ЛЕКЦИЯ № 9. Культура второй половины золотого века
Общая характеристика эпохи
2-я половина XIX в. — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Годы правления 1855—1881. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура, прежде всего литература и музыка, получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.
Образование
Существовавшая система народного образования не удовлетворяла социальному и экономическому развитию страны. Низкий уровень грамотности основной массы населения и дефицит образованных специалистов казывали на необходимость перемен. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью реформ 1860-х гг. Эпоха освобождения дала сильный толчок культурному развитию России, способствовала невиданному прежде росту числа сельских и городских школ.
Наследием крепостной эпохи был низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. XIX в. доля неграмотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г.неграмотных оказалось 55%.
По вопросу о среднем образовании велась длительная дискуссия между сторонниками реального и классического направлений. Верх одержали сторонники классического направления,
опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.
«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г.ввело, кроме государственных, земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения — гимназии — на классические и реальные с 7-летним сроком обучения. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г.насчитывалось 96 гимназий, в середине 1890-х гг. — около 600.
В 1897 г.средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза, чем в деревне. Грамотность была больше распространена среди мужчин (29,3%), чем среди женщин (13,1%).
18 июня 1863 г.был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. В пореформенный период открылись новые университеты в:
1) Одессе;
2) Варшаве;
3) Томске. В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как:
1) А. М. Бутлеров;
2) Д. И. Менделеев;
3) И. М. Сеченов;
4) С. М. Соловьев;
5) К. А. Тимирязев и др.
Университетский устав 23 августа 1884 г.фактически упразднял автономию университетов.
В 1858 г.появились и женские гимназии. До этого поступать женщинам в университеты запрещалось. В 1860—70-е гг. были организованы первые высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье) и в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).
После 1881 г.в сфере просвещения снова произошли изменения. А печально известный циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г.(«о кухаркиных детях») ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п. людей»; плата за обучение была повышена.
После разрешения в 1858 г.обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельности правительства резко возросло число периодических изданий и наименований книг. «Временные правила», утвержденные 12 мая 1862 г., даже разрешили пе-48
чатать критические материалы в дорогих изданиях, недоступных для простого народа. Но т. к. сильное беспокойство обер-прокурора и цензора К. П. Победоносцева вызывали библиотеки и читальни, в 1888 г.каталог книг, разрешенных для выдачи читателям, был пересмотрен.
Наука
2-я половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки, для развития которой были созданы благоприятные условия. Оживились контакты русских ученых с коллегами из Западной Европы.
И. М. Сеченов 1829—1905) заложил основы отечественной физиологии. И. И. Мечников (1845—1916) основал школу микробиологии и сравнительной патологии. К. А. Тимирязев (1843— 1920), исследуя процесс фотосинтеза, положил начало русской школе физиологии растений.
60—70-е гг. XIX в. называют золотым веком русской химии. Величайшим открытием этого времени стал периодический закон химических элементов (1869 г.), открытый Д. И. Менделеевым (1834—1907) и зафиксированный им в виде таблицы. Разработал фундаментальную теорию химического строения А. М. Бутлеров (1828—1886).
Мировую славу русским ученым принесли открытия в области техники. Это изобретения П. Н. Яблочкова (1847—1894) — дуговая лампа и разработанная им система электрического освещения; А. Н. Лодыгина (1847—1923) — электрическая лампа накаливания; А. Ф. Можайского (1825—1890) — первый в мире запатентованный самолет (1881 г.). А.Ф. Можайский изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 лошадиных сил.
П. Л. Чебышев (1821—1894) сделал крупные открытия в области математического анализа, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. В развитии физики выдающуюся роль сыграл А. Г. Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.
Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. А. С. Попов (1859—1905), занимавшийся этой проблемой, не смог полностью воплотить свои идеи: попытки наладить ра-
диосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.
Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во 2-й половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.
П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827—1914), руководитель Русского императорского географического общества, исследовал Тянь-Шань, организовал ряд крупных экспедиций в Центральную Азию (Н. М. Пржевальский), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай) и др.
Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея, активное участие в которой приняли русские исследователи, продолжалась в начале XX в.
В области исторической науки активно работали С. М. Соловьев (1820—1879) и его ученик В. О. Ключевский (1841—1911). В философии были созданы оригинальные труды:
1) В. С. Соловьева;
2) К. Н. Леонтьева;
3) С. Н. Трубецкого.
Во 2-й половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.
Литература и общественная мысль
Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России — эти и другие темы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. В 1880-е гг. появились первые рассказы А. П. Чехова. Тема народа была центральной в творчестве Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.
В последней четверти XIX в. в России начинают широко распространяться газеты. Но все же основным видом повременных изданий оставались журналы. В конце XIX в. газеты появились и в провинции.
Все более развивающейся отраслью предпринимательства становилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стремились придать своей деятельности просветительскую направленность. И. Д. Сытин (1851—1934) начинал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов. Затем начал печатать буквари, календари, художественную и научно-популярную литературу — по очень низкой цене, рассчитывая на массовый спрос.
В конце XIX в. две издательские фирмы (Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (Петербург)) задумали осуществить в России издание немецкой энциклопедии на русском языке с небольшим добавлением нового материала. Однако в результате редакция создала самостоятельную русскую энциклопедию. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, в 82 томах, вышел в свет в 1890—1907 гг.и стал лучшей российской энциклопедией.
Музеи. Театр. Музыка
Государственная Третьяковская галерея в Москве — одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя — московского купца П. М. Третьякова (1832— 1898), подарившего в 1892 г.городу свою картинную галерею, а также небольшую коллекцию брата и дом, который начали перестраивать под музейное здание. Третьяков хотел создать публичный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». В 1881 г.он открылся для посетителей.
Главными театрами страны во второй половине XIX в. по-прежнему оставались Малый и Александринский. На сцене выступали талантливые актеры и актрисы — П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова. В конце 70-х гг. XIX в. начинается театральная деятельность режиссера К. С. Станиславского.
Живопись и музыкальная жизнь 2-й половины XIX в. отмечена появлением новых талантов, которые принесли мировую славу русскому искусству. На их эстетические воззрения повлияли идеи демократического движения 1850—60-х гг. В 1863 г.группа учеников Академии художеств, покинувших ее стены («бунт 13-ти»), организовала «Артель передвижников». Эти же идеи вдохновляли и участников Петербургского музыкального кружка:
1) М. А. Балакирева;
2) М. П. Мусоргского;
3) Н. А. Римского-Корсакова.
Особое место в русской музыке анимает П. И. Чайковский, автор:
1) опер;
2) балетов;
3) симфонических и камерных произведений.
8 60-е гг. XIX в. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М. И. Глинки. Впоследствии эту группу, по меткому выражению искусствоведа В. В. Стасова, назвали «Могучей кучкой». Ее главным организато ром и теоретиком был М. А. Балакирев (1836—1910). В состав «Могучей кучки» кроме него входили:
1) М. П. Мусоргский;
2) Н. А. Римский-Корсаков;
3) А. П. Бородин;
4) Ц. А. Кюи. Деятельность «Могучей кучки» — настолько яркое явление
в русской культуре, что современники говорили о нем как о «музыкальной революции» 1860—70-х гг. С блеском справившись с поставленной задачей, «Могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русское национальное начало.
П. И. Чайковский (1840—1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя и его творчество несомненно принадлежит к русской школе. Особенно ярко его талант проявился в симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря». Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») вошли в мировую балетную классику.
Живопись
9 ноября 1863 г.большая группа выпускников Академии худо жеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. 14 учеников исторического класса демонстративно подали прошение о выходе из Академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — «Артель художников», которую возгла вил живописец И. Н. Крамской (1837—1887). Артельщики прини мали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсужде ния картин, чтения книг. Эта организация устраивала ежегодные
выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. К середине 90-х гг. XX в. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г.прошло 45 выставок; последняя, 48-я, была устроена в 1923 г.
Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Г. Г. Мясоедов (1834—1911). Произведение, принесшее ему наибольший успех, — «Земство обедает» (1872 г.). Самая известная картина другого передвижника — В. М. Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Очевиден обличительный смысл картины (в то время это было почти обязательным требованием к произведению искусства), показавшей суеверие и непросвещенность крестьянства. В. Е. Маковский (1846—1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На бульваре» (1886—1887), художник изобразил конкретное место — Тверской бульвар в Москве. Довольно много полотен написал и Н. А. Ярошенко (1846— 1898), но известность ему принесла картина «Всюду жизнь» (1887—1888 гг.).
И. К. Айвазовский (1817—1900), будучи еще студентом, выбрал основной темой своего творчества морской пейзаж. Поселившись в Феодосии, он создал лучшие произведения, самое известное — «Девятый вал» (1850 г.). Другая выдающаяся работа Айвазовского — «Черное море» (1881 г.). Художник часто писал по памяти и мог создать картину за два часа. Он обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Античные драгоценности, которые он раскопал в Крыму, до сих пор хранятся в Эрмитаже.
А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871 г.) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832—1898). А. И. Куинджи (1841—1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика А. К. Саврасова И. И. Левитана (1860—1900). На вторую половину XIX в.
приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Архитектура и скульптура
Во 2-й половине XIX в. в связи с расширением применения железа и стекла, началом использования бетона зодчие сосредоточились на функциональности зданий.
Во 2-й половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм. Архитекторы обращались к историческим традициям, но на практике это приводило к смешению разных стилей. Такое смешение разных жанров в одном произведении называется эклектизмом.
В это время стремительно меняется облик городов. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, универсальные магазины и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами
В это же время, следуя моде Западной Европы, в России начались строить торговые пассажи. Здание пассажа анимало весь квартал, и по нему, как по бульвару, можно было пройти с одной улицы на другую. В 1889—1893 гг.были построены Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А. Н. Померанцев).
Сходные тенденции наблюдались и в области скульптуры.
В конце 50-х гг. XIX в. был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России». Воздвигнуть его предполагалось в Новгороде в 1862 г.Победителем конкурса стал М. О. Микешин (1835—1896). Скульптор добился удачи, лишь отказавшись от монументальности. Таков и знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре в Москве (1880 г.) работы Александра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник невелик; это произведение, не рассчитанное на широкое пространство. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе. Скульптору удалось передать момент вдохновения и сделать скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|