Сделай Сам Свою Работу на 5

Секреты смазки классических лыж и юношеские гонки





У меня есть два мнения относительно "секретов" смазки клас­сических лыж. С одной стороны, в соревнованиях должен побеж­дать самый сильный лыжник. С другой стороны, смазчик, кото­рый лучше смазывает лыжи, тоже должен иметь преимущество, поскольку смазка лыж является такой же частью искусства лыж­ных гонок, как тренировка, техника и все остальное, что относит­ся к достижению максимального результата. Несмотря на это, я иногда с сожалением наблюдаю за тем, как в сложную погоду смазка решает гонку. Вот что я думаю касательно смазки лыж вообще, и смазки лыж в юношеских гонках в частности:

Юноши не должны выигрывать соревнования за счет смазки.На этом уровне, где во внимание принимается только само катание на лыжах, тренерам следует обмениваться информа­цией по смазке. То, что кто-то проиграл сегодня из-за лыж, не приносит пользы нашему спорту - росту и развитию спортсмена. По этой причине я также считаю, что фторы не должны приме­няться на юношеских соревнованиях (смотрите конец следующей главы).

Молодые лыжники должны учиться мазать свои лыжи самостоятельно- особенно девушки, которым так часто не да­ют возможности сделать свою собственную смазку. Обучение смазке - это часть лыжных гонок и, не побуждая детей учиться мазать лыжи, мы тем самым лишаем их знаний и навыков, кото­рые пригодятся им в будущем. Тренеры, пожалуйста: приучайте своих детей мазать собственные лыжи! Попробуйте превратить это в игру ("Кто сможет положить четыре слоя голубой мази глаже всех?").



НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

СООБРАЖЕНИЯ

В двух первых частях данной книги были охвачены основные принципы подготовки лыж, и к концу Главы 12 лыжи уже должны быть готовы к использованию. Теперь пришло время рассмотреть несколько отдельных областей, которые выходят за рамки обычной повседневной практики.

ФТОРУГЛЕРОДЫ

По своему назначению, методам нанесения и опасности при­менения - и даже возможным последствиям - фторуглеродные "мази" так разительно отличаются от обычных мазей на пара­финовой основе, что заслуживают отдельной главы.

С механической точки зрения фторуглероды образуют тонкую пленку или мембрану на скользящей поверхности лыж. В этом смысле они очень схожи с обычными парафинами, но значи­тельно лучше их - поскольку обладают исключительными гидро­фобными свойствами (т.е. отталкивают воду), проявляют более высокие износостойкие качества, и хорошо противостоят грязи.



Сегодня в продаже существует множество фторуглеродов. Все хорошие, и все в определенных условиях превосходят парафины:

В условиях высокой влажности,особенно при свежевыпав-шем или падающем снеге, фторы оказываются более быстрыми, чем парафины. Фторы можно использовать при необычайно низких температурах, в том случае если влажность сохраняется высокой. Мы весьма успешно применяли фторы в Анкоридже (Аляска), когда температура была -15°С, но при этом влажность составляла около 80 %.

В условиях влажного снегафторы могут быть поначалу не самыми быстрыми. Их преимущество иногда проявляться только на длинных дистанциях, где они оказываются быстрее парафинов вследствие своей высокой износостойкости и способности от­талкивать грязь.

На грязном снегуфторы имеют реальное преимущество опять же из-за своей способности отталкивать грязь. Грязь не пристает к фторам с той же легкостью, как к парафинам, особен­но, к мягким парафинам, предназначенным для теплой погоды и влажного снега.

В очень широком температурном диапазонефтор не ухуд­шает скольжения, даже если он вдруг оказался "не той мазью". Фтор снисходителен к погоде, что делает его безопасным ва­риантом выбора.

Важно помнить, что при низкой влажности парафины, содер­жащие незначительное количество фтора или вовсе не содержа­щие его, могут быть быстрее сами по себе, чем в сочетании с фтором. Отчасти вследствие дороговизны и "высокотехнологич-ности" фторов существует тенденция к необоснованно частому их применению.



Фторуглероды лучше работают, когда наносятся поверх под­слоя. Этим подслоем может быть графитовая мазь, фторпарафин или просто самый быстрый парафин дня. Подслои подготавли­вают скользящую поверхность к лучшему сцеплению с завер­шающим чистым слоем фтора; подробнее об этом ниже. Фторы можно наносить при помощи утюга или пробки.

Формы фторуглеродов

Фторуглероды продаются в двух формах - порошкообразной или твердой. Между ними нет никакой разницы. Изначально фторы выпускались в виде порошка, но когда появились твердые фторуглероды, стало ясно, что фтор в твердом виде более эконо­мичен - порошок больше не сыпется на стол.

Твердые фторы также можно использовать как часть "аварий­ного набора": при намечающемся изменении погоды можно за несколько минут до старта натереть фтор на скользящую поверх­ность и растереть пробкой. Просто наносите твердый фтор на лыжу, проглаживаете его утюгом или растираете пробкой, а затем обрабатываете щеткой.

Если вы пользуетесь порошками, 30-граммовой емкости фтора должно хватать на пять или шесть пар лыж. В соответствии с

этим соизмеряйте наносимое количество порошка. Помните, что недостаточное количество фторуглеродного порошка может под­вергнуть скользящую поверхность чрезмерному воздействию прямого тепла.

Фторпарафины.Фторпарафины - это мази, в которых соеди­нены фторуглерод и "обычные" парафины. Они состоят из моле­кулярной цепочки с компонентами парафина на одном конце, и с компонентами фторуглерода на другом. Парафины химически схожи с материалом, из которого сделана скользящая поверх­ность, и поэтому проникают в нее лучше, чем фторуглероды. Таким образом, парафиновый конец молекулы сцепляется со скользящей поверхностью лыжи, в то время как фторуглеродные компоненты остаются снаружи, "закрепляясь" на скользящей поверхности только за счет более глубоко проникающих пара­финов.

Сегодня фторпарафины очень широко распространенны, они доказали, что являются не просто компромиссом между пара­фином и фтором, но и достаточно эффективны сами по себе. Фторпарафины могут хорошо работать самостоятельно, в не­которых условиях оказываясь быстрее и износоустойчивее, чем нефторированные парафины. Они также эффективны в качестве подслоя для фторуглеродов.

Как наносить

Существует два способа нанесения фторов. Сначала я расска­жу о "традиционном" способе, а затем мы рассмотрим некоторые новые разработки.

"Традиционный" способ

Нанесите на лыжи структуру, а затем парафин, который будет выступать в роли подслоя. После обработки лыж утюгом, соскре­бите парафин и тщательно вычистите скользящую поверхность щеткой.

В своем смазочном ящике я держу крышку от использованной баночки фтора. Я просверлил в ней дырочки, после чего она стала похожа на солонку (солонка могла бы пригодится для этой цели).

Когда нужно нанести фтор, я закрываю этой крышкой еще не использованную баночку с фтором, затем просто переворачиваю баночку и посыпаю скользящую поверхность ее содержимым, стараясь делать это как можно ровнее.

Посыпьте на скользящую поверхность порошок фтора (или натрите твердый фтор), затем как можно равномернее разотрите его большим пальцем или, чтобы обеспечить более равномерное покрытие, своей специально предназначенной для фтора пробкой.

Нанеся фтор, прогладьте его утюгом с соответствующей тем­пературой. Утюг при этом не должен быть горячее, чем при на­несении парафина. Не обрабатывайте фторы чрезмерно горя­чим утюгом, иначе вы разрушите скользящую поверхность лыжи.

Сделайте один медленный проход от носка к пятке лыжи -и все (хотя может понадобиться вернуться и пройтись по тем местам, которые еще остались белыми). Признаки правильной температуры утюга:

• "световое представление": искорки, вспыхивающие по­зади утюга (замечу, что некоторые фторы такого эффекта не дают)

• "испарение" фтора: белые места указывают на необхо­димость дополнительной доработки поверхности утюгом

Дайте лыжам охладиться до комнатной температуры, а затем тщательно обработайте их щеткой с набивкой из конского волоса (смотрите ниже "Обработка щеткой").

Новое направление

За последний сезон или два появился целый ряд методик но нанесению фторуглеродов, которые, похоже, привели к замет­ному увеличению скорости лыж. Короткая предыстория этих разработок должна помочь сделать процесс более понятным.

Есть свидетельство тому, что фторуглероды больше подвер­жены накоплению статического электричества, чем парафины. По этой причине, имеет смысл класть под фторуглерод парафин, содержащий в себе электропроводящее вещество, такое как гра­фит, окись железа или молибден; эти вещества помогут снять электростатическое напряжение.

Фторуглероды лучше всего связываются с фторуглеродами. Это означает, что подкладывание слоя фторпарафина под фтор должно привести к лучшему сцеплению фтора со скользящей поверхностью. Тесты доказали, что фторированные парафины лучше всего подходят в качестве подслоя.

Обработка фторуглеродов утюгом изменяет их молекулярное строение, что негативно отражается на скольжении. Согласно утверждению доктора наук Таноса Каридаса из компании Доми-натор Ваксиз (ОотшаЮг Шахез), причина заключается в том, что под воздействием тепла фторы имеют тенденцию к сублимации, чем-то напоминающей испарение. Как-то раз, на чемпионате мира 1995 года в Тандер-Бее (Канада), мы начали втирать фтор пробкой, и буквально через несколько минут энергичной работы весь нанесенный слой стал прозрачным - создавалось такое впечатление, будто фтор проникает "внутрь скользящей поверх­ности".

В 1989 году, на чемпионате мира в Рамзау (Австрия), велись разговоры о том, что растирание "растягивает" молекулу фтора, и что это является фактором, способствующим скольжению.

При растирании фторуглеродов в воздухе образуется меньшее количество аэрозолей - пыли, что способствует более высокому уровню безопасности (смотрите следующую главу).

Новые войлочные полировальники создают тепло гораздо быстрее пробки, что делает их очень полезным инструментом. Тем не менее, роторный войлок может произвести слишком мно­го тепла. Высококлассные смазчики предпочитают полировать лыжи либо вручную войлоком, либо роторной пробкой из нату­ральных материалов или пенопласта.

Высказывалось также предположение, что молекулы фтор­углеродов при наличии большой влажности или воды ориенти­руются в более однородной и эффективной манере.

В Тандер-Бее мы проверили данное предположение, опрыски­вая скользящую поверхность из бытового пульверизатора (из тех, что имеют свой собственный насос и используются под жидкости для мойки окон, а также под другие растворы). Мы опрыскивали скользящую поверхность, затем энергично обрабатывали ее щет­кой, снова опрыскивали и обрабатывали, опрыскивали и обра-

батывали. Лыжи обрабатывалась щеткой одинаковое количество раз по всей скользящей поверхности. При использовании этого метода результаты тестов на скольжение показали значительное прибавление в скорости, вплоть до 0,8 км/ч.

Влажная обработка дает меньшее количество аэрозолей, что способствует большей безопасности на рабочем месте. И я не побоюсь предположить, что наличие воды также уменьшает накопление статического электричества.

После нанесения фтора обработайте лыжи щеткой.

Обработка щеткой

Специально для обработки фторов выделите отдельную щетку из конского волоса. Щетка, используемая для парафинов, просто будет размазывать тонкий слой парафина поверх фтора, фак­тически замедляя лыжи на 1-2 км/ч. Для того чтобы щетки, пред­назначенные для фтора, оставались чистыми и не путались с другими щетками, я храню их в фабричных пластиковых коро­бочках. Имеет смысл также промаркировать щетки, чтобы в спешке не перепутать их (иногда бывает трудно отличить щетку из конского волоса от нейлоновой щетки, которой обрабатывался графит). Очень удобны в использовании роторные щетки, осо­бенно для обработки большой партии лыж, но можно обойтись и без них.

Тщательно обрабатывайте лыжи щеткой, сухим или влажным способом: цель обработки - удалить все "неровности" и на­полировать однородную тонкую пленку фторуглерода на скользя­щей поверхности. Щетка также полирует эту пленку на "стенках" структуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.