|
Необъясненные мистические выражения
Не употребляем ли мы образные выражения без надлежащего объяснения, в результате чего они воспринимаются как мистические? Например, мы можем говорить нашим необращенным слушателям, что если они придут к Христу, то они познают Его и будут ходить с Ним? Такого рода выражения прекрасно описывают духовную реальность и находят подтверждение в Писании, но какое значение они будут иметь для несведущего, если мы не объясним хотя бы элементарно их суть?
Не заставляем ли мы людей думать о себе, как о витающих в облаках мистиках? Не поймут ли наши слушатели, что с нами случается реальное, ощутимое прикосновение или слышимый физически голос от Господа? Не станут ли они искать каких-то необычных ощущений или чувств, приходя к Богу? Мистика в наше время является одним из наиболее заклятых врагов церкви Иисуса Христа. Мы не должны превращать великие библейские метафоры в мистический опыт. Наша задача заключается в том, чтобы передать слушателям их буквальный смысл.
Нет призыва к конкретным действиям
Обращаясь к разуму наших слушателей во время проповеди Евангелия, призываем ли мы их к конкретным действиям? Или, может быть, мы лишь "указываем" им путь к спасению, добавляя несколько слов увещания? Может быть, мы только размахиваем флагом и не обращаемся к слушателям с искренним призывом откликнуться? Наша задача в том, чтобы убеждать, умолять, упрашивать, приглашать, уговаривать и предупреждать, а не только провозглашать Евангелие. Поэтому всякая призывная проповедь должна заканчиваться соответствующим призывом к действиям и, при необходимости, молитвой.
Неуместные выражения
Не употребляем ли мы выражения, которые могут восприниматься как порицательные, особенно молодыми людьми или необращенными? К таким выражениям можно отнести, например, упоминание о "красоте" Христа, что может быть воспринято как элемент женственности. В проповеди Евангелия такие выражения могут звучать совсем не уместно. Некоторые проповедники употребляют подобного рода выражения как чуть ли не главную причину, почему надо прийти ко Христу. Они говорят слушателям, что, придя к Христу, те откроют для себя Его прелесть и красоту.
Этот язык прекрасно подходит для искупленных детей Господних, но в проповеди Евангелия надо применять его с большой осторожностью. Что, собственно говоря, имеет в виду проповедник, употребляя подобные выражения? Объясняет ли он значение слов? Указывает ли на конкретные качества характера Христа? Такие конкретные объяснения принесут для неверующих слушателей гораздо больше пользы. Нам надо очень точно говорить о том, что Христос готов сделать для них, если они обратятся к Нему, и о том, какими несравненными качествами Он обладает.
В проповеди нет сюрпризов
Не является ли наша проповедь слишком ровной и предсказуемой? Часто ли мы предпринимаем попытки прорваться через барьер предвзятых мнений наших слушателей, употребляя неожиданные обороты мысли?
Сюрприз был одним из главнейших тактических приемов нашего Господа. Произнося слова: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное", Он ставил Своей целью удивить слушателей.
В притче о милосердном самарянине героем оказался тот, о ком меньше всего могли подумать. В рассказе о фарисее и мытаре, пришедших в храм помолиться, истинным искателем Бога оказался тот, кого не ожидали.
Библия изобилует рассказами и событиями, которые для мирского человека кажутся неожиданными и удивительными. Если мы сможем правильно употреблять такого рода библейские повествования, наша проповедь станет действительно интересной. Слушатели оценят ее по достоинству, их разум откроется шире, и они поймут, что проповедь содержит в себе гораздо больше, чем они ожидали. На этот счет Сперджен говорит: "Развивайте силу удивления. С его помощью вы можете добиться много, чтобы завоевать внимание слушателей. Не говорите то, что всякий заранее от вас ожидает. Держитесь в ваших выражениях подальше от заезженной колеи".
Монотонность
С предыдущими размышлениями взаимосвязан вопрос: используем ли мы в наших проповедях все разнообразие видов коммуникации, встречающееся в Библии? Как видно из наблюдений, некоторые проповедники все время только излагают поучения, так что даже притчи в их устах звучат, как сухие лекции. Любая библейская тема звучит в их устах так же сухо, и прихожане их церквей не могут услышать никакого другого способа изложения. Намного лучше звучат проповеди, построенные на тех библейских событиях, жизнеописаниях и притчах, которые носят наглядный характер.
Точно так же, чтобы добиться разнообразия, полезно как можно чаще использовать наглядные примеры внутри самой проповеди. Если текст содержит в себе разного рода материал, например, предупреждения или упрашивание, то их не следует произносить одним и тем же тоном и в той же манере изложения. Проповедник не должен переходить на драматизированный тон, однако, находясь в рамках естественного выражения, он должен стараться передавать тон излагаемого текста. Сперджен говорил об этом так: "Всегда подстраивайте свой голос к тематике вашей проповеди. Не торжествуйте там, где надо печалиться, но, с другой стороны, и не волочите ноги, когда надо бежать вприпрыжку".
Путаница между разными типами проповеди
Не перепутываем ли мы характер проповедей, теряя тем самым последовательность мысли, в результате чего наша проповедь не производит на слушателей должного влияния? К примеру, не перепрыгиваем ли мы с призывной проповеди к назидательной для верующих? Некоторые проповеди заводят в глубокие дебри труднопонимаемых вещей. А иногда в них смешивается Евангелие с увещаниями, предназначенными исключительно для верующих. Мы допускаем мысль, что Евангельский призыв может звучать время от времени и в проповедях для верующих, но, как правило, назидание для верующих не должно звучать в призывной проповеди.
Итак, какой характер имеет наша проповедь? Однажды я видел в домашнем задании семинаристов проповедь, где евангельский призыв прерывался пятиминутной вставкой, содержащей защиту крещения через погружение и угрозы в адрес тех, кто с этим не согласен. Эта вставка абсолютно не соответствует нуждам тех слушателей, которым был адресован евангельский призыв. Не позволяем ли мы, чтобы в нашу проповедь прокрадывалось что-нибудь ненужное и неуместное?
Много цитат
Не пытаемся ли мы иногда прятать свою проповедь за частоколом библейских цитат? Наша задача не в том, чтобы подтверждать каждое слово выбранного текста другими текстами, а в том, чтобы объяснять значение самого текста. Некоторые проповедники доказывают с помощью текстов Библии свои совершенно не относящиеся к теме мысли. А иные разъясняют цитатами общеизвестные истины, которые и так никто не станет оспаривать.
Безусловно, мы должны ссылаться на другие места Писания, если они проливают свет на наш текст или если главная мысль кажется противоречивой. Но не идем ли мы дальше этого и не отвлекаем ли внимание на параллельные тексты, из которых нельзя ничего извлечь для темы проповеди? Делая это, мы растрачиваем зря драгоценное время проповеди. Мы отвлекаемся в разные стороны от темы и, может быть, заставляем слушателей скучать. Время дорого (разве что у проповедника есть "лишнее" время для ненужного цитирования).
Возможно, что проповедник привык злоупотреблять цитатами еще в начале своего проповеднического служения, когда он прикрывал ими свою нерешительность и нервозность. Один из проповедников сказал, что цитаты были для него подпорками, на которые он опирался во время проповеди, когда чувствовал себя неуверенно. Не привыкли ли мы до сих пор пользоваться этими подпорками?
Цитаты, взятые не из Библии, также следует употреблять очень редко. Проповедь не должна быть похожа на домашнее задание в богословском колледже, где студент не говорит ничего от себя, но пользуется разными источниками. Мы не ведем в такой манере личный разговор, он не подходит также и для проповеди.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|