Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ № 10. Русская культура серебряного века





1. Общая характеристика культуры
серебряного века

Русская культура конца XIX — начала XX вв. получила назва­ние серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период прои­зошла встреча двух разных культурных потоков: с одной стороны, преобладали традиции, идущие от XIX в., с другой — появляется тенденция поиска нетрадиционных форм.

Характерным для этой эпохи было то, что школы, отходившие от социально-политической тематики в искусстве, часто рассмат­ривались как представители оппозиции (А. Блок и А. Белый, М. Врубель, В. Мейерхольд). Те же, кто осознанно продолжал классические традиции, рассматривались как выразители обще­демократических идей.

На рубеже веков в России возникло множество художествен­ных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так называемые артистические колонии — Аб­рамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живопис­цев, архитекторов, музыкантов. В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой куль­туры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невидан­ный успех нового вида зрелища — кинематографа.



Образование и наука

Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Одна­ко уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г.зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей им­перии, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот уровень был ниже. Государственные ассигнования на школу увеличились с 1902по 1912 гг.более чем в 2 раза. Уже с начала века ставится вопрос об обязательном начальном обра­зовании (на законодательном уровне он был принят в 1908 г.).


После революции 1905—1907 гг.произошла определенная демо­кратизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, начинают формироваться студенческие организации.

Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г.их стало более 200. Был основан Саратовский универси­тет (1909 г.). Всего в стране к 1914 г.было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.

В целом система образования не соответствовала нуждам страны. Не было преемственности между различными ступенями образования.



В сфере гуманитарных наук в начале XX в. происходит важ­ный перелом. Научные общества стали объединять не только на­учную элиту, но и любителей, всех желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Наиболее известными были:

1) географическое;

2) историческое;

3) археологическое и другие общества.

Развитие естествознания проходило в тесном общении с ми­ровой наукой.

Самым ярким явлением становится зарождение русской ре­лигиозно-философской мысли, атрибута русской философии.

Русская историческая школа в начале XX в. завоевала мировое признание. Широкую известность в мире приобрели исследова­ния А. А. Шахматова по истории русского летописания, В. Клю­чевского (допетровский период русской истории). Достижения в исторической науке также связаны с именами:

1) П. Н. Милюкова;

2) Н. П. Павлова-Сильванского;

3) А. С. Лаппо-Данилевского и др.

Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сфе­ру естественнонаучных знаний. В России открывались новые тех­нические институты. Учеными мирового уровня были физик П. Н. Лебедев, математики и механики Н. Е. Жуковский и С. А. Чап­лыгин, химики Н. Д. Зелинский и И. А. Каблуков. Москва и Пе­тербург стали признанными научными столицами мира.

В начале века все еще продолжалось географическое «откры­тие» России. Огромные неисследованные просторы побуждали ученых и путешественников совершать рискованные экспеди­ции. Широкую известность получили путешествия В. А. Обруче­ва, Г. Я. Седова, А. В. Колчака.


В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863—1945) — энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г.была опуб­ликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циол­ковского (1875—1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847—1921) и И. И. Сикорского (1889—1972) в само­летостроении, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др.



Литература. Театр. Кинематограф

Развитие литературы шло в русле традиций русской класси­ческой литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. П. Чехова, М. Горького, В. Г. Короленко, А. Н. Куп­рина, И. А. Бунина и т. д.

Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались но­вые течения: акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев), символизм (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов), футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский) и др.

Этот период характеризовался такими особенностями, как:

1) модернистское мышление творцов культуры;

2) сильное влияние абстракционизма;

3) меценатство. Большое значение в жизни российского общества приобрела

периодическая печать. Освобождение (1905 г.) печати от предва­рительной цензуры способствовало увеличению численности га­зет (конец XIX в. — 105 ежедневных газет, 1912 г.— 1131 газета на 24 языках), росту их тиражей. Крупнейшие издательства — И. Д. Сы­тина, А. С. Суворина, «Знание» — выпускали дешевые издания. Каждое политическое течение имело свои органы печати.

Насыщенной была и театральная жизнь, где лидирующие по­зиции занимали Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры. В 1898 г.К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Дан­ченко основали Московский художественный театр (первоначаль­но — МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горько­го и др.

В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композито­ров, как:

1) А. Н. Скрябин;

2) Н. А. Римский-Корсаков;


3) С. В. Рахманинов;

4) И. Ф. Стравинский.

Особой популярностью среди различных слоев городского на­селения пользовался появившийся на рубеже XIX—XX вв. кине­матограф; в 1908 г.была выпущена первая русская игровая карти­на «Стенька Разин». К 1914 г.в стране было выпущено свыше 300 картин.

Живопись

В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление — И. Е. Репин, Товарищество передвижных выста­вок — и авангардные направления. Одной из тенденций было об­ращение к поискам национальной самобытной красоты — рабо­ты М. В. Нестерова, Н. К. Рериха и др. Русский импрессионизм представлен работами В. А. Серова, И. Э. Грабаря (Союз русских художников), К. А. Коровина, П. В. Кузнецова («Голубая роза») и др.

В первые десятилетия XX в. художники объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г.— выставка «Бубновый валет» — П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, Д. Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода — К. С. Малевич, М. З. Шагал, В. Е.Татлин. Боль­шую роль в становлении художников имели контакты с запад­ным искусством, своего рода «паломничество в Париж».

Заметную роль в развитии русского искусства сыграло худо­жественное направление «Мир искусства», возникшее в конце XIX в. в Петербурге. В 1897—1898 гг.С. Дягилев организовал и провел в Москве три выставки и, обеспечив финансовую под­держку, создал в декабре 1899 г.журнал «Мир искусства», кото­рый и дал название направлению.

«Мир искусства» открыл для русской публики финскую и скан­динавскую живопись, английских художников. Как цельное ли­тературно-художественное объединение «Мир искусства» просу­ществовал до 1904 г.Возобновление в 1910 г.группы уже не могло вернуть ее былой роли. Вокруг журнала объединились художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст и др. Важной особенностью «мирискусников» был универсализм — они выступали как критики, искусствоведы, театральные режиссеры и декораторы, писатели.

Ранние произведения М. В. Нестерова (1862—1942), считав­шего себя учеником В. Г. Перова и В. Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере. Центральное


произведение Нестерова — «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890).

К. А. Коровина (1861—1939) часто называют «русским имп­рессионистом». Действительно, из всех русских художников ру­бежа XIX—XX вв. он наиболее полно усвоил некоторые принципы этого направления — радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолетных ощущений, тонкой игре света и цвета. Большое место в творчестве Коровина занимал пейзаж. Худож­ник писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и среднерусскую природу. Коровин много работал для театра, оформлял спектакли.

Искусство В. А. Серова (1865—1911) трудно отнести к конк­ретному направлению. В его творчестве есть место и реализму, и импрессионизму. Больше всего Серов прославился как портре­тист, но был и превосходным пейзажистом. С 1899 г.Серов при­нимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием Серов заинтересовался исторической темой (эпоха Пет­ра I). В 1907 г.он отправился в путешествие по Греции (картины «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», обе 1910 г.).

Широко известен великий русский художник М. А. Врубель (1856—1910). Своеобразие его живописной манеры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани. М. А. Врубель являет­ся автором изразцовых каминов с русскими богатырями, скамей с русалками, скульптур («Садко», «Снегурочка», «Берендей» и др.).

Уроженец Саратова В. Э. Борисов-Мусатов (1870—1905) мно­го работал на пленэре (на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. В 1897 г.он написал этюд «Ага­ва», через год появился «Автопортрет с сестрой». Его персона­жи — не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами. В картинах от­крывается поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнезд», далекий от всеобщего смятения современ­ной переломной эпохи.

Архитектура и скульптура

В архитектуре получил распространение новый стиль — мо­дерн со свойственным ему стремлением подчеркнуть назначение жилых и общественных зданий. Он широко использовал:

1) фрески;

2) мозаику;

3) витражи;


4) керамику;

5) скульптуру;

6) новые конструкции и материалы. Архитектор Ф. О. Шехтель (1859—1926) стал певцом стиля

модерн, с его именем связан расцвет архитектуры этого стиля в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки, типографии и даже ба­ни. Кроме того, мастер оформлял театральные спектакли, иллюст­рировал книги, писал иконы, проектировал мебель, создавал цер­ковную утварь. В 1902—1904 гг.Ф. О. Шехтель перестроил Ярославский вокзал в Москве. Фасад был оформлен керамиче­скими панно, выполненными в брамцевской мастерской, ин­терьер — картинами Константина Коровина.

В 1-е десятилетие XX столетия, в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие мастера использовали элементы классического ордера и декора. Так сложилось особое стилистическое направление — неокласси­цизм.

На рубеже XIX—XX вв. сформировалось новое поколение скульпторов, которые противостояли реалистическому направле­нию. Теперь предпочтение отдавалось не тщательной детализа­ции формы, а художественному обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Испытывая интерес к особен­ностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, при­родному камню, глине и даже пластилину. Особенно выделяются здесь А. С. Голубкина (1864—1927) и С. Т. Коненков, которые стали всемирно известными скульпторами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.