Несколько указаний по работе с роторными щетками
• Щетка должна вращаться так, чтобы щетина проходила над скользящей поверхностью в направлении от носка к пятке.
Высокая эффективность роторных щеток привела к тому,
что обработка лыж бронзовой щеткой стала менее распространенной; для очистки лыж используйте комбинированную щетку с натуральной и синтетической щетиной. • Для более тонкой доводки поверхности, используйте щетки из конского волоса - одну для парафинов, другую для фторуглеродов. Поставьте на каждой щетке отличительные метки так, чтобы они были хорошо видны!
Для вращения щетки требуются большие мощности, поэтому либо используйте ручную дрель со сменными насадками, либо постарайтесь найти мощную аккумуляторную дрель с быстрым зарядным устройством и, по крайней мере, с одной дополнительной батареей. Я предпочитаю обрабатывать поверхность на высокой скорости: центробежная сила обладает эффектом "повышения жесткости" щетины на щетке.
Предстартовая обработка щеткой
Часто бывает так, что окончательная зачистка скользящей поверхности непосредственно перед стартом снова заставляет лыжи ехать быстро. Может быть, это происходит в результате разглаживания выдавленного холодом парафина, может быть, за счет удаления накопившейся грязи - я не знаю, но это работает. Поскольку в данный момент мазь достаточно твердая, лучше использовать комбинированную щетку, хотя также подойдут щетки из нейлона или конского волоса. Если вы наносили на лыжи фтор, то обрабатывайте их щеткой из конского волоса, которую вы используете только для фторов, таким образом, вы добавите еще чуточку фтора на скользящую поверхность.
Если есть возможность, делайте предстартовую обработку лыж на профильном станке. Имеет смысл установить его рядом с местом старта; во всяком случае, во время классической гонки, очень полезно иметь под рукой станок для того, чтобы можно было вносить изменения в смазку вплоть до самого старта.
Теперь лыжи полностью готовы. Правда, если вы готовите классические лыжи, нам еще предстоит нанести на них держащую мазь.
СМАЗКА КОЛОДКИ
Смазка колодки классических лыж отличается особой важностью. Если подготовить лыжи к скольжению относительно просто, особенно, когда "почти хорошо" практически не отличается от "действительно хорошо", то, когда дело доходит до держания, все становится несколько сложнее - если держания у вас нет, вам ничто не поможет.
В гонке классическим стилем держание решает все. И даже если есть хоть какое-то держание, плохо смазанные лыжи могут негативно сказаться на технике. Иными словами, вам нужно будет "выдержать" эту технику. С другой стороны, чтобы катится легко, вы должны иметь если не очень хорошее, то хотя бы сносное держание.
Давайте ненадолго вернемся к вопросу, почему мазь не дает лыже проскальзывать. Кристаллы снега вонзаются в слой мази, обеспечивая сцепление, примерно также как гравий вонзается в автопокрышку, создавая тот же эффект: сцепление. Но на этом аналогия заканчивается, по двум причинам: 1) шероховатая поверхность мази не дает хорошего сцепления; и 2) для хорошего скольжения необходима гладкая поверхность мази.
Многие полагают, что, намазывая мазь комками, можно получить сцепление похожее на то, что дают автомобилю шипы на заснеженной дороге. Но все на самом деле не так. Если слой шероховатый, он наоборот не позволит снегу одинаково на всех участках вталкиваться в поверхность мази, что в результате приведет к уменьшению сцепления и одновременно увеличению трения. Надевайте цепи на свои колеса, а не на лыжи!
Ошибочно рассматривать смазку для держания как нечто сложное и загадочное. Смазка колодки классических лыж является частью искусства и науки лыжных гонок. Мало что может сравниться с удовольствием и радостью, которые доставляет действительно хорошая работа мази. На следующих страницах мы будем знакомиться с рядом технических приемов и идей, но, в итоге, придем к тем же правилам и нормам, которые закреплены за смазкой для скольжения:
Следите за температурой снега и воздуха!
Читайте инструкции на упаковке!
Не обращайте внимания на то, что делают другие!
И, прежде всего, будьте проще!
Выбор держащей мази
Читайте этикетку!В продаже существует множество держащих мазей, и практически все очень хорошие. Тем не менее, требуется время для того, чтобы научиться пользоваться этими специфическими мазями. Необходимо знать - в каких условиях мазь работает, какое количество мази следует наносить, как долго мазь держится. Поэтому, не забывайте интересоваться, для каких погодных условий производитель разработал свою мазь.
Самый лучший способ стать эффективным смазчиком - это придерживаться одной торговой марки и хорошенько изучить, как ею пользоваться. Такое нельзя переоцепить. Стремитесь к простоте, особенно, когда готовите лыжи детям. Наличие под рукой нескольких мазей разных марок просто приводит к замешательству и истинному незнанию того, как применять их. В своем смазочном ящике я ношу одну основную марку держащей мази, и только несколько старых любимых мазей других марок.
Следите за термометром!Держите при себе два термометра. Вы мажетесь для снега, а не для воздуха, однако если воздух теплее, чем снег - это указывает на то, что температура снега, по всей видимости, будет расти.
Измеряйте температуру снега на поверхности, то есть непосредственно там, где скользят ваши лыжи. Температура на глубине зачастую бывает ниже, чем на поверхности, и это может означать, что снег будет оставаться холодным, несмотря на более
теплый воздух.
После того, как вы сняли показания термометров и ознакомились с инструкцией на упаковке, проведите настоящее тестирование, которое позволит узнать, как же мазь работает на самом деле (более подробно о тестировании в Части 3). Помните, что может потребоваться некоторое время для того, чтобы мазь прикаталась. На чемпионате Мира 1995 года в Тандер-Бее (Канада), Майкл Де Саттер опробовал свои гоночные лыжи и сказал, что они отдают. Мы посоветовали ему покататься на них, и когда он после километра или двух вернулся обратно, то заявил, что они работают идеально. Позднее Майкл признался мне, что это были самые лучшие лыжи из всех, что у него были. Мораль: Будьте терпеливы.
Инструменты и методы смазки
Для нанесения мази вам потребуются следующие инструменты:
• профильный станок (по возможности)
• пробки или шпатели для клистера
• горелка или фен
Наносите держащую мазь тонкими слоями. Тонкие многократные слои лучше, чем один или два толстых - они значительно легче разглаживаются, а хорошо разглаженная мазь держит и скользит лучше.
Обычно мазь лучше держится на скользящей поверхности после разогревания ее первого слоя. Дайте мази остыть, разгладьте ее пробкой, а затем нанесите последующие слои. Не растирайте мазь теплой! Придерживайтесь такой последовательности действий:
1. Нанесите мазь на скользящую поверхность.
2. Разогрейте утюгом (по необходимости).
3. Остудите.
4. Разотрите пробкой.
5. Нанесите последующие слои.
После разогревания мази всегда очищайте утюг, иначе при следующем его использовании держащая мазь/грунт попадет в мазь
скольжения.
Скорость не зависит от того, разогрета мазь утюгом или же растерта пробкой. Я предпочитаю всегда разогревать первый слой. Скорость дают правильно подобранная мазь и качественное растирание. Последующие слои не нужно проглаживать утюгом: цель утюжки - дать мази проникнуть в поры скользящей поверхности.
Пробки и растирание
При наличии хорошей пары лыж и мази соответствующей твердости, наверное, самой распространенной причиной, как плохого держания, так и плохого скольжения является небрежное или неправильное растирание. Я хорошо освоил это на чемпионате Мира 1991 года в Валь-ди-Фьемме (Италия), когда Джим Галанес и я проводили тестирование мази. Мы поменялись лыжами - та же самая мазь скольжения, та же самая мазь держания. Лыжи Джима ехали как коньковые, но при этом еще и держали. Причина: опыт Джима в растирании.
Пробка - самый важный (наряду с циклей) инструмент в вашем смазочном ящике, а умение ей работать сродни искусству. Лыжник, желающий достичь вершин в своем спорте, не может позволить себе пренебрегать таким основополагающим моментом, как правильное использование пробки. "Агз 1оп§а, уиа ЬгеУ18 е$1". Растирание мази требует практики.
Искусственные пробки лучше натуральных - при растирании они производят тепло гораздо быстрее, а значит быстрее разглаживают мазь; кроме того, они крепче. Старайтесь не пользоваться "пробковыми пробками".
Неплохо бы иметь несколько пробок на разные случаи: в хорошо оснащенном смазочном ящике должны быть пробки для низко- и высокотемпературных мазей, одна (или несколько) пробок для графитовых мазей и смол, одна - для грунтовых мазей, и еще одна - для смесей из клистера и твердых мазей.
Не много ли пробок? Может быть, такого разнообразия и не нужно, но, по крайней мере, две пробки - для держащей мази и для грунта - у вас должны быть. Промаркируйте пробки фломастером соответственно их назначению (напишите на них свои
скольжения.
Скорость не зависит от того, разогрета мазь утюгом или же растерта пробкой. Я предпочитаю всегда разогревать первый слой. Скорость дают правильно подобранная мазь и качественное растирание. Последующие слои не нужно проглаживать утюгом: цель утюжки - дать мази проникнуть в поры скользящей поверхности.
Пробки и растирание
При наличии хорошей пары лыж и мази соответствующей твердости, наверное, самой распространенной причиной, как плохого держания, так и плохого скольжения является небрежное или неправильное растирание. Я хорошо освоил это на чемпионате Мира 1991 года в Валь-ди-Фьемме (Италия), когда Джим Галанес и я проводили тестирование мази. Мы поменялись лыжами - та же самая мазь скольжения, та же самая мазь держания. Лыжи Джима ехали как коньковые, но при этом еще и держали. Причина: опыт Джима в растирании.
Пробка - самый важный (наряду с циклей) инструмент в вашем смазочном ящике, а умение ей работать сродни искусству. Лыжник, желающий достичь вершин в своем спорте, не может позволить себе пренебрегать таким основополагающим моментом, как правильное использование пробки. "Агз 1оп§а, уиа ЬгеУ18 е$1". Растирание мази требует практики.
Искусственные пробки лучше натуральных - при растирании они производят тепло гораздо быстрее, а значит быстрее разглаживают мазь; кроме того, они крепче. Старайтесь не пользоваться "пробковыми пробками".
Неплохо бы иметь несколько пробок на разные случаи: в хорошо оснащенном смазочном ящике должны быть пробки для низко- и высокотемпературных мазей, одна (или несколько) пробок для графитовых мазей и смол, одна - для грунтовых мазей, и еще одна - для смесей из клистера и твердых мазей.
Не много ли пробок? Может быть, такого разнообразия и не нужно, но, по крайней мере, две пробки - для держащей мази и для грунта - у вас должны быть. Промаркируйте пробки фломастером соответственно их назначению (напишите на них свои
неудач, которые также важны в процессе обучения, как и достижения. Но, в конце концов, научившись правильно растирать мазь, вы сможете повысить качество работы своих лыж, а также улучшить свою технику и результаты. Пробуйте, экспериментируйте и набирайтесь опыта!
Грунт
Многие лыжники полагают, что если поднять ворс в зоне держания, то мазь будет лучше держаться. Это, безусловно, поможет, в том случае если поры были закрыты в результате перегрева лыжи во время удаления мази. Возьмите наждачную бумагу зернистостью 120-180 и аккуратно зачистите ею скользящую поверхность; смысл заключается в том, чтобы открыть скользящую поверхность, но при этом не создать большого количества "волосков", которые могут ухудшить скольжение.
Не так-то просто решить, наносить грунт или нет. Грунт может понадобиться в абразивных условиях (плотно укатанный или искусственный снег, обледеневшие участки трассы, длинная дистанция), когда предполагается интенсивное истирание мази.
Когда снег требует использования грунта, необходимо, чтобы лыжи подходили вам. Для жестких лыж может не потребоваться большого количества грунта, а вот слишком мягкие лыжи могут терять мазь так быстро, что грунт будет просто бесполезен. Трасса также влияет на принятие решения о том, использовать грунт или нет: большое количество крутых поворотов на склонах может ускорить износ мази; повороты, выполняемые пересту-панием, более снисходительны к мази, чем повороты с боковым скольжением.
Проблема заключается в том, что если мазь сотрется до грунта, лыжи потеряют скорость и перестанут держать. На свежс-выпавшем снеге грунт может оказаться смертельным для скольжения. Используйте грунт только тогда, когда в нем есть необходимость. Наносите его совсем немножко, и хорошо разглаживайте.
Есть два способа нанесения грунта. Первый способ заключается в непосредственном намазывании грунта на скользящую поверхность - при этом скользящая поверхность должна быть сухой, а грунт желательно холодным. Намазав грунт, разогрейте
его горелкой, феном или утюгом. Я предпочитаю использовать утюг, поскольку он одновременно нагревает и разглаживает грунт (горелка же может сжечь скользящую поверхность).
Второй способ заключается в "размазывании" грунта: размазывайте и разглаживайте фиберленом грунт как кисточкой, одновременно нагревая его горелкой или феном.
Дайте грунту остыть, затем разгладьте его пробкой. Лучше иметь отдельную пробку для грунта, чтобы он в последствии не примешался к держащей мази. Растирать грунт нужно с небольшим нажимом и предпочтительно на профильном станке; лучше использовать быстрые проходы.
Когда я кладу мазь поверх грунта, то обычно после нанесения каждого слоя меняю лыжу. Такое чередование помогает избежать нагревания мази и смешивания ее с грунтом. Чтобы улучшить сцепление мази с грунтом, можно аккуратно разогреть ее утюгом или горелкой. Дайте мази остыть, а затем нанесите еще несколько слоев держащей мази.
При использовании грунта придерживайтесь трех жестких правил:
• Хорошо разогревайте грунт.
• Наносите грунт тонким и гладким слоем. Зачастую бывает достаточно нанести грунт лишь маленькими "кнопочками". Слишком толстый слой может негативно отразиться на скорости.
• Не намазывайте держащую мазь, пока грунт основательно не остынет. Вынесите лыжи на воздух и подождите, пока они не охладятся до уличной температуры. Если грунт не будет остывшим, у вас не получится нанести держащую мазь должным образом!
Наслоение
Мази можно класть слоями - например, когда нужно подмешать графитовую мазь или смолу. В этом случае растирать мазь можно энергичными движениями, так как цель заключается в перемешивании мазей.
Когда для улучшения скольжения твердая мазь кладется поверх мягкой, нужно работать пробкой аккуратнее, чтобы мази не перемешались.
Как правило, смолы и фторированные мази лучше наносятся поверх слоя "обычной" мази, выполняющей функцию "грунта".
Спасательные операции
Если у вас неровная скользящая поверхность или неровная пробка, то иногда легче вначале растереть мазь с одной стороны от желобка, а уже затем с другой, чем растирать всю мазь сразу.
Если твердая мазь начинает тянуться и становится комковатой, вы можете:
• Применить легкие быстрые движения (это самый распространенный метод "первой помощи").
• Дать мази остыть, а затем растереть ее снова.
• Разгладить мазь краем пробки, применяя сильный нажим. Разглаживайте мазь так, как если бы вы делали это шпателем.
• Внести лыжи в помещение и разгладить мазь утюгом, а после ее остывания, снова растереть пробкой.
Нулевая температура и "волосатые"
В условиях нулевой температуры, когда кажется, что ничто на свете работать не будет, когда любая из известных мазей обледеневает или отдает (либо и то и другое вместе), попробуйте "волосатые". Это способ создания чрезвычайно эффективной скользящей поверхности, не требующей мази, которая работает, когда не работает уже ничто другое - и если вы угадаете, держание будет как на лыжероллерах.
Поднимите ворс на скользящей поверхности шлифовальной машинкой или наждачной бумагой с зерном 60-80. Зачищайте колодку до тех пор, пока скользящая поверхность не станет волосатой в буквальном смысле этого слова. Старайтесь не делать поперечных движений, и старайтесь, чтобы обдираемая поверхность не выходила за вашу держащую зону, а была слегка внутри нее. Чтобы избежать обледенения, нанесите силикон или фтор-углеродный порошок.
Для удаления волосков используйте стальную циклю. Нельзя циклевать лыжу бесконечно, поэтому используйте "волосатые" только тогда, когда они действительно нужны, либо выделите для этой цели одну пару лыж средней жесткости.
Существуют и другие варианты для нулевой температуры: нанесите слой грунта, затем, используя метод "размазывания", подмешайте слой мази на 0°С, такой как, желтая (сверните фибер-лен в трубочку и размазывайте им мазь как кисточкой, чередуя проходы фиберленом и проходы горелкой). Дайте этой смеси как следует остыть, затем закройте ее голубой экстрой или универсальной мазью и разгладьте пробкой. Смешанный слой обязательно должен быть остывшим. Иногда необходимо прогревать закрывающий слой горелкой для того, чтобы он лег поверх смешанного слоя, но делать это нужно таким образом, чтобы слои не перемешались. Растирайте аккуратно, чередуя лыжи. Всю работу выполняйте вне помещения.
Есть еще один похожий способ: тонкому слою серебряного клистера дают остыть, а затем закрывают его фиолетовой или универсальной мазью. Тоже самое - старайтесь не смешивать клистер и закрывающий слой.
Клистер
Когда снег трансформируется - другими словами, таит, а потом снова замерзает - его кристаллы становятся крупными и округлыми. Чтобы добиться "держания", или сцепления, в таких условиях, мазь должна быть достаточно мягкой для проникновения в нее крупных округлых кристаллов. Следовательно, этой мазью должен быть клистер, который остается мягким даже в холодных условиях. Клистер может давать невероятное держание, однако он имеет вполне заслуженную плохую репутацию в силу своей характерной липкости и привычки везде просачиваться, начиная от рук и заканчивая днищем смазочного ящика и крышей вашего автомобиля. Обязательно после использования клистера закрывайте тюбик крышкой и кладите его обратно в ящик.
Многие имеют склонность наносить слишком большое количество клистера. Выдавите клистер из тюбика на скользящую поверхность, затем, используя фен или горелку, размажьте и разровняйте его большим пальцем руки; нагревая клистер, вы также помогаете ему сцепиться с поверхностью.
Не пользуйтесь горелкой для разглаживания фторированных клистеров! Пламя горелки очень горячее и способно высвободить опасные газы из фтора. Используйте для этого утюг!
Можно разглаживать клистер нижней частью ладони медленными движениями, позволяя теплу вашей руки размягчать мазь. Однако такой способ не всегда приводит к хорошему сцеплению мази с поверхностью. Лучше разогревать и размягчать мазь горелкой или феном.
Для того чтобы клистер можно было нагреть феном, старайтесь наносить его рядом с источником электричества; либо берите с собой пропановую горелку, желательно самовоспламеняющуюся (бутановые горелки плохо подходят для этой цели).
Если нечем разогреть мазь, положите тюбик под подмышку или под одежду - мазь нагреется, и будет легче размазываться. Чтобы разгладить мазь, используйте быстрые проглаживания пробкой в направлении сверху вниз вдоль всей длины колодки.
Не кладите лыжи на снег, пока клистер полностью не остынет, иначе он обледенеет.
Никогда не наносите новый слой клистера поверх мокрого и/или грязного старого. Используя шпатель, постарайтесь удалить как можно больше старой смазки. Нанесение нового слоя клистера поверх мокрого клистера может привести к обледенению и подтормаживанию.
Как и любые другие держащие мази, клистеры никогда не обрабатываются щеткой.
Вот несколько рекомендаций по применению клистеров:
• Когда можно, старайтесь не пользоваться клистером: для хорошо укатанной лыжни, зачастую можно найти твердую мазь, которая будет держать точно также, а скользить лучше.
• В абразивных условиях в качестве грунта используйте голубой или фиолетовый клистер. Правда, голубой клистер иногда подмерзает и откалывается.
• Попробуйте использовать твердую мазь в качестве грунта под клистер. Иногда это помогает избежать откалывания, которому подвержены клистерные грунты в морозную погоду. Либо попробуйте смешать твердый грунт и голубой клистер.
• Для увеличения скольжения и/или предотвращения обледенения можно добавить серебро. Это не всегда работает, по попробовать стоит.
• При температуре около 0°С попробуйте нанести серебряный или универсальный клистер.
• Перед гонкой удалите клистер с боковин лыж. Используя шпатель, удалите все, что вышло за пределы держащей зоны.
• Прежде чем встать на лыжи, убедитесь, что клистер полностью остыл!
• Закрывайте тюбик крышкой!
Очистка лыж
Используя шпатель, снимите как можно больше мази с лыж. Если заточить кромку шпателя, он будет лучше снимать мазь, но будьте осторожны, не сделайте шпатель слишком острым, иначе он будет врезаться в скользящую поверхность. После того, как большая часть мази будет удалена со скользящей поверхности и с боковин лыж, нужно нанести смывку, используя уголок тряпки, кусочек фиберлепа или бумажное полотенце. Дайте смывке подержаться на лыже несколько минут, а затем удалите ее фибер-леном вместе с мазью. Трите поверхность до тех пор, пока не сойдет вся мазь. Затем возьмите новый кусочек фиберлена и удалите оставшийся "лак".
Старайтесь не наносить слишком много смывки на зоны скольжения лыжи, поскольку это приведет к удалению мази скольжения и одновременно к появлению пленки из растворенной держащей мази.
После использования смывки нанесите па зоны скольжения слой парафина, затем соскребите его, чтобы удалить все остатки. Этот слой можно также использовать в качестве транспортировочной мази; только потом обязательно перед нанесением тренировочной или соревновательной мази скольжения очистите лыжи парафином.
Никогда не наносите смывку на разогретую скользящую поверхность, так как это ускоряет высушивание полиэтилена.
Не злоупотребляйте смывками - они плохо действуют на пластики!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|