Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ № 7. Культура России 1725—1800 гг.





1. Общая характеристика культуры
эпохи «дворцовых переворотов»
и екатерининского правления

XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывает­ся университет, возникают периодическая печать и журналисти­ка. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план вы­двигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образ­цы гражданского зодчества. В этой лекции речь пойдет преиму­щественно о достижениях дворянской культуры.

Образование

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «об­учения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось чис­ло солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г.был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г.— Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.



Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все бо­лее остро. По инициативе императрицы разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общест­венных деятелей того времени — И. И. Бецкому. Он был инициа­тором и женского образования.

Но деятельность И. И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образо­вания. Для решения этого вопроса в 1782 г.организуется «Комис­сия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии


было открытие 4-классных и 2-классных народных училищ в Пе­тербургской губернии.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 раз­личных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.

Одним из главных событий середины XVIII в. было открытие первого высшего гражданского учебного заведения — Москов­ского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломо­носов. Он разработал проект организации университета, добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие). Он принял активное участие и в создании учебников. Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделе­ниями — для дворян и разночинцев.



Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и разви­тию русской науки.

Наука

Значительного уровня развития достигла в XVIII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711—1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Москов­ского университета (1755 г.).

В XVIII в. растет интерес российского общества к своему исто­рическому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686—1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Та­тищевым появляются исторические труды:

1) М. В. Ломоносова;

2) М. М. Щербатова;

3) И. Н. Болтина;

4) И. И. Голикова;

5) Г. Ф. Миллера и др.

В 70—80-е гг. XVIII в. на страницах периодической печати пу­бликуются исторические документы.

Ряд интереснейших достижений характеризует развитие тех­нической мысли в России. Но в большинстве случаев техниче­ские новшества не находили применения. Одним из известней­ших изобретателей того времени был И. П. Кулибин (1735—1810).


Широкое развитие получили физико-географические иссле­дования и естествознание. В 1724 г.по приказу Петра I была сна­ряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по геогра­фии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.



Литература и общественная мысль. Театр

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле клас­сицизма. Основным направлением в литературе был классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов.

Наиболее ярко это проявилось в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции, а также у раннего представителя клас­сицизма XVIII в. — А. Д. Кантемира. Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта В. К. Тредиаковского (1703—1769). Отстаивая чистоту русского ли­тературного языка, М. В. Ломоносов создает учение о трех лите­ратурных «штилях». Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743—1816).

На исходе XVIII в. наблюдается отход от классицизма, преодо­ление сентиментализма и формирование реалистических тенден­ций. Раньше всего это проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина (1745—1792) — создателя социальной комедии.

Основоположником русского сентиментализма считается писа­тель, историк, носивший прозвище «Колумб русской истории», ав­тор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин (1766—1826).

Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является А. Н. Радищев (1749—1802). Занимая пост военного прокурора, в го­ды пугачевского восстания он познакомился с делами беглых ре­крутов, в которых как в зеркале, отразились порядки крепостной России. Это подвело Радищева к мысли о необходимости крестьян­ской революции в России. В своем литературном произведении «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» он осуществил переход от лите­ратурного жанра сентиментализма к критическому реализму.

Во второй половине XVIII столетия в России происходит раз­витие журналистики. С конца 1750-х гг. появляются первые част­ные журналы. Среди них «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова. В основном это были дворянско-сословные издания. В период прав-


ления Екатерины II развернулась деятельность просветителя Н. И. Но­викова (издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», издатель словарей, детских, женских журналов).

В XVIII столетии в России довольно широкое развитие полу­чило театральное искусство. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П. Б. Шереметьева и Н. П. Шереметьева. В труппе Шереметева блистала знаменитая крепостная актриса и певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768— 1803).

Интересную эволюцию в XVIII в. претерпевает музыкальное творчество. В дворянской среде широко распространяется русская народная песня, а также стилизация под народный склад песни.

Живопись

Характерная черта живописи XVIII в. — освобождение от культовой тематики. Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Реализм начинает проявляться в портретах А. П. Ант­ропова (1716—1795). Успешно работал в жанре портрета крепо­стной художник Шереметева И. П. Аргунов (1729—1802).

Русское портретное искусство этого времени имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера:

1) Дмитрий Левицкий;

2) Владимир Боровиковский;

3) Федор Рокотов.

Наряду с пышным парадным портретом в творчестве Ф. С. Ро-котова (1736—1808) появляется портрет неофициальный, интим­ный, все внимание в котором обращено не на пышные одежды, а на лицо человека.

Многообразно и широко представлено творчество Д. Г. Левицкого (1735—1822). Парадные портреты Левицкого, восхищающие велико­лепием одежд, передают богатство предметной фактуры. Примеры тому — портрет богатейшего заводчика П. А. Демидова; серия порт­ретов благородных воспитанниц Смольного института — под­ростков-девочек в образе светских дам (Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хру-щовой и др.). Д. Г. Левицкий писал портреты Дидро, Екатерины II.

Продолжателем традиций Левицкого был В. Л. Боровиковский (1757—1825), в портретах которого искусство психологизма до­стигло вершины совершенства. Мастер близок к сентиментализ­му (портреты мечтательной и томной М. И. Лопухиной — один из лучших образцов этого жанра; царицы Екатерины II, гуляющей в саду в простой одежде, без всяких атрибутов ее царственного


положения, за который Боровиковскому присудили звание ака­демика).

Архитектура, скульптура

В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамб­лей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием леп­нины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену ба­рокко приходит классицизм.

Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Раст­релли (1700—1771). Его основными архитектурными шедеврами являются:

1) дворец в Петергофе;

2) дворцовый ансамбль в Царском Селе;

3) Смольный монастырь под Петербургом.

Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комп­лексы и т. п. В 1754—1762 гг.Растрелли возвел новый Зимний дво­рец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I.

Во 2-й половине XVIII в. появляется ряд крупнейших талант­ливых русских зодчих. В их деятельности русский классицизм об­рел свои основные черты. В. И. Баженов (1737—1799) — великий русский зодчий, один из первых представителей русского класси­цизма. Его постигла трагическая судьба: проект грандиозного дворца в Московском Кремле был одобрен, но не осуществлен. Вторая его работа — проектирование и строительство царского загородного дворца в с. Царицыно под Москвой — была доведена до окончания постройки, но, по приказу Екатерины II, разрушена за близость Баженова к Новикову. Долгие годы В. И. Баженов выполнял заказы частных лиц, и только в 90-е гг. XVIII в. создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797— 1800 гг.архитектором Бренна.

Наряду с дворцово-парковой архитектурой в XVIII столетии все большее значение приобретает строительство зданий общест­венного назначения. Одной из первых построек подобного типа является знаменитое Адмиралтейство в Петербурге работы рус­ского архитектора И. К. Коробова (1700—1747).

В строительство крупных общественных сооружений в Моск­ве большой вклад нес великий русский одчий М. Ф. Казаков (1738—1812). Будучи одним из учеников и почитателей В. И. Баже­нова, он продолжил совершенствование особенностей русского классицизма, сделал его еще более строгим и простым. Замеча-


тельный пример творчества Казакова — Сенатское здание в Мос­ковском Кремле.

Одновременно с русскими зодчими в России успешно работа­ли и иностранцы. Среди них наиболее талантливыми были шот­ландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги.

Одним из первых образцов классицизма стало огромное зда­ние Академии художеств, возводившееся на протяжении четвер­ти века (1763—1788 гг.). Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекто­ры, то есть своего рода центр искусств, задумал еще Петр I. Этот за­мысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствова­ния — в 1757 г.в Петербурге.

Архитектор И. Е. Старов (1745—1808) также придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Тав­рический дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического в Петер­бурге (1783—1789). Им построен и собор Александро-Невской лавры. Именно Старов создал классический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковы­ми флигелями (пристройками), вынесенными вперед (эта схема очень понравилась русским помещикам).

Наконец, нельзя не упомянуть о великолепных достижениях русских скульпторов XVIII столетия. В числе первых стоит знаме­нитый Ф. И. Шубин (1740—1805). Тенденции реализма, острая пор­третная характеристика выражены в его творчестве четко, рельефно. Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает скульптуре особую живость и выразительность.

В области декоративной скульптуры в эту эпоху работала целая плеяда выдающихся мастеров:

1) Ф. Г. Гордеев;

2) М. И. Козловский;

3) И. П. Прокофьев;

4) Ф. Ф. Щедрин;

5) И. П. Мартос.

Они дали замечательные образцы декоративной и монумен­тальной скульптуры. Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716—1791). В целом в конце XVIII—начале XIX вв. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Поэтому очень популярным был М. И. Козловский (1753—1802), так как в своем творчестве он обращался в основ­ном к античной мифологии и библейским преданиям.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.