|
Рекомендуемая высота прогиба
Клистерные лыжи: при полном весе тела - 0,8-1 мм
при половине веса тела- 1,4-1,8 мм Холодные лыжи: при полном весе тела - 0 мм
при половине веса тела - 0,6-1 мм
При нулевой температуре и в условиях, когда требуется мазь более мягкая, чем голубая экстра, следует выбирать лыжи где-то посередине между значениями, указанными выше.
При выборе лыж важно следующее:
• длина прогиба при нагрузке 50% веса лыжника,
• высота прогиба при нагрузке выше 50% веса лыжника,
• длина прогиба при нагрузке выше 50% веса лыжника.
Хорошие клистерные лыжи (для условий, требующих красного клистера) должны иметь высоту прогиба 0,8-1 мм и длину прогиба при полном весе лыжника 20-30 см. Для эффективного отталкивания, во избежание контакта клистера со снегом в фазе свободного скольжения, при которой лыжа загружается всем весом тела, длина прогиба при половине веса тела не должна превышать 45-50 см. Лыжники, желающие соревноваться на самом высоком уровне, должны учиться кататься на жестких лыжах, когда того требуют погодные условия.
В целом, для коньковых лыж предусмотрены те же нормы, что и для классических. Однако поскольку в держании нет необходимости, лыжи нужно подбирать немного жестче, чем для классического хода. При сухом снеге давление на лыжню должно быть равномерным по всей длине скользящей поверхности, однако при влажном снеге мы получим наилучшее скольжение при меньшей площади поверхности скольжения, то есть когда средняя часть лыжи не придавливается к снегу.
Для того чтобы лыжи работали оптимальным образом, очень важно правильно определить колодку. Три способа определения
колодки, о которых шла речь выше, должны присутствовать в ваших тренировках до тех пор, пока вы не будете совершенно уверенны, что знаете свою держащую зону (или зоны; лыжникам, использующим одну пару лыж, как для клистеров, так и для твердых мазей, нужно определить две разные зоны). Пробуйте, экспериментируйте, подгоняйте, и делайте это в начале сезона, а не тогда, когда начнутся старты!
Обязательно отметьте на боковинах лыж маркером, или даже какой-нибудь краской, границы смазочной зоны.
Теперь давайте взглянем на конструкцию лыжи или, по крайней мере, на ту ее часть, которая непосредственно связана со смазкой - на скользящую поверхность.
СКОЛЬЗЯЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Беговые лыжи выпускаются с умопомрачительным разнообразием типов скользящих поверхностей. В этой главе мы рассмотрим различные виды материалов, применяющихся в изготовлении скользящих поверхностей с тем, чтобы облегчить процесс выбора типа лыж, которые будут работать на вас наилучшим образом. Мы сфокусируем свое внимание не на технических аспектах конструкции лыж, а скорее на том, как скользящая поверхность воздействует на смазку лыж, поглощая или отдавая тепло, деформируясь под воздействием тепла и т.д.
Не забывайте, что изготовитель лыж хочет, чтобы вы остались довольны его лыжами, и он приложил максимум усилий для того, чтобы между вами и лыжами, а также между лыжами и снегом была полная согласованность. Внимательно читайте рекомендации изготовителя, и будьте проще.
Дерево и "стекловолоконная революция"
Высокотехнологичный инвентарь, используемый сегодня, очень мало напоминает те лыжи, на которых мы бегали раньше. На чемпионате мира 1974 года в Фалуне (Швеция), швед Томас Магнусен стал первым лыжником, выступившим в соревнованиях на лыжах из стекловолокна. Он выиграл гонку на 30 километров с отрывом в 53 секунды, чем ознаменовал конец эпохи деревянных лыж. За один сезон прекрасные, и с таким упорством конструируемые, "деревяшки" полностью сошли с международной арены лыжных гонок.
Но все это только к лучшему. Конечно, деревянные лыжи были дешевы (свою первую команду я экипировал лыжами, приобретенными на распродаже по цене 1,79 доллара за пару!), но вместе с тем они были хрупкими, деревянная скользящая поверхность впитывала воду, а ворсинки древесных волокон могли существенно замедлить лыжи, особенно на влажном снегу. Новые лыжи с полиэтиленовой скользящей поверхностью (или скользящей поверхностью Р-Тех) оказались гораздо быстрее.
Р-Тех применялся в изготовлении горных лыж задолго до того, как производители беговых лыж решили отказаться от дерева. Это было решающим усовершенствованием. Введение "полностью стекловолоконных лыж" (которые в действительности содержат и другие материалы, в том числе дерево, кевлар, пенопласт и алюминиевые соты) проложило дорогу гораздо более прочным лыжам и позволило экспериментировать с любыми видами конструкций, которые делали бы лыжи жестче, особенно на скручивание, и были бы способны с течением времени сохранять свою форму и прогиб.
Сегодня полиэтиленовая скользящая поверхность используется почти на всех беговых лыжах. Большинство из них имеют "спеченную" скользящую поверхность, которая обеспечивает лучшее проникновение мази. Для разных условий были разработаны разные типы полиэтиленовых поверхностей. Р-Тех производится одним из двух способов - экструзией или спеканием.
Для изготовления экструдированныхскользящих поверхностей полиэтилен вначале нагревают, а затем формуют в полотно желаемого размера, выдавливая его между роликами до тех пор, пока сохраняется заданная ширина и толщина - обычно, около 85-92 мм в ширину и 1,2 мм в толщину с молекулярным весом не более 500.000. Этот способ дает возможность быстрого производства скользящих поверхностей, которые будут хорошо скользить, но не будут принимать большое количество мази.
Продолжительные тесты показали, что скользящие поверхности с большим молекулярным весом, обладают наилучшими характеристиками скольжения. Первоначально эти скользящие поверхности тестировались для соревнований, но результаты тестов оказались одинаково важны для всех без исключения лыжников - лыжами, которые хорошо скользят, легче поворачивать,
что ведет к более контролируемому катанию и значительно снижает энергетические затраты.
Для изготовления спеченныхскользящих поверхностей полиэтиленовый порошок - мелкоизмельченный полиэтилен - помещают в пресс (который может быть нагрет, а затем остужен) и сдавливают в большую цилиндрическую болванку, с которой затем на машине аналогичной токарному станку, снимают непрерывную стружку - ленту. Эта лента используется для изготовления скользящих поверхностей. Поскольку спеченные скользящие поверхности имеют более крупные "поры", они впитывают больше мази, дольше ее сохраняют и, следовательно, дольше поддерживают высокую скорость.
На самом деле скользящая поверхность лыж не имеет "пор". Мазь проникает в "открытые", или "аморфные", области между частичками полиэтилена, но для удобства и более легкого представления мы будем продолжать использовать слово "пора".
Дважды спеченные скользящие поверхности проходят еще один этап обработки: сформованные в процессе спекания высокомолекулярные брикеты снова измельчаются до 3-милиметровых частиц, а затем еще раз спрессовываются и нагреваются. Утверждалось, что такой тип скользящей поверхности (с молекулярным весом 3.500.000 - 8.000.000 единиц) показывает еще более высокую степень поглощения и удержания мази, а также меньше царапается. Тем не менее, после непродолжительного волнения, интерес к этому типу скользящей поверхности ослабел. По моему опыту, лыжи с дважды спеченной скользящей поверхностью не были заметно быстрее, а на часто используемых ярких контрастных цветах, практически нельзя было увидеть те изменения, которые происходят при обработке или смазке этих лыж.
Графит и другие добавки
Сегодня большинство гоночных лыж поставляются со скользящими поверхностями Р-Тех 2000 и Р-Тех 4000, и почти все лыжи сегодня изготавливаются с черной скользящей поверхностью, далее черная электрическая поверхность или просто "ЧЭП" (ЕИаск Е1ес1пс Вазе). Входящие в состав ЧЭП графит и другие добавки, помогают не только снизить накопление статического электричества, но также создают самосмазывающуюся
поверхность, опять же улучшая скольжение. Практика показала, что лыжи с такой скользящей поверхностью имеют преимущество в широком диапазоне условий.
Давайте коротко рассмотрим вопрос о накоплении статики. Когда лыжа скользит но снегу, генерируется статическое электричество, и заряженная лыжа начинает притягивать грязь. Посредством добавления графита, который является проводником, в Р-Тех, который проводником не является, была сделана попытка заземлить лыжу, и таким образом устранить положительный статический заряд.
Кроме того, на скользящей поверхности лыжи может происходить процесс электролиза, который отчасти объясняет появление "белых" пятен на изношенной черной скользящей поверхности. Эти белые, или серые, пятна являются волоконцами полиэтилена, который потерял часть своего графита. В большинстве случаев их можно удалить щеткой, однако их наличие также служит полезным указателем участков неравномерного распределения давления. Этих пятен можно избежать, выбрав лыжи с более подходящим распределением давления, смазывая лыжи графитовой мазью, более основательно смазывая их парафином, либо устранив возможные неровности и высокие места на скользящей поверхности.
Лыжные компании проводят большие исследования того, какой тип скользящей поверхности лучше работает на том или ином тине снеге, сколько графита добавлять в материал скользящей поверхности и т.д. Большинство скользящих поверхностей изготавливаются на одних и тех же одной-двух фабриках, но производители лыж устанавливают точную "смесь", которая должна войти в их скользящие поверхности. Например, в состав некоторых скользящих поверхностей включают Сега Р или подобные фторированные соединения, и даже пробуют добавлять галлий. Такие добавки по мере истирания мази должны создавать более качественную самосмазывающуюся поверхность, а также способствовать лучшему приставанию фторуглеродных "мазей". Компоненты скользящей поверхности подбираются для оптимальной работы в тех условиях, в которых предполагается использовать лыжи, непрерывно тестируются на снегу и запускаются в производство.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|