Общественная мысль. Уровень жизни
Во 2-й половине 1960-х гг. в стране начинается рост диссидентского движения. Оно получило широкое распространение среди интеллигенции крупных городов. Понятие «диссидентство» включало в себя различные проявления. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выразить свои сомнения, становились опасными для руководства страны; очень часто они подвергались тюремному заключению или высылались за пределы СССР. В 1965 г.были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. В 1974 г.был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А. И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. А. Тарковский, режиссер Ю. П. Любимов, писатель В. А. Некрасов, поэт И. А. Бродский, виолончелист М. Л. Ростропович и др.
Идеологии неосталинизма противостояла и «деревенская» проза В. П. Астафьева, Б. А. Можаева. Особое место в культуре тех лет заняли книги и фильмы В. М. Шукшина.
Еще одной специфической чертой культуры 1960—1970-х была т. н. «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Признанными лидерами были барды В. С. Высоцкий, Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич и др. Появляются и закрепляются элементы особой, молодежной поп-культуры.
С середины 1970-х гг. началась инфляция. Дефицит оказывал глубокое воздействие на массовое сознание. В это же время официальная пропаганда вела усиленную борьбу с «вещизмом».
В 1970—1980-е гг. среди писателей следует выделить Ф. А. Искандера, поэтов И. А. Бродского, Н. М. Коржавина, А. А. Галича,
режиссеров А. А. Тарковского, Ю. П. Любимова, А. А. Германа, Т. Е. Абуладзе, С. Н. Параджанова, братьев Михалковых и др.
Большие изменения происходили в литературе и искусстве. Знаменательным явлением было возвращение советскому человеку произведений авторов «русского Зарубежья»: философов Н. А. Бердяева и В. Д. Соловьева, писателей Д. С. Мережковского, М. А. Алданова, И. А. Бунина и В. Д. Набокова, поэтов Н. С. Гумилева и И. А. Бродского и многих др. Стали выходить многие работы лауреата Нобелевской премии по литературе А. Солженицына, прежде всего «Архипелаг ГУЛАГ» и историческая эпопея «Красное колесо». Стала появляться так называемая «неформальная» пресса.
Живопись
В 1947 г.была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти ряд обязательных этапов:
1) художественную школу;
2) училище или институт.
Свое обучение он заканчивал большой тематической картиной и затем становился членом Союза художников. Государство было главным заказчиком и покупателем его произведений. Главным стилем стал так называемый социалистический реализм (соцреализм), или соц-арт.
В советской живописи конца 1950-х — начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Обобщенны и лаконичны изображения в картинах «Наши будни» (1960 г.) П. Ф. Никонова и «Плотогоны» (1961 г.) Н. А. Андронова.
Некоторые мастера, в противоположность навязываемой соцреализмом тематике, обратились к иным жанрам:
1) портрету;
2) пейзажу;
3) натюрморту.
Н. С. Хрущев на выставках критиковал художников-абстракционистов и формалистов. В частности, скульптора Э. Неизвестного, не имея представления ни о его произведениях, ни о самом авторе. В историю вошла встреча Э. Н. Неизвестного и Н. С. Хру-
щева. Художник — боевой командир Отечественной войны — снял свою рубаху перед главой государства, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен и смущен.
В кругах творческой интеллигенции
В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») — формировалась оппозиция официальному искусству.
Уже в конце 1950-х гг. сложилась группа художников, увлеченных европейским и американским сюрреализмом. В полной мере они заявили о себе во 2-й половине 60-х и в 70-х гг. XX в. Каждый художник разрабатывал собственный, легко узнаваемый набор изображений-знаков.
Владимир Борисович Янкилевский (род. в 1938 г.) окончил художественную студию при Московском полиграфинституте. Его произведения — «Атмосфера Кафки» (1969 г.), серия гравюр «Мутации» (1970-е гг.) и другие — представляют собой ребусы, сложенные из азнообразных значков, которые вызывают ассоциации с таблицами, диаграммами, графиками и т. п. Позднее Янкилевский начал создавать трехмерные объекты.
Илья Иосифович Кабаков (род. в 1933 г.) выбрал для своих работ иной изобразительный «словарь»: картинки к детским книжкам, стенды, стенгазеты, плакаты. Однако в композициях художника они теряют свои привычные функции, и зрителю предлагается придумать им другое назначение.
Сын Е. Л. Кропивницкого Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922— 1994) и В. Н. Немухин (род. в 1925 г.) использовали в своем творчестве приемы абстрактного экспрессионизма. Кроме того, Лев Кропивницкий иллюстрировал книги. В эти же годы был выслан из страны талантливый художник и друг В. С. Высоцкого М. М. Шемякин.
Мастера разных поколений, до сих пор лишь мечтавшие о свободе самовыражения, теперь с увлечением предались экспериментам в духе современных западных художественных течений. Советские художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы. Западные критики называли этих мастеров «нонконформистами» (от англ. «несогласные»). На выставке 1962 г.в московском Манеже Н. С. Хрущев подверг «нонконформистов» жесткой критике.
После выставки «нонконформисты» ушли в подполье: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в клубах и кафе.
Следующим крупным выступлением «нонконформистов» стала выставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г.). Городские власти в присутствии иностранных журналистов разогнали ее с помощью бульдозеров (в историю она вошла под названием «Бульдозерная выставка»). Событие получило международную огласку, и спустя две недели, уже с разрешения властей, в Измайлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор на официальных выставках до середины 1980-х гг. допускалось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.
В 1970—80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.
В 1980—90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи (М. А. Гельмана, А. Салахо-вой и др.), поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.
Архитектура и скульптура
В архитектуре происходили похожие процессы. Так, в 1950-х гг. руководство партии осудило «украшательство» и «излишнюю роскошь». Был взят курс на массовое строительство жилых домов. Эталонами стали аскетизм и простота. Господствующее положение среди архитектурных форм занял параллелепипед, среди стройматериалов — бетон (Кремлевский дворец съездов, театр на Таганке).
А в 1970—80-е гг. стало популярным разнообразие форм, стилей, материалов. Появляются титановые и стеклянные конструкции, особенно полюбился архитекторам исторический стиль.
ЛЕКЦИЯ № 14. Культура России 1991—2003 гг.
Общая характеристика периода
Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:
1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;
2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в искусстве;
3) снимаются ограничения в науке и преподавании;
4) в культуре рождаются новые мифы;
5) культура теряет своего основного заказчика, и резко сокращается ее финансирование;
6) на первый план выдвигается массовое искусство;
7) в 1990-х гг. произошло возвращение ряда имен — россияне узнали о таких пластах культуры, как культура серебряного века (творчество поэтов О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, М. Н. Цветаевой, Н. С. Гумилева и др.) и русского Зарубежья (В. Д. Набоков, М. А. Алданов и др.)
Образование и наука
В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г.При этом качественно изменилось содержание образования: оно стало личностно ориентированным и соотносимым с мировыми стандартами.
Средняя и высшая школа переживают трудности из-за недостатка материальных средств, снижения уровня преподавания, нежелания властных структур и политических лидеров обеспечить ормальное финансирование. Сказалась и неготовность большинства образовательных учреждений действовать в условиях рыночной экономики, самим зарабатывать средства.
Но высшее образование сейчас имеет большой спрос и активно развивается: открываются вузы, появляются новые перспек-
тивные специальности. Так, к середине 2001 г.в России существовало около 600 государственных и 250 негосударственных вузов. Характерной чертой становится платная — коммерческая — форма обучения.
Что касается науки, то к рыночной экономике постсоветская наука приспосабливалась крайне плохо. Обычным явлением 1990-х гг. стала так называемая «утечка мозгов» за рубеж — многие ученые выбрали лучшие условия работы. Тем не менее, большое число ученых осталось в России, они работают и достигают хороших результатов при скромном финансировании. Приоритет в финансировании отдается ученым, работающим в области естественных наук (фундаментальных и прикладных отраслях). Большую роль играют фонды-спонсоры (отечественные — например, фонд Потанина, зарубежные — фонд Форда, фонд Сороса).
Ученые-гуманитарии, получившие возможность свободного общения с зарубежными коллегами, сегодня не скованы прежним идеологическим единообразием. Они более объективно раскрывают историю Отечества, его культуру и вклад в развитие мировой цивилизации.
Литература, кино, театр. СМИ
Продолжает развиваться литература. Появляются новые имена:
1) А. С. Петрушевская (новый стиль — «серым по серому»);
2) В. Г. Сорокин (натурализм);
3) В. О. Пелевин (модернизм);
4) Б. Ш. Акунин (детективный жанр); Российский читатель открывает для себя и перечитывает шедевры
мировой литературы — произведения Г. Г. Маркеса, П. Коэльо и др.
В конце 1990-х гг. начинает развиваться отечественный кинематограф. Выгодно отличаются картины Н. С. Михалкова и С. В. Бодрова. Что касается актеров, то многие из них работают на телевидении, в театре. Театральное искусство пользуется сегодня большим спросом. Популярны постановки-мюзиклы. Всемирно известен театр О. Табакова «Табакерка». Постоянно открываются новые театры (только в Москве насчитывается более 200), проводятся художественные выставки, музыкальные фестивали и т. д. Развивается цирковое искусство.
В ином положении находятся архивы и музеи, которые, для того чтобы выжить, предоставляют платные услуги населению и юридическим лицам (например, сдают помещения под презентации и выставки). Среди музеев особой популярностью пользует-
ся Санкт-Петербургский музей восковых фигур. В целом отсутствие средств лишает библиотеки возможности увеличивать свои фонды, музеи — пополнять коллекции, издательства — выпускать серьезную литературу и т. д.
Активно развивается российский шоу-бизнес, стараясь максимально приблизиться к американским и европейским стандартам.
Настоящий бум в 1990-х гг. пережили СМИ — появляется много новых газет, журналов, TV-каналов. Особое место среди них занимает канал «Культура», знакомящий с явлениями и событиями российской и мировой культуры. Отсутствие рекламы является одним из достоинств этого канала.
Глобально изменяются способы трансляции культуры — появилась и стала массовой всемирная сеть — Интернет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|