Сделай Сам Свою Работу на 5

Меморандум СССР «За мир а разоружение, за гарантии





международной безопасности»1

23 сентября 1980 г.

 

Государства и народы мира живут ныне в условиях вновь осложнившейся международной обстановки.

Разрядка напряженности, ставшая ведущей тенденцией в развитии международных отношений в 70-х годах, подвергается атакам со стороны определенных влиятельных сил. В результате произошло обострение обстановки в мире. Еще более широкие масштабы приобретает гонка вооружений. На некоторых направлениях она приближается к черте, за которой может быть утрачена возможность ее эффективного обуздания при помощи соглашений, основанных на взаимном контроле. Все более откровенными становятся попытки отдельных государств обеспечить себе военное превосходство, нарушить сложившееся в мире военное равновесие сил.

Переговоры по различным аспектам ограничения и прекращения гонки вооружений, которые приобрели в 70-х годах интенсивный характер и привели к достижению определенных результатов, в последнее время заторможены, а по ряду крупных вопросов прерваны Соединенными Штатами Америки.

В этих условиях Советский Союз считает необходимым привлечь внимание государств - членов ООН, всех народов мира к положению дел, складывающемуся на главнейших участках борьбы за всеобщий мир, прекращение гонки вооружений и разоружение, за надежные гарантии международной безопасности, напомнить о тех предложениях, которые выдвинуты им и другими социалистическими странами в интересах достижения успеха в этой исторической борьбе.



Единственно возможный путь к недопущению возврата "холодной войны", к установлению нормальных, ровных отношений между государствами Советский Союз видит в последовательном продвижении вперед разрядки международной напряженности.

Разрядка - это готовность разрешать разногласия и споры не силой, не угрозами и бряцанием оружия, а мирными средствами. Разрядка - это определенное доверие и умение считаться с законными интересами друг друга.

Идти по пути разрядки - значит идти к устранению угрозы мировой войны, к разоружению, к упрочению международной безопасности и обеспечению наиболее благоприятных, мирных условий для успешного решения социальных и экономических проблем, стоящих перед человечеством.



В современных условиях не существует разумной альтернативы политике разрядки международной напряженности. Вопрос стоит только так: пойдет ли мир по пути отказа от применения силы, по пути разоружения и равноправного взаимовыгодного сотрудничества, или же он будет ввергнут в бездну неудержимой гонки вооружений и эскалации вооруженных конфликтов, чреватых самыми тяжелыми последствиями для человечества.

Советский Союз считает важным добиваться урегулирования существующих региональных конфликтов и одновременно проявлять заботу о принятии мер по предупреждению, недопущению возникновения новых подобных конфликтов.

Советский Союз убежден в том, что общими усилиями миролюбивых сил можно остановить неблагоприятное развитие международных событий, отстоять и укрепить разрядку напряженности, распространить ее на все районы мира. Как и до сих пор, Советский Союз готов внести свой весомый вклад в эту благородную борьбу в интересах укрепления мира и безопасности народов.

Неизменность активной миролюбивой линии Советского Союза в международных делах была еще раз подтверждена Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневым, который заявил: "Мы и в дальнейшем не пожалеем сил, чтобы сохранить разрядку, все то доброе, что дали нам 70-е годы, добиться поворота к разоружению, поддержать право народов на свободное и независимое развитие, сберечь и упрочить мир".

 

Прекращение гонки ядерных вооружений и отказ



от применения силы в международных отношениях

 

1. Еще в 1946 году Советский Союз выступил с инициативой заключения международной конвенции о запрещении навечно производства и применения атомного оружия, с тем чтобы великие научные открытия, связанные с расщеплением атомного ядра, использовались исключительно в целях поднятия благосостояния и жизненного уровня народов мира, а также для развития культуры и науки на благо человечества.

В то время, когда было относительно легче решить эту исторического значения задачу. Советский Союз предлагал, чтобы все участники такой конвенции взяли торжественные обязательства не применять ни при каких обстоятельствах атомного оружия; запретить его производство и хранение; уничтожить в трехмесячный срок весь запас готовой и незаконченной продукции атомного оружия. Нарушение этих обязательств предлагалось объявить тягчайшим международным преступлением против человечества.

Однако в ответ на эти проникнутые заботой о судьбах человечества предложения Советского Союза другие державы, которых это прежде всего касалось, заняли определенно отрицательную позицию и взяли курс на ускорение гонки ядерных вооружений, наивно считая, что им удастся сохранить монополию на производство этих вооружений.

В результате проблема запрещения и уничтожения ядерного оружия во много крат усложнилась. Но это не значит, что она неразрешима. Ядерное оружие создано людьми. Люди же могут и должны поставить его вне закона и в конечном итоге уничтожить его.

2. В 1978 году Советский Союз и другие государства - участники Варшавского Договора вновь выступили с предложением о прекращении производства всех видов ядерного оружия и о постепенном сокращении накопленных его запасов вплоть до полной их ликвидации. Генеральная Ассамблея ООН на своей специальной сессии, посвященной разоружению, а затем на регулярных сессиях в 1978 году и 1979 году высказалась в поддержку этого предложения. На рассмотрении Комитета по разоружению находятся конкретные соображения социалистических стран относительно начала таких переговоров и порядка их проведения. Дело это не терпит дальнейшей затяжки. И те, кто уклоняется от делового рассмотрения проблемы ядерного разоружения, берут на себя всю ответственность за последствия такого образа действий.

3. Выступая за радикальные меры ядерного разоружения, Советский Союз не подходит, однако, к этому вопросу с позиции "все или ничего". Он не раз выражал готовность идти и по пути частичных решений, способных ограничить гонку ядерных вооружений, закрыть один за другим каналы ее развертывания.

Эти заявления Советского Союза подкрепляются практическими делами. По инициативе СССР и при его активном участии заключены важные международные соглашения о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (1963 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), о невыводе ядерного и других видов оружия массового уничтожения на околоземные орбиты и неразмещении его на небесных телах (1967 г.), а также на дне морей и океанов (1971 г.).

Значение этих соглашений - в строгих и четких обязательствах, которые они содержат, а также в том, что, взятые в совокупности, они создают основу для дальнейшего движения к ограничению и прекращению гонки ядерных вооружений.

4. Советский Союз, другие социалистические страны выдвинули за последние годы целый комплекс практических предложений, по каждому из которых в 70-х годах были начаты переговоры между соответствующими государствами.

Важное место среди них занимает предложение о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия. Заключение договора на этот счет означало бы, что ни одно государство никогда уже больше не произведет ни одного испытательного взрыва ядерного оружия, а следовательно, никакой вид ядерного оружия нельзя будет усовершенствовать или создать заново.

В середине 70-х годов в решении вопроса о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия наметилось определенное движение. Были начаты трехсторонние переговоры по этому вопросу с участием СССР, США и Великобритании. Советский Союз с самого начала стремился обеспечить успех переговоров и в этих целях сделал важные шаги навстречу своим партнерам. В том числе им было дано согласие на установление моратория на мирные ядерные взрывы и на то, чтобы договор вступил в силу даже в том случае, если первоначально в нем примут участие не все пять ядерных держав, а только три - СССР, США и Великобритания.

Однако сейчас США и Великобритания явно ведут линию на затягивание переговоров, отступая в ряде случаев от ими же вносившихся предложений.

Если переговоры о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия будут и дальше блокироваться, это неизбежно откроет путь для ускоренной разработки и производства новых, еще более губительных видов такого оружия. Вся ответственность за это ляжет на тех, по чьей вине затягиваются переговоры.

5. Советский Союз всегда выступал за то, что разработка и осуществление мер ограничения вооружений и разоружения в ядерной области должны идти в неразрывной связи с укреплением политических и международно-правовых гарантий безопасности государств, сохранения мира. Такие меры вели бы к устранению атмосферы подозрительности в отношениях между государствами, общему оздоровлению международного климата и содействовали бы усилиям по прекращению гонки вооружений.

Ключ к этому в том, чтобы отказ от применения силы стал законом международной жизни. По инициативе СССР в 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН было принято торжественное заявление государств - членов организации об отказе от применения силы в международных отношениях в неразрывной связи с запрещением навечно применения ядерного оружия. Одобрение ООН в 1974 году общепризнанного определения агрессии, выработки которого СССР добивался около полувека, создало международно-правовую базу для пресечения этого тягчайшего преступления против человечества.

Это были важные шаги, но, как показал ход событий, еще недостаточные. Советский Союз поэтому предложил в 1976 году разработать и заключить Всемирный договор о неприменении силы в международных отношениях и внес на рассмотрение ООН проект такого договора. Генеральная Ассамблея ООН поддержала это предложение. Был создан специальный орган для разработки проекта всемирного договора.

К сожалению, практическая работа в этом направлении на протяжении уже ряда лет не продвигается вперед. Те, кто не хочет отказываться от применения силы и диктата в отношениях с независимыми государствами, срывают выработку договора о неприменении силы в международных отношениях.

6. Создаются препятствия практическому осуществлению в других принятых по инициативе Советского Союза решений ООН, направленных на укрепление мира и международной безопасности. Так, еще в 1947 году Генеральная Ассамблея одобрила резолюцию о запрещении пропаганды войны, в какой бы форме она ни велась. Тем не менее во многих странах и по сей день ведется разнузданная пропаганда агрессии, шовинизма и экспансии.

Несмотря на принятую Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1965 году Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, и сегодня на глазах у всего мира совершаются акты грубого вмешательства во внутренние дела других стран вплоть до вооруженной интервенции.

Советский Союз всегда стоял и будет стоять на стороне народов - жертв агрессии и вмешательства во внутренние дела других государств и готов внести свой конструктивный вклад в разрабатываемую по инициативе неприсоединившихся стран Декларацию о недопустимости интервенции и вмешательства одних государств во внутренние дела других.

7. Страны, несущие ответственность за ухудшение международной обстановки и за гонку вооружений, уходят от претворения в жизнь таких важнейших международных документов, принятых по инициативе СССР, как Декларация ООН об укреплении международной безопасности (1970 г.), Декларация об углублении и упрочении разрядки международной напряженности (1977 г.), в которых определены основные направления усилий государств по сдерживанию военной угрозы и обеспечению устойчивого мира.

Для решения этой задачи большое значение имеет реализация принципа недопустимости политики гегемонизма в международных отношениях, провозглашенного Генеральной Ассамблеей в 4979 году по инициативе Советского Союза.

Указанные решения ООН, нацеленные на упрочение устоев всеобщего мира и безопасности, не должны быть просто достоянием истории, они призваны служить государствам руководством к действию, претворяться в практике межгосударственного общения. Что касается Советского Союза, то его борьба за укрепление политических и правовых гарантий мира, за международную безопасность преследует лишь одну цель - обеспечение прочного мира.

 

Ограничение и сокращение стратегических вооружений

 

8. Решающее значение для уменьшения угрозы ядерной войны имеет прекращение дальнейшего роста стратегических ядерных арсеналов государств и последующее неуклонное количественное сокращение и качественное ограничение стратегических систем ядерного оружия. Именно поэтому на протяжении многих лет Советский Союз последовательно добивается заключения с Соединенными Штатами Америки действенных соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Первые договоренности такого рода между СССР и США, достигнутые в 1972 году, - Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) - были встречены повсюду в мире с надеждой на то, что гонку стратегических вооружений удастся остановить и затем повернуть вспять.

Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), подписанный на высшем уровне в Вене 18 июня 1979 года, призван стать следующим крупным шагом в этом направлении. Народы ожидали, что сразу же за вступлением в силу Договора ОСВ-2 будут начаты переговоры о дальнейших ограничениях и сокращениях стратегических вооружений.

Однако Договор ОСВ-2 до сих пор не введен в действие. Общеизвестно, на ком лежит ответственность за создавшуюся ситуацию, из-за которой процесс ограничения стратегических вооружений был поставлен под вопрос как раз тогда, когда наметились перспективы для дальнейшего продвижения вперед на этом ключевом с точки зрения мира и безопасности направлении.

Что касается Советского Союза, то он, как и прежде, готов участвовать в процессе ограничения и сокращения стратегических вооружений при строгом соблюдении принципа равенства и одинаковой безопасности. Советский Союз готов ратифицировать Договор ОСВ-2 и выполнять все его положения, если так же будут поступать и США. Он подтверждает также свою готовность участвовать после ратификации Договора ОСВ-2 - в переговорах о дальнейших ограничениях и сокращениях стратегических вооружений.

Вместе с тем должно быть ясно, какой серьезный ущерб будет нанесен делу мира и дальнейшим, усилиям по предотвращению ядерной войны, если введение в силу Договора ОСВ-2 будет сорвано, как ясно и то, кто будет нести ответственность за такой оборот дела.

 

Предотвращение внезапного и несанкционированного нападения

 

9. Неоднократно и настойчиво Советский Союз ставил вопрос о необходимости разработки мер по предотвращению возможности внезапного нападения. В нынешних условиях, характеризующихся гонкой вооружений не только в количественном, но и в качественном отношении, этот вопрос приобретает все большее значение и требует неотложного решения.

Сохраняет свою остроту и проблема предотвращения несанкционированного или случайного применения ядерного оружия, на важность которой не раз указывал Советский Союз. Недавние события, связанные с неоднократным объявлением ложной ядерной тревоги в вооруженных силах США, никого не могут оставить равнодушным.

Советский Союз готов к серьезному обсуждению этих проблем в многостороннем плане и на двусторонней основе, готов сотрудничать в любых мероприятиях, направленных на предотвращение ядерной войны.

 

Укрепление режима нераспространения ядерного оружия

 

10. Устранение угрозы ядерной войны во многом зависит от усилий по предотвращению распространения ядерного оружия. Советский Союз всегда выступал против распространения ядерного оружия по нашей планете.

Ни у кого не может быть сомнений в том, какую угрозу для мира принесло бы появление ядерного оружия, в частности, у стран, расположенных в районах повышенной военной опасности, равно как и других государств, стремящихся к обладанию им ради агрессивных целей. Итоги закончившейся недавно второй конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия говорят о том, что эту тревогу разделяет большинство государств, высказавшихся за принятие дальнейших мер по укреплению этого договора, по повышению его действенности. Растет понимание необходимости не допустить, чтобы передача ядерного оборудования, материалов и технологии для мирного использования послужила каналом для распространения ядерных вооружений. Здесь не должно быть никаких отступлений.

11. Стремясь содействовать укреплению режима нераспространения ядерного оружия и тем самым ослаблению угрозы ядерной войны. Советский Союз выступил в 1978 году с заявлением о том, что он никогда не применит ядерного оружия против тех государств, которые отказываются от его производства и приобретения и не имеют его на своей территории. Он предложил заключить на этой основе международную конвенцию об укреплении гарантий безопасности неядерных стран. В Варшавской декларации от 15 мая 1980 года социалистические государства – участники Варшавского Договора предложили решить этот вопрос в европейском масштабе.

Советский Союз выступил также за то, чтобы договориться о неразмещении ядерного оружия на территориях тех государств, где его нет в настоящее время. Такая договоренность могла бы предусматривать простое и ясное обязательство ядерных держав не размещать ядерное оружие на территориях тех стран, где его сейчас нет, независимо от того, находятся ли эти страны в союзнических отношениях с тем или иным ядерным государством или не находятся.

Инициативы Советского Союза по укреплению гарантий безопасности неядерных стран получили широкую поддержку в ООН, как и со стороны мировой общественности. Обсуждения их с целью воплощения в конкретные договоренности ведутся в Комитете по разоружению уже второй год, однако из-за неконструктивной позиции других ядерных держав и некоторых союзных с ними государств они продвигаются медленно, если не сказать больше. Советский Союз считает необходимым привлечь к этому внимание всех государств-членов Организации Объединенных Наций.

12. Во многих районах мира, например в Африке, на Ближнем Востоке, в Северной Европе, выдвигаются предложения о создании безъядерных зон. Стремление государств этих районов избавить таким путем свои народы от угрозы оказаться вовлеченными в ядерный конфликт заслуживает всяческой поддержки.

Именно такую позицию занимает Советский Союз. Исходя из этого, он подписал и ратифицировал Дополнительный протокол 11 к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке.

 

Запрещение других средств массового уничтожения

 

13. При всей опасности ядерного оружия им не исчерпывается арсенал средств массового уничтожения. Уже сейчас существуют и другие виды оружия массового уничтожения, могут быть созданы и новые, еще более чудовищные. Обращение научно-технических достижений на цели создания новых орудий смерти грозит народам колоссальными бедами.

Советский Союз, другие социалистические и все миролюбивые страны давно уже выступают за ограждение человечества от этой угрозы. На этом направлении достигнут пока только один реальный успех: в 1972 году было запрещено бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. Это - существенный результат, но он охватывает лишь один вид оружия массового уничтожения.

Между тем в некоторых странах интенсивно разрабатываются новые разновидности химического оружия - оружия, от которого многие тысячи люден погибли или стали калеками еще в первой мировой войне.

Советский Союз в тесном сотрудничестве с рядом других государств еще в начале 70-х годов выдвинул предложение заключить международную конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления химического оружия и уничтожении его запасов. На этот счет ведутся многолетние переговоры. Однако соглашения все еще нет, а опасность тем временем продолжает расти. Требуются энергичные шаги для того, чтобы завершить это важное дело.

14. Советский Союз последовательно выступает за то, чтобы вообще исключить возможность пополнения арсеналов государств новыми видами и системами оружия массового уничтожения. Он предлагает заключить в этих целях соответствующее международное соглашение.

Решение этого важного вопроса не продвигается вперед из-за негативной позиции некоторых государств, которые, как видно, хотели бы сохранить для себя возможность создания совершенно новых средств истребления, явно в расчете на изменение стратегического баланса сил в свою пользу. Авантюристичность подобных расчетов столь же очевидна, как и их тщетность.

Чем скорее будет положен конец любым работам в области создания все новых средств массового уничтожения, тем с большей уверенностью смогут народы смотреть в свой завтрашний день.

15. Выступая за всеобъемлющее запрещение новых видов и систем оружия массового уничтожения. Советский Союз готов в то же время договариваться и о запрещении отдельных новых видов такого оружия. Это относится прежде всего к нейтронному оружию, угроза появления которого в арсеналах государств увеличивается.

Вместе с другими социалистическими странами СССР выдвинул проект международной конвенции о запрещении производства, накопления, развертывания и применения нейтронного оружия. Но другие страны, обладающие способностью создать подобное оружие, отказываются вести переговоры о его запрещении.

В свое время с советской стороны было заявлено, что Советский Союз не будет приступать к производству нейтронного оружия, если этого не сделают Соединенные Штаты. Эта позиция СССР остается в силе и в настоящее время применительно к возможности появления нейтронного оружия в арсенале любого другого государства. СССР, однако, по-прежнему считает, что наилучшим решением было бы запретить нейтронное оружие в договорном порядке и в международном масштабе.

16. В Комитете по разоружению ведется работа по подготовке договора о запрещении еще одного вида оружия массового уничтожения - радиологического, то есть оружия, поражающего живые организмы в результате радиоактивного излучения, вызванного невзрывным распадом радиоактивного материала. СССР не видит никаких причин, по которым эта работа не могла бы быть завершена в самом ближайшем будущем.

 

Сокращение вооруженных сил и обычных вооружений

 

17. Уже вскоре после окончания второй мировой войны, в 1948 году. Советский Союз внес в ООН предложение о том, чтобы наряду с запрещением ядерного оружия государства - постоянные члены Совета Безопасности в течение одного года провели существенное сокращение своих сухопутных, морских и воздушных сил. С конкретными предложениями по вопросам сокращения вооруженных сил и обычных вооружений государств, прежде всего крупных, СССР и другие государства Варшавского Договора выступали и в последующем.

На разных этапах переговоров по разоружению этот вопрос рассматривался с различных сторон, и нет в настоящее время такого его аспекта, который не мог бы стать предметом договоренности, если бы у всех государств была такая же политическая воля к этому, как у Советского Союза. Однако прогресса в решении этого вопроса нет. Некоторые крупные державы отказываются даже начинать серьезные переговоры на этот счет. Вот почему Советский Союз считает необходимым подтвердить еще раз, что полностью остаются в силе его предложения, выдвинутые два года назад, - прекратить производство новых видов обычных вооружений большой разрушительной силы, договориться об отказе государств - постоянных членов Совета Безопасности, а также стран, связанных с ними военными соглашениями, от расширения армий и увеличения обычных вооружений.

18. Некоторое время назад были предприняты усилия, с тем чтобы достигнуть договоренности об ограничении продажи и поставок обычных вооружений, которые осуществляются ныне не многомиллиардные суммы и ведут к насыщению кризисных районов опасными средствами ведения войны. На советско-американских переговорах в 1978 году по этому вопросу была начата выработка политико-правовых и военно-технических критериев допустимости и недопустимости поставок оружия. Достижение договоренности, казалось, было в пределах возможного.

Но переговоры были приостановлены американской стороной, а затем она вообще отказалась их продолжать. Одновременно масштабы экспорта американского оружия резко возросли. Все это находится в прямом противоречии с интересами мира.

19. Осенью текущего года предполагается завершить работу конференции ООН по запрещению или ограничению применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться чрезмерно жестокими или имеющими неизбирательное действие. Советский Союз внес свой вклад в достижение прогресса на предыдущих стадиях международного рассмотрения этого вопроса. Он будет содействовать успешному завершению переговоров.

 

Прекращение гонки вооружений и разоружение на региональном уровне

 

20. Угроза войны может быть устранена путем принятия радикальных мер в области разоружения в глобальном масштабе. Она может быть серьезно ослаблена ограничением и прекращением гонки вооружений на отдельных ее направлениях. С ней можно и нужно бороться также и в масштабе отдельных районов мира.

В этом контексте особое значение имеет, разумеется, Европа, где сосредоточены и противостоят друг другу наиболее многочисленные и мощные вооруженные силы и вооружения двух военно-политических группировок государств. В настоящее время имеется несколько основных линий для активных действий в этом направлении применительно к европейскому континенту. По каждой из них Советский Союз в сотрудничестве с другими социалистическими государствами-участниками Варшавского Договора занимает инициативную и конструктивную позицию.

21. По предложению СССР и других европейских государств на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе был рассмотрен вопрос о мерах укрепления доверия, включая уведомление о крупных военных учениях и приглашение наблюдателей на некоторые военные маневры. Соответствующие договоренности, содержащиеся в Заключительном акте, неукоснительно претворяются в жизнь на протяжении уже пяти лет, способствуя в определенной степени повышению уровня доверия в Европе.

Советский Союз и другие социалистические страны выступают за расширение и углубление мер доверия, за осуществление действенных шагов по ослаблению военной напряженности на европейском континенте, за созыв конференции по военной разрядке и разоружению в Европе. Эта инициатива получила широкий отклик практически во всех государствах - участниках общеевропейского совещания, и сейчас многие из них выступают за то, чтобы на предстоящей общеевропейской встрече в Мадриде принять решение о созыве такой конференции. Это - важное и многообещающее дело. Оно требует прежде всего преодоления противодействия тех сил, которые хотели бы помешать ослаблению военной напряженности в Европе.

22. При поддержке широких миролюбивых кругов Европы Советский Союз и другие социалистические страны выступают за то, чтобы между всеми государствами - участниками общеевропейского совещания был заключен договор о неприменении первыми друг против друга как ядерных, так и обычных вооружений. Совершенно ясно, какое благотворное значение имел бы такой шаг для мирной жизни народов Европы, и не только Европы, особенно если учесть, что именно на европейском континенте было положено начало обеим мировым войнам, принесшим человечеству невыразимое горе. И здесь ответ - за США и их западноевропейскими союзниками.

23. Седьмой год ведутся венские переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, начатые также по инициативе социалистических стран. Не раз в их ходе рождалась надежда на продвижение вперед, но каждый раз страны НАТО воздвигали на пути к успеху новые препятствия. Недавно социалистические государства-участники венских переговоров предприняли новые крупные шаги к сближению позиций сторон. Сейчас требуется конструктивный ответ на них со стороны западных стран. Венские переговоры могут и должны быть доведены до успешного завершения.

24. В связи с опасными действиями НАТО, направленными на подрыв военного равновесия в Европе, значительную остроту при обрел в последнее время вопрос о ядерных средствах в этом районе. Год назад Советский Союз заявил о своей готовности сократить число ракетно-ядерных средств средней дальности, размещенных в западных районах СССР, если в Западной Европе не будут дополнительно размещаться ракетно-ядерные средства такого рода. Отклонение США и их союзниками этого предложения, принятие в НАТО решения о производстве и размещении в некоторых западноевропейских странах новых американских ракет средней дальности серьезно осложнили обстановку в Европе.

Недавно СССР выдвинул новое предложение - обсудить одновременно и в органической связи вопросы, касающиеся как ракетно-ядерных средств средней дальности в Европе, так и американских ядерных средств передового базирования. Этот конструктивный шаг с советской стороны вызвал к жизни новую надежду у народов, заинтересованных в том, чтобы избежать дальнейшего нагнетания военной напряженности на европейском континенте.

Ответ и в этом вопросе - за Соединенными Штатами Америки.

25. По мнению Советского Союза и других социалистических стран, существенное значение для укрепления мира имело бы принятие мер по ослаблению военной напряженности в районе Средиземного моря, омывающего берега трех континентов - Европы, Африки и Азии. 15 мая 1980 года государства - участники Варшавского Договора выдвинули в своей декларации широкую программу действий по этому направлению. Она включает распространение на район Средиземного моря мер доверия, сокращение вооруженных сил в этом районе, вывод из Средиземного моря военных кораблей, несущих ядерное оружие, отказ от размещения ядерного оружия на территориях средиземноморских европейских и неевропейских неядерных стран.

Социалистические страны ожидают реакции других заинтересованных государств на эти предложения.

26. За последние годы большую актуальность приобрела проблема укрепления безопасности и ослабления военной напряженности в районе Индийского океана, на берегах которого живут народы, освободившиеся от колониального господства. Их право на мирную, спокойную жизнь, их стремление сосредоточить усилия и ресурсы для экономического и социального развития своих стран поставлены под вопрос резким усилением военного присутствия и военной активности США и некоторых их союзников в районе Индийского океана.

Советский Союз неизменно выступал в поддержку стремления прибрежных государств Индийского океана превратить их район в зону мира, где были бы ликвидированы все иностранные военные базы и никто не угрожал бы безопасности, независимости и суверенитету прибрежных стран. В 1977-1978 годах Советский Союз вел в этих целях двусторонние переговоры с США относительно ограничения и последующего сокращения военной деятельности в Индийском океане. Но и эти переговоры американская сторона прервала. Осуществляемое сейчас Соединенными Штатами наращивание их военного присутствия в Индийском океане, создание там военных баз, в частности на о. Диего-Гарсия, идет вразрез с волей народов этого района мира, усиливает напряженность, создает угрозу опасных военных конфликтов.

Советский Союз поддерживает решение ООН о проведении в 1981 году международной конференции по Индийскому океану. Он принимает активное участие в ее подготовке и готов вместе с другими странами содействовать превращению Индийского океана в зону мира.

 

Сокращение военных расходов

 

27. Одним из наиболее простых и в то же время эффективных путей прекращения гонки вооружений и перехода к разоружению является сокращение военных расходов. Если бы удалось договориться о сокращении государствами их военных бюджетов, это повело бы к свертыванию военных программ и высвободило огромные средства для нужд экономического и социального развития.

Известно, что вопрос о сокращении военных расходов стоит на повестке дня ООН и почти всех форумов, где ведутся переговоры по разоружению. Но дело двигается не вперед, а скорее наоборот: за два последних десятилетия ежегодные суммарные военные расходы государств увеличились по меньшей мере в два раза.

Советский Союз еще много лет назад выступил за сокращение военных бюджетов всех государств, и прежде всего крупных держав. Такова ого позиция и сегодня. ООН неоднократно высказывалась в поддержку этих инициатив. Но некоторые государства, в том числе из постоянных членов Совета Безопасности, открыто срывают все решения и призывы к уменьшению военных расходов, прибегая к разного рода надуманным отговоркам.

Советский Союз со своей стороны подтверждает, что он готов в любой момент вступить в переговоры с другими государствами, располагающими большим экономическим и военным потенциалом, в том числе со всеми государствами - постоянными членами Совета Безопасности, о конкретных размерах сокращения каждым из них своего военного бюджета либо в процентном, либо в абсолютном выражении. Советский Союз готов также договориться о величине суммы, которая будет выделена на цели увеличения экономической помощи развивающимся странам каждым государством, которое сократит свой военный бюджет.

 

* * *

 

Опыт международной жизни говорит о том, что путь к прочному миру, к устранению угрозы новой мировой войны один это путь прекращения гонки вооружений и перехода к мерам реального разоружения, вплоть до всеобщего и полного разоружения.

На пути к прочному, гарантированному миру нет непреодолимых объективных преград. Главным препятствием является отсутствие политической води у вполне определенных государств, это препятствие должно быть устранено. Разрядка может быть сохранена и упрочена, безопасность государств может быть надежно гарантирована, если страны-члены ООН, руководители всех без исключения государств проявят должное чувство ответственности, добрую волю, преданность делу мира и решимость его отстаивать.

История не оставляет иного выбора, кроме как в пользу мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества государств. По убеждению Советского Союза, сама жизнь диктует необходимость мобилизации усилий всех государств, больших и малых, для достижения реальных результатов в ограничении гонки вооружений, в укреплении политических и международно-правовых гарантий сохранения мира. Организация Объединенных Наций может и должна использовать для этого весь свой авторитет.

Советский Союз обращается с призывом ко всем государствам отбросить всякие конъюнктурные соображения и расчеты, будь то внутреннего или внешнего порядка, отказаться от попыток достижения военно-стратегического превосходства, от стремления к гегемонии в глобальном или региональном масштабе, осознать, что жизненные интересы всех народов состоят в устранении угрозы ядерной катастрофы, в обеспечении мирного будущего.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.