Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ № 8. Золотой век русской культуры. 1-я половина





1. Общая характеристика культуры
данного периода

Неоднозначно складывалась судьба России в первую полови­ну XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.

1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым ве­ком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло на­дежду на то, что Россия постепенно справится со своими труд­ностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна до­билась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гого­ля, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

Развитие образования, литературы и науки

В период преобразований начала XIX в. была реформирована система народного просвещения. В 1803 г.было создано шесть учебных округов во главе с попечителями и четыре разряда учеб­ных заведений. По Уставу 1804 г., университеты становились центрами подготовки педагогических кадров, осуществляли ме­тодическое руководство школами в учебном округе. В 1802 г.был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г.основаны универ­ситеты в Вильно, Казани, Харькове. Университеты пользовались значительными правами самоуправления.



В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян — лицеи (в Ярославле, Одессе, Царском Селе), открыва­лись высшие учебные заведения (Коммерческий институт, Ин­ститут путей сообщения).

Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г.в России было 66 типографий. Количество


периодических изданий к середине века выросло с 64 наименова­ний до 200.

Опираясь на достижения европейской науки, крупных успе­хов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали:

1) Академия наук;

2) университеты;

3) научные общества.

Выдающихся успехов достигли математики:

1) Н. И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии);

2) П. В. Чебышев;

3) астроном В. Я. Струве;

4) химик Н. Н. Зинин.

Уровню развития мировой науки соответствовали открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и элект­рометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шил­линга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова(металлургия). Новые идеи в медицине и физиологии выдвинул Н. И. Пирогов. Среди историков этого периода выделяется профессор Москов­ского университета Т. Н. Грановский.



В 1811 г.русские моряки во главе с капитаном В. М. Головки­ным (1776—1831) обследовали Курильские острова. Ф. П. Литке (1797—1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Кам­чатки и Америки, основал Русское географическое общество. В 1819 г.Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена (1778— 1852). Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского (1813—1876).

В 1819 г.в университетах начались гонения, в них были учреж­дены богословские кафедры.Жесткий «чугунный» устав 1828 г.для низших и средних учебных заведений определил, что в приход­ских училищах должны обучаться дети «людей низших состоя­ний», в уездных училищах — дети купцов, ремесленников и дру­гих орожан, в гимназиях — дети дворян и чиновников. В 1835 г.университеты были лишены статуса научных центров, а также внутренней автономии. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические высшие учебные заведения:

1) Московское ремесленное училище;

2) Архитектурное училище;

3) Медико-хирургическая академия в Петербурге;

4) Лазаревский институт восточных языков в Москве;

5) Духовные, военные училища и академии.


Общественная мысль в России начала XIX в. развивалась в традициях Просвещения. Распространялись идеи:



1) Монтескье;

2) Дидро;

3) Вольтера;

4) Руссо.

Однако лишь небольшая часть общества считала необходи­мым реформировать самодержавное правление и отменить кре­постное право. Основная масса дворянства и чиновничество были настроены консервативно.

1-я половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Расширялась русская научная терминоло­гия — при университетах были открыты словесные отделения. «Освободил язык от чуждого ига» Н. М. Карамзин. Последовате­ли Карамзина создали объединение «Арзамас» (1815—1818 гг.).

Литература и общественная мысль

В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:

1) классицизм;

2) сентиментализм;

3) предромантизм;

4) романтизм;

5) реализм.

В это время создают свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лер­монтов, Н. В. Гоголь.

Значение литературы в России 1-й половины века было огром­ным. В научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, светских салонах обсуждались актуальные по­литические проблемы.

Важным этапом в развитии национального самосознания ста­ла Отечественная война 1812 г.В то же время после войны в об­ществе усилились религиозные настроения. Опасаясь влияния европейского революционного движения, правительство усилило политический контроль внутри страны.

В 1814—1815 гг.в армии возникли первые тайные организа­ции, задачей которых было изменение существующего строя. В 1816 г.по инициативе братьев Муравьевых, С. П. Трубецкого, братьев Муравьевых-Апостолов и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения. В Союзе насчитывалось около 200 членов. На со­стоявшемся в январе 1821 г.съезде мнения о программе действий


Союза разделились. Руководство объявило о роспуске Союза бла­годенствия. Но сразу после этого одновременно возникли конс­пиративные Северное и Южное общества.

В 1824 г.Южное общество приняло программный документ («Русская правда» П. И. Пестеля). Северное общество приняло «Конституцию» Никиты Муравьева. В 1824 г.на переговорах бы­ло решено собрать в начале 1826 г.съезд для объединения двух обществ. Но в ноябре 1825 г.в Таганроге скоропостижно скон­чался Александр I, и после выяснения вопроса о престолонасле­дии присяга новому императору Николаю Павловичу была назна­чена на 14 декабря 1825 г.Руководители Северного общества К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев решили действовать.

Николаю I стало известно о заговоре. Из 579 человек, привле­ченных к следствию, 289 были признаны виновными. К. Ф. Ры­леев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский 13 июля 1826 г.были повешены.

Наступивший после разгрома декабристов период А. И. Гер­цен назвал «временем наружного рабства». Цензурный устав 1826 г.запрещал все, что «ослабляет почтение» к властям.

В 30-е гг. XIX в. получает развитие:

1) жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоев­ский);

2) исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В поэзии выделяются авторы так называемой пушкинской

плеяды.

Начало XIX в. — время становления русской журналистики. Значительно возросло число газет и журналов, увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания печатались не бо­лее чем в 1 500 экземплярах. Среди русских журналов особой попу­лярностью пользовался «Вестник Европы», основанный Н. М. Ка­рамзиным.

Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. XIX в. в России форми­ровались многочисленные тайные кружки. Их члены обсуждали политические и философские проблемы, пытались осмыслить события 14 декабря 1825 г., читали запрещенную литературу. В Московском университете были созданы кружки: В. Г. Белин­ского, А. И. Герцена, Н. В. Станкевича и др. Большинство из них было разогнано полицией.

Постоянно усиливавшаяся цензура в первую очередь была обращена против периодических изданий, игравших большую роль в идейной борьбе. В 1836 г.журнал «Телескоп» опубликовал


одно из «Философических писем» П. Я. Чаадаева (1794—1856), яркого и самобытного мыслителя.

Ставший министром народного просвещения С. С. Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое ос­новывалось на трех неразрывных началах: православии, самодер­жавии, народности. Теория «официальной народности» С. С. Ува­рова стала базисом идеологии николаевской эпохи.

В 1830—40-е гг. формируются основные направления общест­венной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России. Их представители называли себя:

1) славянофилы;

2) западники;

3) революционеры.

Театр

Все более заметную роль в общественной жизни стал играть театр. Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Театры су­ществовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Были поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Такие компо­зиторы, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов, писали песни и романсы на стихи русских поэтов.

Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804—1857), автора романсов, симфониче­ских произведений, классических опер «Жизнь за царя» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.). Новатором в музыке был А. С. Дар­гомыжский (1813—1869), создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».

Хотя в театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры, некоторые русские помещики становились театральными предпринимате­лями. Их театры превращались в общедоступные. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).

Яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой отличается и другая опера Глинки — «Руслан и Людмила», принятая публикой холодно. Пушкинский сюжет лег и в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Эта


опера также встретила холодный прием у публики, привыкшей к музыке итальянских композиторов.

Живопись

Начало XIX столетия называют золотым веком русской живо­писи. В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с луч­шими образцами европейского искусства. Первенство оставалось за историческим жанром.

Известным художником-портретистом этого времени был О. А. Кипренский (1782—1836). Его живопись привлекает теп-лы-ми золотистыми тонами в духе голландского художника Ремб­рандта. Около 1808—1809 гг.Кипренский написал «Портрет мальчика А. А. Челищева». Художник словно предсказал незау­рядную судьбу своего героя: в 15 лет он уже участвовал в Отечест­венной войне 1812 г. и дошел до Парижа. Большой глубиной обладают женские образы Кипренского.

В. А. Тропинин (1776—1857) родился в семье крепостных графа Моркова. Сильный характер и любовь к искусству помогли ему отстоять свое право заниматься любимым делом. В 1823 г.граф под давлением общественности дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет ху­дожника Скотникова» (1821 г.), «Старик нищий» и «Кружевница» (обе в 1823 г.). Получив свободу, художник поселился в Москве. В период с 20-х по 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно по­пулярен и написал много работ. Среди них портрет Пушкина (1827 г.) — очень простой и «домашний», «Автопортрет с палит­рой на фоне Кремля» (1846 г.) и др.

Знаменитый художник С. Ф. Щедрин (1791—1830) одним из первых открыл необычный цветовой эффект лунной дорожки, ставший очень популярным в русской живописи середины и 2-й половины XIX в. Его творчество предвосхитило открытия фран­цузских художников-импрессионистов. К. П. Брюллов (1799— 1852) сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтиче­скими веяниями.

Первая крупная работа 18-летнего Александра Иванова (1806— 1858) на сюжет из «Илиады» Гомера — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г.) — показала, что он в совершенст­ве усвоил академическую манеру живописи. В картине «Явление


Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) классическая поста­новка поз и жестов героев сочетается с христианской просветлен­ностью их лиц, ощущением чуда. За эту картину Иванов получил звание академика. Более 20 лет автор работал над картиной «Яв­ление Христа народу».

Архитектура и скульптура

В архитектуре XIX в. господствовал классицизм. Здания, по­строенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным рит­мом, правильностью пропорций; они четко выдерживают такие законы архитектурной композиции, как:

1) симметрия;

2) подчеркивание центра;

3) общая гармония частей и целого.

Значительные отличия имелись в архитектуре Санкт-Петер­бурга и Москвы. Еще в середине XVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Ад­миралтейства. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единст­вом и гармоничностью. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проек­ту А. Д. Захарова (1761—1811).

Принципиальное значение имело строительство в начале XIX в. здания Биржи на трелке Васильевского острова. Новое здание объединило остальные ансамбли в этой части города. Проектиро­вание Биржи и оформление стрелки были поручены французско­му архитектору Тома де Томону.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид единого ансамбля со времени постройки в 1810—1811 гг.Ка­занского собора. Он был построен по образцу собора св. Петра в Риме зодчим А. Н. Воронихиным (1759—1814). В 1806 г.А. Н. Воро-нихин получил заказ на перестройку зданий Горного кадетского корпуса (с 1833 г.— Горный институт). Сохранив существующие строения, Воронихин объединил их общим фасадом — строгим, лишенным декоративных деталей. Здание украшает серия скульп­турных работ на античные сюжеты, символизирующих назначе­ние этого учреждения. Их выполнили скульпторы В. И. Демут-Малиновский (1779—1846) и С. Пименов (1784—1833).


Сорок лет, с 1818по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, возведенное в России в 1-й половине XIX в. Проект был разработан французским архи­тектором О. Монферраном (1786—1858).

Триумфальные мотивы Александровской колонны были во­площены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охва­тившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем зда­ние Главного штаба, построенное по проекту К. И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Двор­цовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского прос­пекта.

Завершающие работы по формированию петербургских ан­самблей связаны с творчеством К. И. Росси (1775—1849). По его проекту были построены здания.

1. Сената и Синода.

2. Александринского театра.

3. Михайловского дворца (ныне — Русский музей).

Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знамени­тый маэстро перестраивал прилегающие к ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что, казалось, Росси был близок к осуществлению своей мечты — сделать целый город произведением искусства. Однако зодчий мало учитывал повсе­дневные нужды живущих в городе людей, и его творения стали превращаться в грандиозные декорации.

Проявления московского классицизма были характерны для отдельных зданий. Даже пожар 1812 г.не устранил разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

В 1813 г.была организована Комиссия по восстановлению Москвы, которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том же году в Москву из народного ополчения возвратился О. И. Бове(1784—1834), получивший должность ар­хитектора.

В первые десятилетия XIX в. Москва приобрела новый облик. И в этом наряду с Осипом Бове не последнюю роль сыграл Доме-нико Жилярди (1785—1845). Первой большой работой архитектора стало восстановление Московского университета после пожара 1812 г. Жилярди сохранил композицию здания, построенного М. Ф. Казаковым, но изменил фасад.

В это же время продолжал свою деятельность архитектор Ста­сов. Самыми известными его постройками стали два петербург­ских храма — Преображенский и Троицкий соборы. Для Преоб-


раженского собора (1827—1829 гг.) зодчий выбрал простую и выразительную форму куба. Проектируя Троицкий собор (1828—1835 гг.), мастер не мог отойти от форм старых церквей XVIII в. В результате он возвел крестообразное здание, завершив каждый из выступов креста 6-колонным портиком и увенчав не­большим куполом на гладком барабане. Стасов занял особое место в русской архитектуре 1-й половины XIX столетия, пока­зав, что яркое архитектурное решение не зависит от назначения здания.

В 1839—1852 гг.по проекту немецкого архитектора Лео Клен-це в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спо­койное равновесие его частей, декоративное оформление в ново­греческом стиле, мощные гранитные атланты у входа — все это создавало впечатляющий образ музея — хранилища шедевров мирового искусства.

К. А. Тон (1794—1881) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил 5-главые церк­ви с узкими закругленными окнами, использовал русский и ви­зантийский декор. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, от которых Тон не смог отказаться. Работы Тона понравились Николаю I. В 1838—1849 гг.под его ру­ководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г.на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в па­мять избавления России от наполеоновского нашествия.

Активно развивалась и скульптура. На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому — произведение И. П. Мартоса (1754—1835). Следуя традициям классицизма, ваятель облачил своих героев в античные одежды.

В 40—50-е гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта (1805—1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Па­мятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге также принадлежит Клодту.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.