Сделай Сам Свою Работу на 5
 

ЛЕКЦИЯ № 18. Культура Древнего Египта

1. Периодизация и общая характеристика культуры
Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Она подарила человечеству великие памятники архитек­туры, изобразительного искусства, письменности. Историю куль­туры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:

1) додинастический период (IV тыс., 33—30 вв. до н. э.);

2) древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.);

3) среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.);

4) новое царство (XVI—XI вв. до н. э.);

5) позднее время (XI—332 г. до н. э.).

Долгое время культура Египта развивалась изолированно. В тра­диционном мире восточных царств практически не происходило изменений. Сложившиеся еще в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неиз­менными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Однако и в рам­ках столь строгого следования традициям и канонам древнееги­петское искусство не было лишено движения.

Характерными чертами древнеегипетской культуры были со­знание силы, желание ее сохранить и преумножить, жажда бес­смертия. Искусство в целом имело монументальный характер, подавлявший зрителя.

Религия

Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить еди­нобожие.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии, и страстное же-


лание бессмертия определило все мировоззрение египтян. Стрем­ление к бессмертию стало основой для возникновения заупо­койного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

Основным условием загробной жизни египтяне считали со­хранение тела умершего. Забота об этом привела к возникнове­нию искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться и о строительстве усыпальницы для тела.



Образование и наука. Литература

Возникновение египетской письменности относят к XXX в. до н. э. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи, но и строители. В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов.

Важной частью египетской культуры являлась наука: без науч­ных знаний невозможно было ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной. Под влиянием практических потребностей развивалась математика. Египтяне научились точ­но определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они со­здали точный календарь, построенный на наблюдениях за небес­ными светилами.

Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицин­ской науки способствовал обычай мумификации трупов, благодаря которому жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого те­ла и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской меди­цины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела. Уже в древ­нейший период была развита специализация врачей: так, различа­лись врачи «утробные», глазные, зубные.

Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты. Накапливались и исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат прав­ления и подробным описанием событий, происшедших в годы их царствования.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству бога­тейшее литературное наследство. Наиболее характерной особен­ностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религией и непременная традиционность древних сюже-


тов. Большая часть литературных произведений являлась художест­венной формой мифов. Литература выполняла функцию объясне­ния вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях и т. д. Многие из этих произведений наря­ду с отражением реальности содержат и элементы фантастики.

Музыка, живопись

Музыкальная культура Египта — одна из самых древних в ми­ре. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем и ли­тературой. Ей приписывалась магическая сила. Музыканты поль­зовались большим почетом в обществе, их считали родственника­ми фараонов. Играли на:

1) лире;

2) барабане;

3) двойной флейте;

4) арфе. Весьма распространена в Древнем Египте была и живопись.

Большинство росписей древности не сохранилось, зато дошло много образцов Среднего царства. Склепы этого периода разри­совывались фресками внутри. На них изображались сцены из жизни, быта людей, природа на берегах Нила. Слуги изобража­лись очень маленькими. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» — многочисленные статуэтки рабов, музыкантов, поваров в свободных, раскованных позах, от­личающихся эмоциональностью и движением.

С течением времени сюжеты становятся более разнообразными, сцены — более динамичными. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Настенные изображения Нового царства претерпели значи­тельные изменения. В храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоева­теля Тутмоса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и великолепных пиров. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки че­ловеческой кожи.

Архитектура

Важной особенностью древнеегипетской культуры было строи­тельство пирамид. К появлению таких сооружений, как пирами-


ды привели поиски новых архитектурных форм для возвеличива­ния царской власти. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал устремленное вверх сооружение из семи постав­ленных одна на другую уменьшающихся ступеней (число 7 — свя­щенное, высота 70 м). Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемый класси­ческого типа, с гладкими гранями, поражавших воображение со­временников и далеких потомков.

Особенно интересен своей архитектурой период Нового цар­ства. Фараоны XVIII династии завоевали большие территории (Судан, Палестина, часть Турции и т. д.), так как там были сосре­доточены значительные ресурсы: золото, смолы. Несметные бо­гатства позволяли правителям Египта украшать страну и столицу — Фивы — великолепными храмами. Особое значение приобретает культ верховного божества Амона-Ра.

Основным типом архитектурного сооружения в период Ново­го царства становится храм. В столице Египта Фивах были созда­ны два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захоронения, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных хра­мов. Особое место среди заупокойных храмов занимает храм ца­рицы Хатшепсут (XV в. до н. э.).

Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве об­условили его необычайный подъем, который вошел в историю под названием Амарнского периода (начало XIV в. до н. э.). Это­му предшествовали серьезные потрясения в политической и ре­лигиозной жизни Египта (см. начало лекции, реформа Эхнатона). Найденные в гробнице фараона Тутанхамона произведения ис­кусства также выполнены в традициях амарнского стиля.

В конце XIII—XI вв. до н. э. начинается период затяжного упадка. Прекращается строительство крупных сооружений, утра­чиваются навыки мастеров пластики и живописи.

Скульптура

Архитектура Египта была неразрывно связана со скульптурой, а скульптура связывалась в первую очередь с представлениями о загробной жизни. Человек изображался в статичных позах. Вая­тели стремились создать впечатление монументальности. Статуи окрашены в традиционные тона.


1. Мужские — в красно-коричневый.

2. Женские — в желтый цвет.

Использовалась инкрустация из драгоценных камней и металлов.

Рядом с пирамидой фараона Хафра высится удивительная ста­туя так называемого Большого Сфинкса, фантастического сущест­ва с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработан­ная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м. Задача сфинкса — охранять дорогу Восхождения, по которой та­щили саркофаг с телом фараона. Портретные черты сфинкса сов­падают с чертами фараона Хефрена.

Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет. В пе­риод расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер челове­ка, его возраст, настроение.

Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобрази­тельном искусстве и скульптуре Нового царства. Так, тронные портреты Хатшепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой — таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.

Наиболее значительные достижения Амарнского периода свя­заны с развитием нового стиля пластических форм, с новой трак­товкой изображения человека. Искусство шло по пути сближения с реальной жизнью, по пути раскрытия подлинного внутреннего мира человека.

Вершиной пластического искусства рассматриваемого перио­да являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона ца­рицы Нефертити. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. Впечатление усиливают теплые телесные тона покрытия в сочетании с роскошным оже­рельем и ярко-синей короной царицы.

Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изобра­жаемого появляется много нового. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые и даже интимные сюжеты. Фа­раон изображается в окружении семьи с любимой супругой и играющими детьми.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.