Сделай Сам Свою Работу на 5

Еще раз подумайте о слушателях





Подумайте еще раз о тех конкретных людях, к которым вы будете обращаться. Действительно ли вы рассчитываете на то, что они воспримут вашу проповедь? Думайте не об одном только человеке, потому что это уведет вас в ложном направлении, но о целой категории слушателей и об их конкретной нужде. В завершение, подумайте о том, как наилучшим образом передать этой категории слушателей ваш материал, и это придаст вам новое понимание цели, а также пути и желание ее достижения. Даже теперь еще не поздно сделать поправки, уточнения и добавления, если вы того пожелаете.

Соединяя таким образом вашу проповедь с реальными слушателями, вы будете молиться о Господнем благословении, о том, чтобы был возвеличен Спаситель Христос, о беглости, ясности и искренности изложения, и о спасении драгоценных душ.

Притчи и их применение

При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. (Луки 5:36)

Притчи и чудеса Господа, как правило, содержат в себе обращение к погибшим душам с призывом к покаянию, - то есть как раз то, что мы должны взять на вооружение для наших евангельских проповедей. К сожалению, сегодня многие проповедники с большой неохотой используют притчи и чудеса, потому что они были обучены - и вполне правильно - избегать аллегорических проповедей. Но обращение к душам с призывом к покаянию не входит в категорию аллегорической интерпретации.



Притчи нашего Господа, несомненно, были предназначены для того, чтобы изобразить темы благодати и спасения, а Его чудеса - чтобы изобразить еще большее чудо духовного исцеления. Чудеса были указателем на то, Кем Он был и что Он пришел сделать для душ. Проповедники лишаются многих мощнейших евангельских аргументов и успешнейших средств их передачи, если не стараются использовать в призыве к спасению притчи и чудеса.

В этой главе мы желаем дать обоснование применению притч в призывных проповедях, а также способы различения в них евангельского материала. Для большего интереса мы выбрали очень маленькую притчу, содержащуюся в трех Евангелиях, но редко используемую в наши дни для призыва к покаянию.



Итак, наш пример - притча о заплате из новой ткани на старой одежде, как написано в Лук. 5:36. В этой короткой притче мы видим две разные одежды: одна старая, изношенная, а другая - новая (это видно из формы слов, использующихся в Ев. от Луки).

В былые времена проповедники объясняли, что старая одежда означает разбитую жизнь необращенного человека, а новая изображает новую жизнь во Христе. Старые проповедники говорили, что многие люди пытались исправить одежду безбожной жизни некоторыми частями христианской веры или же случайными добрыми делами.

Многие в наши дни не оценивают по достоинству, каким полным и богатым может быть такой способ истолкования и как много ценных евангельских мыслей из него вытекает. Мы исследуем некоторых из них. Однако сначала обратим внимание на "внешнее", первичное значение притчи. Итак, в нашей притче человек портит новую одежду ради того, чтобы починить старую. Что хотел сказать этим Господь? Главная Его мысль - та, что видимое, внешнее религиозное начало нуждается в полной перемене, включая внутреннюю, и всякая частичная подмена обречена на провал. Господь хотел также сказать, что вера и дела не смешиваются между собой.

Часто эту притчу толкуют и так, что еврейские вожди, возможно, соглашались принять чудеса Христа, но только не Его учение. Они, может быть, были готовы дать место Его чудотворной силе в структуре еврейской религии, которая в течение четырех столетий не имела удостоверяющих чудес. Еврейские вожди того времени ушли на тысячи километров от той религии, которую дал им Бог, потому что ее сущность заключалась в вере, а не в гордости о своих делах. Им было бы приятно иметь при себе пророка-чудотворца при условии, что Он будет знать Свое место и оставит за ними священнические, руководящие и учительские функции. Такое положение дел очень укрепило бы иудаизм.



Многие полагают, что примирительная миссия Никодима, который посетил Иисуса ночью, заключалась именно в достижении такого соглашения. (Это соглашение вполне удовлетворило бы и сатану, предлагавшему Христу во время искушения взять земную честь и славу, подчинившись его программе).

Если бы Господь пошел на компромисс с иудаизмом и придал бы этой порочной системе доверие и достоинство, то Его собственное Царство потеряло бы спасительную силу и утратило смысл. Утверждение старого порядка произвело бы уродливую подделку. Иисус Христос никак не мог согласиться стать декоративным дополнением к старой системе.

Таким образом, первичное применение притчи таково, что еврейский религиозный порядок является испорченным и не может быть улучшен, а христианское Евангелие нельзя воспринять частично, но только целиком.

Этот сценарий простирается, естественно, и на более личное применение притчи, а именно, что старая природа человека должна замениться новой через христианское обращение. Мы не сомневаемся в том, что это личное применение было предназначено Господом для призыва погибших душ в течение веков.

Мы живем в такое время, когда для проповеди Евангелия нужно употреблять даже первичное применение притчи. Сорок и больше лет назад в проповедях можно было часто слышать осуждение мирского общества за то, что оно принимало христианскую этику, но отвергало веру. Ввиду этого проповедники, ссылаясь на эту притчу, говорили о принятии заплаты от христианства при отклонении большей части одежды, а именно, пути спасения. Однако в 1960-х было положено начало "общества вседозволенности", когда даже этика стала высмеиваться и отвергаться.

Первичное применение можно расширить и использовать во вступительной части евангельской проповеди, чтобы показать, как некоторые церкви (и отдельно взятые люди) верят в личность Христа и хотят принять Его, заодно с местом в небесах, но отклоняют Его условие спасения погибших грешников по благодати. Они верят, что могут сами заработать и заслужить Его благословение. Они берут заплату от одежды Христова учения, и пришивают ее к своим собственным "хорошим" жизням и делам. "Я спасусь моими собственными добрыми делами" - вот их кредо. Но к чему пригодна эта заплата? Какая польза от того, что я уважаю Иисуса Христа и в то же время не прошу у Него прощения грехов и новую духовную жизнь? Ведь в таком случае я все равно останусь под осуждением за мои грехи.

Итак, мы возвращаемся к личному применению притчи, где старая одежда представляет старую природу и старый образ жизни до обращения. Одно из особых достоинств притчи - то, что она помогает проповеднику описать безобразие человеческой природы в некотором смысле косвенным образом, избегая при этом личного оскорбления. (Некоторые проповедники делают ошибку, когда они с угрожающим криком пытаются внушить эти истины своим слушателям, и в результате моментально закрывают их сердца).

Конечно, о греховном характере невозможно говорить с улыбкой. Обличение безумия, слабости и злонамеренной греховности человеческой природы - слишком серьезный вопрос. Но Господь в Своих притчах дает такие иллюстрации, которые помогают рассуждать об этом, смягчая резкие грани. Вместо высказываний типа "Вы злые, вы лживые, вы гордые", мы можем рассказать нашим слушателям, как на примере старой одежды Иисус Христос показал, на что похожи наши погибшие души.

Рассмотрим теперь некоторые очевидные сравнения, вытекающие из описания ветхой одежды. К нашему большому удивлению, мы вскоре увидим главную мысль этой притчи в совершенно необычном свете.

Итак, наша старая природа пригодна только на выброс. Она является нашим худшим наследием, которое приведет нас к осуждению. Старая природа, как изношенная одежда, изображает полную несостоятельность людей во всем, что касается духовного познания и достоинства. Подобно тому, как ветхая одежда не согревает тело, наши души не имеют никакой внутренней радости, и мы вынуждены находить для себя счастье во внешних источниках, таких, как развлечения.

Хуже всего то, что одежда нашей необращенной природы глубоко запятнана и загрязнена всей нашей виной, и эти пятна невозможно смыть. В библейские времена такую одежду чистили с помощью стирального камня, нанося им удары по одежде. Но иногда, независимо от силы ударов, пятна невозможно было смыть. Так обстоит дело и с нашими душами, запятнанными грехом. Мы не можем сделать ничего, чтобы удалить нашу вину и исправить наши пути.

До сих пор мы имели дело с прямым духовным применением нашей притчи, но дальше наша мысль неожиданно принимает другой оборот, и мы узнаем, что есть возможность получить совершенно новую, хорошую одежду. Здесь мы имеем дело с элементом неожиданности, или сюрприза, с помощью которого раскрывается очень интересная мысль. Перед нами встает вопрос: почему владелец одежды был готов испортить новую одежду, вырезая из нее заплату для изношенной, запятнанной старой одежды? Что могло заставить его пойти на это?

Можно понять необходимость ремонта старой одежды, если человеку больше не во что одеться, но наша притча описывает порчу новой одежды. В притчах Господа часто есть элемент нереальности, который требует особого внимания и заключает в себе уникальную истину. И перед нами возникает не менее важный вопрос: Почему человек не захотел носить новую одежду?

Давайте будем считать, что здесь говорится об одежде спасения и новой жизни. Все это возможно и доступно во Христе. Для получения новой одежды необходимо иметь лишь веру, раскаяние и послушание. Новая одежда дает прощение (эта одежда чиста), новую природу, духовную жизнь и вечную жизнь. И все же человек хочет получить из всего этого только небольшую часть. Возникает вопрос: почему?

Готовясь к проповеди на тему этой притчи, проповедник должен хорошо поработать над данными вопросами, потому что они помогут неверующим разобраться в самих себе и в причине их нежелания принять Евангелие. Ответы на эти вопросы невозможно найти без тщательного размышления. Вы не найдете их также и в комментариях, потому что лишь немногие толкователи предлагают практические мысли для евангельской проповеди, да и то весьма поверхностные. Поэтому проповедник должен найти время для того, чтобы выдвинуть свои собственные идеи, и чтобы они были достаточно обоснованны.

Так почему же необращенный человек так крепко привязан к ветхой одежде своего нынешнего состояния?

1. Первый ответ заключается в том, что он не видит в этом никакой необходимости. Представим себе человека, одетого в грязную, зловонную, изношенную одежду, который не замечает, во что он одет! Он думает, что на нем прекрасная одежда. (С помощью такого сравнения можно достаточно вежливо и в то же время метко показать грешнику, что в Божьих глазах он не столь хороший человек, как он себе представляет, и таким образом, довести до его сознания евангельскую истину). Поистине, самоослепление является самым великим внутренним врагом души.

Мы должны говорить о тех грехах в делах, словах и мыслях, которые человек не видит или преуменьшает. Может быть, надо упомянуть ложь, вражду, вспыльчивость, зависть, грязные мысли, а также эгоизм и гордыню, присущие ветхой жизни. Мы можем также указать на грехи по отношению к Богу, а именно, нежелание любить, повиноваться, поклоняться и служить Ему. Мы должны видеть себя так, как Бог видит нас, а не оправдывать наши грехи и смотреть на наши мнимые добрые дела через увеличительные очки собственной гордыни. Только когда мы увидим истинное состояние старой одежды, нам захочется приобрести новую.

2. Вторая причина, почему грешник цепляется за старую жизнь, та, что он не видит превосходство новой жизни. Он не видит красоту новой одежды. Он думает, что христианская жизнь скучна и неинтересна, и мы должны показать ему, что на самом деле все как раз наоборот. Надо чтобы человек оценил и пожелал для себя все то, что включает в себя обращение и его благословенные последствия: великую перемену, новую природу, чистоту сердца, духовный свет, ответ на молитвы, а также постоянное присутствие и водительство Господа.

3. Третья причина привязанности человека к старой одежде - это непонимание святости и величия Бога. Представим себе, что человек из нашей притчи приглашен в царский дворец. Ему будет абсолютно не к лицу надевать для такого случая старую одежду с заплатой. Надо одеваться только в новую, и не меньше. Но человек не хочет надевать новую одежду, потому что он не оценил важность и высокое положение царя, для которого его появление в лохмотьях будет оскорбительным.

Наши слушатели не видят потребности в новой природе еще потому, что они не понимают абсолютную чистоту и славу Бога. У них преуменьшенное представление о Боге. Они думают, что они могут предстать перед Его лицом без всякой перемены. Они считают, что Бог не будет иметь к ним никаких претензий, поскольку все, чего Он от них хочет - это всего лишь немного усилий, то есть только одну или две заплаты. Родители могут спросить подростка: " Если ты хочешь устроиться на работу, то разве пойдешь в таком виде на интервью?" Как проповедники, мы должны показать невозможность быть принятыми Богом иным путем, кроме как через прощение, обращение и благословение во Христе.

4. Четвертая причина, почему некоторые не желают одеться в новую одежду спасения та, что они ненавидят мысль о подчинении господству и закону Христа, а также об оставлении своих грехов и самовольного образа жизни. Они хотят сохранить старую одежду самоопределения, чтобы делать то, что им хочется.

5. Пятая причина, почему многие не будут иметь одежды новой жизни та, что они боятся мнения людей.

Некоторые люди в обыденной жизни не хотят носить новые вещи, потому что они думают, что это будет бросаться в глаза, и люди будут их обсуждать. У них есть новый пиджак или костюм, но они носят старые, чтобы избежать неприятностей. Подобно этому, многие думают, что если они откликнутся на призыв Евангелия, то изменятся их интересы, и их станут презирать друзья и приятели. Такого рода страх держит многих вдали от Божией любви и не дает им получить преобразование и избавление с небес. Но расплата за такую трусость будет ужасная, и наши слушатели должны взвесить, что для них хуже - поношение за Крест или потеря вечности.

Я убежден, что такого рода практические мысли полностью соответствуют намерениям притчи. Они правильно раскрывают евангельскую тематику, и мы уверены, что таков был первоначальный замысел Господа. Эти мысли не надуманны, они не оторваны от контекста притчи, их можно легко распознать, если употребить немного серьезных размышлений.

Возвращаясь к сравнению с заплатой, мы должны подчеркнуть, что частичное принятие христианства и присоединение его к необращенной жизни приведет к несчастью и катастрофе. Если мы обратимся к Богу лишь наполовину (хотя это, конечно, невозможно), то добродетели новой жизни, такие, как честность, будут вынуждены жить бок о бок с господствующим эгоизмом и жадностью. Наша любовь, великодушие и доброта будут помещены с укоренившейся жестокостью и насилием. Даже если бы это было возможно, это было бы бессмысленно, потому что мы все равно получим осуждение за ту часть нашей природы, которая нечиста перед Богом. Такое смешение произвело бы противоречивое чудовище. Все наше сердце и вся наша природа целиком должны получить прощение и обновление.

Грешнику необходимо надеть на себя каждую часть христианской одежды. Главная туника - в целях иллюстрации - может представлять Голгофу. (Мы признаем, что такое толкование значительно расширяет значение притчи). Мы должны верить и полагаться на крест Иисуса Христа. Рукава туники могут представлять новую духовную жизнь, и новый характер. Отрыв только части для пришивания к старой одежде не производит обращения. Христос должен быть Спасителем и Господом, Подателем новой жизни для потерянных душ.

Обширность этой миниатюрной притчи происходит от божественного гения Господа Иисуса Христа. Повторяем, что мы не впадаем здесь в средневековые аллегории и не употребляем стиль интерпретации, который превращает каждую монету в притче о добром самарянине во что-то невообразимое. Наши практические мысли довольно ясно и логично дополняют общую картину притчи.

Облачение в новую одежду, которую дарует Христос, можно определить, как истинное раскаяние. Ищущий видит все, что является неправильным в его жизни, - не в том смысле, что он видит буквально каждый грех, когда-либо совершенный, - но все то, что оскорбительно для Бога в его мыслях, чувствах и делах. Он должен получить полное прощение и обновление своих мыслей, желаний, привязанностей и дел, принимая спасение целиком и от всего сердца.

Есть и другие сравнения, дающие впечатляющее и мощное доказательство необходимости полного обращения для погибших душ. Так, надеть пальто - процедура очень легкая. Кто стал бы покупать пальто из слишком тяжелого материала и с чересчур сложными застежками, превращая процесс одевания в пытку? Подобно этому, приближение к Богу для получения одежды спасения не требует никакого особого ритуала или сложной подготовки, но только осознание своей нужды и искреннюю веру.

Одеваться в одежду спасения, как и в любую другую одежду, нужно сразу полностью. Никто не надевает один рукав в течение одного месяца, а другой рукав - в течение следующего месяца. Так и новая жизнь, которая приходит с обращением, дается нам не по частям на ограниченное время, но во всей полноте раз и навсегда, в тот момент, когда мы приходим к Господу с искренним раскаянием и упованием на Его голгофские заслуги.

Может быть, некоторые слушатели ищут Бога со всей искренностью, и в некотором смысле уже наполовину оделись в одежды спасения, в то время как вторая половина тянется за ними по земле. Возможно, они полностью убеждены в правоте христианского мировоззрения. Они знают и верят библейскому учению о состоянии человека. Они верят в Создателя. Они понимают сущность и потребность любви Божией, дающей искупление, и даже умилены ею. Они верят в небеса и ад, и желают быть на небесах. У них есть добрые намерения обратиться ко Христу, но все же до сих пор они по-настоящему не подчинились Ему. Такие люди должны взять всю одежду и надеть ее, и таким образом подчиниться Ему с покаянием и верой

Эта одежда никогда не изнашивается, она вечна. Надевший ее человек чувствует себя совершенно новым человеком, и над ним светится улыбка Господа.

Мы можем также сказать, что одежда в целом представляет все аспекты Евангелия, на котором должна строиться вера ищущего. Таким образом, притча о ветхой и новой одежде - прекрасная и всесторонняя аналогия спасения. Господь дал нам в ней готовый конспект для проповеди, но проповедник должен обдумать его практическое применение.

Поиск текстов

Проводя в течение многих лет семинары для проповедников, я обнаружил, что наиболее часто задаваемый ими вопрос таков: - Как Вы находите тексты для евангелизационных проповедей? На этот вопрос можно ответить по-разному, но весь секрет успеха в том, насколько хорошо наш разум будет приучен распознавать евангелизационные возможности многих текстов Писания. Естественно, что проповедник, вкусы которого сформированы лишь узким кругом Евангельских тем, сможет найти только тексты, содержащие эти темы. Тот, кто привык проповедовать огонь и серу, будет получать вдохновение только от текстов с таким содержанием. Первый и наиболее важный шаг в отборе текстов заключается в том, чтобы настроить себя на применение всей полноты Евангельских истин и, соответственно, рассчитывать на широкую перспективу их действия. Конечно, невозможно в каждой отдельно взятой призывной проповеди раскрыть сразу все аспекты Евангелия, а также обличить все разновидности греха и неверия. Однако с течением времени проповедник все-таки должен раскрыть все жизненно важные Евангельские темы.

Некоторые говорят, что они не могут проповедовать Евангелие регулярно, потому что это приведет к бесконечному повторению. На это мы скажем, что выбор доступных и важных тем настолько велик, что проблема недопустимо частого повторения не должна возникать вообще. Далее в этой книге мы дадим в качестве примера программу призывных проповедей, где предлагается огромный выбор подходящих текстов, и мы надеемся, что она вдохновит проповедников на составление своих собственных программ.

Перед тем, как рассмотреть "компоненты" и перспективы Евангельского служения, мы должны кратко ответить на еще один вопрос, часто задаваемый на семинарах проповедников о том, можно ли в призывных проповедях использовать последовательное объяснение Писаний. Я лично не рекомендовал бы использовать этот метод в призывных проповедях, поскольку здесь для нас намного важнее разнообразие тематики. Это пожелание, разумеется, не относится к другим видам проповеди. Мне, например, приходится последовательно объяснять Писание в двух из трех проповедей, которые я говорю в течение недели, и исключением является как раз призывная проповедь.

Могу поделиться личным опытом, что, приблизительно 30 лет назад я говорил еженедельные призывные проповеди, объясняя подряд Евангелие от Луки, и в результате обнаружил, что всего лишь за восемнадцать с лишним месяцев я "истратил" две трети всех чудес и притч Господа. А что же делать дальше? На несколько лет лишить себя возможности проповедовать на чудеса и притчи? И я дал себе слово больше никогда не "выстреливать" очередь из этих чудесных Новозаветных иллюстраций за столь короткое время. Я понял, что гораздо лучше проповедовать на них время от времени, вперемежку с многими другими событиями и текстами Библии, содержащими яркие Евангельские мысли. Объяснение Писания подряд неизбежно приводит к этим проблемам.

Разнообразие в Евангельском служении нам нужно главным образом по той причине, что мы говорим к различным типам людей, а также потому что без разнообразия наши слушатели очень быстро потеряют интерес к нашей проповеди. Разнообразие захватывает внимание. Фактор удивления и неожиданности играет жизненно важную роль, а для этого надо использовать различные тексты и методы. Поэтому проповедники должны учиться владеть всем разнообразием Евангельских текстов, существующих в Библии.

Мы должны любить разнообразие еще и потому, что этот метод использует Сам Дух Святой. Библия чрезвычайно разнообразна по стилю и методу выражения, поскольку Святой Дух постоянно изменяет способ общения с людьми, и мы, проповедники, должны принять это во внимание. Мы не должны, например, брать чудесный Библейский эпизод или историю, и пропускать их через "мясорубку" последовательного объяснения, что превратит их в набор сухих фраз. Но если мы подражаем методу Святого Духа, наше служение непременно станет намного богаче и разнообразнее. Итак, из чего состоит Евангельское служение, и какие правила соотношения нам надо помнить при составлении призывных проповедей? Рассмотрим следующие пять факторов, играющих жизненно важную роль в нашем труде.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.