|
Выбор держащей мази по ситуации
Тип снега и его состояние определяют, какую держащую мазь мы будем использовать. Поэтому давайте коротко рассмотрим то, как различные типы снега влияют на выбор мази для классического хода.
Тип снега
Новый, жесткий, остроконечный снегтребует жесткой мази, такой как зеленая.
Укатанный снег,который стал мягче, грубее и плотнее, требует более мягкой мази - скажем, фиолетовой.
Трансформированный снег,который подтаял и вновь смерзся в более крупные и округлые крупинки, требует еще более мягкой мази, позволяющей проникать в себя широким "кончикам" кристаллов. Когда эти кончики очень широкие, как у льда или снежной каши, требуется действительно мягкий клистер.
Обледенение
Картина еще больше усложняется тем, что держащие мази могут "подмерзать" и скалываться, если используются при температурах ниже своего рабочего диапазона - то есть, если кристаллы слишком глубоко проникают в мазь. То же самое может произойти, когда на лыжне присутствует вода, но температура при этом ниже точки замерзания, а также в снегопад при температуре чуть ниже 0°С. Результатом в любом случае будет то, что у лыжника либо совсем не будет держания, либо он потащит на своих лыжах несколько килограммов снега и не сможет скользить.
Поскольку при температуре около точки замерзания, подчас неясно, что лучше - клистер или твердая мазь, а также поскольку при такой температуре, вероятно, будет присутствовать вода, то выбор мази в таких условиях может стать кошмаром. (На самом деле попасть в нужную мазь для скольжения при 0°С столь же трудно, но поскольку результат ошибки менее зрелищен, то вся слава достается смазке лыж для держания). Тем не менее, разрабатываются новые держащие мази, которые достаточно эффективны в "нулевых" условиях. Некоторые универсальные, или всепогодные, мази хорошо работают в широком диапазоне условий,
как и ряд новых фторированных держащих мазей.
Полезное эмпирическое правило, о котором подробнее мы поговорим в Главе 12, гласит: избегайте применения клистера, если в нем нет острой необходимости. Это правило поможет избежать проблем с "подмерзанием", и ваши лыжи зачастую будут ехать быстрее.
И снова грязь
Держащие мази по причине своей относительной мягкости, а также вследствие того, что в момент отталкивания ногой они останавливаются и прижимаются к снегу, собирают большое количество грязи (на участках с явными признаками грязи старайтесь идти бесшажным ходом). Эта грязь ограничивает эффективность действия мази: 1) создает торможение (и износ), 2) делает мазь менее эластичной 3) ограничивает рабочую поверхность мази: например, большое количество сосновых иголок, прилипших к лыже, попросту сокращают ту площадь поверхности мази, куда мог бы проникнуть снег.
Мягкие держащие мази также смещаются назад вдоль скользящей поверхности, и таким образом, попадая на зону скольжения, создают торможение; это типичная проблема с клистерами.
Более жесткие лыжи могут помочь избежать торможения, вызванного соприкосновением мази со снегом, а также в некоторой степени накопления грязи.
Сегодня разрабатываются новые держащие мази и клистеры, которые содержат множество разных добавок - фтор, графит и т.д. Идея состоит в том, чтобы создать мазь, которая будет лучше скользить, противостоять грязи, и при этом иметь сцепные качества не хуже прежних. Первые образцы этих мазей применялись с переменным успехом - мази не создавали уверенного сцепления, либо быстро сходили (хотя в некоторых случаях при свежевыпавшем снеге попеременные слои смоляной и графитовой мазей действительно дают очень "комфортные" лыжи).
Тем не менее, мази уже нового поколения очень эффективны. Они действительно быстрее и "комфортнее" прежних, и после новых доработок, они также предлагают хорошее сцепление в широком диапазоне температур, и прекрасно держаться на скользящей поверхности. Здесь действительно произошел прогресс!
Держащая мазь может создавать сильное торможение, если подобрана неправильно и/или если в снеге присутствует грязь; недостаточное держание делает невозможным эффективное передвижение на лыжах. Именно по этим причинам тестирование держащей мази является намного более важным, чем тестирование мази скольжения, особенно при меняющихся погодных условиях. Если для скольжения можно подобрать "приблизительную" мазь, то держанию всегда нужно уделять первостепенное внимание.
А теперь давайте поговорим о мазях скольжения.
КАК РАБОТАЕТ МАЗЬ СКОЛЬЖЕНИЯ
Цель настоящей главы - дать обзор двум вещам: какую функцию выполняет мазь скольжения, и какие ее виды существуют. Я не химик; моим намеринием является просто предложить вам практическую систему знаний и рекомендаций по применению мазей скольжения.
Вероятно, для лыжника, катающегося ради отдыха, будет вполне достаточно и "приблизительной" мази (держащая мазь -это другая история). Однако для хорошо тренированного спортсмена, который обладает хорошей поставленной техникой и располагает лыжами, подходящими к его весу, способностям и снегу, более "точная" мазь позволит иметь преимущество в скольжении.
Для того чтобы понять, как легко и эффективно применять мази скольжения, давайте рассмотрим различные террии того, как и почему мазь работает. Хотя ни одну из этих теорий и нельзя считать полностью достоверной (никто в действительности никогда не видел поверхность снега, взаимодействующую со скользящей поверхностью лыжи и мазью), они, похоже, работают и являются полезным инструментом, дающим представление о том, что же происходит, когда лыжа приходит в соприкосновение со снегом. Четыре теории включают в себя такие понятия, как упругость кристалла, контролируемое трение/влажная смазка, поверхностное натяжение, сухая смазка и отталкивание грязи.
Упруготь кристалла
Не смотря на то, что эта теория не находила большого внимания, она все же заслуживает короткого обсуждения. Согласно теории упругости кристалла, лыжа скользит, когда кристалл снега прогибается (упругая деформация) или разрушается. Кристалл холодного снега менее эластичный, поэтому для того, чтобы удержать его и прогнуть, мазь должна быть тверже. Чем выше температура снега, тем легче прогнуть кристалл и тем мягче должна быть мазь для обеспечения достаточного проникновения и удержания кристалла.
Я не знаю ни одной работы по этой теории, однако она действительно помогает нам понять, что же происходит, когда лыжа тормозит, особенно, в очень холодную погоду или на остром свежевыпавшем снеге.
Контролируемое трение
Это классическая теория, которая утверждает, что если мы создадим контролируемое количество трения между скользящей поверхностью лыжи и снегом, то сможем растопить ровно столько снега, сколько требуется для скольжения по мельчайшему слою капелек воды, действующих наподобие крошечных шариковых подшипников. Подогнав твердость мази к характеристикам снежного кристалла, мы можем получить оптимальную степень проникновения кристалла в мазь. Это создаст контролируемое трение, которое, в свою очередь, приведет к периферийному таянию снежного кристалла (очень незначительному таянию, только на границах кристалла). В резульате лыжа заскользит по очень тонкому слою капелек воды. Для такой влажной смазки, оптимальная мазь определяется:
• формой снежного кристалла (его остротой)
• температурой снега (чтобы вызвать таяние холодного снега, потребуется больше тепла/трения)
• прочностью снега (холодный кристалл крепче теплого)
• наличием влаги (мы не хотим создать слишком большое количество воды, иначе мы получим эффект подсасывания)
Теория контролируемого трения дает нам заметные и предсказуемые результаты, и это делает ее полезной для практического применения.
Из этой теории следует, что слишком твердая мазь не допустит проникновения кристаллов, а значит, трения для образования необходимой водяной пленки будет недостаточно. (Ситуация дополнительно усложняется действием веса лыжника). В то же время слишком мягкая мазь даст избыточное проникновение, что приведет к слишком большому трению и, соответственно, к образованию большого количества воды. Еще более мягкая мазь может позволить кристаллам снега проникать в себя настолько глубоко, что движение станет невозможным. Кроме того, мягкие мази охотнее собирают грязь.
Давайте посмотрим, как теория работает в некоторых определенных условиях:
Холодный снег представляет особые трудности. Как правило, холодные кристаллы снега либо очень острые, либо очень жесткие, либо и то и другое вместе. Чтобы создать необходимое количество трения и растопить кристалл, потребуется много энергии. При таких низких температурах, чтобы вызвать таяние, требуется много тепла, и поэтому избежать торможения очень трудно. Вот почему холодный снег обычно медленный, а действительно хорошие мази на холодный снег очень твердые и найти их нелегко. В этой ситуации выходом становиться сухая смазка. Мы поговорим о сухой смазке ниже в этой главе.
Укатка лыжнитакже влияет на скольжение. Сбивая кончики кристаллов, укатка способствует хорошему скольжению в холодную погоду. Но вместе с тем, поверхность холодного укатанного снега может быть очень жесткой и абразивной, поскольку укатка сплавляет жесткие кристаллы холодного снега вместе; в таких условиях мазь имеет тенденцию быстро изнашиваться. Это еще одна причина, почему в морозную погоду необходима твердая износостойкая мазь.
Свежевыпавший снегпо некоторым свойствам напоминает холодный. Пока новый снег не укатан, а значит, кристаллы еще не "затуплены", будет наблюдаться тенденция к дополнительному трению.
Среднетемпературный снег не предъявляет высоких требований к смазке. Кристаллы менее острые и менее жесткие, при
таких температурах обычно уже отмечается некоторое присутствие воды (но недостаточное для того, чтобы создавать серьезное подсасывание). По этой причине при средних температурах достичь хорошего скольжения проще. Вот почему хороших средне-температурных мазей так много.
Теплый снег,как правило, влажный и имеет тупые кристаллы. По этой причине мази для теплого/влажного снега мягче (чтобы обеспечить проникновение). Вместе с тем из-за присутствия большого количества воды возрастает вероятность подсасывания - лыжи начинают ехать медленнее. В этой ситуации, для уменьшения торможения, вызванного подсасыванием, может потребоваться нанесение структуры - маленьких бороздок, которые выдавливаются или нарезаются на скользящей поверхности лыжи с целью уменьшения эффекта подсасывания. (Мы рассмотрим вопрос о структуре в Главе 9). Поверхностное натяжение мази, которое влияет на форму и размер водяных капелек, также становится фактором скольжения.
Кроме того, таяние снега обычно приводит к повышенному содержанию в нем грязи. Хороших мазей, пригодных для этих особых условий, не так много; эффективными могут быть различные добавки и альтернативы (такие как, фторуглероды).
Поверхностное натяжение
Как только сформировался слой воды, появляется необходимость в управлении формой и размером водяных капелек. Отчасти это достигается путем регулирования трения и, таким образом, количества воды. Однако различные компоненты мази также помогают управлять размером и формой капелек за счет изменения величины поверхностного натяжения.
Примерно также, как капли дождя по-разному формируются на кузове недавно отполированного автомобиля, покрывая его множеством маленьких "бусинок", различные типы мазей влияют на размер и форму капелек воды. Крупная широкая капелька будет создавать эффект подсасывания, тогда как маленькая и круглая будет в большей степени выполнять роль смазки/подшипника.
Поверхностное натяжение помогает объяснить, почему различные мази, предназначенные для одной и той же погоды, ведут
себя совершенно по-разному. А также, почему одна и та же мазь дает разные результаты в практически одинаковых условиях -например, в некоторых районах или странах, где, скажем, при одной и той же температуре содержание воды в снеге может быть разным.
Самым ярким примером применения этой теории является фторуглеродная "мазь". У фторуглеродов (фторов) поверхностное натяжение значительно выше, чем у обычных парафинов, а коэффициент трения ниже. В результате на скользящей поверхности, обработанной фторуглеродом, образуются значительно более мелкие и круглые "бусинки", чем после смазки обычной мазью. Это главная причина, почему фторуглеродные "мази" лучше работают в условиях высокой влажности. (Другая причина - это высокая грязеустойчивость фторуглеродов. Влажный снег, особенно, в котором происходит таяние, как правило, содержит много грязи, и в таких условиях у фторуглеродов появляется значительное преимущество.)
Фторуглероды работают в очень широком диапазоне температур и в довольно широком диапазоне влажности. Наилучшим образом они ведут себя при высокой влажности, и чем она выше, тем шире их температурный диапазон. Я успешно применял фторуглероды при температурах вплоть до -13°С, когда влажность была достаточно высокой.
Тем не менее, во время тестирования фторуглероды не всегда оказываются самыми быстрыми. Часто их настоящее преимущество не проявляется до того момента, пока не пройдешь порядочное количество километров. Если после этого фторы все еще будут продолжать ехать быстро, вследствие своей грязеустой-чивости и общей твердости, то парафины начнут сбавлять ход. Таким образом, фторы можно отнести к "мазям" для длинных дистанций. К сожалению, они иногда не совсем подходят для коротких дистанций, таких, например, как юношеские гонки. Более подробно мы будем обсуждать фторы в Главах 12 и 13.
Сухая смазка и добавки
Идея здесь во многом такая же, как и в "обычной" смазке: трение между двумя поверхностями снижается за счет добавления смазывающих веществ, таких как тефлон, графит, молибден
или силикон. Сухая смазка играет свою роль при любом снеге, будь он сухой или влажный. Добавки изменяют поверхностное натяжение мази и могут влиять на ее износ.
При холодном снеге, когда трудно рассчитывать на влажную смазку, необходимую смазку дадут такие добавки, как графит. Это в равной степени относится и к сухому снегу.
Кроме того, некоторые производители утверждают, что добавление графита, молибдена и подобных им добавок делает мазь (или скользящую поверхность) более электропроводимой, что позволяет лыжам "сбрасывать" статическое электричество, которое притягивает грязь.
Многие лыжники предпочитают использовать графитовую мазь с целью защиты лыж при их транспортировке, основываясь на той теории, что такая мазь помогает поддерживать уровень графита в скользящей поверхности. Производители по-разному смотрят на применение графита: одни рекомендуют использовать его в качестве мази для скользящей поверхности, другие - для смешивания с другими мазями, третьи - как верхний слой, а четвертые - просто как уже смешанную готовую мазь для конкретных погодных условий. Размер частиц также варьируется от названия к названию, и влияет на проникновение.
Опыт последних лет приводит меня к мысли, что поддержание уровня содержания фторуглеродов в скользящей поверхности может быть преимуществом, по крайней мере, для теплых лыж. Таким образом, фтор-графитные парафины могут быть прекрасными мазями для защиты лыж во время их перевозки или хранения. С этими мазями вы сохраните уровень графита и фтора в скользящей поверхности и будете на один шаг ближе к завершающей смазке - соскребите, добавьте мазь по погоде, и вперед.
Замечу, что обе из вышерассмотренных теорий (сухая смазка и снятие электростатических зарядов) приводятся со ссылкой на превосходные характеристики графитовой скользящей поверхности.
Вследствие своих антистатических свойств, парафины с добавлением графита часто проявляют себя с лучшей стороны либо в грязных условиях, либо при низкой влажности. По той же самой причине, графиты и им подобные добавки могут снижать накопление грязи при влажном снеге. Читайте, что написано на упаковке!
По моему опыту, графитовые добавки и/или графитовые подслои могут существенно снизить износ мази, и тем самым, продлить хорошее скольжение. Если нужен практический совет, го я бы сказал так: если вы не знаете использовать добавку (или подслой) или нет, то используйте. Это может улучшить характеристики скольжения и износостойкости, и только в редких случаях будет оказывать серьезное отрицательное воздействие на скольжение.
Силикон - это добавка для влажного снега. Он выпускается многими компаниями в виде силиконового геля, жидкости или силиконовой добавки (парафина с добавлением силикона). Силиконы хорошо работают на влажном снегу и очень плохо на сухом. Многие полагают, что они склонны набирать грязь - поэтому, вероятно, их применение следует ограничить более короткими дистанциями.
Чемпионат мира 1995 года в Тандер-Бее (Канада) стал ареной несколько необычных и эффективных решений применительно к невероятно высокому содержанию грязи. Перед коньковыми этапами гонок преследования, лыжники приходили после 5-ти километров дистанции с черными лыжами. Проведя скребком вдоль скользящей поверхности, можно было собрать столовую ложку черной липкой гадости. Лыжи загрязнялись так быстро, что, пройдя половину 5-километрового тренировочного круга, лыжникам приходилось идти коньком на спусках, а на равнинных участках использовать технику передвижения в подъем.
Таким образом, проблема очистки лыж приобрела первостепенное значение, которую все команды решили одинаково- положив поперек лыжни чистящие доски. Доски оборачивались полотенцем или фибертексом, которые смачивались различными детергентами, начиная со смывки для мази и заканчивая (я не шучу) бытовыми чистящими средствами. Лыжники переезжали эти доски, очищая свои лыжи и значительно улучшая скольжение. Но действительно "запредельной" вещью стала такая "мазь": в то время как почти все команды применяли различные формы фтор-углеродов, австрийцы использовали на своих досках дизельное масло. Словенская команда, с которой я тогда работал, по совету Матея Соклича использовала двухтактное моторное масло. И это сработало! Из всего, что мы смогли тогда найти, масла оказались
тем единственным, что оставалось чистым и поддерживало движение. Мораль: Думайте, анализируйте, экспериментируйте!
Отталкивание грязи
Настала очередь сказать несколько слов об отталкивании/противодействии грязи. Эта та область, значимость которой постоянно растет вместе с ростом загрязнения окружающей среды. Грязный снег встречается не только в промышленных районах, обычно грязным бывает весенний снег, как впрочем, и любой снег в условиях таяния: по мере его испарения или таяния растет концентрация грязи. Грязь также присутствует там, где есть деревья: падающие листья и иголки несут с собой грязь, либо сами перемешиваются с ней; на снег попадает также сдуваемая с деревьев пыль.
Отталкивание грязи становится важным моментом при выборе наилучшей мази. Чистые лыжи будут ехать быстрее, а лыжи, долго остающиеся чистыми, будут дольше сохранять скорость. Нужно помнить следующее:
• При данной температуре твердая мазь будет противодейст-
вовать грязи лучше, нежели мягкая.
• Продолжительное хорошее скольжение может быть более важным, нежели очень хорошее, но кратковременное скольжение. Мазь, которая при первоначальном тестировании была немножко медленнее, может потом ехать быстрее в течение 50-ти или более километров вследствие своей высокой грязе- и износоустойчивости. Вместе с тем, другая мазь, быть может, изначально более быстрая, быстро наберет грязь и/или сотрется. Одни мази хороши только для коротких дистанций, другие же будут лучше работать на длинных.
• Всегда имеет смысл проводить повторное тестирование мази после того, как она уже "откатана", с тем, чтобы проверить ее на снижение скорости. Когда в сборной США по лыжным гонкам нам была предоставлена полная свобода действий и достаточная поддержка, мы, бывало, тестировали по восемь или даже шестнадцать мазей, а то и больше. Затем брали две или три лучшие из тестовых
пар лыж (в зависимости от того, сколько было лыжников) и "откатывали" их перед повторным тестированием, по меньшей мере, по 5 километров. Зачастую мази, которые были "вторыми" или "третьими" при первом тестировании, оказывались более быстрыми после прохождения определенной дистанции, и именно эти мази мы обычно использовали для гонки.
Теперь мы знаем, как выбирать эффективные лыжи. Мы изучили материалы, из которых они сделаны, и условия, в которых мы намерены их использовать. Настало время перейти к тем инструментам и методам, которые необходимы для подготовки лыж к оптимальной работе.
МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖ
Следующая часть книги посвящена методам и инструментам, необходимым для эффективной подготовки лыж. С этого момента мы переходим от теории к практике.
Для этого нам понадобятся некоторые основные инструменты: хорошая стальная цикля, острый пластиковый скребок, хороший смазочный утюг, несколько щеток и профильный станок. Правильное использование каждого из этих инструментов будет обсуждаться в последующих главах по мере того, как мы будем продвигаться через каждый этап подготовки лыж, от выравнивания скользящей поверхности до нанесения мази и завершающей подготовки.
Все этапы подготовки лыж выстроены в логическом порядке. Для того чтобы сделать работу наилучшим образом, нам следует понять, зачем мы делаем каждую из процедур, и поэтому эта часть начинается с постановки фундаментального вопроса: "Что делает лыжу медленной?" Каждая последующая глава будет нацелена на изучение того, как использовать инструменты или применять методы, которые позволят лыжам работать должным образом.
ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЫЖУ МЕДЛЕННОЙ?
Тело сохраняет свою скорость, пока на него не действуют внешние силы. — закон физики
В своей работе я всегда исхожу из предположения, что лыжа хочет ехать быстро. Так что же ее тормозит? Если мы поймем, какие силы тормозят лыжу, то сделаем значительный шаг на пути понимания того, как заставить ее ехать быстрее - и сохранять свою скорость. Ниже, в порядке уменьшения своей значимости, приводится список "сил", которые замедляют лыжу. Хочу заметить, что предложенный список предполагает исправную работу всех составляющих; так, например, действительно несоответствующая погодным условиям мазь, может разом переместиться вверх списка.
1. Неадекватная техника ходьбы (даже самые лучшие лыжи
в мире не компенсируют плохой техники)
2. Несоответствующая жесткость лыж - распределение давления не соответствует лыжнику или конкретным погодным условиям
3. Несоответствующая погодным условиям структура скользящей поверхности
4. Плохое состояние скользящей поверхности
5. Несоответствующая погодным условиям мазь
6. Плохо или неправильно выполненная завершающая подготовка
7. Несоответствующий тип скользящей поверхности
Жесткость
В Главе 1 мы уже обсуждали вопрос выбора лыж с подходящей жесткостью, однако мы не касались того, как жесткость влияет на скольжение. Если лыжа имеет несоответствующую жесткость, она будет либо врезаться, либо "гулять": если она слишком жесткая, на снег будут давить только носок и пятка, что заставит лыжу "прокладывать" свой путь через снег; если же она слишком мягкая, то только ее средняя часть будет оказывать давление на снег - лыжа будет "гулять", будет неустойчивой. Распределение давления связано с весом лыжника, жесткостью/мягкостью лыжни (вот почему для разных условий нужны разные лыжи), а также в целом с дизайном и конструкцией лыжи.
Необходимость в правильном распределении давления одинаково важна как для классического, так и для конькового хода, хотя правильное распределение в обоих случаях отличается, поскольку разные стили передвижения предъявляют разные механические требования к лыжам.
В отношении коньковых лыж, отправной точкой является более или менее равномерное распределение давления по всей длине лыжи. В отличие от скольжения с одинаковым распределением веса на обе лыжи, как например, при спуске с горы, распределение давления во время самого передвижения коньковым ходом сильно разнится - во время свободного скольжения на одной ноге давление на лыжу равно весу тела лыжника, а во время отталкивания ногой в несколько раз превышает его.
В случае с классическими лыжами, правильно подобранная жесткость позволяет держащей мази соприкасаться со снегом во время отталкивания, однако во время скольжения, чтобы не создавать торможения, держит ее над снегом. В то же время, жесткость должна позволять лыже относительно ровно давить на снег на участках скольжения; это требует совершенно иного распределения давления, чем в случае с коньковыми лыжами.
Чрезмерно жесткие классические лыжи затруднят подъем в гору, могут потребовать изменений в технике хода, и быстро утомят лыжника.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|