью сжатия, т.е. в зоне помпажа (см.3.20).
Для обеспечения технологического режима очень важно контролировать параметры технологического газа в процессе его движения, как
Эксплуатация ГПА с газотурбинным приводом
по газопроводу, так и при прохождении его в трубных обвязках и оборудовании КС. К этим параметрам относятся давление или перепад дав-/ лений и температура технологического газа. Контроль этот необходимо вести с целью предупреждения условий возникновения дополнитель- | ных гидравлических потерь и гидратообразования. Контроль сводится | к замеру перепада давления и его изменению во времени на участках газопроводов, установках очистки и охлаждения газа и на защитных решетках ГПА. Для уменьшения перепада давлений необходимо производить периодическую продувку установок очистки газа, очистку поршнем газопровода, своевременную заливку метанола, поддерживать температуру газа путем включения необходимого числа аппаратов охлаждения и не допускать ее чрезмерного превышения или снижения при изменениях температуры окружающей среды.
Наибольший объем работ при эксплуатации КС приходится на обслуживание ГПА. Обслуживание ГПА в основном сводится к контролю за соблюдением параметров в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Среди основных контрольных параметров необходимо Ч выделить следующие:
• поддержание рабочих температур продуктов сгорания по тракту ГТУ, не допуская превышения установленных величин. Замер производится термопарами, установленными перед турбиной высокого давления (ТВД) или за силовой турбиной (СТ);
• не допускать превышения мощности ГПА выше допустимой и особенно при отрицательных температурах наружного воздуха;
• обеспечивать работу ГПА только в зонах разрешенных частот вращения роторов;
• контроль за давлением, температурой и качеством масла в смазочных системах, регулирования и уплотнения. Обеспечение температурного режима работы подшипников, перепада давления в масляных фильтрах, контроль за состоянием осевых сдвигов роторов;
• определение величины и изменения удельного расхода масла в мас-лосистеме, контроль за уровнем масла в маслобаках и своевременная их дозаправка. Контроль за перепадом масло-газ и отсутствием загазованности в маслобаке;
• контроль величины уровня вибрации ГПА и трубных обвязок в пределах агрегата, который производится штатной системой виброзащиты и переносными приборами.
Кроме контроля за состоянием ГПА по приборам, сменный персонал
обязан производить осмотр работающих ГПА. Целью осмотра является проверка нормальной работы оборудования на предмет выявления:
• отсутствия утечек масла, газа и воды;
• разгермитизации воздуховодов, газоходов и корпусных деталей;
• шумов и металлических звуков, не характерных для нормальной работы ГПА;
• состояния крепления турбины и нагнетателя;
• состояния теплоизоляции, попадания протечек масла на горячие поверхности, отсутствие мест дымления;
• положения шлангов на узлах управления кранами как по низкой, так и по высокой стороне давлений.
При эксплуатации основного газоперекачивающего оборудования важно обеспечить контроль за состоянием и нормальную работу вспомогательного оборудования. Подходы к организации эксплуатации вспомогательного оборудования такие же, как и основного. Вспомогательное оборудование КС включает в себя следующие общецеховые системы и механизмы:
• систему очистки газа;
• аппараты воздушного охлаждения масла и газа;
• систему пожаротушения КС;
• системы энергоснабжения как основную, так и аварийную;
• системы топливного, пускового и импульсного газа;
• системы вентиляции, кондиционирования и отопления;
• грузоподъемные механизмы;
• систему сжатого воздуха;
• систему промышленной канализации;
• комплекс систем контроля и автоматики, который состоит из системы централизованного контроля и управления ГПА, системы управления цеховыми кранами, системы управления цеховыми объектами и вспомогательным оборудованием, системы защиты цеха от загазованности, системы аварийной остановки станции.
Все это вспомогательное оборудование взаимосвязано с работой основного газоперекачивающего оборудования, и все сбои в его работе сказываются на организации эксплуатации основного оборудования и на режиме транспорта газа.
Эксплуатация ГПА с газотурбинным приводом
|
По всему этому оборудованию и системам должны быть составлены инструкции по эксплуатации и за основу их составления берутся инструкции по эксплуатации ГПА заводов - изготовителей. Инструкции Д должны четко отражать взаимодействие всех систем в обеспечении единого технологического процесса транспорта газа. Многие вспомогательные системы и оборудование, применяемые на КС, находятся на в инспекциях Госгортехнадзора, Котлонадзора и Энергонадзора. Эксплуатация этого оборудования должна осуществляться в соответствии с правилами, утвержденными этими органами.
В отличие от основного оборудования некоторые системы и вспомогательное оборудование можно привести в рабочее состояние только при аварии, например систему пожаротушения, при отключении энергоснабжения от одного ввода, автоматическое включение другого. При эксплуатации этих систем, кроме осмотра и контроля за их состоянием, необходимо производить их периодическое испытание или переосвиде-дельствование. Например, аварийные источники электроснабжения должны раз в месяц испытываться без нагрузки и раз в 3 месяца под нагрузкой, близкой к номинальной. Система аварийного отключения КС испытывается путем ее имитации раз в полгода и раз в год при плановой остановке КС. Периодичность испытаний и их порядок осуществляется в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих систем.
В процессе эксплуатации ГПА и вспомогательного оборудования могут возникнуть ситуации, связанные:
• с аварийной остановкой ГПА или аварией на вспомогательных системах;
• с пожаром на ГПА или другом оборудовании;
• с разрывом технологических газопроводов высокого давления как на трассе, так и в пределах КС;
• со стихийными бедствиями, создающими угрозу оборудованию и жизни людей.
Действия сменного персонала при возникновении подобных ситуаций изложены в специальных инструкциях; знание и применение их должно отрабатываться при проведении противопожарных и противо-аварийных тренировок.
3.7. Подготовка циклового воздуха для ГТУ
Перед подачей атмосферного воздуха на вход осевого компрессора ГТУ его необходимо очистить от естественной или промышленной пыли.
Эта очистка необходима для предохранения проточных частей компрессора, турбины и всего газовоздушного тракта от механического износа (эрозии) и образования отложений. Некоторые виды промышленной пыли могут вызвать и коррозию проточной части. Эрозия приводит к снижению ресурса лопаток осевого компрессора, а отложения к ухудшению характеристик (КПД, мощности) компрессора и ГТУ в целом.
Для обеспечения очистки воздуха при работе ГТУ их оборудуют: комплексными воздухоочистительными устройствами - КВОУ (иногда в эксплуатации их называют ВОУ - воздухоочистительное устройство); КУВ - комплексным устройством воздухоочистительное или воздухо-заборной камерой - ВЗК.
К устройствам воздухозабора предъявляются следующие требования:
• обеспечить очистку воздуха в соответствие с ГОСТ 21199-82;
• обеспечить подачу необходимого количества воздуха без снижения параметров ГТУ, то есть с минимальными потерями на всасе;
• осуществлять защиту от попадания на всас ГТУ атмосферных осадков в виде дождя и снега;
• конструкция воздухозаборной камеры не должна быть источником возникновения шума;
• обеспечить защиту в виде байпасного клапана для предотвращения поломки осевого компрессора в случае увеличения разряжения на всасе в экстремальных ситуациях: при обмерзании фильтров или их засорении.
Для газоперекачивающих агрегатов применяются различные типы фильтров, устанавливаемых в воздухозаборные устройства. Первые КУВ стационарных ГТУ были оборудованы сетчатыми самоочищающимися фильтрами типа КДМ-2400 (рис.3.9 ). Принцип их работы сводился к тому, что фильтрующая сетка 1, надетая на рамку ведущего и ведомого вала, приводилась в круговое движение с помощью электродвигателя 2 посредством цепного привода 3. При движении сетка омывалась в масляной ванне 4, что обеспечивало смывание пыли и смачивание поверхности сетки маслом для лучшей очистки при прохождении через нее воздуха. Смачивание сетки проводилось индустриальным или веретенным маслом.
Однако эти фильтры не нашли применения из-за сложности при эксплуатации в условиях отрицательных температур, в местах с повышенной запыленностью воздуха, а также из-за недоработки конструкции привода.
Эксплуатация ГПА с газотурбинным приводом
|
Рис. 3.11.Жалюзийный (а) и циклонный (б) инерционные элементы: 1 - вход воздуха; 2 - выход воздуха; 3 - отсос
загрязненного воздуха;
4 - конус отвода очищенного
воздуха; 5 - завихритель;
6 - корпус; 7 - выход пыли
|
Рис. 3.9.Фильтр самоочищающийся сетчатый, типа КД: 1 - сетчатое полотно, 2 - электродвигатель; 3 - цепной привод; 4 - масляная ванна
На смену этим сеткам пришла многослойная пористая ткань, которая надевалась на рамку вместо сетки. Однако применение ткани вместо сетки также оказалось неудачным из-за необходимости частой ее замены вследствие высокой степени очистки воздуха, что приводило к быстрому росту перепада давления на фильтре и, как следствие, росту разряжения на всасе.
Широкое распространение в эксплуатации на КС получили комп-лексноые воздухоочистительные устройства (КВОУ-рис.3.10), оборудованные жалюзийными и циклонными инерционными фильтр - элементами (рис. 3.11). Жалюзийно - инерционными фильтрами (рис.3.11а) оборудованы практически все авиаприводные агрегаты. В этих устройствах воздух подается на вход фильтра через прямоугольные отверстия 1. Частицы пыли за счет инерции попадают в камеру 3, откуда отсасыва-
Рис. 3.10.Схема комплексного
воздухоочистительного устройства: (а) - вид
сбоку; (б) - вид сверху (разрез); 1 - козырек;
2 - коллектор противообледенительной
системы; 3 - инерционные жалюзийные
фильтры; 4 - кассетные фильтр-элементы;
5 - байпасный клапан; 6 - воздуховод к компрессору; 7 - вентиляторы отсоса пыли
ются вентиляторами. Сам цикловой воздух очищается путем изменения направления движения. На агрегатах ГТК-25И применяется двухступенчатая система очистки воздуха, состоящая из инерционно - жалюзий-ного фильтра первой ступени и фильтр-элемента кассетного типа на второй ступени (рис.3.12).
В новых конструкциях КУВ в основном наметилось два направления:
КУВ, где в качестве первой ступени устанавливаются фильтры с элементами циклонного инерционного типа, а в качестве второй ступени - фильтры, изготовленные из специальной ткани. Именно этими фильтрами оснащаются ГПА нового поколения типа «Урал- 12М».
На агрегатах «Солар» и ГТК-25ИМ последних разработок вновь стали применяться самоочищающиеся фильтры. Однако их конструкция и работа принципиально отличаются от ранее используемых само-
ГПА с газотурбинным приводом
|
5 §
•2 о
я
с
о S
Я Н
В" Я
| очищающихся сетчатых фильтров. Эти фильтры по конструкции аналогичны бумажным масляным фильтрам, только несколько большие по размерам, на которых применяется специальная бумага, сохраняющая свои свойства в процессе работы.
Последние (самоочищающиеся фильтры), видимо, получат широкое внедрение из-за большой степени очистки, простоте эксплуатации и стабильности своих параметров в процессе работы.
При эксплуатации ГПА на фильтрах КУВ необходимо обеспечивать:
• определенный интервал перепада давления, который составляет 10-60 мм вод. ст. и обеспечивается за счет своевременной и эффективной очистки фильтрующих устройств;
• не допускать работу ГПА с открытым байпасным клапаном и следить за его настройкой и исправным состоянием.
Увеличение разрежения на всасе ведет к увеличению потребляемой мощности (AN) и снижению КПД (Дг|) ГПА, изменение которых показано на примере двигателя ДТ-71П (рис. 3.13).
Кроме главного своего назначения очистки воздуха, КУВ должен еще обеспечивать глушение шума, возникающее от работы осевого компрессора. Блок шумоглушения должен снижать уровень звукового давления на территории компрессорной станции до 80 дБ на частоте 1 кГц в соответствии с нормами СП 1004-74.
Воздухозаборное устройство оборудуется еще системой подогрева всасывающего циклового воздуха, а также системой антиобледенения, конструкция и назначение которых будет рассмотрено далее.
AN, Дп -10-
Рис. 3.13.Зависимость изменения относительной мощности (ДЛО и КПД (Дт)) двигателя от изменения сопротивления воздухоприёмного устройства (Д^(х)
глава 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|