Сделай Сам Свою Работу на 5
 

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура России в XVI в.

Общая характеристика эпохи

Процесс складывания единого централизованного государст­ва отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, напри­мер, с тверской иконописью.

Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Подобные меры, безусловно, наносили вред искусству, поощряя ремесленничество и бездумное повторе­ние «образцов». Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприят­ной для развития русской культуры. Из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие куль­турные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

Наука и грамотность

В этот период на Руси развивается грамотность. Знание пись­ма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестя­ные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремеслен­ных изделиях говорят о том, что грамотные люди никогда не пе­реводились на Руси. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учет­ные книги. Появились руководства по:

1) грамматике;

2) арифметике;

3) лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались:

 

1) практические наблюдения;

2) знания по строительной технике (необходимы были при воз­ведении зданий);


3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней,

ядер).

Круг географических знаний расширяли русские путешест­венники. Они оставили описания своих странствий. Таковы куп­цы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли опи­сания, «чертежи» новых земель; послы — статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

Обзор всемирной истории давали «Хронографы» XV—XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, при­численных к лику святых, а также «Жития» (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.).



Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди чер­пали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других филосо­фов и писателей.

Быт и общественная мысль

В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспари­ваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозгла­шается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в.

Примечательная черта XVI в. — расцвет публицистики. Важ­нейшие вопросы общества становятся предметом широкого об­суждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи:

1) централизации;

2) усиления великокняжеской и царской власти;

3) роли церкви;

4) о положении крестьянства и др.

В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочине­ниями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.

Ермолай-Еразм,противник нестяжателей и еретиков, предла­гает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». Из убеждения в необходимости «праведного стя-


жания» (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах «Домостроя» (говоря современ­ным языком — домоводства) — своде житейских, моральных пра­вил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры — царь Иван Грозный и его оппо­нент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, раз­облачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: мило­вать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слу­шать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих под-данных.

В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались важ­нейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род мос­ковских государей возводился к «Августу Кесарю».

Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в по­лемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вас-сиан Патрикеев, уделял ей большое внимание.

Второй своеобразной академией в Москве был кружок мит­рополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое мону­ментальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи минеи».

Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), «Повесть о новго­родском белом клобуке», время создания которой ряд исследова­телей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г.«Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Появление в России книгопечатания

Огромное значение имело появление в России книгопечата­ния. Печатание книг началось лишь в середине XVI в., при Ива-17


не Грозном. Сначала это была т. н. «безвыходная печать» (с 1550-х гг.), потом — с выходными данными (т. е. указанием места, года из­дания и т. д.). В начале 50-х гг. XVI в. в Москве начинает свою деятельность первая типография. В 1563 г.в Москве приступает к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редак­тором книг. Первые его издания в Москве — книги Святого писа­ния. При неясных обстоятельствах Иван Федоров вынужден был перебраться во Львов.

В XVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Но было и но­вое. Стали использовать пряности в богатых домах (корица, гвоз­дика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с греч­невой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи) — это было осуждено Стоглавым собором. Больше строили каменных жилых домов, хотя основная их масса оставалась деревянной. Ув­лекались русичи игрой в шашки и шахматы. Интерес к повест-во-вательной, беллетристической литературе, характерной для 2-й половины XV в., значительно снизился.

Живопись

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древне­русской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники об­ращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-исто­рическому жанру.

Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное твор­чество все более проникают:

1) жанровость;

2) интерес к быту;

3) все чаще в композициях появляются русские реалии.

Так называемая условно «эллинистическая» архитектура по­степенно сменяется на иконах русской. В то же время в живопи­си XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, по­этому в то время получили распространение иконописные под­линники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконо­графия основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми дости­жениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров — Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фрес-


ками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей и др. Их же трудами создан иконо­стас Успенского собора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом станут отличительными чертами русской иконописи XVI—XVII вв. Творения Дионисия, искусно­го, по словам летописца, мастера, и других художников прониза­ны атмосферой победного ликования, торжественности, уверен­ности. Они ярко отразили основные вехи своего времени:

1) завоевание независимости от Орды;

2) объединение русских земель;

3) создание единого государства во главе с Москвой. На рубеже XV—XVI столетий, с одной стороны, определяется

преобладание московской живописной школы в России; с другой — усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно ниве­лировались под влиянием общерусского культурного центра, ка­ким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон так называемой Стро­гановской школы. Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских богачей Строгановых. Их произведения, яркие, кра­сочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали большое влияние на развитие русского искусства; напри­мер, их традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха. То не­многое из всего, что дала русскому искусству живопись конца XV—XVI вв., можно определить как:

1) мастерство в рисунке;

2) яркость красочной гаммы;

3) радостное ощущение бытия;

4) подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход от могучих

образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырско­го дыхания искусства эпохи Куликовской битвы. При этом посту­пательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.

Архитектура

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Ста­рые, обветшавшие постройки заменили новыми.


1. Успенский.

2. Архангельский.

3. Благовещенский соборы.

4. Храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату.

Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Нако­нец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране воз­водили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли вы­дающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города). Она построена (1532 г.) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом для здания послужили ста­ринные деревянные церкви шатрового стиля.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой ар­хитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие — Барма и Постник в 1555—1560 гг. Первона­чально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.

Высокого совершенства достигают мастера сканого (фили­гранного), чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Расцвет переживали искусство басменного тиснения, эма­ли. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу из­делия из золота (например, золотое блюдо царицы Марии Тем-рюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561 г.).

В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его но­выми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор 2-й половины века и подготовить созна­ние русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.