Сделай Сам Свою Работу на 5

Пробуждение и осознание греховности

После зачатия непокорная душа тут же испытывает на себе двойное ощущение: пробуждение, влекущее за собой осознание своего гибельного состояния, и осознание греховности. Некоторые богословы объединяют зачатие, пробуждение и осознание греховности в одно событие, и в определенном смысле это действительно так. Однако следует помнить, что зачатие является моментальным событием, в то время как пробуждение и осознание греховности могут набирать силу в течение какого-то периода времени, поэтому лучше выделить их в отдельную категорию.

Пробуждение прекрасно проиллюстрировано в притче о блудном сыне. Когда наступил лютый голод, блудный сын сначала пытался выйти из затруднений собственными силами и нанялся работать к одному из "жителей той страны". Но затем последовала радикальная перемена в его настроении, выраженная словами "придя же в себя". В греческом языке это буквально означает "и когда он пробудился". Самый первый результат зачатия заключается в том, что грешник пробуждается и видит свое духовное состояние, подобно тому как блудный сын увидел свое трагическое и глупое положение и сказал: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!"

Пробуждение полагает конец бесчувственности грешника, и в его душе появляется глубокое чувство нужды и боль пустоты. Он начинает остро осознавать, что верующие занимают такое высокое положение перед Богом и такие великие духовные преимущества, которых он до сих пор не испытывал. Он чувствует Божью власть и святость, а также реальность вечности, так что слова небо и ад приобретают для него серьезное и буквальное значение. Все мирское, до этого столь важное, теперь становится пустым и ненужным. Грешник видит свою духовную несостоятельность и не боится, что люди узнают о его поисках Бога.

Правда, мир или какой-нибудь идол может все еще оказывать заметное влияние на ищущего, в его душе может некоторое время происходить острая борьба, но коль скоро произошло зачатие, Слово Божие оказывает на него все более сильное воздействие. Он теперь уже не тот самоуверенный человек, каким был до этого, потому что его предрассудки и неверие в панике отступили и теперь дело Христа, совершенное на Голгофе, начинает касаться его сердца. Внешними средствами Божьего воздействия являются проповедь, личное свидетельство или печатное слово, ибо "вера от слышания", но слышание приносит пользу только тогда, когда Бог уже произвел в сердце зачатие. Хотя зачатие происходит мгновенно, последующий за ним опыт пробуждения может длиться и усиливаться в течение некоторого времени, параллельно с внешним воздействием - посредством проповеди, беседы и чтения, через которые Дух Святой продолжает вселять в душу сущность Евангелия.



Опыт осознания греховности, являющийся близнецом пробуждения, хорошо проиллюстрирован в притче о блудном сыне, когда он осознал свое подлое отношение к родному отцу и преступность своего образа жизни. Смиряясь и сокрушаясь, он сказал сам себе: "Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим".

Осознание греховности приводит грешника к такому чувству вины и нечистоты, и в результате он осознает свою ответственность перед Богом. Он видит себя духовно и морально больным и притом, что еще хуже, больным по собственной злой воле. Это уже не просто умственное признание себя грешником, но глубокое чувство стыда. Человек, испытывающий осознание греховности, впервые становится способным различать внешний грех (греховные поступки) и внутренний (грехи сердца). Он теперь видит такие грехи, как лукавство, гордость, алчность, злонамеренность, себялюбие и похоть, и начинает понимать, что эти грехи показывают его внутреннюю суть, равно как и его видимые поступки. Он теперь не пытается отрицать, оправдывать или защищать свое состояние. Он опускает голову и говорит: "Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною". Он даже не мечтает стать лучше, но осознает, что его положение безнадежно до тех пор, пока Бог не даст ему прощения, омытия и обновления. Он испытывает чувство отвращения к своим грехам и жаждет освободиться от них. Осознание греховности открывает глаза грешника и на последствия греха, в особенности на тот факт, что он заслуживает осуждения на вечную погибель.

Эти переживания у разных людей могут сильно отличаться по глубине и по внешним проявлениям. Одни люди могут чувствовать сильный стыд, другие же могут больше стремиться к лучшей и более чистой жизни. Однако реальность обличения во грехе определяется не силой чувств и не внешними проявлениями, но искренностью.

Из Библейских примеров обращения мы видим, что пробуждение и осознание греховности могут происходить как мгновенно, так и в течение некоторого периода времени. В день Пятидесятницы большое количество людей было пробуждено так, что они увидели свою духовную нужду и пришли к осознанию греховности в течение одной проповеди. Речь Петра пронзила их сердца, как стрела.

Самого же Петра Господь позвал дважды (многие считают, что трижды), прежде чем он был окончательно пробужден и осознал свою греховность. Должно быть, Петр был глубоко затронут, когда Господь призвал его первый раз, поскольку он оставил рыбную ловлю и последовал за Ним, однако вскоре он вернулся к ней опять. И лишь когда Господь призвал его позже повторно, Он вполне осознал свою греховность, упал на колени и сказал: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный".

Какой бы ни была эта ступень обращения, внезапной или постепенной, Господь использует для ее созревания и углубления все то же средство внешнего воздействия - Евангельскую весть из Слова Божьего. Евангельский призыв имеет своей целью показать грешнику всю его нужду и глубину его вины, и таким образом частичное пробуждение и осознание греховности души может становиться глубже. И это еще одно доказательство в пользу систематической Евангельской проповеди. Как только ищущая душа испытывает полное пробуждение и осознание греховности, она готова перейти к следующей ступени: к покаянию и вере.

Покаяние и вера

Покаяние и вера являются сдвоенным событием на третьей стадии спасительного процесса. Сам Господь объединил их вместе, когда сказал: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мар. 1:15). Павел напоминал пресвитерам в Ефесе, что главнейшей целью его проповеди было привести людей к "покаянию пред Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 20:21). Насаждая семя жизни в сердце (совершая зачатие), через которое приходит пробуждение и осознание греховности, Господь ставит целью привести человека к свободному и добровольному покаянию и вере.

Христиане арминианского толка считают, что рассматриваемый нами порядок спасения слишком механичен. Они говорят, что если с зачатием процесс спасения становится неизбежным, тогда покаяние и вера не могут быть по-настоящему актами свободного волеизъявления. Но в действительности вся работа Духа Святого при зачатии, пробуждении и обличении делает нас более свободными, чем мы когда-либо были до этого. Проходя эти ступени, мы освобождаемся от заблуждений, упорного своеволия и власти сатаны, так что можем теперь сделать свободный, здравый, желанный выбор по отношению к Богу. Святой Дух начинает и направляет процесс, который заставляет нас прийти к Господу радостно и добровольно с покаянием и верой. Когда это происходит, тогда мы впервые за всю свою жизнь делаем действительно свободный моральный выбор. Безусловно, если произошло зачатие, то мы в конце концов неизбежно придем к вере и покаянию, но неизбежность не делает наше горячее стремление к Богу менее свободным.

Предположим, что группа молодых людей играет в жмурки неподалеку от края обрыва, и вдруг парень с завязанными глазами вырывается из круга, не зная, что бежит к обрыву, где на острых камнях далеко внизу его ждет страшная смерть. Напуганные товарищи гонятся за ним, крича изо всех сил, но он считает, что они его обманывают и убегает еще быстрее. В последний момент, перед самым роковым прыжком в обрыв, один из догонявших сумел схватить конец повязки на его голове и стащил ее. Внезапно он увидел погибель в одном шаге от себя. Будет ли он убегать дальше? Конечно, нет. Теперь, когда снята повязка, он неизбежно повернет в обратную сторону. Но эта неизбежность не меняет факта, что он сделает свободный и добровольный выбор, притом с чувством глубокого облегчения и благодарности.

Существует много противоречивых мнений о сущности истинного покаяния. Является ли оно лишь "переменой ума" и личного отношения к Иисусу Христу или включает в себя и искреннее сожаление о грехе? Входит ли в него подчинение собственной жизни власти Иисуса Христа или это можно сделать позже? Некоторые доходят до того, что считают раскаяние в содеянных грехах и подчинение власти Христа ненужным добавлением к вере.4 Для них покаяние является всего лишь иным названием для веры и не включает в себя стыда, сожаления и скорби о содеянном грехе. Подчинение воле Христа они считают отдельным актом, который может произойти через какое-то время после обращения.

Те, кто придерживаются такого мнения, часто являются искренними проповедниками Евангелия, но их Евангельский призыв серьезно страдает незаконченностью, что, как правило, приводит к большому проценту ложных обращений. В данной книге мы придерживаемся старого испытанного и Библейски обоснованного взгляда, что покаяние включает в себя сердечное сокрушение о содеянных грехах и подчинение своей непокорной жизни власти и правлению Господа. Покаяние и вера в первые моменты могут быть не вполне осознанными и не отвечающими всем требованиям, о чем мы будем говорить подробнее в следующей главе. В них могут быть изъяны, из-за которых благословение Господне может задерживаться. Ищущий Бога может сделать несколько попыток покаяния, прежде чем произойдет осознанное обращение, так что третья ступень, о которой мы сейчас говорим, может произойти лишь спустя некоторое время.

"Вера" означает веру в Евангелие во всей его полноте, в особенности веру в Божественную личность Господа Иисуса Христа и полноту Его искупительного дела, совершенного на Голгофском кресте. Приобретение такой веры также может занять определенный период времени, возрастая от частичной до полной осмысленной веры.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.