Сделай Сам Свою Работу на 5

Предложения СССР «О практических путях к прекращению гонки вооружений»

Внесены делегацией СССР в Подготовительном комитете

для Первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи

ООН, посвященной разоружению, 26 мая 1978 г.

 

Все развитие мировых дел поставило в настоящее время прекращение гонки вооружений в центр международной политики.

Ускоряющийся и расширяющийся процесс разработки, производства и развертывания новых видов оружия и систем вооружения приобретает все более опасные черты. В арсеналах государств стремительно растет потенциал уничтожения, уже и сейчас достаточный для того, чтобы - в случае его приведения в действие - поставить под вопрос жизнь человека на земле.

Если гонка вооружений не будет остановлена, может оказаться блокированной политическая разрядка, достигнутая в результате громадных усилий многих государств и народов. Если снова начнет нарастать угроза военного столкновения, вряд ли можно будет сохранить даже теперешний уровень международного доверия, без которого немыслимы нормальные отношения между государствами.

Поглощая увеличивающуюся долю материальных и интеллектуальных ресурсов человечества, гонка вооружений может завести в тупик решение проблем экономического развития, и без того чрезвычайно сложных. При продолжающейся гонке вооружений трудно будет найти решение глобальных, общечеловеческих проблем, актуальность которых намного возросла за последние десятилетия, - проблем продовольственного обеспечения, развития принципиально новых источников энергии, широкого освоения океанов и космоса, искоренения болезней, сохранения природной среды.

Бесспорно, что двусторонние и многосторонние соглашения об ограничении гонки вооружений, заключенные в 60-х и 70-х годах, оказали и оказывают определенное сдерживающее влияние на эту гонку. Закрыв одни и несколько сузив другие каналы развития и распространения оружия массового уничтожения, эти соглашения предотвратили худшее. Но в силу своего ограниченного характера и в силу того, что не все государства, в том числе не все ядерные державы, стали их участниками, они не остановили гонку вооружений.



В то же время темпы достижения договоренностей по вопросам ограничения гонки вооружений отстают от темпов развития самой этой гонки. Более того, на некоторых - причем весьма опасных - направлениях дело может подойти к такой черте, за которой будет утрачена возможность заключения соглашений по ограничению гонки вооружений, основанных на взаимном контроле. Уже находятся в стадии разработки и приближаются к производственной стадии системы оружия, ограничение численности и качественных характеристик которых такому контролю вообще не поддается.

История поставила государства и народы перед выбором. "Международные отношения, - говорил недавно Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежнев, - находятся сейчас как бы на перекрестке путей, ведущих либо к росту доверия и сотрудничества, либо к росту взаимных страхов, подозрений, накапливания оружия, - путей, ведущих в конечном счете либо к прочному миру, либо в лучшем случае к балансированию на грани войны".

Выбор может быть сделан только один: необходимо обеспечить решительный перелом в борьбе за прекращение гонки вооружений. Больше нельзя упускать время - это грозит слишком тяжелыми последствиями. Больше ни одно государство не вправе уклоняться от того, чтобы внести свой вклад в прекращение гонки вооружений. И ни одно правительство не найдет оправдания перед собственным народом для действий, не способствующих решению этой задачи или тем более идущих в противоположном направлении.

Прекращение гонки вооружений - общая задача всех государств, всех правительств, всех народов. И решать ее надо совместно.

В соответствии с этим Советский Союз, следуя неизменному ленинскому курсу мира и мирного сотрудничества, обращается ко всем государствам - членам Организации Объединенных Наций с призывом и предложением предпринять в самое ближайшее время ряд неотложных шагов, способных остановить гонку вооружений. Со своей стороны Советский Союз готов всемерно содействовать их осуществлению и принять, когда это необходимо, непосредственное участие в их претворении в жизнь.

По мнению Советского Союза, как об этом недавно было заявлено Л.И.Брежневым, настало время подумать о полном прекращении дальнейшего количественного и качественного роста вооружений и вооруженных сил государств, обладающих крупным военным потенциалом, и тем создать условия для последующего их сокращения. Конкретно Советский Союз обращается с призывом обсудить программу осуществления в течение определенного ограниченного периода следующих мер:

- прекращение производства ядерного оружия во всех его видах;

- прекращение производства и запрещение всех других видов оружия массового уничтожения;

- прекращение создания новых видов обычных вооружений большой разрушительной силы;

- отказ от расширения армий и увеличения обычных вооружений держав - постоянных членов Совета Безопасности, а также стран, связанных с ними военными соглашениями.

Конечно, договориться о таких вещах - дело непростое.

Поэтому следовало бы начать, например, с прекращения производства ядерного оружия.

Одновременно Советский Союз со своей стороны со всей определенностью заявляет: он против применения ядерного оружия; только чрезвычайные обстоятельства, агрессия против него или его союзников со стороны другой ядерной державы могут вынудить его прибегнуть к этому крайнему средству самозащиты.

Первое. Поскольку главная опасность исходит от нарастающей гонки ядерных вооружений, центральное место в усилиях государств должны занять меры, направленные на то, чтобы, прежде всего именно в этой области остановить, а затем и повернуть вспять гонку вооружений.

Не вызывает сомнения, что эту проблему было намного легче решить в те времена, когда ядерное оружие еще только появилось на свет. Советский Союз тогда именно так и предлагал поступить - запретить ядерное оружие навсегда. Но в то время его предложение не было принято. Теперь, когда на вооружении государств находятся системы ядерного оружия широкого спектра, когда ядерный фактор стал ведущим в военной реальности наших дней, когда он лежит в основе стратегического планирования, проблема стала неизмеримо труднее.

Однако было бы глубокой ошибкой считать, что ныне стало вообще невозможным повернуть в обратную сторону развитие событий в области ядерных вооружений. Государства и народы сталкивались с не менее трудными задачами в политической и социальной областях и находили их решение. Государственная мудрость, честный и объективный подход к существу проблемы, сознание исторической ответственности за успех всего дела, целеустремленность и настойчивость в состоянии открыть пути для решения и этой сложнейшей задачи.

Советский Союз твердо выступает за то, чтобы быстрее взяться за дело. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежнев выдвинул предложения о прекращении производства ядерного оружия во всех его видах и постепенном сокращении его запасов вплоть до полной их ликвидации. Сейчас мы предлагаем обсудить вопрос о практическом начале соответствующих переговоров.

Мы считаем, что в переговорах должны принять участие все ядерные державы и уклонение любой из них легло бы тяжелым грузом на ее политику. К переговорам, видимо, целесообразно привлечь также некоторое число неядерных государств. О конкретной формуле состава участников переговоров можно было бы договориться по дипломатическим каналам или в рамках соответствующего подготовительного комитета. В таком же порядке можно было бы согласовать конкретную повестку дня переговоров, определить комплекс вопросов, подлежащих рассмотрению и решению.

Никто не должен питать иллюзий - это большой и чрезвычайно сложный комплекс. Здесь вопросы о том, как осуществить прекращение производства ядерного оружия; о том, как приступить к постепенному сокращению накопленных его запасов; о стадиях или этапах в продвижении по этому направлению; о том, в каком масштабе должны включаться в этот процесс на каждом этапе отдельные ядерные державы с учетом различий в уровнях их военных ядерных потенциалов; как сохранить ненарушенным существующий баланс в области ядерной мощи при постоянном понижении ее уровней.

Естественно, что разработка и осуществление мер в области прекращения производства ядерного оружия и постепенной ликвидации его запасов должны идти параллельно и в неразрывной связи с укреплением политических и международно-правовых гарантий безопасности государств. Крупным шагом в этом направлении было бы заключение Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях. Предложения Советского Союза на этот счет хорошо известны. Кроме того, имеется решение Генеральной Ассамблеи ООН о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия.

Переговоры по этому кругу вопросов потребуют много усилий, много труда. Но сейчас прежде всего требуется начать переговоры, поставить дело на практические рельсы.

В этих целях Советский Союз предлагает, чтобы нынешняя специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла принципиальное решение о необходимости начать переговоры по ядерному разоружению и по вопросу о неприменении силы, определила порядок их подготовки и конкретную дату их начала. Установление такой даты подчеркнет твердость намерений государств навсегда освободить человечество от угрозы ядерной войны.

Второе. Одной из самых важных задач в деле прекращения гонки вооружений безусловно является предотвращение распространения ядерного оружия. За последнее десятилетие, начиная с заключения Договора о нераспространении ядерного оружия, решение этой задачи существенно продвинулось вперед. Но сделано еще не все необходимое, и сейчас нужны дальнейшие усилия.

Понятно, что особую опасность представляло бы ядерное оружие в руках государств, расположенных в районах конфликтов и напряженности. Ядерный конфликт, вспыхнувший в любом из таких районов, мог бы стать детонатором всеобщего ядерного столкновения. Именно поэтому такую глубокую тревогу вызывают ставшие известными планы создания ядерного оружия в ЮАР и Израиле. Нельзя допустить осуществления этих планов: резкая эскалация нестабильности и напряженности в соответствующих районах усилила бы ядерную опасность для всего человечества.

Есть, очевидно, необходимость в том, чтобы обеспечить более активное участие в укреплении режима нераспространения широкого круга государств, в том числе неядерных. Следует поэтому внимательно отнестись к тем пожеланиям, которые выдвигаются в этой связи с их стороны.

Известно, что прежде всего эти пожелания касаются укрепления гарантий безопасности неядерных государств. Сейчас такие гарантии существуют в виде обязательств СССР, США и Великобритании, данного через Совет Безопасности, предпринять определенные действия по обеспечению поддержки жертве ядерной агрессии. Это - важное обязательство. Но многие неядерные государства проявляют заинтересованность в том, чтобы ядерные державы сделали еще один шаг - взяли на себя обязательство не применять против них ядерное оружие.

Советский Союз заявляет, что он никогда не применит ядерное оружие против тех государств, которые отказываются от производства и приобретения ядерного оружия и не имеют ядерного оружия на своей территории. Мы готовы заключить на этот счет и специальные соглашения с любым из таких неядерных государств. Мы призываем все другие ядерные державы последовать нашему примеру и взять на себя аналогичные обязательства.

Ослаблению угрозы ядерной войны, укреплению режима нераспространения ядерного оружия может содействовать создание безъядерных зон в различных районах мира. Исходя из своей принципиальной позиции поддержки стремления государств тех или иных регионов не допустить появления на своих территориях ядерного оружия. Советский Союз решил подписать Дополнительный протокол II Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договора Тлателолко) и тем самым взять на себя обязательство соблюдать статус безъядерной зоны на этом континенте. Разумеется, такое наше обязательство будет сохранять силу только в том случае, если и другие ядерные державы будут уважать статус этой зоны и если ее участники обеспечат подлинно безъядерный режим зоны.

Развитие мирного использования ядерной энергии, несомненно, является одним из перспективных путей к решению энергетической проблемы, и Советский Союз выступает за расширение международного сотрудничества в этой области, если оно, конечно, осуществляется при соблюдении условий, исключающих его использование для увеличения возможностей по созданию ядерного оружия. Вместе с тем, заглядывая вперед, можно с уверенностью сказать, что ядерная энергия - при всем ее значении - не является единственным ключом к решению энергетической проблемы.

Уже сейчас вырисовываются альтернативные пути, не связанные с увеличением ядерной опасности. Это - термоядерный синтез, использование солнечной и геотермальной энергии, равно как и ряд других энергетических источников с большим будущим. Их развитие обещает получение и более дешевой энергии, чем ядерная.

Советский Союз готов сотрудничать на конструктивной основе с другими государствами в исследованиях по новым источникам и видам энергии. Мы заявили недавно о готовности участвовать - вместе с США, европейскими странами, Японией и другими государствами - в международном проекте термоядерного реактора типа "Токамак", цель которого - осуществление управляемой термоядерной реакции с выделением энергии, превышающей энергетические затраты.

Как известно, Советский Союз уже оказывает ряду стран услуги по обогащению их природного урана на советских обогатительных установках. С тем чтобы содействовать широкому использованию мирного атома для решения энергетических задач, Советский Союз готов и впредь предоставлять такие услуги при соответствующих международных гарантиях.

Третье. К вопросу об укреплении режима нераспространения ядерного оружия непосредственно примыкает другой, не менее актуальный вопрос - о не размещении ядерного оружия на территории государств, где его нет в настоящее время. Этот вопрос также необходимо решить.

Практически речь должна идти о том, чтобы на территориях тех государств, где сейчас нет ядерного оружия, оно не размещалось бы и в будущем ни в виде развернутых на позициях боевых ядерных систем, ни в виде складов ядерных боеголовок, бомб, снарядов, мин. Если об этом удастся договориться, то будет остановлен процесс, который может привести к опасным последствиям, в том числе к дестабилизации существующего стратегического положения.

Очевидно, что решение данного вопроса в немалой степени зависит от тех неядерных государств, где в настоящее время нет ядерного оружия. Некоторые из них уже выступили с заявлениями о том, что они не допустят размещения ядерного оружия на своей территории. Будет хорошо, если такую же позицию займут другие неядерные государства, находящиеся в аналогичном положении.

Но, как и в вопросе о нераспространении ядерного оружия, многое зависит от ядерных держав, особенно если учесть имеющиеся в их распоряжении средства политического влияния по союзническим и иным каналам. Крупным позитивным шагом со стороны ядерных держав явилось бы принятие ими на себя ясного и простого обязательства - не размещать ядерное оружие в тех странах, где его нет в настоящее время. Такое обязательство, разумеется, должно иметь универсальный характер, то есть распространяться на любое неядерное государство, на территории которого нет ядерного оружия, независимо от того, находится ли та или иная ядерная держава в союзнических отношениях с этим государством или не находится.

Советский Союз заявляет, что он готов принять на себя подобное обязательство, и призывает к этому все другие ядерные державы. Если на этот счет будет достигнуто принципиальное согласие ядерных держав, они могли бы провести обмен мнениями о том, в какую форму такое обязательство облечь.

Четвертое. Важное место в международной повестке дня занимает вопрос о запрещении создания новых видов и систем оружия массового уничтожения. По мнению Советского Союза, его можно было бы решить еще несколько лет назад, когда он был впервые поставлен. К сожалению, однако, позиция некоторых государств привела к затяжке решения этого вопроса. Тем более важно умножить усилия на этот счет теперь, когда быстрое развитие научных исследований в самых различных областях ощутимо увеличивает опасность появления новых видов и систем оружия массового уничтожения.

В срочном порядке необходимо предпринять международные действия, которые окончательно предотвратили бы появление и развертывание нейтронного оружия. Обсуждение вопроса о его запрещении проходило в последние месяцы на различных межгосударственных уровнях, включая самые высокие, а также среди мировой общественности и между крупнейшими учеными современности. Результаты этого обсуждения позволяют с полной уверенностью заявить:

- нейтронное оружие - это особо антигуманное средство массового истребления людей;

- нейтронное оружие неизбежно понизит порог ядерной войны и, следовательно, сделает ее развязывание более вероятным;

- принятие на вооружение нейтронного оружия одной группой государств неизбежно повлечет за собой принятие его на вооружение и другой группой стран, а это откроет новое направление гонки ядерных вооружений, подобно тому, как в 40-х годах это произошло с атомным, а в 50-х годах - с термоядерным оружием;

- появление какого-либо одного вида нейтронного оружия может быть только началом этой гонки: за первым видом неизбежно появятся другие, еще большей поражающей способности, предназначенные для выполнения более широких задач, чем это мыслится сейчас, в том числе и выходящих за пределы одного континента.

Из этих непреложных фактов исходили государства, включая Советский Союз, выдвинувшие на рассмотрение Комитета по разоружению проект Международной конвенции о запрещении производства, накопления, развертывания и применения ядерного нейтронного оружия.

В связи с тем, что правительство США отложило принятие окончательного решения о начале производства нейтронного оружия. Советский Союз тоже не будет приступать к его производству, если этого не сделают Соединенные Штаты. Но он остается сторонником полного запрещения нейтронного оружия.

Если исходить из интересов безопасности народов, то правильно будет предоставить рассмотрению предложения о запрещении нейтронного оружия высокий приоритет в работе Комитета по разоружению, а на XXXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН подвести итоги проделанной работы.

Время еще не упущено. Угрозе нейтронной смерти еще можно закрыть дорогу, можно не дать ей материализоваться. Но действовать нужно быстро. К этому Советский Союз снова призывает все государства.

Пятое. Задача прекращения гонки вооружений требует быстрейшего успешного завершения тех переговоров, которые уже ведутся в этих целях на двустороннем, региональном и международном уровнях. В ряде случаев на переговорах выявились пути, способные привести к договоренности, и значительная, а то и основная часть работы уже позади. Умножив усилия, придав им еще больше целеустремленности, можно добиться окончательного успеха.

Это относится прежде всего к советско-американским переговорам об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые призваны поставить предел развертыванию вооружений самых опасных, самых разрушительных - тех, приведение которых в действие означало бы развязывание мировой ядерной войны.

Известно, что на переговорах по ограничению стратегических наступательных вооружений не раз возникали серьезные трудности. Сейчас многие из них преодолены, существуют неплохие возможности для решения остающихся вопросов. Исключительно важно не допустить, чтобы на пути успешного завершения переговоров появились новые препятствия, новые проблемы. Соглашение может и должно быть заключено в самое ближайшее время.

После заключения соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений усилия в этом направлении должны быть без промедления продолжены. Они должны привести к существенному понижению уровней стратегических наступательных вооружений, к дальнейшему ограничению их качественного совершенствования - разумеется, на основе принципа одинаковой безопасности сторон и должного учета всех связанных с этим факторов. Советский Союз будет готов вести по всем этим вопросам серьезные, деловые переговоры.

Есть реальная возможность быстро довести до успешного завершения переговоры о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия. Народы ожидали этой возможности в течение полутора десятилетий со времени заключения Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В целях расчистки пути к достижению конструктивной договоренности о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия Советский Союз, как известно, предпринял в последнее время ряд шагов по тем направлениям, которые были связаны с наибольшими трудностями. С нашей стороны было дано согласие на проведение проверки на добровольной основе, на установление моратория на мирные ядерные взрывы, а также на то, чтобы договор вступил в силу даже в том случае, если первоначально в нем примут участие не все пять ядерных держав, а только три - СССР, США и Великобритания. Мы за скорейшее завершение выработки этого договора и его подписание.

Практические переговоры ведутся и по вопросу о запрещении разработки, производства и накопления химического оружия и об уничтожении его запасов. Но в этом вопросе дело чрезмерно затянулось, и нормальным признать это нельзя. Хотя в ходе переговоров и консультаций относительно запрещения химического оружия возникли определенные трудности, связанные прежде всего с проблемой контроля, они не являются непреодолимыми.

Проблема контроля за запрещением разработки, производства и накопления химического оружия и уничтожением его запасов может быть решена на основе национальных средств проверки, дополненных хорошо продуманными международными процедурами.

Со своей стороны Советский Союз прилагает и будет прилагать усилия к тому, чтобы переговоры о запрещении химического оружия были завершены успешно. Но такие же усилия требуются и от других участников переговоров.

На продвинутой стадии находится подготовка соглашения о запрещении еще одного вида оружия массового уничтожения - радиологического, то есть оружия, поражающего живые организмы в результате радиоактивного излучения, вызванного невзрывным распадом радиоактивного материала. Проект конвенции, запрещающий разработку, производство и применение радиологического оружия, уже частично согласован между участниками переговоров. Советский Союз считает, что надо закончить это дело без излишних затяжек.

Существует возможность придать практический характер решению вопроса о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений. Советский Союз последовательно и постоянно выступает за осуществление действенных мер в этом направлении. В разное время такие меры становились предметом обмена мнениями, консультаций и переговоров как на двусторонней основе, так и в рамках международных форумов.

Теперь настало время перейти от общих обсуждений к делу, к конкретным переговорам в соответствии с той программой практических мер, которую Советский Союз предлагает сейчас на рассмотрение государств - членов ООН.

Пора сдвинуть с места переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Здесь решается вопрос о том, чтобы ослабить военную напряженность в районе, где она особенно велика, где противостояние армий двух военно-политических союзов особенно опасно.

Успех этих переговоров должен внести существенный вклад в улучшение международной обстановки в целом, дать пример и образец для практических шагов по сокращению вооруженных сил и вооружений в других районах Европы, равно как и в других районах мира.

Причина того, что переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе на протяжении уже нескольких лет не продвигаются вперед, заключается в необоснованном требовании западных участников переговоров относительно так называемого асимметричного сокращения вооруженных сил и вооружений сторон в ущерб безопасности социалистических государств. И хотя внесенные западными странами в середине апреля с.г. несколько обновленные предложения в значительной мере страдают такой же односторонностью. Советский Союз со своей стороны готов сделать все от него зависящее для нахождения взаимоприемлемых решений на переговорах в Вене.

В отличие от стран НАТО Советский Союз давно уже не наращивает свои вооруженные силы в Центральной Европе и не намерен и впредь увеличивать их ни на одного солдата, ни на один танк.

Военная разрядка на европейском континенте требует осуществления и других шагов, предложенных в последнее время социалистическими государствами, - прежде всего принятия на себя государствами - участниками общеевропейского совещания обязательства не применять ядерное оружие первыми друг против друга. Смысл и значение этого предложения очевидны. Нельзя не видеть также, что его осуществление намного облегчило бы достижение договоренности о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Предложение выдвинуто, времени на его предварительное изучение было достаточно, пора начать его совместное рассмотрение на соответствующем международном форуме.

Вполне могут быть закончены в ближайшие месяцы советско-американские переговоры об ограничении и последующем сокращении военной деятельности в Индийском океане. В их успехе в равной степени заинтересованы как их непосредственные участники, так и многочисленные прибрежные государства Индийского океана, озабоченные укреплением своей безопасности. Достигнутая на переговорах степень прогресса, о котором стороны систематически информируют Организацию Объединенных Наций через Специальный комитет ООН по Индийскому океану, подтверждает реальность выработки полной договоренности. Для этого необходимо интенсифицировать переговоры, не допуская неоправданно длительных перерывов, которые лишь затягивают их завершение.

Сразу же после заключения соглашения о "замораживании" или "стабилизации" военной деятельности в Индийском океане на нынешних уровнях должны быть проведены переговоры о ее решительном сокращении, включая ликвидацию иностранных военных баз. Тем самым будет в значительной мере реализована идея превращения Индийского океана в зону мира, с которой выступают многие государства, прежде всего - прибрежные.

Есть возможность продвинуть вперед начатые недавно советско-американские консультации по ограничению международной торговли и поставок обычных вооружений. Проблема эта актуальна, она требует своего решения. Такое решение достижимо в общем контексте разрядки международной напряженности, упрочения международного мира, ликвидации существующих очагов военной опасности и предотвращения возникновения новых таких очагов.

Это означает, что должны быть выработаны разумные и точные политические и международно-правовые критерии, которые определяли бы, в какой ситуации и применительно к каким получателям поставки вооружений являются обоснованными и допустимыми, а в каких - должны быть запрещены или резко ограничены. Такие критерии должны опираться на Устав ООН, на определение агрессии, на решения Организации Объединенных Наций относительно оказания материальной и моральной поддержки народам, ведущим борьбу за освобождение от колониально-расистского угнетения.

Очевидно, что в решении вопроса об ограничении международной торговли и поставок обычных вооружений должны будут принять участие не только СССР и США, но и другие государства - поставщики таких вооружений.

Шестое. Необходимо укрепить действующие международные договоры и соглашения, направленные на ограничение гонки вооружений, обеспечить их универсальность, участие в них всех без исключения государств.

К настоящему времени создана уже целая система таких договоров и соглашений. Сюда относятся: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой; Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

Если учесть, что членами Организации Объединенных Наций являются 149 государств, то невозможно признать нормальным положение, когда в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах участвуют только 106 государств, в Договоре о нераспространении ядерного оружия - 102, в Конвенции о запрещении бактериологического оружия - 73, в Договоре о запрещении размещения оружия массового уничтожения на дне морей и океанов - 65 государств, в других договорах и соглашениях - примерно столько же.

Почему треть, а то и половина всех государств уклоняется от участия в этих важных международных договорах и соглашениях? Ни национальные интересы, ни стремление к более далеко идущим мерам в области разоружения, ни ссылки на отсутствие в распоряжении того или иного государства тех видов оружия, которые ограничиваются или запрещаются этими соглашениями, не могут быть препятствием для присоединения к ним. В то же время совершенно очевидно, что универсальность участия в этих договорах и соглашениях придаст им еще больше эффективности, еще больший политический вес.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций не раз обращалась ко всем государствам с призывом стать участниками действующих договоров и соглашений по ограничению гонки вооружений. Нынешнее положение дел требует, чтобы эти призывы встретили наконец всеобщий положительный ответ, способный стать выражением единства всех государств мира в стремлении остановить гонку вооружений.

Седьмое. Существует, по-видимому, широкое согласие в отношении того, что с решением проблемы прекращения гонки вооружений и разоружения в современную эпоху неразрывно связано экономическое развитие. Средства, которые будут высвобождаться в результате практических действий государств в этих направлениях, - это крупный потенциал для повышения благосостояния стран и народов, важный резерв в расширении помощи в целях развития. Чем радикальнее будут соответствующие меры, чем глубже и дальше они будут идти, тем больше дополнительных материальных средств можно будет обращать на эти цели.

Есть вместе с тем и такой путь, который позволяет самым непосредственным образом и еще до осуществления крупных мер в области разоружения сочетать обе стороны дела: налагая материальные ограничения на гонку вооружений, высвободить определенные дополнительные средства на мирные цели. Это - сокращение военных бюджетов.

Генеральная Ассамблея неоднократно высказывалась за осуществление этой меры и за использование части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам. Речь шла тогда о сокращении в первую очередь военных бюджетов государств - постоянных членов Совета Безопасности на определенный, одинаковый для всех этих государств процент. До сих пор это решение остается невыполненным, поскольку некоторые государства, в том числе некоторые постоянные члены Совета Безопасности, отказываются вести дело к практической договоренности, ссылаясь, в частности, на несопоставимость военных бюджетов государств.

Имея в виду облегчить решение данного вопроса. Советский Союз предлагает теперь, чтобы государства, располагающие большими экономическими и военными потенциалами, в том числе все государства - постоянные члены Совета Безопасности, договорились о конкретных размерах сокращения каждым из них своего военного бюджета не в процентном, а в абсолютном выражении. Такая договоренность могла бы охватывать, например, трехлетний период, начиная c бюджета следующего финансового года.

Одновременно можно было бы договориться о размере конкретных сумм, которые каждое государство, сокращающее свой военный бюджет, выделит на цели увеличения помощи развивающимся странам. В рамках ООН целесообразно будет в этом случае создать механизм по распределению этих сумм между государствами - получателями помощи.

 

* * *

 

Выдвигая на рассмотрение специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН изложенные соображения о практических путях к прекращению гонки вооружений. Советский Союз исходит из того, что предлагаемые шаги являются минимальными. Без их осуществления гонка вооружений не будет остановлена.

В то же время эти шаги - существенные. Их претворение в жизнь действительно создаст перелом во всем международном развитии: от гонки вооружений и военной напряженности - к военной разрядке, к радикальному ослаблению угрозы войны.

И все эти шаги осуществимы. Все они учитывают существующий баланс сил, ни с какой стороны и ни для кого не создают односторонних преимуществ или выгод в ущерб интересам безопасности других. По большинству из них уже ведутся переговоры, в ряде случаев приближающиеся к завершению. По другим такие переговоры могут быть начаты в ближайшее время.

Для того чтобы добиться прекращения гонки вооружений, нужны готовность решительно продвигаться к ее достижению, политическая воля. Ответственность каждого государства за настоящее и будущее народов ныне так велика, что государство, которое уклонилось бы от сотрудничества в решении этой исторической задачи, совершило бы преступление перед человечеством.

Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН имеет необходимые права и полномочия для того, чтобы реально способствовать движению вперед - к прекращению гонки вооружений. В этом ее долг, и она должна его выполнить. Тем самым Генеральная Ассамблея подготовит условия для созыва и успеха Всемирной конференции по разоружению. Осуществив действенные шаги к прекращению гонки вооружений, государства смогут перейти к коренному решению проблем разоружения, вплоть до всеобщего и полного.

Правда, 1978, 31 мая

См.: Борьба СССР против ядерной опасности, гонки вооружений,

за разоружение: Документы и материалы. М., 1987. С.10-23.

 

 

Документ № 40



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.