Сделай Сам Свою Работу на 5

Какая скользящая поверхность нужна вам?

Самый простой - и наиболее эффективный - способ разо­браться со всем этим множеством типов скользящих поверх­ностей - купить лыжи, которые предназначены для тех погодных условий, в которых вы планируете их использовать: сухие/холод­ные лыжи для холодной погоды, клистерные/теплые - для транс­формированного, или фирнового, снега и т.д.

Помните, что хорошие лыжи - они и есть хорошие лыжи. Лыжи, предназначенные для теплой погоды, иногда могут быть очень хорошими в холодных условиях, и наоборот (хотя лыжи для холодного снега редко бывают хорошими в теплую погоду). Всегда полезно знать свои лыжи.

Теперь давайте взглянем на ту единственную вещь, которая оп­ределяет наш подход ко всему, от подбора лыж до нанесения мази, - на снег.

СНЕГ

Для совершенствования методов извлечения максимума возмож­ного из своих лыж, и разработки стратегий противодействия тенденции снега замедлять лыжи посредством силы трения, ока­зываемой на скользящую поверхность, очень важно иметь эле­ментарное представление о снеге.

Характеристики снега

Содержание воды, грязи, температура снега и воздуха, размер и форма кристаллов - это наиболее важные характеристики снега, учитываемые при подготовке лыж. Снег различается по твер­дости, размеру кристалла и упругости. Именно эти различия и будут, в конечном итоге, обуславливать наш выбор мази и под­готовки скользящей поверхности.

Некоторые виды снега, особенно при температуре в пределах -1°С - -7°С, не создают серьезных проблем со скольжением или держанием. Иметь же дело с другими видами снега, такими как, например, очень холодный снег, мокрый снег и снег около 0°С, намного сложнее. Бывает и такой снег, на котором очень сложно сохранить скольжение на дистанции, превышающей несколько километров. Особенно это относится к грязному снегу. Вследст­вие растущего промышленного загрязнения, где бы мы ни ката­лись, мы все чаще и чаще сталкиваемся с грязным снегом, и поэтому при выборе мази важным фактором является ее грязе-устойчивость.



Давайте рассмотрим различные типы снега, начав с самого холодного.

Очень холодный снег

В самом низу температурного диапазона находиться очень холодный снег, который представляет особые трудности для по­лучения хорошего скольжения. Как правило, для холодного снега характерны колючие остроконечные кристаллы, которые к тому же, вследствие холода, очень жесткие. Эти острые кристаллы врезаются в мазь на скользящей поверхности, как гравий в по­крышку автомобиля, и таким образом препятствуют скольжению. Кроме того, они обладают высокими абразивными свойствами, что приводит к быстрому истиранию мази. По этим причинам для очень холодного снега необходимы гладкая скользящая поверх­ность и очень твердая мазь. При холодном снеге очень легко добиться хорошего держания, однако, как и в случае со смазкой лыж для скольжения, найти держащую мазь, которая бы сколь­зила и была бы "комфортной", может оказаться не так-то просто.

Холодный и "средний" снег

Для холодного и среднетемпературного снега достаточно лег­ко подготовить лыжи. Кристаллы не такие острые, как при очень холодном снеге, и поэтому они не так глубоко проникают в мазь и не так сильно тормозят лыжи; структура кристаллов уже не такая жесткая, они становятся чуточку эластичнее. Оба этих фактора означают, что такой вид снега создает меньше трения. Кроме того, в таком снеге содержание воды, как правило, не достаточно для того, чтобы привести к проблемам с подсасыванием. Прак­тически все смазочные компании выпускают мази, которые хо­рошо работают от -1°С до -7° или 8°С.

"Нулевой" снег

Снег около 0°С таит в себе целый ряд трудностей. Обычно присутствует большое количество воды, и в то же время очень близка точка замерзания. Таким образом, проблема заключается как в подсасывании, так и в возможном обледенении. Современ­ные мази скольжения (фторуглероды) показывают свои лучшие качества в этом температурном диапазоне, а новые держащие мази, многие из которых содержат фторуглероды, работают в этих условиях намного эффективнее прежних. "Механическое" держание также является одним из возможных решений ("рыбья чешуя", ворс и т.д.).

Выше нуля

Температуры выше точки замерзания (естественно, речь идет о температуре воздуха: снег не может быть выше 0°С, иначе он, собственно, перестает быть снегом) означают три вещи:

1. Вероятно, будет присутствовать большое количество во­ды. Торможение подсасыванием, вызванное избытком воды, может быть минимизировано за счет активной структуры скользящей поверхности и применения фтор-углеродов (далее "фторы") или "фторпарафинов" с целью уменьшения поверхностного натяжения. "Фторпарафи-ны" - это мази с большей или меньшей концентрацией в них фторуглеродов, как противоположность "чистым" фторам, которые выпускаются в виде порошков или твер­дых брикетов. (Более подробно вопрос о фторуглеродах рассматривается в Главе 13).

2. В процессе таяния и замерзания кристаллы снега будут трансформироваться в более крупную и округлую струк­туру. Чем округлее становится кристалл, тем мягче тре­буется мазь - как для держания (клистеры), так и для скольжения. Это необходимо для того, чтобы более округ­лый кристалл мог проникнуть в мазь.

3. Вероятно, вместе с таянием снега будет расти его заг­рязненность; более подробно об этом в следующем раз­деле.

Особые соображения

Помимо температуры снега и содержания в нем воды есть еще два фактора, которые сильно влияют на работу лыж и мази: грязь и "укатка" лыжни.

Грязь.Вследствие всевозрастающего промышленного заг­рязнения содержание грязи в снеге с каждым днем становится все больше и больше. Кроме того, по мере таяния снега, вся грязь, уже содержащаяся в нем, собирается на оставшемся снеге.

Грязь приводит к истиранию мази и, внедряясь в нее, уси­ливает трение. В свою очередь, это приводит к подсасыванию воды загрязненной структурой. Держащие мази набирают грязь и создают торможение с невероятной быстротой, перемешиваясь с грязью до образования твердого поверхностного слоя. В таких

условиях снегу очень трудно сцепиться с мазью.

Если мягкие мази по своей твердости лучше всего подходят к размеру кристалла при влажной теплой погоде, то более твердые мази, скорее всего, будут лучше противостоять грязи. Мягкие мази скольжения, иногда содержащие силикон или тефлон, очень хорошо работают на коротких дистанциях, тем не менее чистые фторы все же чаще будут давать преимущество в таких погодных условиях, особенно на длинных дистанциях, благодаря своей способности отталкивать грязь. По тем же причинам, многие производители выпускают для влажного снега фторированные держащие мази (см. Главу 13) и клистеры: меньше трения, по­вышенная сопротивляемость грязи.

Укатка лыжни и "старение" снега.Свежевыпавший снег имеет самые острые кристаллы. Укатка "старит" снег и лишает его остроты, она также перемешивает его, создавая более одно­родные условия по всей лыжне.

Как же происходит процесс "старения"? Во время укатки снег ударяется обо все, что попадается ему на пути, и кончики крис­таллов отламываются. Кроме того, укатка "спекает" снег, выводя из него воздух и позволяя ему еще больше уплотниться.

Удары снега также вызывают кратковременное периферийное таяние, которое, в свою очередь, может вести либо к округлению кристаллов, либо к их смерзанию, что делает снег менее агрес­сивным, более твердым и более однородным по всей лыжне.

Поскольку укатанный снег более "округлый", то, как для дер­жания, так и для скольжения, может потребоваться более мягкая мазь. Однако имейте также в виду, что поскольку укатанный снег тверже, по причине спекания и таяния/замерзания, он может быть более абразивным.

Типы снега

В начале 90-ых мы разработали классификацию типов снега и его состояний. В своих записях мы старались описывать по­годные условия максимально приближенно к действительности (см. Приложение 2). Для обычных гонщиков эти категории, воз­можно, покажутся слишком сложными и, безусловно, нет необ­ходимости использовать их все, чтобы подготавливать быстрые

лыжи. Но мне хотелось бы в качестве иллюстрации того, как много типов снега существует, представить следующую клас­сификацию:


Тип снега Состояние

Новый: Сухой, переметенный,

крупитчатый, липкий, мокрый

Мелкозернистый: Крупнозернистый:

Уплотненный, влажный, мокрый

Жесткий, влажный, снежная каша, мокрый

Искусственный: Жесткий, уплотненный, влажный, снежная каша, мокрый


Теперь давайте глубже взглянем на теорию смазки лыж: какую функцию выполняют мази, почему они работают, а также почему, иногда, они не работают?

КАК РАБОТАЕТ МАЗЬ ДЕРЖАНИЯ

Вокруг мази скольжения всегда ведется много разговоров. Однако не нужно забывать, что обычно в ходе соревнований, на тренировке и даже на прогулке большую часть времени (до 70 процентов) мы затрачиваем на подъемы. При коньковом ходе преодолению подъемов определенно способствует хорошее скольжение, которое мы можем получить, используя подходя­щую мазь скольжения. Когда же дело доходит до классического хода, на мой взгляд, мы слишком много беспокоимся не о тех вещах, и забываем о самом важном от чего зависит результатив­ность тренировки и удовольствие от катания - о держащей мази.

Позднее, мы подробно поговорим о применении держащих мазей, а сейчас давайте рассмотрим то, как они работают.

Задача держащей мази - дать возможность кристаллам снега более глубоко проникнуть в мазь, чем в случае с мазью сколь­жения. Это проникновение "пригвождает" лыжи к снегу, уберегая лыжника от проскальзывания и позволяя ему продвигаться впе­ред. Здесь будет уместной аналогия с ботинком на резиновой подошве, который находится на ложе из гвоздей.

Эта простая картина усложняется тем фактом, что под мень­шим давлением, как только заканчивается отталкивание и начи­нается скольжение, держащая мазь должна быть в состоянии еще и скользить. Скольжение усиливается механическим путем, а именно за счет прогиба лыжи, который приподнимает держащую мазь над снегом во время скольжения. Жесткость лыжи, длина ко­лодки, вес и сила конкретного лыжника также влияют на сколь­жение.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.