Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. Дьявол и женщина (Откровение 12)





Женщина

Видение, представленное в данном отрывке, мы должны рассматривать с позиций надежды и суда. Те же небеса, которые свернулись, предоставляя нам возможность увидеть ковчег завета, ныне показывают нам прекрасную женщину, облеченную в солнце, обутую в лунное сияние и увенчанную двенадцатью звездами.

В этом видении рассматриваются несколько хорошо известных библейских образов. Образ женщины имеет двоякий смысл: с одной стороны, она представляет собой невесту, или возлюбленную Бога, символизируя народ Израиля, который Он любит. Книга Песнь песней, пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль, Осия, Амос и другие — все они свидетельствуют о любви между Израилем и Богом.

С другой стороны, женщина — это мать, обетование жизни. Так Адам называет свою жену, Еву — «матерью всех живущих» (Быт.3:20). Для первого человека женщина являла собой гарантию жизни. Семя человеческое должно пройти через женщину, чтобы возникла новая жизнь. Для автора Бытия женщина несет в себе семя, которое спасет Землю (Быт.3:15). Оба аспекта этого образа тесно взаимосвязаны, поскольку женщина становится матерью через отношения любви.



В нашем отрывке видение женщины напоминает нам о сне Иосифа (Быт.37:9-11). Солнце, луна и звезды представляли семью Израиля: Иаков, Рахиль и их 12 сыновей. Женщина в лучах этого сияния — это прообраз Израиля, народа Божьего.

Более того, теперь она испытывает первые схватки, в муках рождая своего ребенка. В библейской и еврейской традициях деторождение символизирует собой мессианскую надежду. 1. Желание узреть новорожденного соседствует со страданиями, которые вызваны мыслями об неопределенности, а также физическими муками. Но есть упование и надежда. Только вера может вообразить семя жизни, которое рождает это обетование. Все это запечатлено в образе страдающей женщины.

Дьявол

Полный надежд на стремительное вмешательство Бога в историю, пророк при этом не забывает и о враге этой надежды: драконе. И снова видение раскрывается с учетом ветхозаветного символизма. С самых первых страниц Бытия древний змей олицетворяет собой зло (Быт.3). Именно он был обольстителем первого мужчины и первой женщины, и их грехопадение привело к неповиновению и смерти. Пророки позднее использовали образ змея для описания Египта — империи зла и гордыни 2. В книге Премудростей Соломона, которая датируется I в. до н. э., змей в Эдемском саду выступает в дьявольском обличье. 3. Аналогичным образом, раввинистическая экзегеза показывала этого «мифического» змея как представляющего самого сатану. Известный еврейский комментатор XI в. Ибн Эзра и более поздний итальянский исследователь Сфорно наряду с многими другими тоже придерживаются такого истолкования. 4. Мы также придерживаемся этой традиции. Далее, в самой книге Откровение (Откр.12:9) ясно говорится, что дракон — это «древний змий, называемый диаволом и сатаной».



Слишком часто люди низводили личность дьявола до персонажа древних мифов и сказаний, и он постепенно исчез из религиозного сознания. Французский поэт Бодлер иронически писал об этом скептицизме: «Я только однажды испугался его величества дьявола, его силы, когда услышал проповедь одного служителя, который был немного проницательнее других и который сказал: “Мои дорогие собратья, никогда не забывайте, слыша рассуждения об прогрессе в этот просвещенный век, что самая опасная ловушка дьявола- внушить вам мысль о том, что его не существует» 5. Острый взгляд пророка проникает в суть вещей и разоблачает зло дьявола, который обольщает всю Вселенную (Откр.12:9). Дьявола обнаружить нелегко. Он не появится в обличье существа с рогами и хвостом. Конечно, сатана искусный обманщик. Он может, демонстрировать самые благородные намерения, совершать альтруистические поступки, скрывая свои истинные намерения. Так он действовал и тогда, когда соблазнял Еву. Он представил непослушание Богу как добродетель (Быт.3:5). В Апокалипсисе дьявол выступает как реальная историческая личность.



В этой книге сатана описывается также как мифический зверь с десятью рогами, который вызывает ассоциации с четвертым зверем в Дан.7. Число его голов (семь) — священное и указывает на сверхъестественный характер дракона-зверя. Зверь воплощает собой абсолютное зло. Его огненно-красный цвет добавляет зловещие краски к его портрету: это жестокость и насилие.

Уязвимость женщины, которая рождает младенца, резко противопоставляется жестоким угрозам зверя с десятью рогами. Дракон-змий направляет свою деятельность на преследование женщины.

Космические войны

Войны на Небе

Конфликт начинается на Небе. Проблема зла касается не только человека. Это проблема космического масштаба. Пророки Исайя и Иезекииль свидетельствуют о том же самом. В своих пророчествах о Тире и Вавилоне они пишут о древней войне на Небе и рассказывают о трагедии грехопадения ангела: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя» (Иез.28:14-18; ср.: Ис.14:13-15).

Согласно Откр.12, эта война разразилась внезапно. Апокалипсис не приводит причины ее начала. Можно обратиться к тому, что сказал Иезекииль по поводу этой ситуации: «доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:15). Возникновение зла не имеет рационального объяснения. Абсурд человеческого существования в том, что наша жизнь управляется сатаной и его бесами. Бог вынужден был низвергнуть его с Неба в пустоту и во тьму, которая предшествовала сотворению Земли.

Выбор Богом именно этого места обитания дьявола для создания Земли и сотворения человечества может казаться шокирующим. Но в этом был глубокий смысл. Парадоксально, но факт: спасение Божье раскрывается именно в том месте, которое отвергло Его мир, сотворенный из тьмы и пустоты.

Войны на Земле

Дьявол, низверженный на Землю, прежде всего, нападает на женщину. Она становится его первой жертвой (Быт.3:1 и дал.), и он неустанно преследует ее, ибо она несет в себе семя спасения. Эта истина записана на самых первых страницах Библии. После смерти Авеля Ева рождает Сифа, семя, «положенное» Богом: с него должен был начаться род Спасителя Земли. Имя Сиф, которое означает «Бог положил» или «Бог даровал» (Быт.4:25), указывает на Его вмешательство в историю. В имени Сиф (по-еврейски Шет) сокрыт глагол, который использован в первом пророчестве Библии: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Общая тема женщины, змея, рождения младенца и начала конфликта в Откр.12 ретроспективно обращена к этому раннему пророчеству. Несмотря на злоключения, которые предсказывает этот отрывок, надежда остается. Эти два текста возвещают о победе семени жены над змеем.

Кроме аллюзии на Еву, «матерь всех живущих», мы можем отнести это пророчество к Израилю — женщине завета («Израиль» по-еврейски женского рода), которая рождает ребенка. «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр.12:5). Мы можем обратиться также к Пс.2:9, к тексту, который возвещает о пришествии Сына Божьего: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7) — Царя Земли. В контексте нашего отрывка это рождение ведет к установлению Царства Божьего. Этот младенец в свое время воссядет на престоле (Откр.12:5). Далее, в Откр.12:10-11 пророк объясняет, как будет достигнута эта победа: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти».

Смерть змея требует принесения в жертву этого сына. В нашем отрывке говорится о «крови Агнца» (Откр.12:11). Текст Быт.3:15 указывает на то же самое. Смерть змея, поражение его в голову, ведет к смерти сына, родившегося от женщины. 6. Этот профетический образ позволяет полагать, что обе смерти — змея и Мессии — неразрывно связаны между собой. Сын поражает его в голову, а змий будет жалить Его в пяту. Поражение в голову и жало в пяту в еврейском тексте описывается одним и тем же глаголом: шуф.

Войны в пустыне

Воплощение Иисуса, Его смерть и воскресение и Его победа над злом, по сути, не изменили облик Земли. Змей все еще присутствует здесь. Смерть, страдания и зло все еще поражают род человеческий. Народ Божий продолжает ожидать Его Второго пришествия, установления Его царства на Земле.

Фактически Апокалипсис сравнивает их с Израилем времен исхода из Египта. Подобно древним израильтянам, Церковь сама находится в пустыне и питается от руки Божьей (Откр.12:6, 14). Орлиные крылья (Откр.12:14; ср.: Исх.19:4) и земля, которая поглощает врага (Откр.12:16; ср.: Исх.15:12), — относятся к событию Исхода, когда израильтяне все еще бежали от египтян и преследовались египетскими войсками.

Подобно тому, как Бог освободил народ израильский от оков египетского рабства, и они продвигались в направлении Земли обетованной, Он спасет Свой народ и от рабства греха, и они будут держать свой путь в Новый Иерусалим. Изгнание — это тяжелое бедствие. Народу Божьему предстоит пройти тяжкие испытания в течение 1260 дней (Откр.12:6).

В Апокалипсисе этот временной отрезок упоминается несколько раз, вероятно, чтобы подчеркнуть его историческую важность. Иногда в книге он приводится в днях, напр., в Откр.11:3 и 12:6 говорится о «1260 днях»; в других местах используется термин «месяц»: в Откр.11:2 и 13:5 говорится о «сорока двух месяцах», которые и составляют 1260 дней (42 x 30). В Откр.12:14 и Дан.7:25 и 12:7 исчисление этого периода дано в годах: «время, два времени полвремени» (360 + [360 x 2] + [360:2] = 1260). Этот период в 1260 лет простирается от 538 г., когда Церковь освободилась от арианского правления, до 1798 г., когда Французская революция и ее философы стали представлять угрозу для суверенитета Церкви. Таким образом, трудно вообразить себе более точное пророчество.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.