ЧАСТЬ 3: НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
ЧАСТЬ 1: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Глава 1 — Выбор подходящих лыж.......................... 16
Глава 2 — Скользящая поверхность.......................... 30
Глава 3 — Снег............................................................ 35
Глава 4 — Как работает мазь держания..................... 40
Глава 5 — Как работает мазь скольжения................. 44
ЧАСТЬ 2: МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖ
Глава 6 — Что делает лыжу медленной?................... 56
Глава 7 — Цикля.......................................................... 61
Глава 8 — Выравнивание и сглаживание скользящей
поверхности............................................... 71
Глава 9 — Структура.................................................. 79
Глава 10 — Нанесение мази......................................... 85
Глава 11 — Завершающая подготовка........................ 94
Глава 12 — Смазка колодки......................................... 99
ЧАСТЬ 3: НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Глава 13 — Фторуглероды......................................... 114
Глава 14 — Безопасность в помещении для смазки.. 122
Глава 15 — Помещения для смазки и тестовые
площадки................................................. 125
Глава 16 — Тестирование лыж и скольжения............ 130
Глава 17 — Тестирование держащей мази................. 141
Глава 18 — Ремонт лыж.............................................. 146
Приложение 1 — Список инструментов........................ 154
Приложение 2 — Запись результатов, примерные
тестовые бланки................................. 160
Словарь............................................................................... 163
Предметный указатель..................................................... 166
ПРЕДИСЛОВИЕ
Несколько слов о том, как появилась эта книга.
В 1987 году, в сезон чемпионата мира, мне посчастливилось работать смазчиком в сборной команде США по биатлону. В следующем, уже олимпийском году, я снова смазывал и подготавливал лыжи для этой команды. Сезон 1987 года был чем-то невероятным: на чемпионате мира в Лейк-Плесиде Джош Томсон берет серебряную медаль и становиться первым американцем, которому удалось завоевать медаль в биатлоне, и всего лишь вторым американцем, вместе с Биллом Кохом (серебро Олимпиады 1976 года), завоевавшим медаль в лыжном спорте.
Вскоре после Лейк-Плесида Джош и я оказались в Европе, где мы представляли Соединенные Штаты на оставшихся этапах Кубка мира. Я смазал и подготовил огромное количество лыж на местном уровне, но здесь я вдруг понял, что практически ничего не знаю о смазке. С настойчивостью со стороны Джоша и с определенной долей везения, сопутствующей новичку, я быстро изучил некоторые секреты безостановочной подготовки лыж на самом высоком уровне соревнований, и в результате у Джоша было несколько чрезвычайно быстрых лыж. На нервом этапе заключительной эстафетной гонки Кубка мира в Лиллехаммере Джош бежал за вторую команду Норвегии и пришел к финишу вторым, пропустив вперед только лыжника из ГДР и опередив первую команду Норвегии!
На следующий год меня пригласили принять участие в подготовительной олимпийской программе, где я должен был смазывать и подготавливать лыжи для всей биатлонной сборной. Теперь, заботясь о целой команде, я понимал, что настало время серьезных размышлений - нужно было придумывать организованную систему тестирования мазей и подготовки скользящих поверхностей. Я начал работать напрямую со смазочными и лыжными компаниями, я получал помощь от нескольких зарубежных смазчиков, и особенно от Магне Мюрмо, который тогда смазывал лыжи для Норвегии. В конце сезона я написал первоначальную версию этой книги.
На тот момент в лыжном мире не существовало какой-либо систематической всесторонней книги по подготовке лыж, которая попыталась бы ответить на все те многочисленные вопросы, что мне задавали почти каждый день. Я знал ненамного больше людей, которые задавали мне эти вопросы, но у меня были связи, благодаря которым я мог получить ответы на некоторые из них, а также время для проведения большого количества тестов и экспериментов. Пытаясь поделиться своими знаниями, я написал и самостоятельно издал первую версию этой книги, которая была вдвое меньше нынешней.
С тех пор мне продолжало везти, как с возможностями чему-то научиться, так и с людьми, с которыми мне доводилось работать. В 1989 году Стив Гаскилл предложил мне под наблюдением Джима Галанеса взять руководство над смазкой и подготовкой лыж в сборной команде США по лыжным гонкам. Именно тогда я начал по-настоящему учиться - отчасти благодаря огромному багажу знаний и опыта Джима, и отчасти благодаря его отказу принимать любые ответы о том, что нам не удалось что-то проверить. Мы провели тестирование более 2000 комбинаций мазей, переговорили с представителями всех смазочных компаний, подготовили и протестировали бесчисленное количество лыж и постоянно совершенствовали свои методы тестирования. Однажды в Лес-Сейзис, во время Олимпиады 1992 года, мы совершили девяносто восемь экскурсий вверх-вниз по тестовому склону, пока не стало совсем темно и нам не пришлось прекратить тестирование - почти 10 километров на лыжах только на одном тестовом склоне.
Одним из результатов всего этого стало мое нарастающее осознание несостоятельности первой книги - ведь каждый раз я узнавал столько нового, и так много новой информации и методик появлялось. Я начал переписывать и расширять книгу в конце каждого сезона, добавляя новые материалы и отбрасывая то, что устарело или оказалось неверным.
В 1993 году я расстался со сборной США и стал работать внештатным смазчиком в лыжных командах Бельгии и Словении. В 1997 году я начал работать вместе с Ларсом Свенсоном, который выполняет машинную шлифовку лыж большинству ведущих лыжников мира. Ларе и я планируем работать вместе, по крайней мере, до конца 2002 года, включая Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити - еще многому предстоит научиться и многое узнать!
Весной 1998 года клуб "Маунтинирз" согласился издать мою книгу в её текущей стадии развития. Шеф-редактор издательства Маргарет Фостер свела меня с редактором Марком Лонгом, и вместе - он и я преобразовали материал в его настоящую форму. Издание книги клубом "Маунтиниэрз" стало для меня большим облегчением - наконец-то я могу прекратить ее переписывание и поделиться той большой информацией, которую мне посчастливилось узнать на своем пути.
Я по-прежнему не претендую на то, что знаю ответы на все вопросы. На самом деле, чем больше я узнаю, тем больше понимаю, как много еще предстоит узнать ... насколько много больше уже знают такие люди как Джим Галанес и Ларе Свенсон ... и как много времени и сил люди, подобные им, вкладывают в исследования, которые продвигают вперед наши знания о лыжном спорте. Но я искренне верю, что эта книга может служить доступным источником методик и знаний, полезных для лыжников практически всех уровней.
Я надеюсь, что лыжникам будет столь же интересно читать эту книгу, сколь мне было интересно писать ее.
ВВЕДЕНИЕ
Поиски кончаться там, Где начали их; оглянемся, Как будто здесь мы впервые.
Т.С. Элиот, "Литтл Гиддинг"
В марте 1990 года я был в Орнскёлдсвике (Швеция) на заключительном этапе Кубка мира, который был перенесен туда из бесснежного Фалуна.
На тот момент, доминирующий лыжник швед Гунде Сван являлся лидером Кубка мира, имея небольшое преимущество над норвежцем Вегардом Ульвангом. Все тогда полагали, что первое место в общем зачете у Гунде уже в кармане.
Но случилось так, что шведы промахнулись с мазью, и лучший из них - Кристер Майбек был только двадцатым, проиграв победителю - норвежцу Терье Лангли более трех минут. Гунде финишировал лишь пятидесятым - что было, вероятно, самым худшим результатом в его жизни - и уступил Кубок мира Вегарду.
Что же произошло?
Мои записи показывают, что влажность была средняя, температура воздуха была +2°С, снег - свежим с температурой -2°С, на лыжне появлялись первые признаки обледенения. Это была гонка классическим стилем. Мы нанесли на свои лыжи несколько слоев фиолетовой держащей мази, и получили прекрасные отзывы о работе наших лыж: надежное держание, хорошее скольжение - в общем, одно удовольствие.
Шведы положили на свои лыжи липкий грунт-клистер СЬо1а, и нанесли поверх него твердую мазь. Результатом стало месиво, которое ни держало, ни скользило. "30-километров Шведских Лыжных Игр закончились провалом" - так прокомментировал эту гонку выпуск "Спортен" от 12 марта.
Что же произошло на самом деле! У меня есть предположение, что очень многие смазчики стремились придумать некую не-вероятно эффективную смесь, и в результате все стало слишком запутанным. Они упустили из виду первое правило смазки:
БУДЬТЕ ПРОЩЕ!
Это правило настолько важно, что я всегда держу его в голове, когда смазываю лыжи. Помните о простоте, и вы никогда не запутаетесь в подготовке и смазке лыж. Обещаю.
Эта книга была задумана с целью убедить читателя придерживаться простоты в смазке и подготовке лыж путем постижения принципов и методов, связанных с выбором подходящих лыж и их подготовкой к оптимальной работе. Читателям предлагается взглянуть на книгу как на систематический "курс" по подготовке лыж, который начинается с самого элементарного уровня и продвигается через все технические приемы, необходимые для создания по-настоящему быстрых лыж. Книга разбита на три части.
Часть 1.В этой части мы поговорим о том, как правильно подобрать лыжи под себя и свои потребности, узнаем, из чего они сделаны, - особенно, скользящая поверхность, - поговорим о снеге и о том, какое он оказывает воздействие на лыжи и смазку, а в заключение рассмотрим принципы действия мазей.
Часть 2начинается с постановки вопроса "Что делает лыжу медленной?". Один за другим, мы рассмотрим все факторы, которые могут препятствовать скольжению лыжи, и внимательно изучим способы их минимизирования или устранения. Иными словами мы рассмотрим практические приемы подготовки лыж: использование цикли, выравнивание скользящей поверхности, нанесение структуры, смазку и завершающую подготовку.
Часть 3затрагивает более глубокие области, такие как безопасность при смазке, новые разработки в смазке, тестирование лыж и мази, ремонт лыж.
Последний раздел книги включает приложения с перечнем инструментов, примерным бланком тестирования, а также словарем терминов.
Будь проще, лыжник!
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Первую часть этой книги можно было бы назвать «механической» частью. В ней мы ознакомимся с основными принципами, лежащими в основе извлечения максимума возможного из наших лыж. Мы начнем с самого начала - с выбора лыж, которые будут подходить вам и соответствовать тем условиям, в которых вы будете кататься, что включает также некоторое обсуждение механики работы лыж. Затем мы поговорим о материале, из которого сделана скользящая поверхность, а также о том, как этот материал влияет на наш выбор. И, наконец, мы взглянем на среду катания - снег, и придем к пониманию того, как работает мазь
ВЫБОР ПОДХОДЯЩИХ ЛЫЖ
Извлечение максимальной пользы от катания начинается с выбора подходящих лыж. Правильно выбранная пара лыж будет быстрее и легче в управлении, нежели неудачно подобранная пара. Но что еще более важно, подходящие лыжи добавят вашему катанию дополнительный аспект удовольствия.
Для гонщиков экстракласса, которые должны выигрывать те несколько секунд, что отделяют золотую медаль от места ниже в протоколе, подбор лыж под лыжника и под конкретные погодные условия имеет решающее значение. Для спортсмена-любителя, чья возможность тестировать лыжи и чей диапазон возможного выбора может быть более ограниченным, этот процесс намного проще. Но даже если вы покупаете лыжи, не требующие мази, для случайных прогулок, ваш выбор может, в конечном итоге, повлиять на то, каким будет ваш первый опыт катания - положительным, который вы захотите повторить, или же тем, который оставит у вас негативное впечатление от этого замечательного вида спорта.
Поэтому, давайте начнем с самого начала - с выбора подходящих лыж.
Самооценка
Первое, что вам нужно сделать при покупке новых лыж - это оценить себя и свои способности. Помните, если вы хотите получать удовольствие от катания, надо быть честным с самим собой.
Затраты.Решите, либо вы хотите купить самые дорогие лыжи, либо предпочтете более экономную альтернативу. В продаже есть хорошие лыжи, которые не очень дороги.
Область применения.Что вы хотите получить от лыж? Решите, какие лыжи вам нужны: классические или коньковые (смотрите специальные рекомендации по выбору лыж ниже в этой главе), на сухой снег или на влажный? Постарайтесь определить, что хорошо работало на вас раньше. Хорошие лыжи, которые вы решили заменить, можно взять с собой в магазин для того, чтобы постараться найти пару с такими же характеристиками жесткости.
Возраст.Молодые, еще только начинающие, лыжники должны иметь более мягкие лыжи.
Вес/рост.При выборе лыж ваш вес имеет большое значение. Если брать во внимание только вес, то человек, который весит 60 кг, должен иметь более "мягкие", или более гибкие, лыжи, чем человек, который весит 70 кг. Рост также учитывается при выборе лыж. Здесь существует такое правило: длина классических лыж должна равняться вашему росту плюс 30 см; коньковые лыжи должны быть на 10-15 см короче классических.
Техника/подготовленность.Ваша техническая и физическая подготовленность также должна учитываться при принятии решения о том, насколько жесткие лыжи вы должны использовать. Лыжник с хорошей техникой, находящийся в наилучшей физической форме, может использовать более жесткие лыжи. Однако помните, вы должны быть способны придавить лыжу к снегу, когда устанете. Например, если у вас запаздывающее отталкивание, вам следует подобрать для себя более мягкие лыжи.
Вы также должны знать, что лыжные компании разработали лыжи на влажный и сухой снег со специальными скользящими поверхностями, предназначенными для разных погодных условий. Убедитесь, что вы покупаете лыжи, отвечающие вашим требованиям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|