Живопись, архитектура и скульптура
В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII—XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746—1828). Интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям проявляли Теодор Жерико (1791—1824), Эжен Делакруа и Оноре Домье (1808—1879).
Реалистические традиции в изобразительном искусстве прочно связаны с именем Гюстава Курбе (1819—1877).
Произошли изменения и в градостроительстве, строительной технике — широко применяются металл, стекло, бетон. Дома становятся выше, улицы прямее и шире. Для обогрева домов используются камины — печи с широким устьем и прямой трубой. Топили камины углем или дровами. В конце XVIII в. в быт вошла масляная лампа со стеклом, которую с середины XIX в. сменила
керосиновая. С конца 50-х гг. XIX в. в употребление вошло газовое освещение.
Строятся новые фабрики, банки, многоквартирные дома, вокзалы, библиотеки, выставочные залы. В середине XIX в. в оформлении фасадов и интерьеров часто применялись классические архитектурные формы рококо и классицизма.
Классицизм получил развитие в начале века в период наполеоновской империи. Для него характерны классические архитектурные формы: колонны, фронтоны. Композиции классицизма обязательно симметричны. Во Франции классицизм назывался «стилем империи», так как он лаконичен и монументален.
ЛЕКЦИЯ № 25. Культура ХХ в.
Общая характеристика культуры
Культура ХХ в. отличается разноплановостью и разностильем. Появляются новые виды искусства — боди-арт, граффити и др. Распространяются современные способы трансляции культуры — телевидение, «всемирная паутина» Интернет. Происходят массовые миграции жителей всего земного шара, и наблюдается всемирная интеграция культуры. При этом наглядными являются две тенденции — унификация культуры и развитие национальных традиций.
Образование и наука
В современном мире существуют разные системы образования — от традиционных (с широким спектром изучаемых дисциплин и классическими методами преподавания) до специализированных (с определенным набором предметов и новаторскими методами). Большой популярностью на Западе пользуются частные школы.
В области высшего образования выделяются самые престижные университеты:
1) Оксфорд;
2) Гарвард;
3) Сорбонна и др.
На рынке труда появляется спрос на новые профессии — программист, специалист по торговле и другие, что требует их подготовки и обучения. Развиваются новые отрасли науки:
1) космонавтика;
2) генетика;
3) химия;
4) пластическая хирургия;
5) пересадка органов;
6) клонирование и др.
Музеи. Кино
Большие изменения произошли в области кинематографа. Настоящим кумиром миллионов людей стала такая звезда Голливуда, как Мерилин Монро. Во второй половине столетия рождается поп-культура, появилось домашнее видео, произошла «магнитофонная революция». Кумирами молодежи всего мира становятся Элвис Пресли, группа «Beatles».
Живопись
Живопись ХХ столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями:
1) авангард (импрессионизм, модерн, кубизм, фовизм);
2) реализм;
3) поп-арт;
4) паблик-арт и др.
Термин «поп-арт» (англ. «популярное, общедоступное искусство») родился в Англии в середине 1950-х гг. На первых выставках представителей этого направления обнаружились основные мотивы и истоки поп-арта, такие как комиксы с их серийностью и упрощенным рисунком, броская и яркая коммерческая реклама. В экспозициях поп-арта мог быть выставлен любой знакомый зрителю предмет в самом немыслимом сочетании. Художник пользовался узнаваемыми понятиями, предметами. Своего рода визитной карточкой поп-арта стала натуральная консервная банка с томатным соусом (автор Э. Уорхолл). Поп-арт сразу же получил известность за океаном и очень скоро стал символом американского искусства.
Термин «бедное искусство» ввел в 1967 г.итальянский критик Д. Челант. Произведения мастеров этого течения внешне напоминают абстрактные скульптуры, но здесь главный акцент делается не на формах, а на материалах. Зритель видит образ, а мастер обыгрывает чисто физические качества вещей.
На выставке гиперреалистов («сверхреалистов») зритель может растеряться: написанные краской картины выглядят точь-в-точь как фотографии большого формата. Первоначально это течение и называлось фотореализмом. Термин «гиперреализм» появился лишь некоторое время спустя (впервые — в статье С. Дали).
Боди-арт (англ. «искусство тела») — художественная практика, в которой материалом служит тело человека. У истоков боди-арта стоял Ив Кляйн, выставлявший в 1950-х гг. свои «антропы» —
холсты с отпечатками тел раскрашенных им натурщиков. Человек в контексте этого искусства лишен не просто индивидуальности, но и статуса живого существа.
Архитектура
После 1945 г.мировым лидером авангарда в архитектуре стали США, куда в 1920—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, такие как В. Гропиус и Л. Роэ. Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с международным стилем архитекторов из США соперничали самобытные школы зодчества в Италии, Скандинавских странах, Мексике, Бразилии, Японии.
Главным направлением развития европейской архитектуры тех лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны (Роттердам, Гавр, Ганновер и другие города) дали архитекторам возможность создать принципиально новый тип города. Восстановительные работы велись по единому плану: с разграничением жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах. Исключением является Гавр, восстановленный в 1945—1950 гг. под руководством О. Пер-ре (1874—1954 гг.) по традиционной градостроительной схеме XIX в.
В середине 1950-х гг. строительная техника переживала настоящую революцию. Все более широко использовались возможности современных материалов:
1) тонкостенного бетона;
2) алюминия;
3) пластмасс;
4) синтетических пленок и др.
С середины 1950-х гг. архитектура Запада — это пестрый, разнообразный мир. Представители зародившегося в Англии направления — брутализма (итал. brutale — «грубый»), считая главным содержанием архитектуры строительство, выставляли напоказ конструктивную основу сооружения.
В 1954 г.власти Сиднея, крупнейшего города Австралии, предложили премию за проект здания Оперного театра, местом для которого был избран мыс в сиднейской гавани. В конкурсе приняли участие более 200 специалистов из разных стран, а победу одержал малоизвестный в то время датчанин Йорн Утион (род. в 1918 г.). В 1966 г.Утион, пережив ряд технических и финансовых неудач, отказался от выполнения проекта. Но здание все-та-
ки удалось завершить — помогли изобретательность австралийских инженеров и общественная лотерея, собравшая около 100 млн долларов на строительство. 20 октября 1973 г.театр был торжественно открыт.
Скульптура
Скульптура развивается в глубоко индивидуальной манере, многие мастера продолжают воплощать опыт великих мастеров античности.
Широкую известность получило творчество Альберто Джако-метти (1901—1966). Его непомерно вытянутые, истонченные, хрупкие фигурки лишены силы и страстности. Это люди-призраки, обескровленные трагическим временем («Идущий человек», 1960).
Особую роль в искусстве XX в. сыграли так называемые виталисты (от лат. vitalis — «жизненный») — художники, которые в условных, символических, а подчас и абстрактных образах стремились передать ритм и поэзию жизни. Самые яркие примеры — произведения английского скульптора Генри Мура и румынского мастера Константина Брынкуши (Бранкузи, 1876—1957). До предела обобщенные формы скульптур последнего отличаются ясностью и трепетной чистотой («Уснувшая муза», 1909 г., «Стол молчания» — посвящена жертвам Первой мировой войны).
Обращение к скульптуре было естественным и для кубистов. В статуях Осипа Цадкина (1890—1967) — выходца из России, форма живет своей жизнью. Фигуры составлены из разнонаправленных поверхностей: то выпуклых, то вогнутых.
Содержание
Введение в историю культуры ....................................... 3
ЛЕКЦИЯ № 1.Культура Древней Руси ....................... 4
1. Культура языческого периода ............................... 4
2. Быт Руси .................................................................. 5
ЛЕКЦИЯ № 2.Христианская культура Руси ............... 7
1. Достижения христианской культуры Руси ............ 7
2. Жанр летописи ....................................................... 8
3. Сооружение церквей .............................................. 8
4. Церковное искусство .............................................. 9
ЛЕКЦИЯ № 3.Русская культура
эпохи раздробленности ................................................ 10
1. Общие особенности культуры эпохи раздробленности 10
2. Культура Владимиро-Суздальской Руси ............. 11
3. Культура Великого Новгорода ............................ 12
4. Создание особого стиля храмового строительства 12
5. Московское княжество .......................................... 13
6. Живопись XIV—XV вв. . ..................................... 14
ЛЕКЦИЯ № 4.Культура России в XVI в. . ............... 15
1. Общая характеристика эпохи ............................... 15
2. Наука и грамотность ............................................. 15
3. Быт и общественная мысль .................................. 16
4. Появление в России книгопечатания ................... 17
5. Живопись ............................................................... 18
6. Архитектура .......................................................... 19
ЛЕКЦИЯ № 5.Русская культура XVII в. . ................. 21
1. Общие тенденции русской культуры XVII в. . . . .21
2. Литература, образование, наука .......................... 21
3. Живопись XVII в. . ................................................ 22
4. Портретный жанр .................................................. 23
5. Русская архитектура XVII в. . .............................. 23
6. Подъем гражданской архитектуры ...................... 24
ЛЕКЦИЯ № 6.Культура эпохи Петра Великого ....... 26
1................................................................................. Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого ........................................... 26
2. Образование, наука ............................................... 26
3. Литература и театр .............................................. 28
4. Быт русского народа ............................................. 28
5. Живопись 1700—1725 гг. . ................................... 29
6. Зодчество 1700—1725 гг. . .................................. 30
ЛЕКЦИЯ № 7.Культура России 1725—1800 гг. . ..... 32
1. Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления 32
2. Образование .......................................................... 32
3. Наука ..................................................................... 33
4. Литература и общественная мысль. Театр .......... 34
5. Живопись ............................................................... 35
6. Архитектура, скульптура ..................................... 36
ЛЕКЦИЯ № 8.Золотой век русской культуры.
1-я половина ................................................................. 38
1. Общая характеристика культуры данного периода 38
2. Развитие образования, литературы и науки ........ 38
3. Литература и общественная мысль ..................... 40
4. Театр ...................................................................... 42
5. Живопись ............................................................... 43
6. Архитектура и скульптура ................................... 44
ЛЕКЦИЯ № 9.Культура второй половины
золотого века ................................................................ 47
1. Общая характеристика эпохи ............................... 47
2. Образование .......................................................... 47
3. Наука ..................................................................... 49
4. Литература и общественная мысль ..................... 50
5. Музеи. Театр. Музыка ........................................... 51
6. Живопись ............................................................... 52
7. Архитектура и скульптура ................................... 54
ЛЕКЦИЯ № 10.Русская культура
серебряного века ........................................................... 55
1. Общая характеристика культуры серебряного века 55
2. Образование и наука ........................................... 55
3. Литература. Театр. Кинематограф ....................... 57
4. Живопись ............................................................... 58
5. Архитектура и скульптура ................................... 59
ЛЕКЦИЯ № 1 1 .Русская культура 20—30-х гг. XX в. . . . . 61
1. Общая характеристика эпохи ............................... 61
2. Образование и наука. Спорт ................................. 62
3. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр 63
4. Живопись ............................................................... 65
5. Архитектура и скульптура ................................... 67
ЛЕКЦИЯ № 12.Культура эпохи
Великой Отечественной войны .................................... 69
1. Общая характеристика эпохи ............................... 69
2. Образование и наука ............................................. 69
3. Литература. Музыка. Театр .................................. 71
4. Живопись и архитектура ...................................... 72
ЛЕКЦИЯ № 13.Советская культура
1950—1980-х гг. . ......................................................... 75
1. Особенности культуры изучаемого периода ..... 75
2. Образование и наука ........................................... 75
3. Литература ............................................................ 78
4. Общественная мысль. Уровень жизни ................. 79
5. Живопись ............................................................... 80
6. В кругах творческой интеллигенции ................... 81
7. Архитектура и скульптура ................................... 82
ЛЕКЦИЯ № 14.Культура России 1991—2003 гг. . ... 83
1. Общая характеристика периода ........................... 83
2. Образование и наука ........................................... 83
3. Литература, кино, театр. СМИ ............................. 84
4. Живопись, архитектура и скульптура .................. 85
ЛЕКЦИЯ № 15.Культура первобытной эпохи .......... 86
1. Общая характеристика периода ........................... 86
2. Материальная культура ........................................ 86
3. Появление искусства. Мифология ....................... 87
4. Изобразительное искусство ................................ 88
5. Появление письменности ..................................... 90
6. Дальнейшее развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний 90
ЛЕКЦИЯ № 16.Культура Китая ................................ 92
1. Особенности китайской культуры ....................... 92
2. Образование и наука. Религия. Национальные праздники 92
3. Литература ............................................................ 93
4. Китайская беллетристика 1920—1930 гг. . ........ 94
5. Театр. Музыка ....................................................... 95
6. Танец. Балет. Кинематограф ................................ 96
7. Живопись ............................................................... 96
8. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство 98
ЛЕКЦИЯ № 17.Культура Индии ............................... 99
1. Особенности индийской культуры ...................... 99
2. Литература. Наука. Религия ................................. 99
3. Музыка. Танец. Театр. Кино ............................... 100
4. Живопись ............................................................. 101
5. Архитектура ........................................................ 101
6. Скульптура .......................................................... 102
ЛЕКЦИЯ № 18.Культура Древнего Египта ............ 104
1. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта 104
2. Религия ................................................................. 104
3. Образование и наука. Литература ..................... 105
4. Музыка, живопись ............................................... 106
5. Архитектура ........................................................ 106
6. Скульптура .......................................................... 107
ЛЕКЦИЯ № 19.Культура античности
(Древней Греции и Древнего Рима) ........................... 109
1. Особенности античной культуры ....................... 109
2. Религия ................................................................. 109
3. Театр. Музыка ..................................................... 110
4. Просвещение ....................................................... 111
5. Наука .................................................................... 112
6. Литература .......................................................... 113
7. Живопись ............................................................. 114
8. Архитектура ........................................................ 115
9. Скульптура. Вазопись ......................................... 117
ЛЕКЦИЯ № 20.Культура Японии ........................... 119
1. Особенности японской культуры ....................... 119
2. Литература .......................................................... 119
3. Религия ................................................................. 120
4. Театр .................................................................... 122
5. Живопись ............................................................. 123
6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство 124
ЛЕКЦИЯ № 21.Культура арабских стран ............... 126
1. Особенности культуры арабских стран ............. 126
2. Религия. Ислам .................................................... 126
3. Быт и нравы мусульман. Шариат ....................... 127
4. Наука. Литература. Арабский язык .................... 128
5. Изобразительное искусство и каллиграфия ....... 129
6. Архитектура ислама ............................................ 131
ЛЕКЦИЯ № 22.Культура Средневековья ............... 132
1. Общая характеристика культуры ....................... 132
2. Образование и наука ........................................... 132
3. Мировосприятие. Литература. Театр ................. 133
4. Живопись Средневековья .................................... 134
5. Архитектура ........................................................ 135
6. Готическое искусство. Скульптура ................... 137
ЛЕКЦИЯ № 23.Культура эпохи Возрождения ....... 138
1. Особенности культуры Возрождения ................ 138
2. Наука, литература и общественная мысль ........ 138
3. Живопись ............................................................. 140
4. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения 141
5. Архитектура и скульптура ................................. 141
ЛЕКЦИЯ № 24.Культура эпохи Нового времени . . . . 143
1. Особенности культуры Нового времени ......... 143
2. Наука и техника ................................................... 143
3. Духовная жизнь человека .................................. 144
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода 145
5. Живопись, архитектура и скульптура ................ 146
ЛЕКЦИЯ № 25.Культура ХХ в. . ........................... 148
1. Общая характеристика культуры ....................... 148
2. Образование и наука ......................................... 148
3. Музеи. Кино ......................................................... 149
4. Живопись ............................................................. 149
5. Архитектура ........................................................ 150
6. Скульптура .......................................................... 151
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|