Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественная мысль. Уровень жизни





Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост дисси­дентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентст­во» включало в себя различные проявления. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выразить свои сомнения, становились опасными для руководства страны; очень часто они подверга­лись тюремному заключению или высылались за пределы СССР. В 1965 г.были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. В 1974 г.был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. А. Тарковский, режиссер Ю. П. Любимов, писатель В. А. Не­красов, поэт И. А. Бродский, виолончелист М. Л. Ростропович и др.

Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. П. Астафьева, Б. А. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.

Еще одной специфической чертой культуры 1960—1970-х бы­ла т. н. «магнитофонная революция». Записи песен, а также сати­рических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое рас­пространение. Признанными лидерами были барды В. С. Вы­соцкий, Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич и др. Появляются и закреп­ляются элементы особой, молодежной поп-культуры.



С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время офи­циальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».

В 1970—1980-е гг. среди писателей следует выделить Ф. А. Ис­кандера, поэтов И. А. Бродского, Н. М. Коржавина, А. А. Галича,


режиссеров А. А. Тарковского, Ю. П. Любимова, А. А. Германа, Т. Е. Абуладзе, С. Н. Параджанова, братьев Михалковых и др.

Большие изменения происходили в литературе и искусстве. Знаменательным явлением было возвращение советскому чело­веку произведений авторов «русского Зарубежья»: философов Н. А. Бердяева и В. Д. Соловьева, писателей Д. С. Мережковского, М. А. Алданова, И. А. Бунина и В. Д. Набокова, поэтов Н. С. Гу­милева и И. А. Бродского и многих др. Стали выходить многие ра­боты лауреата Нобелевской премии по литературе А. Солжени­цына, прежде всего «Архипелаг ГУЛАГ» и историческая эпопея «Красное колесо». Стала появляться так называемая «неформаль­ная» пресса.



Живопись

В 1947 г.была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жест­кая учебно-производственная система. Будущий художник обяза­тельно должен был пройти ряд обязательных этапов:

1) художественную школу;

2) училище или институт.

Свое обучение он заканчивал большой тематической карти­ной и затем становился членом Союза художников. Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт.

В советской живописи конца 1950-х — начала 60-х гг. утвер­дился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «су­рового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передава­ли в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. А. Андронова.

Некоторые мастера, в противоположность навязываемой соц­реализмом тематике, обратились к иным жанрам:

1) портрету;

2) пейзажу;

3) натюрморту.

Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстрак­ционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвест­ного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе. В историю вошла встреча Э. Н. Неизвестного и Н. С. Хру-


щева. Художник — боевой командир Отечественной войны — снял свою рубаху перед главой государства, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен и смущен.



В кругах творческой интеллигенции

В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художни­ков, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятника­ми») — формировалась оппозиция официальному искусству.

Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увле­ченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во 2-й половине 60-х и в 70-х гг. XX в. Каждый художник разрабатывал собственный, легко узнаваемый набор изображений-знаков.

Владимир Борисович Янкилевский (род. в 1938 г.) окончил ху­дожественную студию при Московском полиграфинституте. Его произведения — «Атмосфера Кафки» (1969 г.), серия гравюр «Мутации» (1970-е гг.) и другие — представляют собой ребусы, сложенные из азнообразных значков, которые вызывают ассо­циации с таблицами, диаграммами, графиками и т. п. Позднее Янкилевский начал создавать трехмерные объекты.

Илья Иосифович Кабаков (род. в 1933 г.) выбрал для своих ра­бот иной изобразительный «словарь»: картинки к детским книж­кам, стенды, стенгазеты, плакаты. Однако в композициях художни­ка они теряют свои привычные функции, и зрителю предлагается придумать им другое назначение.

Сын Е. Л. Кропивницкого Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922— 1994) и В. Н. Немухин (род. в 1925 г.) использовали в своем твор­честве приемы абстрактного экспрессионизма. Кроме того, Лев Кропивницкий иллюстрировал книги. В эти же годы был выслан из страны талантливый художник и друг В. С. Высоцкого М. М. Ше­мякин.

Мастера разных поколений, до сих пор лишь мечтавшие о сво­боде самовыражения, теперь с увлечением предались экспери­ментам в духе современных западных художественных течений. Советские художники, работавшие вне рамок официального ис­кусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называ­ли этих мастеров «нонконформистами» (от англ. «несогласные»). На выставке 1962 г.в московском Манеже Н. С. Хрущев подверг «нонконформистов» жесткой критике.


После выставки «нонконформисты» ушли в подполье: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в клубах и кафе.

Следующим крупным выступлением «нонконформистов» ста­ла выставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г.). Городские власти в присутствии иностранных журналистов ра­зогнали ее с помощью бульдозеров (в историю она вошла под на­званием «Бульдозерная выставка»). Событие получило междуна­родную огласку, и спустя две недели, уже с разрешения властей, в Измайлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор на официальных выставках до середины 1980-х гг. допуска­лось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.

В 1970—80-х гг. среди «нонконформистов» все более популяр­ными становились формы авангардного искусства, такие как ак­ции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

В 1980—90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. А. Гельмана, А. Салахо-вой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.

Архитектура и скульптура

В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю ро­скошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положе­ние среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов — бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).

А в 1970—80-е гг. стало популярным разнообразие форм, сти­лей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструк­ции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.


ЛЕКЦИЯ № 14. Культура России 1991—2003 гг.

Общая характеристика периода

Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:

1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;

2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в искусстве;

3) снимаются ограничения в науке и преподавании;

4) в культуре рождаются новые мифы;

5) культура теряет своего основного заказчика, и резко сокра­щается ее финансирование;

6) на первый план выдвигается массовое искусство;

7) в 1990-х гг. произошло возвращение ряда имен — россияне узнали о таких пластах культуры, как культура серебряного ве­ка (творчество поэтов О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, М. Н. Цветаевой, Н. С. Гумилева и др.) и русского Зарубежья (В. Д. Набоков, М. А. Алданов и др.)

Образование и наука

В трудных условиях оказались наука и образование. Интерес­но, что главное место в государственной политике уделяется сред­нему образованию. Его регулирует закон об образовании, при­нятый в 1992 г.При этом качественно изменилось содержание образования: оно стало личностно ориентированным и соотноси­мым с мировыми стандартами.

Средняя и высшая школа переживают трудности из-за не­достатка материальных средств, снижения уровня преподавания, нежелания властных структур и политических лидеров обеспе­чить ормальное финансирование. Сказалась и неготовность боль­шинства образовательных учреждений действовать в условиях рыночной экономики, самим зарабатывать средства.

Но высшее образование сейчас имеет большой спрос и актив­но развивается: открываются вузы, появляются новые перспек-


тивные специальности. Так, к середине 2001 г.в России сущест­вовало около 600 государственных и 250 негосударственных ву­зов. Характерной чертой становится платная — коммерческая — форма обучения.

Что касается науки, то к рыночной экономике постсоветская наука приспосабливалась крайне плохо. Обычным явлением 1990-х гг. стала так называемая «утечка мозгов» за рубеж — мно­гие ученые выбрали лучшие условия работы. Тем не менее, боль­шое число ученых осталось в России, они работают и достигают хороших результатов при скромном финансировании. Приоритет в финансировании отдается ученым, работающим в области естест­венных наук (фундаментальных и прикладных отраслях). Боль­шую роль играют фонды-спонсоры (отечественные — например, фонд Потанина, зарубежные — фонд Форда, фонд Сороса).

Ученые-гуманитарии, получившие возможность свободного общения с зарубежными коллегами, сегодня не скованы преж­ним идеологическим единообразием. Они более объективно рас­крывают историю Отечества, его культуру и вклад в развитие ми­ровой цивилизации.

Литература, кино, театр. СМИ

Продолжает развиваться литература. Появляются новые имена:

1) А. С. Петрушевская (новый стиль — «серым по серому»);

2) В. Г. Сорокин (натурализм);

3) В. О. Пелевин (модернизм);

4) Б. Ш. Акунин (детективный жанр); Российский читатель открывает для себя и перечитывает шедевры

мировой литературы — произведения Г. Г. Маркеса, П. Коэльо и др.

В конце 1990-х гг. начинает развиваться отечественный ки­нематограф. Выгодно отличаются картины Н. С. Михалкова и С. В. Бодрова. Что касается актеров, то многие из них работают на телевидении, в театре. Театральное искусство пользуется се­годня большим спросом. Популярны постановки-мюзиклы. Все­мирно известен театр О. Табакова «Табакерка». Постоянно от­крываются новые театры (только в Москве насчитывается более 200), проводятся художественные выставки, музыкальные фести­вали и т. д. Развивается цирковое искусство.

В ином положении находятся архивы и музеи, которые, для того чтобы выжить, предоставляют платные услуги населению и юридическим лицам (например, сдают помещения под презен­тации и выставки). Среди музеев особой популярностью пользует-


ся Санкт-Петербургский музей восковых фигур. В целом отсутст­вие средств лишает библиотеки возможности увеличивать свои фонды, музеи — пополнять коллекции, издательства — выпус­кать серьезную литературу и т. д.

Активно развивается российский шоу-бизнес, стараясь мак­симально приблизиться к американским и европейским стан­дартам.

Настоящий бум в 1990-х гг. пережили СМИ — появляется много новых газет, журналов, TV-каналов. Особое место среди них занимает канал «Культура», знакомящий с явлениями и со­бытиями российской и мировой культуры. Отсутствие рекламы является одним из достоинств этого канала.

Глобально изменяются способы трансляции культуры — по­явилась и стала массовой всемирная сеть — Интернет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.