Сделай Сам Свою Работу на 5

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В XXI ВЕКЕ





Самоопределение есть важнейшее внутреннее состояние философии. Оно играет ключевую роль в развитии философии, но с конца XX— начала XXI вв. протекает в совершенно особых условиях. Новейшее время — это период смены эпох. По своему масштабу и значению он сопоставим с осевым временем К. Ясперса. Не только философия, но и другие отрасли интеллектуальной культуры оказываются в ситуации, когда имевшийся опыт выделения предметов, характер проблематизации и целепола-гания, а также привычные интеллектуальные технологии уже не отвечают требованиям материальной и духовной жизни. В ситуации начала новой эпохи у философии есть все основания и ресурсы для того, чтобы занять лидирующие позиции, определяя стратегию развития культуры и цивилизации новой эпохи.

Цель настоящей работы — выделить факторы, придающие свойственному философии процессу самоопределения с конца XX – начала XXI в. совершенно особые черты. Вопрос о ценности и перспективах философии ставился неоднократно и в разных культурно-исторических ситуациях, но сейчас он решается совсем особым образом. Начало XXI в. протекает под знаком контроля над ресурсами, причем, речь идет не только об источниках энергии, территории, народонаселении и иных физических ресурсах, но и о ресурсах, выделяемых обществом на интеллектуальную деятельность и распределяемых уже между интеллектуалами. Это ярко проявляется в глубоких реформах в системах образования и науки разных уровней и профилей. Ведущую роль в этих процессах занимают университеты. Они вынуждены за короткое время освоить две функции: стать самостоятельными субъектами социально-экономической деятельности; выступить в роли центров инноваций, т.е. развиваться от технопарков к статусу комплек-



Разумов Владимир Ильич— доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск).

сов, организующих региональное развитие. От того, как философия и социально-гуманитарные дисциплины в целом проявят себя в этих процессах зависит будущее представителей соответствующих профессий. Смерть наук духе вовсе не означает утрату человечеством духовности, но лидерами здесь могут выступить другие люди и направления культуры. Так уже было, когда лидерство в духовном развитии человечества в начале первого тысячелетия нашей эры взяли на себя проповедники христианства; в XX в. -веке идеологий – эту роль попытались закрепить за собой проповедники разных «измов» (коммунизм, фашизм, маоизм...).



Современная миросистема ведущим отношением имеет перераспределение прибавочного продукта [3]. Производство знания представителями социально-гуманитарных дисциплин, а также сопровождающая эти процессы организационная деятельность нуждаются в эффективном включении в развитие миросистемы. Требуется включение специалистов в областях социально-гуманитарного знания в процессы подготовки инноваций, в разработки социальных и гуманитарных технологий, в проектирование любой интеллектуальноемкой деятельности. Представители наук о духе вне зависимости от их воли и желаний вписаны в разнообразные интеллектуальные сети, где они конкурируют с другими интеллектуалами и между собой за ресурс внимания [6]. Для определения оптимальной стратегии развития социально-гуманитарных дисциплин и философии составим представление о ключевых характеристиках нашего времени.

Кризис, переживаемый человечеством на рубеже XX-XXI вв., в своих основах манифестирует начало новой эпохи. Развитие интеллектуальной культуры имеет истоками «осевое время» в толковании К. Ясперса. В отмеченный период (800—200 гг. до н.э.) философия осуществила кардинальные проблематизации, а относительно них развернулась вся интеллектуальная деятельность. За короткое время (конец XX — начало XXI в) в мире произошли колоссальные перемены, причем те, к которым человечество шло более двух тысячелетий, следуя импульсам, данным в осевую эпоху. В итоге сейчас протекает смена эпох, и человечество переживает кризис перехода от старого к новому состоянию. В качестве аргументов приведем ряд обстоятельств:



- человечество достигло пределов расширения в материальной области (исчерпание невозобновляемых ресурсов, демографические проблемы, комплекс экологических проблем, в особенности загрязнение, географическая и социальная стесненность);

- возможности техники и энергетический потенциал человечества стали уже сопоставимы с планетарными процессами;

— развитие транспорта, связи, финансов, международные языки образовали инфраструктуру для формирования глобального человечества.

Здесь остановимся на проблематике развития интеллектуальной культуры и участия в ней философии. Воспользуемся метафорой А. Тойнби: вызов-ответ, и выделим ключевые позиции, по которым будут определяться перспективы философии.

1. Смена эпохи, выражаемая префиксом пост- (постисторический постсовременный, постиндустриальный, постнеклассический, постмодернизм, эпоха постгуттенберга и др.).

2. Избыток информации и критическое повышение уровня разнообразия знаний, в том числе и как проблема любого исследования. Мир знания (по K.P. Попперу) сейчас не только способствует ориентации в мирах физического и психического, но он сам все больше предстает для человека terra incognita.

3. Падение ценности знания и познания (девальвация), от образа фельетонной эпохи Г. Гессе к эпохе тотального перепроизводства знания, представляемого все больше не в форматах линеаризованнного письма (эпоха постгуттенберга), а в электронном виде, включая гипертексты.

4. Кардинальная перемена в соотношении лиц: пишущие/читающие; поиск внимания и аудитории современным ученым как важнейшее условие его карьеры, повышение роли социальных факторов, например, возрастание роли эффектов моды в установлении рейтинга известности.

5. Дисциплинарная рассогласованность познавательных процессов и их субъектов, неразвитость кросс-, поли-, меж-, транс- дисциплинарных исследований.

6. Познание фактически уже составляет особый когнитивный метаболизм в социуме как в живом организме, но познавательная деятельность как совокупность процессов переносов, преобразований, хранения знания (Knowledge Transfer — engl.) еще далека от осмысления и освоения в качестве системы интеллектуальных технологий. Это не развито как на уровнях онтологии и метафизики, так и социальной праксеологии, гуманитарных технологий.

7. Перемены в науке с XVII в. (наука быстрых открытий по Р. Коллинзу) обусловлены растущим спросом на производство научной продукциии, а также самих ученых. Прорыв в области высоких технологий сказался пока только на усовершенствованиях в науке экстенсивного характера. Серьезных изменений в разработке новых интеллектуальных технологий не произошло. Имеющиеся когнитивны средства не соответствуют скорости накопления знания, росту его кчественного разнообразия, требованиям к быстрым преобразованиям,

нению (см. прим. 1). Собственно говоря, они и не разрабатываюсь для этих целей.

8 В науке с XIX в. накапливается все больше аномалий, требующих пересмотра ее основ, причем аномалии относятся к социально-гуманитарным, логико-математическим, естественным, техническим наукам. По отношению к аномалиям используется прием, напоминающий фразеологически бритву У. Оккама: этого не может быть потому, что этого не может быть никогда.

9. Актуальная задача – создание интеллектуальных технологий нового поколения.

Обсуждение любой философской тематики с неизбежностью накладывается на современный кризис самообоснования философии. Традиционный тип философствования (предмет, проблематика, методология, выражение и аргументация), становится своего рода отправной точкой для начала нового витка развития философии, которая в современных условиях уже не средоточие интеллектуальной культуры, не ее авангард, а одна из конкурирующих за внимание и ресурсы отраслей. К. Свасьян подвергает серьезной критике результаты новоевропейской философии от второй половины XIX в. по настоящее время [19]. Н.С. Розов, используя метод «социологии философии» Р. Коллинза [6], составил список философских проблем (восемь «великих» и семь проблем «неудачниц»), традиционно определявших основную линию развития философии [17]. Актуальны ли указанные проблемы для современных философов? М. Эп-штейн обнаруживает: практика словоупотребления отрицательно коррелирует с установленными традицией рангами философских проблем [24].

Философствование с неизбежностью становится иным, непривычным для самих философов, и его новые контуры еще только намечаются. Тип философствования, ведущий свое начало от Платона, в основном исчерпал себя.

Опыты трансцендирования, начатые философией, в разных формах были освоены в искусстве, религии, науке, технике, в повседневности. Сейчас, на рубеже II—III тысячелетий это привело человечество к кардинальным переменам. Дальнейшее развитие теперь уже глобальной цивилизации нуждается в поиске новых трансценденций. Перспективы человечества определяются возможностями для глубокой трансформации сознания, а шире — психофизиологии человека. К.С. Пигров пишет: «Мы отправляемся в неведомый нам путь, к новой цивилизации, к новому социальному порядку. С одной стороны, у него открываются захватывающие перспективы, с другой — столь же громадные опасности» [8, 254]. Какое место займет в этих процессах современная философия, что заложат философы в начало нового периода развития цивилизации и культуры?

При осмыслении исторического и социального процессов в России обратим внимание на два обстоятельства: 1 ) макрокультурные трансформации страны до XX в. протекают чрезвычайно медленно, но, начиная с XX в. по настоящее время, РФ лидирует в мировом сообществе по показателям ускорения исторического и социального развития; 2) в числе многих социально-исторических отставаний России ярко выделяется и позднее начало философствования, развитие наук о духе. Только с середины XVIII в. лекции по философии начинают читаться на русском языке. В речи, прочитанной на латинском языке в 1755 г., ученик М.В. Ломоносова Николай Никитич Поповский говорит: «Нет такой мысли, кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно» [16]. Понятно, хотя, на мой взгляд, не оправданно, стремление состарить российскую историю, включая и историю российской философии. Однако до середины XVIII в., уместно серьезно обсуждать только наличие философских вопросов в переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. При желании, впрочем, элементы философствования усматриваются в любом тексте.

В XX в. в СССР философия стала профессией открытой, философы всегда рекрутировались из очень разных социальных групп. Такая ситуация сохраняется и сейчас. В принципе это можно оправдать тем, что мудрость была и остается интеркультурным образованием. Вместе с тем, открытость угрожает размыванием предметной определенности философии, нарушением актов идентификации и самоидентификации профессионалов. На конференциях и страницах журналов [12] обсуждается предложение разграничивать философию на академическую и неакадемиче-скую. Сложилось многообразие философствующих субъектов, а также способов философствования по-разному институализированные и включенные в социально-культурные процессы.

При обращении к эпохе осевого времени директор института философии РАН B.C. Степин отмечает роль античной философии в становлении «представления о множестве форм действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися. Это видение можно обозначить как идею вариабельного бытия...» [21, 61].

Таким образом, философия выработала множество интеллектуальных конструкций как вариантов для последующей проработки в разных направлениях. Однако прошло около двух с половиной тысячелетий, и общество переживает глубочайшие системные изменения, в ходе которых определяются, в том числе, и позиции отдельных научных дисциплин, отраслей интеллектуальной культуры, искусства, религии, даже типы повседневности. В 1994 г. на страницах журнала Вопросы Философии появляются две статьи B.C. Степина и Р. Рорти с близкими названиями:

Рис. 1. Пентаграмма и гомеостат, выражающие взаимодействия

отраслей культуры: ИСК — искусство; Н— наука, ПВД— повседневность;

ТХ техника; РЛрелигия

«Философия и образы будущего» [22], «Философия и будущее» [18]. С одной стороны, уместно позитивно отметить обращение философии к теме будущего, с другой — настораживают слова Рорти: «Философы обратились к образам будущего лишь после того, как они оставили надежду познать вечность» [18, 29].

Само по себе обращение философии к новой тематике, а особенно тематике будущего очень перспективно, но и ответственно. В ходе Интернет обсуждений итогов IV Российского Философского Конгресса в Москве 2005 г. в ответ на упреки участников в адрес высшего руководства РФ о том, что они лично не участвовали в работе Конгресса, были высказаны и возражения о том, а что собственно президент Путин смог бы там услышать?

Р. Рорти предложил делить современных философов на три группы: философов-ученых, философов-литераторов, философов социальных праксеологов. В целом сейчас подобная специализация в России признается многими исследователями.

Для того, чтобы сами философы, а также представители других отраслей культуры смогли точнее определиться с современным позиционированием философии, выделим пять отраслей культуры: повседневность, искусство, религия, наука, техника, и используя схему цикла у син китайской метафизики, а также схемотехнику, развитую в ветви кибернетики — гомеостатике [9; 14; 13], выделим в схеме на рис. 1 внутреннюю и внешнюю позиции философии в отношении к перечисленным пяти отраслям.

На рис. 1 внутренняя позиция философии заключается в уже проявленной ею исторической роли, когда она выступила основанием и ис-

точником идей для бурного развития остальных отраслей интеллектуальной культуры. В настоящее время такая роль философии признается и основном только самими философами. Внешняя позиция философии задается систематическими опытами трансцендирования, предпринимаемыми представителями каждой из отраслей культуры, когда они выходят на постановку и обсуждение философских вопросов. В результате формируются: философия повседневности или практическая философия философия искусства, философия религии, философия науки, философия техники. Разумеется, для философии сохраняется область имманентного самоопределения, но это выходит за пределы данной работы.

В целях перейти к обсуждению перспектив философии, сосредоточимся на направлениях деятельности современных философов, где ими могут быть получены обнадеживающие результаты. Основными областями для результативного участия философии в новейшей интеллектуальной культуре наметим следующие: познание, образование, образ жизни.

В области познания ведущим ресурсом для развития философии может стать категориальное мышление с его использованием в задачах концептуализации. Кратко выразим это как комплекс процедур категоризации, приложимой к исследованиям философским, общенаучным, дисциплинарным, междисциплинарным.

Категории, в русле традиции восходящей к Аристотелю (рода знания о родах бытия, кроме того, учитывающие грамматические особенности греческого языка), можно определить компонентами метаязыка.

Категоризация необходима в решении задач повышения гносеологической емкости знания и укрупнения познавательных операций. В этом случае несколько категорий приобретают статус репрезентантов всего многообразия знаний о предмете (см. прим. 2).

Принципиально, что работа с категориями требует особых познавательных приемов, развиваемых как методология категориального мышления, а онтологическую осмысленность приобретает только категориальная схема из нескольких категорий.

Категориальные схемы осмысливаются как конструкции, управляющие мышлением. В частности, они выполняют функции формирования инфраструктур, организующих познание. Это ярко проявляется в ходе визуализации таких схем.

Выделение категорий и категориальных схем в качестве особых познавательных единиц требует выйти за пределы традиционного представления о двух уровнях научного знания: эмпирического и теоретического. Выделим три уровня знания: категориальное, эмпирическое, теоретическое.

Рис. 2. Схематическая версия метода Восхождения

Станем рассматривать познание как процесс, разворачивающийся на уровнях категориальном, фактологическом (эмпирическом), теоретическом, что выражается в представлении о логико-методологической реконструкции эпистемологической схемы восхождения от абстрактного к конкретному (Восхождение) Гегеля-Маркса [20].

Категориальный, фактологический (эмпирический), теоретический Уровни образуют структуру, на которой разворачивается познавательный Цикл. Один из таких циклов может быть представлен как Восхождение, где осуществлен синтез идей о познании Гегеля и Маркса (восхождение от чувственно-конкретного к абстратному, а от него к мысленно-конкретному) с концептуальным проектированием [7].

Относительно цикла Восхождения можно проводить мысленные эксперименты с любым исследовательским материалом. Такие эксперименты позволяют не только планировать исследование, но и представлять его в целом, формировать гипотезу, концепцию работы (рис. 2).

Работы в указанном направлении представлены в категориальносистемной методологии (КСМ) [9], теории динамических информационных систем (ТДИС) [14; 13; 20].

Концептуализация крайне необходима в самой философии, накопившей огромные объемы материалов, при отсутствии адекватных инструментов для его переработки в познавательных, учебных целях, в интересах формирования мировоззрения. Интеллектуальные технологии, развиваемые в философии, смогут найти применение в задачах концептуализации материалов дисциплины «Концепции современного естествознания». Способны ли современные философы осуществить концептуализацию философии, выводя философствование на новый уровень работы как с огромным объемом уже накопившихся знаний, так и с новыми знаниями?

Исторически в недрах философии закладываются традиции образования. Мудрецы древних Индии, Китая, Греции создают первые образовательные центры. И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель выступили лидерами университетской революции в Германии, определив статус философии в университете как деятельности, ответственной за поддержание уровня абстрактного мышления [6, 802-844].

Т.В. Адорно, Ю. Хабермас стали лидерами студенческой молодежи в Европе 60-х гг. XX в. В настоящее время поднялась новая волна университетских реформ. Идет переопределение статуса дисциплин внутри вузов и профессий на рынке труда. Если обратиться к перечню специализаций для философии в РФ, то там выделены более 20 специализаций. Диверсификация философии позволяет специалисту включаться практически в любую из отраслей культуры. Внутри университета кафедра философии, а тем более философский факультет получают значительный кооперационный ресурс для установления межпредметных связей, выстраивания научно-педагогических коммуникаций. Но это пока в основном только потенциал для развития. Будет ли он использован?

Философия сосредоточивает в себе серьезные возможности для работы по формированию современной внутренней среды университета, поддержанию ее гомеостаза. Важной областью деятельности здесь выступают элективные учебные курсы. Степень участия в них определяет реальный статус философа в университете (часы/финансы).

С учетом бизнес-ориентации современного образования и науки подготовку философов на всех уровнях (бакалавриат, магистратура, аспирантура) следует ориентировать на проектную деятельность. В этом направлении кафедрой философии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского накоплен интересный опыт.

1. Развертывание специальности философия в Омском регионе· В настоящее время осуществлен набор студентов и уже четвертый год ведется преподавание по очной и заочно-ускоренной формам обучения.

Несмотря на начавшийся в РФ демографический спад и снижение набора в вузы г. Омска на 2006—2007 учебный год в среднем на 15%, на специальность «философия» в ОмГУ набор увеличился на 16%.

2. В нескольких школах города, прежде всего, в гимназии № 9 действует школа молодого философа. С 2007-2008 учебного года в гимназии № 9 открыты первые за Уралом два класса с профилем обучения — философия. Обучение будет вестись с 10 по 11 классы.

3. Четыре года для старшеклассников г. Омска успешно проводится городской интеллектуальный марафон «Философия — веселая наука?», девизом которой стало выражение: пусть ум будет веселым, а веселье умным. Четвертый марафон с темой «Философия любви» прошел в ноябре 2006 г. Запланирован пятый марафон на декабрь 2007 г. В среднем в мероприятии участвуют от 200 до 1000 школьников, представлены все ведущие школы.

4. Усилиями кафедры философии ОмГУ подготавливаются и проводятся конкурсы педагогического мастерства среди учителей школ, преподающих социально-гуманитарные дисциплины, по направлению философия, мастер классы, например, по методам подготовки исследовательских работ.

Между ОмГУ и Департаментом образования г. Омска заключен договор о сотрудничестве, где ответственным исполнителем условий договора от университета определена кафедра философии. Наконец, также усилиями кафедры философии ОмГУ, с одной стороны, и Institut fur Bildungs- und Sozialwissenschaften Hochschule Vechta, с другой стороны, заключен договор о сотрудничестве университетов.

Развернут семинар аспирантов и соискателей кафедры философии ОмГУ. Такой семинар проводится раз в месяц и привлекает философов г. Омска. В настоящее время этот семинар приобрел статус междисциплинарного, причем к работе подключены кафедры информационного и экономического профиля. В программу семинара входит: выступление 2-3 соискателей с последующим обсуждением и выдачей рекомендаций; обмен новостями, анонсирование событий, разнообразной литературы; планирование и подготовка проектов. Руководством и общественностью ОмГУ поддержана инициатива создания постояннодействующего семинара докторантов ОмГУ всех специальностей. Автор данного доклада назначен руководителем данного семинара. Кафедра философии активно участвует в преобразовании ОмГУ в корпоративный университет и центр региональных инноваций, тем более есть опыт разработки концепций и планов стратегического развития городов Омска и Ишима [10; 15]. Философия с древнейших времен тесно перекликалась с пропагандой определенных типов образа жизни. В философии древних Индии и

Китая, в античности многократно ставились вопросы о смысле, цеди миссии человека, общества, Мироздания, о связях между ними. Была открыта трехуровневая иерархия, составленная микро-, макро-, мега-мирами. В этой связи уместно отметить, что в определении мировоззрения оппозицией «мир/человек» утрачена отнесенность к одному из перечисленных трех уровней, поэтому ее следует восстановить до триады: человек/общество/мир [11].

Определение философии Пифагором как любви к мудрости породило ее разделение на эпистемную и софийную ветви. Интеграция философии может быть осуществлена на уровне образа жизни (философия повседневности, практическая философия), но такого, который заключает в себе также когнитивный и образовательный компоненты, т.е. с установкой на образ жизни, имеющего основания быть философским. Обращение ктеме повседневности [5; 23], к практической философии [1; 25] актуализирует способность философа реализовать образ жизни, где его философия проявляется в непосредственной жизнедеятельности. Это требует совершенно особого отношения к теоретическим знаниям. Уместна аналогия с понятиями об активном и пассивном словарном запасе при изучении иностранных языков.

Перспективной в XXI в. оказывается философская система, допускающая реализацию именно в образе жизни конкретного мыслителя. Обратимся к примеру. Платон определяет тело как темницу души. Это входит в христианскую культуру установкой на предпочтение телесного духовному началу, возвышение духа над плотью. Иной подход выражается русским религиозным философом первой половины XX в. С.Н. Булгаковым [2], а также в интегральной йоге Ауробиндо Гхошем. Они призывают к развитию совершенствующимся духом материи. Ауробиндо Гхош убеждает в продуктивности развития сознания в расширяющейся амплитуде движений в областях дух/материя до развития супраментального сознания [4]. Такая позиция предусматривает комплексный подход к саморазвитию человека.

Итак, все наиболее актуальные для новой эпохи вызовы, касающиеся будущего науки, образования, человека, в наш переходные период имеют прямое отношение к стратегическим направлениям развития новейшей философии. Ближайшее, что потребуется сделать на данном направлении — это начать работу над новой суммой философской проблематики, категорий, идей. Все это будет формироваться по мере появления и признания в интеллектуальных сетях общезначимых философских достижений. Перед новейшей философией стоят задачи стать источником стратегических инноваций, включая область социально-экономической динамики.

140В качестве критериев для оценки уровня инноваций уместно воспользоваться следующим представлением. Выделим три уровня иннова-шонного развития. Первый касается терминологии. Любая инновация не может обойтись без введения новых понятий, категорий. Здесь могут «меть место неологизмы, малообоснованное употребление терминов, но есть и надежные приемы для их выявления и устранения. Второй уровень касается грамматики и синтаксиса, новое должно облекаться в оригинальные выразительные формы. Как примеры можно привести опыты определения категорий в категориальных схемах КСМ [9, 239-247], а также конструкций на языке ТДИС [14; 13; 20]. Третий уровень логико-методологический. Здесь вводятся и обосновываются новые интеллектуальные технологии. Однако, разрабатывать эти уровни только в пределах философии или даже социально-гуманитарных наук уже недостаточно. Достигнутые философами инновации должны включаться в междисциплинарные исследования, признаваться и браться для применения интеллектуалами разного профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов Л. Е. Практическая философия. М, 2001.

2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире: Пер. с англ. П.М. Кудюкина. СПб., 2001.

4. ГхошА. (ШриАуробиндо). Синтез Йоги. Введение. Условия Синтеза: Пер. с англ. М, 1993.

5. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и другие миры опыта. М., 2003.

6. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.

7. Никаноров СП., Никитина Н.К., Теслинов А.Г. Введение в концептуальное проектирование АСУ: анализ и синтез структур. М., 1995.

8. Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. СПб., 2005.

9. Разумов В. И. Категориально-системные методы в подготовке ученых: Учебное пособие. Омск, 2004. www.ic.omskreg.ru/~cognitiv/.

10. Разумов В. И. Качественный подход к работе с программами стратегического развития // Городское управление. 2002. № 3. http://www.rels.obninsk.com/rels/limited/nsub/Um/ 0203/аЗ- l.htm.

П. Разумов В.И. Феномен общества // Философия: история и современность. 2004— 2005: Сб. науч. тр. Новосибирск-Омск, 2005.

12. Разумов В. И. Философия и философы в меняющемся мире // Эпистемология и философия науки. 2007. № 1.

13. Разумов В.И., Сизиков В.Л. Информационные основы синтеза систем: В 3 ч. Ч. 1. нФормационные основы системы знаний. Омск, 2007.

14. Разумов В. И., Сизиков В. П. Основы теории динамических информационных систем: °нография. Омск, 2005. newasp.omskreg.ru/tdis/.

15. Разумов В.И., РыженкоЛ.И., Лизунов В.В.. Соловьев A.A., Цой В.Г. Методологическая °ва концепции стратегического развития города Ишима и Приишимья // Стратегичес-

потенциал Приишимья. Миссия города Ишима / Под ред. В.А. Рейна: Научн. альман. – '· Ишим, 2005.

14116. Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским // Русская философия второй половины ХVIII в., Хрестоматия / Сост., библиогр. статьи и прим. Б.В. Емельянова. Свердловск, 1990.

17. Розов Н. С. Что делает философскую проблему великой? // Розов Н. С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. М., 2002.

18. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. № 6.

19. Свасьян К. О конце истории философии // Вестник РФО. 2005. № 4 (36).

20. Сизиков В.П., Разумов В.И. Диагностика объектов по задачам моделирования // Идентификация систем и задачи управления: Тр. II Междун. конф. SICPRO'03. M., 2003 www.sicpro.org.

21. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2003.

22. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. № 6.

23. Штанина Ю.В. Человек «иномерный»: парадоксы антропологической меры. Ростов-на-Дону, 2006.

24. Эпштейн М. Предлог «В» как философема. Частотный словарь и основной вопрос философии // Вопросы философии. 2003. № 6.

25. Renn Я, Schues С, Weinreich F. (Hrsg.) Der Traum vom besseren Menschen. Zum Verhältnis von praktischer Philosophie und Biotechnologie. Peter Lang, Europaischer Verlag der Wissenschaften. 2003. Band 1.

Примечания

1. Архитектура рационального выражения мыслей для специалистов социально-гуманитарного профиля ограничивается набором операций логики Аристотеля-Милля.

2. Например, современную социальную теорию можно разворачивать относительно трех категорий: личность, культура, общество. Это и осуществляется в стратегии журнала «Личность. Культура. Общество».

ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)

Политика и общество

A.A. ШУЛУС, Г.М. МКРТЧЯН

ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕСЯ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА*

Генеральные соглашения

Внастоящее время наиболее высокий уровень, на котором заключаются трехсторонние соглашения, не выходит за рамки каждой отдельной страны (национальный уровень).

Практика заключения Генеральных и подобных им соглашений весьма разнообразна и меняется от страны к стране.

В Финляндии Генеральные соглашения заключаются по двум секторам: 1) частному; 2) государственно-муниципальному. Поскольку соглашения предусматривают дополнительные расходы государства и муниципалитетов, эти соглашения должны быть одобрены: по государственным расходам — Парламентской комиссией по зарплате, по муниципальным – Федерацией муниципалитетов (коммун) (см. прим. 1). При обсуждении сложных вопросов Генеральных соглашений стороны пользуются услугами независимых экспертов.

По законам Финляндии, работодатели обязаны выполнять условия отраслевых соглашений. Если на предприятии заключается коллектив-

* Окончание статьи. Начало см.: «Личность. Культура. Общество». 2007. Вып. 3 (37).

Шулус Алексей Апполинарьевич – доктор экономических наук, профессор, ректор Академии труда и социальных отношений (Москва).

Мкртчян Гамлет Мкртичович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН (Москва).

ный договор, то его условия для трудящихся не могут быть хуже тех, которые записаны в отраслевом соглашении.

В Швеции Генеральные соглашения заключаются по трем секторам: а) государственные предприятия; б) муниципалитеты (коммунальное хозяйство); в) частный сектор. Переговоры во всех трех секторах идут параллельно. После заключения Генеральных соглашений наступает очередь отраслевых договоров. Но круг рассматриваемых вопросов относительно ограничен, так как в своем большинстве они решаются в законодательстве (во Франции же действует правило, что трехсторонние соглашения, при определенных условиях, могут «подправлять» законодательство) (см. прим. 2).

В Испании профцентры заключают Генеральные соглашения только с правительством (организации работодателей включаются в переговоры на более низком уровне, когда решаются вопросы о конкретном уровне зарплаты, рабочем времени, отпусках для трудящихся). Так, в ходе переговоров с правительством, профсоюзы добились от него обещания расширить помощь фермерам, которые терпят убытки от вступления Испании в ЕС.

В Голландии стороны заключали Генеральные соглашения, начиная с 70-х гг. Смысл этих соглашений состоял в том, что профсоюзы не требовали такой же зарплаты для рабочих, как в ФРГ и других развитых странах, а за это государство гарантировало высокие темпы экономического роста и снижение уровня безработицы. В Голландии, как и в других странах, проблема безработицы осложняется проверкой нуждаемости заявителей, так как в связи с прогрессом электроники развилось надомное производство, «выпадающее» из государственной статистики.

Голландия (как и Бельгия) показала пример отхода от практики заключения Генеральных соглашений в случаях, когда на национальном уровне не достигалась договоренность между тремя сторонами. В этих случаях удавалось добиться соглашений на отраслевом и производственном уровнях — поскольку здесь можно было более детально просчитать последствия того или иного решения, и поскольку (как считает МОТ) на этом уровне позиции правительства сильнее.

В Бельгии правительство оказывало нажим на профсоюзы и работодателей, заставив их согласиться на сокращение рабочего времени, с тем чтобы можно было привлечь на производство дополнительных рабочих -прежде безработных (та же политика велась в Голландии).

Генеральные соглашения, направленные против забастовочной борьбы, характерны для Италии, где с помощью таких соглашений правительство «гасит» забастовки. Отраслевые коллективные договоры обыч-

но содержат условие об отказе профсоюзов от забастовок. В мае 1995 г. правительство италии получило согласие профсоюзов на сокращение расходов по пенсиям (работодатели не подписали соглашения, считая их недостаточно жесткими).

Во Франции профсоюзы традиционно уклонялись от обсуждения с правительством социальных вопросов, выходивших за рамки условий труда рабочих. Это объяснялось их узкой «нацеленностью» на интересы рабочего класса (так называемый синдикализм) и нежеланием принимать на себя какую-либо ответственность за социальное развитие страны и экономическое будущее отдельных депрессивных регионов (Лотарингия и др.). В настоящее время часть профессиональных центров преодолела этот недостаток, но некоторые влиятельные профсоюзы продолжают стоять на прежних позициях. Это затрудняет заключение всеобъемлющих трехсторонних соглашений не только на национальном, но и на отраслевом уровнях. Отсюда неразвитость Генеральных соглашений во Франции. При заключении ряда соглашений во Франции профсоюзы соглашались на «умеренность» в росте зарплаты, если правительство «платило» за это увеличением пенсий и пособий.

В Германии, несмотря на развитие социального партнерства, Генеральные соглашения не приняты (их заменяют коллективные договоры на уровне отраслей и предприятий). Но в 1992 г. канцлер Коль подписал «Пакт солидарности» в связи с объединением ФРГ и ГДР. Пакт подписали также все земли и главные политические партии (профсоюзы и работодатели от подписи воздержались). Смысл Пакта — замораживание зарплаты на Западе страны ради ослабления безработицы, которая должна была возникнуть на Востоке.

В Западной Европе Генеральные соглашения практикуют (или практиковали в той или иной форме) Австрия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия. Оценка этих соглашений в литературе колеблется от «протокола о намерениях» до «рамочных соглашений», которые должны быть конкретизированы в последующих отраслевых и коллективных договорах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.