Сделай Сам Свою Работу на 5

Изобразительное искусство и каллиграфия





Ислам, выступая за строгое единобожие, издревле боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись также не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. стало развиваться искусство миниатюры, в том числе и книжной.


Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют и мно­го общего. Условность в изображении места действия и персона­жей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством деталей. Позы действующих лиц отличают­ся выразительностью.

Наиболее популярные изображения:

1) сцены царских приемов;

2) пиров;

3) охот;

4) сражений. Придворные живописцы нередко служили одновременно

и придворными историками, сопровождавшими султана в воен­ных походах.

Художник не стремился воспроизводить земную реальность. Истинный мир следовало постигать умозрительно, через чтение Корана, произнесение молитв, начертание и созерцание священ­ных надписей из Корана, хадисов, имен Аллаха и Мухаммеда. Свя­щенное слово Корана сопровождало мусульманина всю жизнь.



В мусульманской средневековой культуре Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности и образованности человека. Вы­рабатывались различные почерки. В основе 6 стилей письма ле­жала система «уставного письма» — система пропорций, опреде­ливших соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке.

Орудием письма служило тростниковое перо — «калам», спо­соб очинки которого зависел от избранного стиля и традиций шко­лы. Материалами для письма служили папирус, пергамент и бума­га, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в. Листы покрывали крахмальным клейсте­ром и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плот­ной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры — четкими, яркими и блестящими.



В целом изобразительное искусство было ковровым, его ха­рактерными чертами были цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудоч­но и подчинено мусульманской символике.


Архитектура ислама

Необходимо отметить, что средневековая арабская архитектураразвивалась на основе переработки арабами греческих, римских и иранских традиций. С X в. здания начинают украшать расти­тельными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орна­мент — европейцы его называли арабеска — был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Главное место в постройке городов заняли культовые соору­жения — мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая ме­четь служила местом индивидуальной молитвы. Соборная, или пятничная, мечеть предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главный храм города стал называться Большой мечетью.

Отличительными чертами любой мечети с конца VII — начала VIII в. стали михраб и минбар. С VIII в. важнейшим элементом соборной мечети стал минарет — высокая башня, с которой про­возглашали призыв к молитве.

Арабский мир породил и такое уникальное явление, как мав­ританское искусство.

Мавританское искусство — это условное название художест­венного стиля (смесь арабского и готического стилей), который сложился в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитек­туре. Жемчужина мавританского зодчества XIII—XIV вв. — Аль­гамбра (г. Гранада в Испании). Массивные стены крепости, башни и ворота, потайные ходы скрывают и защищают дворец. В осно­ве композиции лежит система дворов (Дворик миртов, Дворик львов), расположенных на разных уровнях. Отличительные чер­ты — хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах, тонкие витые колонны, кованые оконные решетки и разноцветные витражи.




ЛЕКЦИЯ № 22. Культура Средневековья

Общая характеристика культуры

В IV столетии началось Великое переселение народов — втор­жение племен из Северной Европы и Азии на территорию Рим­ской империи. Западная Римская империя пала; другой ее части — Византии — предстояло просуществовать еще некоторое время. Наступило Средневековье — историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению.

Истоки средневековой культуры во многом берут начало в эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье воспри­няло от античности некоторые художественные формы, а также ремесленные навыки.

Образование и наука

В VII—VIII вв. существовали школы при монастырях, где учите­лями были монахи, а учениками, которых было очень немного, — де­ти рыцарей. Здесь обучали богословию и «семи свободным искусст­вам», а также письму и счету. Позже образование было расширено (но не для всех, а только для знати) — изучали латынь, право, ме­дицину, арабский язык.

Из этих школ возникли университеты (от слова universum — «со­общество»):

1) в Болонье (Италия, 1088);

2) Кордове (Испания, IX);

3) Оксфорде (1209 г.);

4) Сорбонна в Париже (1215 г.);

5) Вене (1348 г.) и т. д. Университеты пользовались внутренним самоуправлением

(избирали ректора и т. д.). Обучались здесь широкие слои населе­ния. Формы обучения — лекция (чтение специализированного текста и комментарий к нему) или диспут (открытый спор участ­ников семинара), по окончании учебы выдавалась грамота. Су­ществовали и учебники.


Науку Cредневековья открыли богословы IV—V вв. — так на­зываемые «отцы церкви»:

1) Августин Блаженный;

2) Амвросий;

3) философ Боэций;

4) историки Иордан и Беда Достопочтенный. Центром «каролингского ренессанса» стала так называемая

академия — ученый кружок при дворе Карла Великого, создан­ный в 794 г. по образцу античной школы. Лидером академии стал богослов и поэт Алкуин.

В XII—XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Осно­вой ее становится схоластика — учение, при котором действи­тельность постигалась с помощью логики разума. При этом схо­ласты часто увлекались словесной формой, за которой плохо угадывалось содержание, т. е. писали и говорили тяжелым мало­понятным языком.

Выдающимся ученым Средневековья был Фома Аквинский (1225—1247), преподаватель, автор 18 трудов по богословию и философии.

Другим знаменитым ученым был Роджер Бэкон (1214—1294) — естествоиспытатель, преподаватель математики и философии.

Мировосприятие. Литература. Театр

Варвары поклонялись силам природы; громную роль в их жизни играли магические обряды. С возникновением и разви­тием в Европе государств, стержнем жизни и мировосприятия чело­века становится христианская религия. Вся жизнь рассматривается только как короткий отрезок, полный опасностей для человече­ской души. Идеалом становится жизнь без излишеств и порочных радостей, искренняя вера в Бога, соблюдение ритуалов, а также такие качества натуры, как смирение, терпение, добродетель, ве­ра, надежда и т. д. Неограниченную власть, — как духовную, так и материальную и политическую, — приобретают церковь и духо­венство.

Если трактаты раннего Средневековья не были обращены к конкретным слоям населения, то литература Средневековья бы­ла сословной. Исследователи выделяют:

1) крестьянскую;

2) городскую;

3) рыцарскую литературу.


Основные жанры:

1) романы;

2) стихи;

3) поэмы;

4) эпос (дворянский);

5) повести;

6) жизнеописания;

7) рассказы;

8) песни;

9) воспитательные сочинения и др. Выдающиеся произведения:

 

1) эпос «Песнь о Роланде»;

2) «Песнь о нибелунгах»;

3) «Песнь о Сиде»;

4) роман «Тристан и Изольда»;

5) цикл романов о короле Артуре и рыцаре Ланселоте;

6) серия романов о Лисе Ренаре;

7) басни;

8) новеллы. Резко увеличилось число увеселительных и образовательных

мероприятий. Перед соборами выступали проповедники, прово­дили дискуссии профессора и студенты. Устраивались и театра­лизованные религиозные представления. Соборы строились го­родскими мастерами (а не монастырскими, как прежде). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произве­дений искусства для украшения соборов.

Живопись Средневековья

Так как племена варваров постоянно кочевали, их раннее ис­кусство представлено в основном:

1) оружием;

2) ювелирными изделиями;

3) различной утварью.

Варварские мастера предпочитали яркие краски и дорогие ма­териалы, при этом больше ценилась не красота изделия, а мате­риал, из которого оно было выполнено.

Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры — не просто иллюстратор; он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду, и ее символическое значение.


«Каролингский ренессанс» (франц. renaissance «возрожде­ние») — так назвали исследователи искусство этой эпохи. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или благородных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформлении книг, поми­мо сложного орнамента, часто использовали мотивы христиан­ского искусства — венки, кресты, фигурки ангелов и птиц.

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку пришел пергамент; вместо стиля (палочки для письма) стали пользоваться птичьими перьями.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искус­ство миниатюры — книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скром­но, зато внутри блистали настенными росписями — фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобрази­тельного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать. Например, в церкви св. Иоанна Крестителя (VIII в.) в городе Мюстере (современная Швейцария) находятся старейшие из известных фресок. Искусство империи Оттонов сы­грало огромную роль в становлении романского стиля.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения — плоскостны­ми. Как правило, на сводах и стенах храма изображали библей­ские сюжеты. На западной стене располагались сцены Страшно­го суда.

В XIII—XIV вв. наряду с церковными книгами, богато иллюст­рированными изображениями святых и сценами из Священной истории, получили распространение:

1) часословы (сборники молитв);

2) романы;

3) исторические хроники.

Архитектура

После возникновения в V—VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возво-


диться каменные христианские храмы. Храмы складывали из массивных камней, для перекрытий использовали дерево. Церк­ви строили по образцу римских базилик. Колонны в большинстве случаев заимствовали из античных храмов: руины служили свое­образными карьерами для добычи нового стройматериала.

Культурными центрами, начиная с Х в., оставались монас­тыри и церкви. Храм, имевший в плане форму креста, символи­зировал крестный путь Христа — путь страданий. В X в. распро­странилась вера в чудодейственную силу реликвий — предметов, связанных с жизнью Христа, Богоматери, святых. Все больше паломников стремилось посетить святые места.

Король остготов Теодорих был осторожным и умным полити­ком, покровительствовал римской знати и церкви, науке и искус­ствам. Ему хотелось прослыть великим, и поэтому в его столице Равенне прокладывали дороги, возводили мосты, водопроводы, военные укрепления, дворцы и храмы, восстанавливали разру­шенные здания. Кроме этого, до наших дней дошла замечатель­ная гробница Теодориха.

А вот Карл Великий сделал столицей небольшой городок Ахен (современная Германия). Здесь были построены королевский дворец и административные здания. До наших дней сохранилась Ахенская капелла (часовня) и ворота монастыря в Лорше (совре­менная Германия, ок. 800 г.).

С Х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию хра­ма — он должен был соответствовать требованиям усложняюще­гося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви — величественной и массивной. Таков собор в Шпейе-ре (1030—1092/1106 гг.), один из самых больших в Западной Европе.

В романском искусстве ведущее положение заняла монас­тырская архитектура. Размеры церквей увеличивались, что повле­кло за собой создание новых конструкций сводов и опор. В ро­манский период изменилась светская архитектура.

Типичные примеры французской романской архитектуры:

1) церковь св. Петра;

2) церковь св. Павла в монастыре Клюни (1088—1131 гг.). Сохранились только небольшие фрагменты этой постройки,

ее описания и рисунки. В XI—XII вв. началось строительство круп­ных соборов в городах на Рейне — в Вормсе, Шпейере, Майнце. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени — феодальные замки и крепости.

Искусство Италии формировалось под влиянием многовеко­вых культурных традиций.


В Испании шла реконкиста — война за освобождение терри­тории страны, захваченной арабами. Тогда в Испании разверну­лось строительство замков-крепостей. Страной замков стало королевство Кастилия. Один из самых ранних образцов архитек­туры романского периода — королевский дворец Алькасар (IX в.). Он сохранился до нашего времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.