|
Интермедии: ангел света, книга и два свидетеля
Как в шестой печати, шестой шофар был переходным периодом перед седьмым шофаром. Как в случае с печатями, интерлюдия предшествует взору на лагерь Божий.
Ангел света
Вместо упавшей звезды, ангела смерти и хаоса (Откр.9:1-2), мы теперь видим сильного ангела света, ангела Божьего (Откр.10:1). Радуга над его головой это знамение завета Божьего с человечеством (Быт.1:12, 13). Ноги этого ангела были одновременно и на море, и на земле что является свидетельством сотворения Богом воды и суши.
Это существо напоминает Сына человеческого из первого видения Апокалипсиса. Подобно Ему, Его лицо «как солнце» (Откр.10:1; ср.: 1:16), ноги, «как столпы огненные» (Откр.10:1; ср.: 1:15), голос Его подобен «семи громам» (Откр.10:3; ср.: 1:15), и Он «облечен облаком» (Откр.10:1; ср.: 1:7).
Но в целом эта картина напоминает описанную у пророка Даниила в главе 12. Там пророк рассказывает о таком же видении, о том, кто стоял над водами реки и клялся «Живущим во веки» (Дан.12:7). Клятва эта является ответом на вопрос предыдущего стиха: «Когда будет конец?» (ст. 6). Но такой ответ, вероятно, не удовлетворил Даниила, он его не понял (ст. 8). Человек в льняной одежде затем отвечает ему, что слова эти должны быть запечатаны «до последнего времени» (ст. 9), и при этом он добавляет: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней» (ст. 12). Именно в эти дни будет дан полный ответ на вопрос «когда?» Только этот период ведет ко времени конца, завершения земной истории. Но в предшествующем видении уже отмечалось это «время конца».
В Дан.8 записано другое видение: диалог между двумя небесными созданиями. Там также поднимается вопрос о времени, «на сколько времени, когда придет конец?» (Дан.8:13). И снова ответ сводится ко времени конца: «на 2300 вечеров и утр, и тогда святилище станет очищаться» (8:14 – более точный перевод). В конце книги Даниила тот же вопрос возникает в связи с 1335 днями, временем напряженного ожидания конца (Дан.12:12). Мы должны рассматривать эти два пророческих периода как ведущие к одному и тому же событию – небесному Киппуру 20. Интересно, что небесное существо, которое объявляет этот Киппур конца времени, одето в льняную одежду, подобно первосвященнику в ходе служения Йом Киппура.
Это время суда и представляет собой ответ на вопрос мучеников: «Доколе?» Это также ответ на стенания душ при снятии пятой печати (Откр.6:10). «Время конца», которое ожидает пророк Даниил (Дан.8:17, 19, 26), фактически начинается с шестой печати. Теперь нам понятно, почему у сильного ангела такое облачение (Откр.10:1). Ангел сказал Даниилу, что его видение должно быть запечатано «до последнего времени» (Дан.12:9). Теперь же ангел объявляет, что «время конца» наступило, и что «времени уже не будет» (Откр.10:6). Шестой шофар знаменует собой раскрытие пророчества Даниила.
Книга
С готовностью Иоанн берет раскрытую книжку из рук ангела и съедает ее (Откр.10:8-9). Таким образом, он усваивает и переваривает ее содержание. Раскрытый свиток представляет собой книгу Даниила, которая была запечатана, а теперь стала доступна всем. Опыт Иоанна сходен с опытом пророка Иезекииля, которому ангел света повелел съесть принесенный им книжный свиток (Иез.3:1). В следующих стихах (Иез.3:4-6) это странное повеление разъясняется: пророк, усвоив содержание свитка, теперь должен принести содержащуюся в нем весть своим современникам.
Но мы замечаем и еще одно сходство между этими двумя опытами. Иезекииль, как и Иоанн, находит содержание свитка «сладким, как мед» (Иез.3:3; ср: Откр.10:9-10). Но вскоре они ощущают горечь в желудке. В свитке было написано: «плач, и стон, и горе» (Иез.10:9-10): это часть двойственной вести о суде и восстановлении.
Пророк восклицает: «Конец пришел, пришел конец» (Иез.7:2, 3, 6). Иезекииль, пророк в изгнании, возвещает наступление неминуемого суда Божьего. Разрушение Иерусалима близится. Господь избрал пророка донести до народа израильского Его весть (Иез.33:2) о его грядущей судьбе. Послание Иезекииля не ограничено речами и притчами, он зримым образом, несчастьем в своей жизни и своим поведением несет эту весть: его жена, утеха его очей, поражена смертью (Иез.24:15-27), сам же пророк был обречен на скорбное молчание в течение трех с половиной лет, пока не была снята осада с Иерусалима (Иез.33:22).
Но в самой сердцевине этих требований и угроз о разрушении лежит весть надежды. Иезекииль также и пророк восстановления, возрождения Израиля, поскольку пленники будут возвращены из плена, колена воссоединятся (Иез.37:21), Иерусалим будет восстановлен (Иез.40-48), а земля будет изобильной (Иез.47:12). Мужчины и женщины получат новое сердце (Иез.36:24-28). Пророк предсказывает это событие как воскресенье. Слово Божье воссоединит и оживит мертвые кости (Иез.37). Мир снова познает чудо сотворения. Как в Быт.2:7, Дух сотворит из праха жизнь (Иез.37:9).
В этой вести — сладкой и горько одновременно — содержится послание о суде и сотворении, которое книга Апокалипсис здесь раскрывает через обращение к книге Иезекииля: это весть Киппура.
Глубокое проникновение в книги Даниила и Откровения позволяет осознать это раскрытие «времени конца». Даниил сравнивает его с Киппуром, временем трепетного ожидания суда и возрождения. Апокалипсис рисует этот период через видение «раскрытого свитка»,имеющего сладко-горький вкус, который указывает на двойственную природу вести: о суде и возрождении: такова суть Киппура.
Книги Даниила и Откровение дополняют друг друга. Тот факт, что ангел повелевает Иоанну съесть книгу Даниила, еще в большей мере подчеркивает их взаимосвязь.
Как только Иоанн усваивает содержание вести «открытого свитка», ангел повелевает ему возвещать ее, «пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих» (Откр.10:11). Мы услышим аналогичную весть далее, в главе 14. Небесный посланник должен «благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр.14:6). И здесь снова двойная весть: послание о суде, но и о сотворении. 21. Апокалипсис представляет народ Божий во время конца земной истории: пророкам была дана весть Даниила, «съеденная» самим Апокалипсисом.
Два свидетеля
Следующее видение возвращает нас в контекст книги Иезекииля. Как и пророк в еврейских Писаниях, Иоанн получает трость для измерения грядущего храма нового Иерусалима (Откр.11:1; ср.: Иез.40:3 и дал.). Этот символический жест объясняется циклом печатей. После шестой печати происходит отклонение от темы народа Божьего: о его запечатлении и гарантии спасения (Откр.7:3). Аналогичным образом, после шестого шофара пророк подходит к измерению храма Божьего и к возвещению о его восстановлении (Откр.11:1; ср.: Зах.2:2). Если говорить более точно, то ангел просит Иоанна измерить жертвенник и сосчитать поклоняющихся Богу. Видение говорит о народе Божьем, который существовал на протяжении всей истории. Им поручена особая миссия — как и народу в конце времени: свидетельствовать об откровении свыше. Но теперь рамки этой миссии расширены. Этот народ «пророков» сравнивается с «двумя свидетелями» (ст. 3): «Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (ст. 4).
Пророк Захария описывает аналогичное видение двух маслин и меноры (Зах.4:1-6, 11-14). На свой вопрос: «Что это, господин мой?» (ст. 4) он получает ответ ангела: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (ст. 6). Объяснение ангела основано на образе маслины и ее вязью с менорой. Менора дает свет за счет елея (масла), который изливается сверху, подобно тому, как Слово Божье дарует свет через Святого Духа свыше.
В Библии часто приводятся сравнения слов Божьих со светом: « Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). Притчи связывают Тору со светом (по-еврейски «ор»: здесь игра слов). Оба еврейские слова – Тора и ор — происходят из одного корня. Новый Завет описывает Бога как свет (1Иоан.1:5), а Иисус сравнивает Себя со светом. Это раскрывается в динамическом контексте хождения с Богом (Иоан.8:12; 12:35; ср.: Пс.118:105) как косвенная ссылка, аллюзия на Тору.
Еще одна аллюзия объединяет мотив маслины и меноры как чудес, совершенных этими свидетелями, и указывает на две ключевые фигуры еврейских Писаний — на Моисея и Илию. Превращение воды в кровь и язвы ассоциируются с Моисеем (Откр.11:6; ср: Исх.7:14-18). Огонь, который пожирает врага, и дождь, который проливается на землю чудодейственным образом, указывают на Илию (Откр.11:5, 6; ср.: 3Цар.17:1). Только один текст в Ветхом Завете объединяет эти две фигуры: это текст записан в книге Малахии, последнего пророка в еврейских Писаниях: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:4-6).
В этом библейском пассаже два направления. Первое возвращает нас к Моисею и прошлому. Это призыв помнить и быть верным слову Ветхого Завета. Христиане во времена Иоанна рассматривали Моисея как раскрывающего Ветхий Завет. 22. Согласно еврейским преданиям, Тора пришла с ним. «Моисей получил Тору на Синае и передал ее Иисусу Навину. Иисус Навин передал ее старейшинам, а старейшины пророкам, пророки же собранию верующих» 23.
Второе направление, которое опирается на Илию, устремлено в будущее. Это обетование о пришествии Мессии и пламенная надежда на грядущее. Христиане во времена Иоанна связывали пришествие Мессии с пророком Илией. 24. Аналогичным образом, еврейская традиция связывает личность Илии с мессианской надеждой. Илия рассматривался не только как предшественник, но и активный пособник Мессии. 25. Легенды, литургическая практика в канун Седера и ностальгические субботние песнопения — все это было обращено к Илие в ожидании пришествия Мессии.
Моисей обращает наш взор к Торе, тогда как Илия дает нам перспективу мессианской надежды Нового Завета.
Когда мы рассматриваем иудео-христианские корни Иоанна, то осознаем, что эти аллюзии на Моисея и Илию не являются простым совпадением. Это указывает на два Божественных откровения, которые получили первые христиане — Ветхий и Новый Заветы. Такие два свидетеля здесь присутствуют оба, играя свою роль в профетическом процессе. Эта двойная ссылка позволяет полностью раскрыть всю Библию, подчеркивая неразрывную связь и взаимное дополнение двух источников — необходимость двух свидетельств.
Но помимо этих двух документов, мы имеем еще ссылки на два народа, которые их передали. Главная забота пророка – относительно мужчин и женщин, которые возвещают пророчество и которые испытывают страдания (Откр.11:3, 7).
Прежде всего, мы думаем о еврейском народе, который несет в своей плоти и в своей повседневной жизни свидетельство Торы, данной ему свыше, и который тщательно хранил еврейские Писания и их пророчества. Мы думаем также о христианах, которые принесли в мир весть о благодати и любви Божьей и возгласили имя Бога Израиля во всех концах Земли. Они бережно передавали писания Нового Завета с его пророчествами.
Без этих двух народов мы не имели бы доступа к Священному Писанию — ни к Ветхому, ни к Новому Заветам, а потому не имели бы канала для получения истины свыше. А без свидетельств плоти и крови эти библейские документы навсегда оставались бы безгласными и мертвыми и место которых на музейных витринах.
И это, действительно так, ибо, если одно из этих свидетельств игнорируется или вообще отвергается (Ветхий Завет и Тора Церковью, Новый Завет и Мессия Израилем), то эти два свидетеля — Израиль и Церковь, не смогут выжить: они оба нуждаются друг в друге. Если останется лишь один из них, то тем самым нарушается замысел Божий и уничтожается часть Его откровения. В самом деле, эти два свидетеля не только проливают свет друг на друга, но и дополняют друг друга, каждый предоставляя уникальную истину — ту, которая отсутствует в одном из источников, но необходима ему.
Принцип неразрывного единства и комплементарности, взаимодополняемости, двух источников более всего важен и составляет основу истолкования Апокалипсиса. Без книги Даниила Апокалипсис понять трудно не только по причине многочисленных аллюзий и отсылок на нее, но и одинаковой позиции обоих авторов, использования того же самого языка, символов и освещения одних и тех же пророческих событий.
Отрывок, который мы рассматриваем, — Откр.11:1-14 — являет собой яркий пример такой комплементарности. Временные отрезки, представленные в Апокалипсисе, отражают те, которые показаны в пророческом календаре книги Даниила (Откр.11:2-3). В обоих книгах говорится о периоде притеснения, который длится 1260 дней, или 42 месяца (42 x 30). Даниил предсказывает период преследований как «время, времена и полувремя» Дан.(7:25). В контексте книги Даниила это выражение означает один год (360 дней), два года (360 x 2) и полгода (половина от 360 дней), что в целом составляет 1260 дней/лет. 26.Для описания времени преследования Иоанн использует язык, который напоминает язык Даниила: «Они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр.11:2), так же, как малый рог будет преследовать и уничтожать святых (Дан.8:10).
В обоих пророчествах говорится об одном и том же событии. Исторические данные, действительно, показывают, что в течение 1260 лет — с момента обретения Церковью политической власти (538 г. н. э.) до потери ею своего политического влияния (1798 н. э.), голос Писаний должен был умолкнуть. В данный период времени, согласно Апокалипсису, эти два свидетеля пророчествовали, «будучи облечены во вретище» (Откр.11:3). По завершении этого периода «зверь, выходящий из бездны», убьет их. Эта «духовная» драма связана с тремя географическими объектами библейской истории: «великим» городом Вавилоном (Откр.14:8), который олицетворяет собой узурпацию власти Бога; Египетом как олицетворением отрицания Бога, а Содом как воплощением глубины нравственного падения и разврата и атеизм. По существу, Бог был убит в них тем, что они просто заменили Его другими богами, отвергли или просто не знали Его. Убить свидетелей Божьих означает убить Самого Бога. Преследование верующих приравнивается к убийству Бога. Апокалипсис видит в этих местах другую Голгофу, где «Господь наш распят» (Откр.11:8).
Французская революция подорвала доверие не только к официальной религии, но произвела опустошающее воздействие и на ее источники. Новый культ разума привел к уничтожению свидетельства Писаний и отрицанию Бога, который вдохновил их создание. Толпы людей сжигали на площадях еврейские и христианские священные книги. В газете того времени Ле Монитэр так комментировались эти события: «Вчера, на этой декаде, были стерты последние следы суеверия: в огромном костре, полыхавшем на городской площади, сжигались гирлянды священных портретов и картИоан.Люди выбросили около 5-6 тысяч томов религиозной литературы в этот костер, распевая республиканские песни и возглашая лозунги всеобщей солидарности. Книги были поступали отовсюду. Даже городские евреи приносили свои драгоценные рукописи и отрекались от своих надежд на этого смехотворного мессию. Количество сожженных книг было столь велико, что огонь, зажженный в ночь, горел до десяти часов утра». 27.
Наконец, в ноябре 1793 г. революционный конвент издал указ, который упразднял все религиозные службы. Впервые в истории Церкви было официально объявлено о конце христианства. «Разум одержал важную победу над фанатизмом; власть религии заблуждений и кровопролития была свергнута: в течение восемнадцати веков она производила разрушительные действия на Земле во имя Неба! Крестоносцы, вальденсы, альбигойцы, сицилийская вечерня [восстание 1282 г. — примеч. переводч.], массовая резня во время Варфоломеевской ночи — это их работа — это их трофеи, да исчезнут они с лица Земли!» 28.
История полна иронии. Церковь, которая подавляла свидетельство Писаний, вызвала ответную реакцию: разорвавшуюся бомбу Французской революции, которая затем сожгла эти Писания. Пренебрегая откровением свыше, Церковь стала преследовать и породила своего собственного губителя, который не только атаковал ее собственные институты, но поразил ее в самое сердце, когда она тоже отвергла Слово Божье. В этом пророчестве содержится урок, который проходит по всему Апокалипсису: беззаконие ведет к собственному суду.
Но Апокалипсис смотрит дальше. Суд свыше воссоединяется с собственным судом. Действие Божественного суда носит двойственный характер. Во-первых, это великое землетрясение, которое потрясет «город» (Откр.11:13), великий город Вавилон (Откр.11:13). Посягнувший, узурпировавший власть Бога получит страшный удар. В 1798 году Церковь была атакована со всех сторон, а папа, ее духовный вождь, был заключен в тюрьму. Но этот удар не был фатальным. Только «десятая» часть города пала, и погибло семь тысяч человек (ст. 13). Эти две категории имеют определенное значение в библейской традиции: десятая часть символизирует собой минимум. 29. Землетрясение охватило минимальную часть города. «Семь тысяч имен человеческих» в Библии связывается с концепцией «Остатка» 30, и это означает, что Церковь быстро оправится от этого удара.
Народ Божий и эти свидетели тоже возвратятся к жизни. Апокалипсис описывает это события языком, символизирующим воскресение. После аллюзии на распятие Иисуса в тексте эхом звучит весть о Его воскресении: тем же языком описывается чудо воскресения у пророка Иезекииля: (Иез.37:10). «Три с половиной дня» указывают на время, которое Иисус провел в могиле (Марк.9:31; Иоан.2:19-22). В Откр.11:12 далее приводится аллюзия на вознесение Иисуса после Его воскресения: (Откр.11:12; ср.: Деян.1:9).
И, действительно, сразу после декрета о смерти, направленного против христианской религии, Франция и другие страны западного мира начали провозглашать терпимость и свободу религиозных убеждений. Вот, мы слышим выступление писателя и политика Камиля Жордана, одного из первых законодателей эпохи Реставрации во Франции в мае 1797 года на Совете пятисот: «Вера в Бога для государства служит лучшей гарантией порядка и стабильности, которые нельзя подменить никакими законами…Давайте убедим сегодня всех наших сограждан: будь то католики, протестанты, крещеные или некрещеные — все должны знать, что именно воля законодателя как защитника интересов закона гарантирует свободу религии. Я вновь хочу объявить вам это священное обязательство: все религии во Франции свободны» 31.
Для евреев Французская революция и ее продолжатель, Наполеон, открыли новую эру в их жизни. Французские легионы освобождали евреев из гетто, куда они были высланы, сделав их полноценными гражданами страны. В Испании, например, под влиянием французов была подавлена инквизиция, и теперь марраны могли проповедовать еврейскую веру.
Новая эра ознаменовалась также возвращением к Писаниям. Только за пять лет до этого Вольтер предсказал исчезновение Библии, объявляя закрытие этого «последнего альманаха года». И вот, Библия снова занимает место на книжных полках и в сердцах людей.
Два свидетеля снова вернулись к жизни ровно через три с половиной пророческих дня после своей смерти.
Гнев Божий
Седьмой шофар возвещает «третье горе» (Откр.11:14), которое будет иметь место на заключительном этапе земной истории. В последнем видение седьмой шофар рассматривается как совершение тайны Божьей (Откр.10:7). В Апокалипсисе 33 слово «тайна» используется в значении «сокрытого смысла» 34. Суть ее раскроется только в конце времени. Седьмой шофар, таким образом, перекликается с шестой печатью. Оба они связаны со временем конца, когда исполнятся все пророчества. И печать, и шофар описывают это время в тех же терминах: гнев Божий и суд над народами (Откр.11:18; ср.: 6:15-17). Однако между двумя этими видениями есть существенные различия. Во-первых, шестая печать поднимает занавес на земной сцене, тогда как седьмой шофар открывает небесную сцену. Во-вторых, они движутся в противоположных направлениях. В шестой печати видение направлено от Земли к Небу, от настоящего к будущему. А в седьмом шофаре видение направлено ретроспективно во времени — от Неба к Земле — с позиций еврейского мышления. 35.
Видение седьмого шофара подразделяется на три стадии. Первая наполнена «громкими голосами», возвещающими конец всех вещей: «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15). Здесь используется та же терминология, что и в Откр.4: прославление, 24 старца, восседающие на престолах (Откр.11:16; ср.: 4:4), а также титул Бога – «Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь» (Откр.11:17; ср.: .4:8). В отрывке же, который мы рассматриваем, отсутствует всякое упоминание Бога, Который грядет (ср.: Откр.4:8). Единственное объяснение такой ситуации в том, что Парусия уже совершилась.
Более того, в литургии Откр.4, «Санктус» (Свят, свят, свят Господь Саваоф») -прославление четырех живых существ предшествует появлению 24 старцев. Громкие голоса, которые вводят песнь 24 старцев, это голоса четырех живых существ (Откр.11:15); они, как мы видели, представляют земные существа. Наступил момент, когда всё сотворенное славит Бога как царя Земли, исполнение замысла Божьего. Бог отныне воцаряется окончательно и навеки.
24 старца теперь переходят от прославления Бога к воспоминаниям о том, каковы отрицательные и положительные моменты суда (ср.: Откр.14:14-20).
1) К отрицательному аспекту относится суд над мертвыми и истребление язычников и тех, кто «губил землю»(Откр.11:18). Это пророчество указывает здесь на другой отрывок в Апокалипсисе (Откр.20:12-15), который помещает время свершения этих событий после Миллениума.
2) Положительный аспект — это суд «святых» и воздаяние им (Откр.11:18). Эта часть видения реализуется в Парусии, когда Мессия заберет Свой народ домой перед наступлением Миллениума. И здесь снова, видение указывает на другой отрывок: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12).
На деле, эти два суда неразрывно связаны между собою. Удалив тех, «кто губит землю», Бог спасает Землю.
Здесь речь не идет об экологии, о физической природе Земли. Упоминание о Земле мы должны понимать в духовном смысле. В Апокалипсисе, особенно в параллельном тексте о шестой печати, Земля представляет мужчин и женщин, которые подвергаются бедствиям (Откр.7:3). И во время пятого шофара «трава земная», «зелень», «деревья» предназначены для тех, у кого на челах печать Божья (Откр.9:4).
Разрушение Земли имеет духовный и религиозный смысл. Оно является следствием того, что «рассвирепели язычники», и пришел гнев Божий — необычное сочетание, уже содержащееся в самом слове «гнев». Это ассоциируется с Пс.2, в котором описывается характер Мессии, когда Он приходит, чтобы воссесть на престоле в Своем Царстве (Пс.2:5). В нашем отрывке, с другой стороны, говорится о «гневе» народов. Народы/язычники, провозгласившие Землю своей, вызывают гнев, который обуревает законного Владельца, Хозяина Земли, Бога. Поскольку они отвергли Бога как Господа Земли и заняли Его место, то эти народы разрушили Землю. И снова мы наблюдаем ту же нетерпимость и притеснение, которые всегда характерны для узурпатора. Люди убивают друг друга, потому что они забыли Бога. Отступление от предвечного и трансцендентного Бога неизбежно ведет к крестовым походам, к инквизиции, к фашизму фанатиков и националистов. Именно поэтому суд Божий, направленный на языческие народы, спасает Землю.
Пророческое видение седьмого шофара носит ретроспективный характер. Простираясь от установления Царства Божьего к суду над народами, взор пророка в конце концов останавливается на событии, которое стало движущей силой всех вещей: на Первом пришествии Мессии.
Примечания
1. См. L. Ginzberg. “Tamid”. Journal of Jewish Lore and Philosophy 1 (1919): 33, 38, 197, 263, 291/
2. Tamid 5, 6
3. Tamid 3, 8
4. Sukkah 3, 6
5. См. Doukhan. Secrets of Daniel, p. 128.
6. Ibid., pp. 13, 14
7. См. Втор.8:7, 9; Пс.35:8, 9; Иер.17:8, 13
8. См. Втор.29:17, 18; Иер.9:15; 23:15
9. См. Jacques Doukhan. The Genesis Creation Story. Andrews University Seminary Doctoral Dissertation Series (Berrien Spring. Mich. , Andrews University Press, 1978), vol. 5, pp. 64, 65.
10. 1 Енох 18:12-16; 19:1б 2 – в разделе, написанном в II в. до н. э.
11. См. Иов 26:6; 28:22; 31:12; Прит.15:11; 27:30.
12. Прит.10:28; 11:10; 19:9; 21- 28; 29:3 и др.
13. См. См. Doukhan. Secrets of Daniel, p. 108, 109, 143-145ю
14. См. Иер.51:14; Иоил.1:4; Амос. 7:1; Пс.105 33, 34
15. См. Иер.51:59-64; ср.: Ис.44:27, 28; Иер.50:38
16. См. 2Цар.18:3; 1Кор.4:15; 14:19.
17. См. Doukhan. Secrets of Daniel, pp. 171-175
18. См.Ис.31:1-3; 4Цар.10:28; Иер.46:8, 9 и др.
19. См. Doukhan. Secrets of Daniel, pp. 171-176
20. Ibid. Pp. 186-188
21. См. Откр.14:7-11
22. Матф.23:2; 1:17; Деян.15:21 и др.
23. Mishna, Aboth 1, 1
24. Лук.1:13-17; Матф.17:10-13
25. Мидраш Раба. Лев.34:8. Руфь 5:6.
26. Doukhan. Secrets of Daniel, p. 108, 109
27. Le Montieur, 1 er frimaire. An. II
28. Le Montieur, Nov. 14, 1793
29. См. Ис.6:13; Лев.27:30; ср.: Doukhan. Secrets of Daniel, pр. 23, 105, 106
30. 3Цар.19:18; 20:15
31. Согласно древним верованиям, процесс разложения начинался только на третий день после смерти, и только тогда покойный считался официально мертвым. Говорить о воскресении после третьего дня смерти означало поддерживать тот факт, что чудо воскресенья совершилось. Помимо примера Иисуса, мы можем еще сослаться на Лазаря, который был воскрешен на четвертый день после смерти. (Иоан.11:17, 39). Иона был освобожден из чрева рыбы только на третий день, когда он уже должен был считаться с мертвым (Иона 2:2; ср.: Ос. 6:1, 2).
32. Цитата из: J. Vuilleumier. L’Apocalypse (Dmmaire- les-Lys: 1942), p. 177
33. Откр.1:20; 17:5-7; ср.: Дан.2:22
34. Рим.16:25, 26; ср.: Кол. 1:25, 26.
35. См. Doukhan. Secrets of Daniel, p. 155.
Часть II. Небо багрово
Это последнее видение Бога, Который грядет, приводит нас в самый центр Апокалипсиса и перекликается с первым видением книги (Откр.1:1-10). Как и в книге Даниила, в литературной структуре Апокалипсиса есть центральное видение (Откр.12 – 14), внимание в котором сосредоточено на времени конца и суде (Дан.7). 1. После грозных штормов церковной истории облака рассеиваются, появляются цвета надежды (Матф.16:2). Дракону из земли — который нападает на женщину (первое знамение, Откр.12) и собирает силы земли и моря (второе и третье знамение, Откр.13) — дают ответ из среды этих облаков, где все еще звучат гимны надежды (интермедия, Откр.14:1-5), три ангела, несущие весть надежды (четвертое, пятое и шестое знамения, Откр.14:6-13). По завершении этой тройственной вести Бог являет Свое присутствие на Небе (седьмое знамение, Откр.14:14-20).
Киппур
Перед началом нового раздела видение, как всегда, возвращает нас к святилищу: «И отверзся храм Божий на небе» (Откр.11:19). Внимание сфокусировано на ковчеге завета в Святом святых. Мы, таким образом, находимся в контексте Дня искупления (по-еврейски, Йом Киппур). Это единственный день в году, когда в Святое святых мог войти священник. Итак, Йом Киппур, еврейский праздник, вводит следующее видение.
День искупления наступает через 10 дней после праздника Труб (Лев.23:26-32). В течение этих десяти дней народ Израиля должен был подготовиться к великому судному дню (10 тишри, седьмой месяц). Аллюзия на праздник труб служит разъяснением миссии народа Божьего — приготовление к суду Божьему. Аналогичным образом, День искупления теперь определяет миссию народа Божьего: возвещение о грядущем суде Божьем.
Не является простым совпадением тот факт, что ковчег завета занимает все поле видения: это показывает его ключевую роль в контексте Дня искупления. В этот день священник окроплял ковчег завета кровью жертвенного животного (Лев.16:13-15). Этот ковчег завета в Святом святых с двумя херувимами над ним в сознании израильтян связывался с небесным престолом Бога (Ис.6:1-3; Иез.1:4-28) и отождествлялся с присутствием Самого Яхве (Чис.10:35-36).
Кропление крови на ковчег символизировало собой одновременно и суд Божий — кровь служила напоминанием о том, что это животное умерло за грехи народа, и милость Божью — то, что Он принял на Себя наши грехи и простил нас. Милость здесь воссоединилась со справедливостью, благодать с законом. Благодать неразрывно связана со справедливостью закона. Справедливость и милость — это два полюса ковчега завета.
Важно отметить, что в ковчеге находятся скрижали Закона, расцветший жезл Аронов и сосуд с манною (Евр. 9:4; Исх.16:33; Втор.10:5). С одной стороны, Закон символизировал справедливость и выполнял функцию наказания. С другой стороны — расцветший жезл Аарона и сосуд с манной символизировали знамения Божественной благодати, создавшей жизнь из праха. В еврейском мистицизме сохранились воспоминания об этих связях, и он истолковывает присутствие двух херувимов над престолом благодати как воплощение Божественных атрибутов справедливости и милости. 2 Тот факт, что кровь Иисуса Мессии должно быть необходимым условием прощения грехов, свидетельствует о справедливости Божьей. Тот факт, что Иисус добровольно согласился умереть, свидетельствует о любви Божьей. И не поддающаяся описанию любовь Иисуса — Его крестная смерть, которую требовал суд Божий, показывает, что спасение зависит и от Божественной любви, и от Божественной справедливости. Эта весть находится в самом центре видения второй части Апокалипсиса. (Откр.11:19). На фоне отверстого Неба, которое раскрывает ковчег завета и возвещает о Божьем прощении, происходят также «молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град»: это напоминает нам о двойственной вести о суде и надежде для жителей Земли.
Примечания
1. См. Ж. Дукан. Даниил: Видение конца, сс. 3-7; Тайны Даниила, с. 100
2. Ис.6:1-3; Иез.1:4-28; Евр. 9:4; Исх.16:33, 34; Втор.10:5
3. Вавилонский Талмуд. Baba Bathra, Yoma 54a
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|