Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Живопись, архитектура и скульптура

В непростых условиях сегодня находится российская живо­пись и скульптура. Официальным портретистом Президента РФ В. В. Путина Никасом Сафроновым выполнено большое количест­во портретов Президента, а также деятелей мировой культуры (на­пример, портрет Софи Лорен, стилизованный под «Джоконду» Л. да Винчи). Активно работает портретист А. М. Шилов («Танец с Амуром»). Широко известен в среде художников друг В. Высоц­кого, проживающий в Америке, М. М. Шемякин (серия картин «Маскарад», сцен из жизни XVIII века).

Популярностью во всем мире пользуются скульптурные рабо­ты и проекты Зураба Церетели, в том числе памятник Петру Ве­ликому (2002 г.).

В области строительства наблюдается подъем. Но на первый план выходит постройка жилых домов по индивидуальным проек­там, а также многоквартирных жилых домов по дизайнерским не­типовым проектам.


ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи

Общая характеристика периода

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей по­следующей культуры человечества. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:

1) язык;

2) письменность;

3) искусство;

4) религия;

5) мифология;

6) наука;

7) нравственность и др.

Некоторые современные проблемы целиком или частично ре­шаются на материалах исследования первобытной эпохи: исто­рия возникновения человека, происхождение рас, народов, появ­ление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:

1) джунглях Амазонии;

2) в центральных районах Африки;

3) на островах Океании;

4) в глубинных районах Австралии.

Первобытная эпоха охватывает огромный период от появле­ния человека до возникновения первых классовых обществ и го­сударств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) — всего лишь около 40 тыс. лет.

Материальная культура

Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это от­крыло перед ним широкие возможности:



1) использования природных ресурсов;

2) приспособления к окружающей среде;


3) коллективной охоты;

4) защиты от врагов. В эпоху неолита:

 

1) совершенствуются орудия труда;

2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифова­ние);

3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают рас­пространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших до­стижения первобытной экономики сделали человека человеком.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общест­ва стал переход к использованию металлов.

Появление искусства. Мифология

С появлением искусства в развитии человеческого общества произошел качественный скачок. Новым явлением стало перво­бытное искусство.

Отправной точкой художественного творчества человека мог­ли быть: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифо­логическое мышление, религиозная практика, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в раз­влечении и т. д.

Биологическое и культурное развитие помогло человеку ис­пользовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью.

Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ран­ней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир во­круг и свое место в этом мире.

На основе различных форм словесного творчества сформиро­валась и литература. Из мифологии выделились такие формы об­щественного сознания, как:

1) искусство;

2) политическая идеология и др.

В древности человек еще не выделял себя из окружающей сре­ды. Он переносил на природные объекты свои собственные свой­ства, чувства, наделял их душами и духами.

Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе од­ни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания.


Как показали исследования, на ранних стадиях развития ми­фы были примитивны и кратки. Позднее мифология преврати­лась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, обра­зующих разветвленные циклы. Так сложились:

1) античная;

2) древнеславянская;

3) скандинавская мифология и др. Ученые выделяют несколько типов мифов:

 

1) антропогонические;

2) солярные;

3) лунарные;

4) астральные;

5) зооантропоморфные;

6) космогонические;

7) теогонические и др.

Одной из наиболее распространенных форм первобытных веро­ваний стал культ предков — почитание духов умерших родственни­ков. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью которых люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю. Разновидностями первобытных верований являются:

1) анимизм;

2) тотемизм;

3) фетишизм. Развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи

потребовало упорядочения календаря, а следовательно, и астро­номических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена — к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болез­ни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения по­служили стимулом к развитию географии и картографии. А с появ­лением выплавки рудных металлов зародились основы химии.

Изобразительное искусство

В первобытную эпоху сформировались все виды изобрази­тельного искусства:

1) графика (рисунки, силуэты);

2) живопись (изображения в цвете, выполненные минераль­ными красками);


3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылеплен­
ные из глины);

4) декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости;
рельефы, орнаменты).

В глубокую древность уходят истоки таких видов художествен­ного творчества, как:

1) музыка;

2) пение;

3) танец;

4) театрализованные представления.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусст­ва относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» — изображения, по-видимому, связанные с культом матери-праро­дительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.

В конце XIX в. была открыта первобытная пещерная живо­пись (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера, Южный Урал).

Для раннего периода развития наскальной живописи были характерны:

1) примитивные рисунки;

2) неясные знаки;

3) волнистые линии;

4) отпечатки кисти руки. К концу первого периода появляются неуверенные контурные

рисунки животных, которые начинают заполняться краской. Второй период характеризуется переходом от контурного, пло­скостного изображения к передаче объема и отдельных деталей. В третий период пещерное искусство достигло самых больших высот. Росписи поражают своими:

1) масштабами и реалистичностью;

2) совершенством передачи объемов;

3) пропорциями фигур;

4) перспективой;

5) движением;

6) применением полихромии.

Позднее наблюдается упрощение изображения, фигуры ста­новятся символами.


Появление письменности

Огромное значение имело появление письменности. Совре­менным буквенно-звуковым системам письма предшествовали разные его формы, одна из первых — пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений.

С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает пре­обладать человек. Цвет и объем уступают место движению. Ес­ли пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное многофигурное искусство воспроизводит сцены охоты, сбор ме­да, ритуальные действия, танцы, сражения и др.

В эпоху неолита искусство претерпевает глубокие качествен­ные изменения. Культура перестает быть единой, она приобре­тает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.