Сделай Сам Свою Работу на 5

Достижения христианской культуры Руси





Введение в историю культуры

Прежде чем говорить об истории культуры, необходимо рас­крыть содержание основного понятия темы. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в рус­ском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъем­лющей является следующая дефиниция (определение): «Культу­ра»— это все, созданное человеком, — ибо животные не имеют культуры. Культура— продукт исключительно человеческой дея­тельности».

Под термином «культура» мы будем понимать не только все ма­териальные, но и духовные ценности, созданные человеком в кон­кретный период его существования и на определенной террито­рии, а также дух эпохи, нации (то, что принято обозначать словом ментальность). Это даст нам право классифицировать мировую культуру по следующим принципам:

1. По временным характеристикам (античная, средневековая, культура Нового времени и т. д.)

2. По территориальному признаку (арабская, китайская куль­тура и т. д.).

Цель настоящего пособия — познакомить читателя с историей всемирной культуры, некоторыми терминами, которые должен знать каждый образованный человек, а также дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, вы­делить доминирующие в той или иной культуре ценности, их зна­чение и смысл.



К сожалению, мы не сможем рассмотреть мировую культуру полномасштабно в рамках настоящего пособия. За его пределами останутся такие интереснейшие ее страницы, как культура ин­дейцев Америки, африканская культура и др. Однако мы надеем­ся, что данное пособие найдет применение в учебном процес­се и станет стимулом для самостоятельного расширения своих знаний.


ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Древней Руси

Культура языческого периода

История Древнерусского государства началась задолго до при­нятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о ревнерусской культуре содержат­ся в «Повести временных лет» — первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов.



Главный бог руссов — Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты — гром и молнию, топор. «Скотий бог» Велес также за­нимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с день­гами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество — Мокошь-прядильщица — богиня судьбы (нить — судьба). Самый веселый и разгульный бог — бог плодородия Ярило.

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в ос­новном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло По­ток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никити­че и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, ис­кусство строительства, т. е. архитектура. Недаром говорят, что ар­хитектура — это душа народа, воплощенная в камне. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие мо­лельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве рус­ский человек прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточ­ными славянами, выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окру­жающей природой. Если деревянная архитектура восходит в ос­новном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

Подобного перехода Западная Европа не знала, так как из­древле строила и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древ­ние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но ар-


хитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных соору-жениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской дере­вянной архитектуры была характерна многоярусность строений, ув­енчивание их башенками и теремами, наличие разного рода при­строек — клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, — но в ис­ключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульп­туры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые за­тем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струн­ных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.



Быт Руси

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседнев­ной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. Недаром дочь Ярослава Мудрого Ан­на Ярославна, вышедшая замуж за французского короля в XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы.

В Киеве сияли своими куполами златоверхие храмы, поража­ли изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволо­да Ярославича; удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота — символ побед русского оружия.

Дома украшались коврами, дорогими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управ­ление княжествами, здесь судили и рядили, сюда свозились дань и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текли заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Гусляры услаждали слух имени­тых гостей, пели им; большие чаши, рога с вином ходили по кругу.


Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястре­биная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня.

Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и ог­ромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и бой­кие, юркие лодочки.

Длинными зимними вечерами при свете лучин женщины пря­ли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минув­шие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказитель­ниц былин.


ЛЕКЦИЯ № 2. Христианская культура Руси

Достижения христианской культуры Руси

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, тех­ника деревянного строительства.

Не позднее конца IX — начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки — кириллица и глаголица. Созданные во вто­рой половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и имевшие первоначальное распространение в за­паднославянском государстве Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь.

Первым русским памятником славянской письменности яв­ляется русско-византийский договор 911 г.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и усложнение обществен­ной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры — с другой, способствовали широко­му распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты — письма на бересте разнообраз­ного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах (основная масса находок происходит из Новгорода).

В XI — начале XII вв. на Руси распространяется большое ко­личество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним от­носятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амар-тола». В это же время происходит становление оригинальной ли­тературы.

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерус­ской литературы является «Слово о Законе и Благодати» Илла­риона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Илларио­ном, первым (и единственным в период от принятия христианства до середины XII в.), русским по происхождению, главой русской церкви. (С 1051 г., будучи назначенным Ярославом Мудрым без


санкции константинопольского патриарха, и, вскоре после смерти Ярослава, вынужденным этот пост оставить). Основная идея «Слова о Законе и Благодати» — вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распростра­нения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Иллариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Рус­ской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». Во второй половине XI — начале XII в. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых — князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, на­писанное монахом этого монастыря Нестором.

Жанр летописи

Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Некоторые исследователи полагают, что его появление можно отнести уже к концу X в., когда и был создан первый лето­писный свод. В «Повести временных лет» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть все­мирной истории (история библейская и римско-византийская). Автор использовал ряд переводных византийских источников, устные легенды (об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других: произведения, принадлежа­щие руке князя Владимира Мономаха, — «Поучение детям» и пе­речень «путей» — походов и поездок, которые Мономах совершал в течение жизни).

Сооружение церквей

От Византии Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчленен­ный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Первые русские храмы, в том числе Деся­тинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими масте­рами в строгом соответствии с византийскими традициями, но Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и визан­тийских традиций: на основу крестово-купольного храма были


поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенча­тая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского де­ревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверж­дения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольско­му Софийскому собору.

Церковное искусство

Христианская церковь внесла в живопись, скульптуру, музыку совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Оно создавалось в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христиан­ским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконописи, мозаике, фресках), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, — все это было свойственно ви­зантийскому искусству. Если та или иная религиозная, богослов­ская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было нести эту идею лишь раз и навсегда установленным обра­зом; художник становился послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.