ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВЫХ СИСТЕМ
ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВЫЕ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Рекомендовано
Дальневосточным региональным
учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ)
в качестве учебного пособия для студентов
специальности 190701 «Организация перевозок
и управление на транспорте (железнодорожном)»
вузов региона
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
УДК 656.2.073(075.8)
ББК 0284.04я73
Б 200
Рецензенты:
Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»
Тихоокеанского государственного университета
(заведующий кафедрой кандидат экономических наук, доцент
П.П. Володькин)
Начальник отдела механизации погрузочно-разгрузочных работ
службы грузовой и коммерческой работы
Дальневосточной железной дороги –
филиала ОАО «Российские железные дороги»
И.И. Черкес
Балалаев, А. С.
Б 200 Транспортно-грузовые системы железных дорог : учеб. пособие / А. С. Балалаев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. – 108 с. : ил.
Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту направления 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте» специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)».
Рассматриваются современные погрузочно-разгрузочные машины и установки, складское хозяйство, техническое оснащение контейнерных пунктов, а также организация деятельности механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ. Большое внимание уделяется вопросам техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и производственной санитарии.
Предназначено для студентов высших учебных заведений заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Транспортно-грузовые системы». Может быть полезно практическим работникам, связанным с организацией и производством погрузочно-разгрузочных работ.
УДК 656.2.073(075.8)
ББК 0284.04я73
© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2006
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 5
1. Структура и функции транспортно-грузовых систем......... 6
2. Устройство, технико-эксплуатационные характеристики,
определение производительности
погрузочно-разгрузочных машин и установок..................... 9
2.1. Классификация погрузочно-разгрузочных машин и установок...... 9
2.2. Общие сведения о кранах................................................................... 10
2.3. Устройство и технико-эксплуатационная характеристика
козловых кранов и кранов мостового типа....................................... 11
2.4. Устройство и технико-эксплуатационная характеристика
стреловых кранов................................................................................. 17
2.5. Устройство и технико-эксплуатационная характеристика
тракторных, электро- и дизельных погрузчиков............................. 20
2.6. Устройство и технико-эксплуатационная характеристика конвейеров..... 29
2.7. Устройство и технико-эксплуатационная характеристика элеваторов..... 34
2.8. Специальные погрузочно-разгрузочные устройства..................... 35
2.9. Определение производительности
погрузочно-разгрузочной машины (ПРМ)........................................ 42
2.10. Телемеханическое и автоматическое управление
погрузочно-разгрузочными машинами и установками................. 47
3. Складское хозяйство транспортно-грузовых систем... 54
3.1. Назначение и классификация складов............................................. 54
3.2. Механизированные и автоматизированные склады...................... 55
3.3. Планировочные решения транспортно-грузовых комплексов
тарно-штучных грузов.......................................................................... 58
4. Расчет основных параметров и задачи автоматизированных систем управления транспортно-грузовыми комплексами.............. 61
4.1. Расчет площади и линейных размеров складов............................. 61
4.2. Расчет числа погрузочно-разгрузочных машин и установок........ 67
4.3. Рекомендации и требования при выборе технических средств
транспортно-грузовых комплексов.................................................... 69
4.4. Понятие и задачи автоматизированной системы управления
транспортно-грузовыми комплексами (АСУ ТГК)............................. 71
5. Контейнерные пункты и терминалы........................................... 74
5.1. Классификация контейнеров.............................................................. 74
5.2. Назначение и виды контейнерных пунктов...................................... 75
5.3. Расчет основных параметров контейнерных пунктов................... 76
5.4. Технические решения контейнерных пунктов................................. 78
6. Технико-экономические вопросы механизации
и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.......... 82
6.1. Расчет капитальных вложений........................................................... 82
6.2. Расчет эксплуатационных расходов................................................. 84
6.3. Выбор оптимального варианта механизации
погрузочно-разгрузочных работ........................................................ 87
7. Организационная структура и планирование работы
механизированных дистанций
погрузочно-разгрузочных работ.................................................. 88
7.1. Задачи, стоящие перед механизированной дистанцией
погрузочно-разгрузочных работ и ее организационная структура 88
7.2. Организация работы механизированных дистанций
погрузочно-разгрузочных работ......................................................... 92
7.3. Обязанности руководителей МЧ в области
техники безопасности и производственной санитарии................. 95
7.4. Требования безопасности при погрузке и выгрузке....................... 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 106
Библиографический СПИСОК.............................................................. 107
ВВЕДЕНИЕ
В эксплуатационной работе железнодорожного транспорта большое место занимает деятельность, связанная с организацией погрузочно-разгрузочных и складских работ на станциях отправления и назначения.
Значимость ее определяется тем, что от времени и качества выполнения погрузочно-разгрузочных работ в определенной мере зависит срок доставки и сохранность груза, конкурентоспособность железнодорожного транспорта в целом.
На местах общего пользования грузового хозяйства железных дорог отправляемый грузопоток, поступающий на станцию автомобилями, трансформируется в вагонопоток, проходя определенное количество операций: выгрузку из автомобильного транспорта – складские работы и хранение груза – погрузку в вагоны. На станциях назначения очередность операций следующая: выгрузка из вагона – складские работы и хранение – погрузка на автомобили.
Транспортно-грузовые системы представляют собой комплекс технических средств, взаимоувязанных единой технологией. При этом под техническими средствами в первую очередь понимаются погрузочно-разгрузочные машины и установки, склады, автопроезды.
Таким образом, грузовые дворы представляют собой транспортно-грузовые системы, оптимизация деятельности которых позволяет обеспечить слаженную работу, как на стадии зарождения, так и на стадии погашения грузопотоков. Большое значение при этом имеет расчет необходимого количества погрузочно-разгрузочных машин, площадей складов, обеспечение автоматизации и механизации работ. Эти и другие вопросы составляют основное содержание учебного пособия.
ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВЫХ СИСТЕМ
Процессы производства и потребления сопровождаются транспортированием, перегрузками и хранением сырья, топлива, материалов, готовой продукции и других материальных ресурсов. На направлениях транспортных потоков находятся своеобразные аккумулирующие устройства – склады. Функции их зависят от того, на какой фазе производства, потребления или перевозки они расположены.
Склады, создаваемые в пунктах стыка различных видов транспорта, выполняют функции регуляторов транспортного процесса. Они сглаживают неравномерность работы смежных транспортных систем, обеспечивают их согласованность, содействуют уменьшению простоя транспортных средств и ускорению продвижения грузопотоков. Подобные складские комплексы рассчитаны на относительно небольшие, не превышающие нескольких суток сроки хранения.
Большое значение играют складские комплексы при организации и завершении перевозочного процесса. От того, насколько четко поставлена работа на станциях отправления и назначения, в значительной степени зависит время нахождения груза на складе, простои вагонов и автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и продолжительность доставки груза получателю в целом. Кроме того, слаженная работа работников грузового хозяйства железнодорожного транспорта при перевалке грузов с других видов транспорта повышает его конкурентоспособность и обеспечивает минимизацию затрат для грузовладельцев.
Под влиянием технического прогресса, и, прежде всего развития вычислительной и подъемно-транспортной техники, необходимости повышения конкурентоспособности крупные складские комплексы все в большей степени интегрируются с входящими и выходящими транспортными потоками и превращаются в современные предприятия с автоматизированным технологическим процессом – транспортно-грузовые комплексы (ТГК). Четкий ритм их функционирования обеспечивают сложные автоматизированные поточно-транспортные системы (ПТС), которые по структуре и масштабам напоминают автоматизированные поточные технологические линии современных промышленных предприятий. ПТС состоят из конвейеров, упаковочных пакетообразующих и пакеторазборочных агрегатов, автоматизированных складских и погрузочно-разгрузочных машин, накопителей и др.
Структура транспортно-грузового комплекса во взаимодействии с техническими и транспортными составляющими погрузочно-разгрузочных работ представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура транспортно-грузового комплекса
Классификация транспортно-грузовых комплексов по функциональному признаку приведена на рис. 1.2.
Данная схема позволяет представить все разнообразие вариантов организации погрузочно-разгрузочных работ и соответственно различий в организационной и технологической структуре ТГК при их создании.
Основой проектирования технической структуры ТГК является технологический процесс, его содержание и функциональный состав.
При проектировании ТГК целесообразно предварительно построить структурно-технологические схемы – технологические цепи с оставляяием последовательности и содержания технологических операций и взаимодействия между ними, а также структурные схемы планирования, управления, учета, информационных процессов, сопутствующих технологическим операциям. Каждой технологической операции – погрузке, выгрузке, хранению, ведению учета и другим – на схеме соответствует определенный элемент технического оснащения ТГК: погрузочно-разгрузочные и складские машины, стеллажи, ЭВМ.
Комплекс технологических, информационных и технических структурных схем дает необходимую информацию для построения организационной структуры управления ТГК. В этой структуре, в свою очередь, каждому элементу или группе элементов технического оснащения соответствует определенной должностное лицо или группа должностных лиц.

Рис. 1.2. Классификация транспортно-грузовых комплексов по функциональному признаку
На железнодорожном транспорте на станциях погрузки и выгрузки транспортно-грузовые комплексы, объединенные в грузовые дворы механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, представляют собой транспортно-грузовые системы, обеспечивающие перегрузку грузов из одного вида транспорта в другой, а также складские работы и временное хранение грузов.
Структура транспортно-грузовой системы и ее взаимосвязь с транспортными потоками представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Структура транспортно-грузовой системы
Контрольные вопросы
1. Какие функции выполняют складские комплексы?
2. Что представляет собой транспортно-грузовой комплекс?
3. Приведите классификацию транспортно-грузовых комплексов.
4. Что представляет собой транспортно-грузовая система?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|