Сделай Сам Свою Работу на 5

Тестовые и разминочные площадки

Для держащей мази

Лучшее место для тестирования держащей мази - это трениро­вочная или соревновательная трасса. Если количество участников соревнований небольшое, то, скорее всего, у лыжников и тре­неров не возникнет проблем с тестированием мази прямо на трассе, поскольку все гонщики будут уходить со старта прак­тически в одно и то же время.

Если же на соревнования заявлено много участников, или старт разбит на множество групп и стартовых времен, го тем, кто стартует позже, нужно будет где-то тестировать мазь и разми­наться. В такой ситуации можно продолжать допускать тренеров и гонщиков на трассу действующих соревнований, однако это может привести к вмешательству в ход соревнований. Обычной процедурой в этом случае является закрытие трассы соревно­ваний за 15 минут до начала старта.

Если возникает необходимость закрыть трассу именно таким образом, то нужно предоставить альтернативные лыжни для разминки и тестирования мази. В условиях меняющейся погоды непрекращающееся тестирование мази крайне важно, и спортсме­нам, естественно, нужно будет где-то разминаться. Такие альтер­нативные лыжни должны находиться как можно ближе к месту старта и месту смазки. Для полноценного тестирования и раз­минки, лыжни должны быть достаточно длинными и распола­гаться на соответствующей местности, включающей подъемы и спуски.

Тестовые разминочные лыжни должны быть подготовлены точно также как и сама соревновательная трасса! Это значит, что лыжни должны укатываться и нарезаться в то же самое время, тем же самым способом, и теми же самыми машинами. Если сорев­нования будут продолжаться дольше одного дня, то лыжни нужно будет укатывать и нарезать каждый день заново.

На тестовых лыжнях подъемы должны быть достаточно кру­тыми и затяжными с тем, чтобы у спортсменов была возможность

почувствовать свои лыжи и технику, а спуски должны быть доста­точно длинными, позволяющим проводить тесты на скольжение.

Для мази скольжения и лыж

Как и в случае с тестированием держащей мази, лучшим мес­том для тестирования мази скольжения и лыж является гоночная трасса. Во многих случаях может быть разрешено проведение тестирований на трассе соревнований вплоть до 15 минут до начала старта. Однако есть несколько причин, по которым это может быть невозможным:



• Нет соответствующей местности (описываемой ниже).

• На лыжне уже идут соревнования.

• Слишком большое количество команд проводят тестиро­вания на лыжне, мешая лыжникам, использующим трассу для тренировки или гонки.

• Тестирование с использованием радара скорости при­водит к образованию "стопорящего уступа" в конце тесто­вого участка, либо к затаптыванию второй лыжни, когда лыжники взбираются коньковым ходом обратно на вер­шину тестового склона.

Если имеет место какая-нибудь из этих причин, то лучше создать отдельную тестовую площадку, состоящую из тестового склона со спускающимися с него лыжными колеями (лыжнями). На соревнованиях высокого уровня выделяется отдельный тестовый участок. Такой участок должен отвечать следующим критериям:

• Он должен находиться как можно ближе к месту смазки и месту старта, а также должен быть максимально защищен от ветра.

• Он должен быть, как минимум, 50 м длиной (чем длиннее, тем лучше), с достаточным выкатом, позволяющим лыж­никам свободно скользить до полной остановки.

• Склон должен позволять лыжникам развивать скорость 15-25 км/ч.

На тестовом участке должно быть достаточное количест­во параллельных лыжней для всех команд, которые про­водят на нем тесты. Между лыжнями должно быть доста- точное пространство с тем, чтобы лыжники на смежных лыжнях не мешали друг другу.

• Между параллельными лыжнями должно быть место, дающее возможность стоять человеку, управляющему радаром скорости (смотрите Главу 16).

• Тестовые лыжни должны иметь дорожки для возврата на вершину тестового склона. Они могут располагаться по одну сторону от каждой лыжни, либо между каждыми двумя-четырьмя колеями лыжней. Дорожка должна быть достаточно широкой, чтобы лыжники имели возможность передвигаться по ней коньковым ходом.

Возможной альтернативой является расширение части регуляр­ной трассы (на длинном прямом склоне) и нарезка тестовых лыжней с краю от лыжни соревнований. Чтобы не создавались помехи уже стартовавшим лыжникам, этот участок должен быть отделен от соревновательной трассы ограждением или флажками. Требования для "коньковых дорожек" такие же, как и выше.

Клубы и туристические центры с хорошо организованными местами для смазки и тестирования лыж оказывают положи­тельную услугу лыжной общественности. Нам нужны лыжные центры, имеющие полный комплекс обслуживания, которые не только усиливают впечатление от катания на лыжах, но и пробуж­дают в нас интерес к обучению и экспериментированию.

ТЕСТИРОВАНИЕ ЛЫЖ И СКОЛЬЖЕНИЯ

Тестирование мази и лыж - это сложное занятие, и многое из того, что проходит через "проверку", не дает достоверной инфор­мации. С другой стороны, понимание методов тестирования поможет любому лыжнику делать более осознанный выбор ин­вентаря и мази.

Чтобы быть достоверным, тестирование должно быть макси­мально простым. В этой главе мы рассмотрим целый ряд различ­ных методов тестирования, от самых элементарных до таких, которые доступны только лыжным командам или лыжникам, способным потратиться на достаточно дорогое оборудование. Целью, тем не менее, будет вернуться к некоторым простым методам, которые пригодятся любому, кто интересуется выпол­нением базисных тестов.

Первое правило тестирования: Исключайте переменные.Это необходимо для получения точных выразительных резуль­татов. Исключение переменных означает, что для тестирования мази лыжи должны соответствовать друг другу по прогибу, марке и структуре. Для тестирования структуры - по прогибу, марке и мази. А для тестирования лыж - по структуре и мази.

Давайте рассмотрим четыре самых распространенных типа тестирования: тестирование с использованием радара скорости, тест на длину выката, тест на "соревновательное" скольжение и субъективное тестирование.

Радары скорости

Наиболее "научный" метод тестирования - это использование радара скорости: вы пересекаете световой луч, который запускает секундомер, проезжаете заданную дистанцию и пересекаете сле­дующий световой луч, который останавливает секундомер. В последнее время в продаже появился целый ряд недорогих и простых систем измерения скорости. Они состоят из устройства, надеваемого на ногу, которое срабатывает, когда вы проезжаете мимо врытого в снег столбика с электромагнитом.

Проблемы, которые могут мешать выполнению этого теста:

• ветер

• изменения в лыжне вызванные катанием по ней или вы­падением снега

• истирание мази

• неровность лыжни: изгибы, бугры

• неровность горы разгона

• чехлы на ботинках (они могут цепляться за стенки лыжни, замедляя скольжение)

• снег в лыжне может отличаться от снега вне лыжни

• неровное движение лыж от спуска к спуску

Метод с радаром скорости не пригоден для подбора лыж (о кото­ром мы поговорим позже в этой главе), но он имеет следующие преимущества:

• дает объективные и удобные для регистрации данные времени/скорости

• тест может выполняться на скоростях, свойственных со­ревновательной или тренировочной скорости передви­жения лыжника

• дает возможность протестировать большое количество лыж/мазей за короткое время

• подходит для подбора мази и структуры

Знайте, что при использовании этого метода возможен большой предел погрешности. Отклонения от спуска к спуску на 0,1 км/ч -обычное дело, и эти значения могут быть гораздо больше. На практике различия внутри серии спусков на одной и той же паре лыж часто бывают больше, чем разница между средними спус-

ками двух пар лыж. Это ставит под сомнение надежность данного метода, однако если вести тщательные записи результатов, по­являются долговременные закономерности; эти записи являются самой весомой информацией.

Тесты с использованием радара скорости, выполняемые вне лыжни, привносят бесчисленное число дополнительных пере­менных (без лыжни просто невозможно одинаково скатиться на каждой паре лыж). По моему опыту, подобные тестирования дают результаты с таким широким разбросом данных, что оказываются просто бесполезными.

Второе правило тестирования: Ведите записи!(в качестве примера см. Приложение 3).

Тест на длину выката

Это наиболее распространенный и самый простой метод тес­тирования: скатываетесь со склона из общей начальной точки, и смотрите, какие лыжи уезжают дальше. Трудности, которые могут возникнуть во время выполнения этого теста те же самые, что и при использовании радара скорости, однако добавляется еще одно обстоятельство - на решающей финальной части выката скорость лыжника значительно ниже скорости, свойственной передвижению на лыжах. На этом участке, где скорость и кинети­ческая энергия имеют наименьшие значения, минимальные из­менения ветра, нагрузки, и т.д., могут создать огромную разницу в результатах. Тест на длину выката делает также невозможной квантификацию данных.

Главное преимущество этого метода - его простота; в не­которой степени он может оказаться полезным при подборе лыж.

Тест на "соревновательное" скольжение

Первые два метода предполагают, что все спуски выполняет один лыжник. Тем не менее, широко распространен и третий метод, который можно было бы назвать тестом на "соревно­вательное" скольжение, где два лыжника определяют, кто из них скользит дальше и разгоняется быстрее. Два лыжника встают бок о бок, затем, держась за руки для уравнивания стартовой ско­рости, начинают скольжение вниз по лыжне. По завершении равного старта, лыжники должны отпустить руки, и смотреть, чьи

лыжи ускоряются быстрее и/или скользят дальше.

С этим методом также связаны определенные трудности:

• Лыжники с разным весом будут иметь разные результаты: вес влияет на распределение давления и, следовательно, на ускорение и скольжение. Тяжелый лыжник обычно быстрее наращивает скорость и дальше скользит.

• Как правило, разные лыжники пользуются лыжами раз­ных марок или с различной структурой.

• Все лыжники загружают лыжи по-разному (переднюю или заднюю часть, скользят на кантах), влияя на сколь­жение и ускорение.

• Тест на "соревновательное" скольжение не подходит для тестирования большого количества лыж.

• Квантификация данных невозможна.

Некоторые из этих трудностей можно устранить, если лыжники будут постоянно меняться лыжами.

Следует понять одну серьезную проблему, которая является общей для всех этих методов тестирования. Во время исполь­зования лыжных ходов, нагрузка на лыжи в период скольжения равна массе тела лыжника или превосходит ее. Например, во время передвижения классическим ходом вы скользите на одной лыже, загружая ее всей массой тела. В коньковых ходах, во время подготовки к следующему шагу, вы можете загрузить скользящую лыжу весом, превышающим массу вашего тела в несколько раз. В противоположность этому, все тесты на скольжение выполняются при 50% массы тела (т.е. вес равномерно распределен на обе лыжи). Таким образом, все вышеописанные методы тестирования дают информацию по скольжению в условиях отличных от реаль­ного передвижения на лыжах!

Тесты на скольжение чаще всего используются для подбора мази или структуры. Для подбора же лыж следует пользоваться другим методом - методом "субъективного тестирования".



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.